`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сканеры в Украине: спрос сохраняется

0 
 

Как считают многие аналитики, с развитием и распространением цифровой фотографии интерес к сканерам будет уменьшаться. Особенно это касается массовых моделей, которые до последнего времени широко применялись домашними и офисными пользователями для сканирования фотоотпечатков. Тем не менее результаты нашего небольшого экспресс-анализа говорят о том, что сканерам еще рано "уходить на покой".
Торговые марки

Прошлый год для продавцов сканеров был достаточно результативным: по их словам, в некоторых классах устройств сбыт вырос в 2,5--3 раза. При этом Epson, например, заявила об увеличении поставок в 2001 г. по меньшей мере в два раза, а Canon -- почти в три (на 190% в денежном выражении). По мнению сотрудников киевского офиса Hewlett-Packard, рост отечественного рынка планшетных сканеров составит в текущем году 45--50% (itc.ua/9314). В целом же, по различным оценкам, его годовая емкость измеряется 30--50 тыс. устройств всех классов. Тем не менее некоторые поставщики считают, что спрос на сканеры все еще не удовлетворен.

Сканеры в Украине спрос сохраняется Детальный анализ структуры предложений этих устройств в еженедельнике "Hot Line" показывает, что наиболее популярными являются HP и Mustek (порядка 20% позиций), следом идут Umax и Microtek (12--13%). С некоторыми поправками, думаем, эту картину можно проецировать и на реальное положение дел на рынке -- по крайней мере, именно четыре названные торговые марки сегодня лидируют и по количеству реализуемых в Украине сканеров. Но если рассматривать сегмент массовых моделей стоимостью до $150, то здесь безоговорочными чемпионами будут HP и Mustek: первая прежде всего благодаря брэнду, вторая -- в немалой степени из-за доступных цен. Точно определить, кому из них принадлежит первое место, вряд ли возможно, хотя Александр Николайчук, менеджер украинского офиса MAS Elektronik, утверждает, что на сканеры Mustek сегодня приходится около 55% рынка массовых устройств. С нашей же точки зрения, HP и Mustek занимают сейчас примерно одинаковые позиции, и нарушить это равновесие может разве что появление нового поставщика. Так, в мае текущего года о подписании дистрибьюторского соглашения с Mustek сообщила компания DataLux, что, безусловно, скажется на положении этой марки.

С другой стороны, есть предпосылки, что в ближайшие полгода-год изменения коснутся не только распределения первых двух мест. Наиболее реальный претендент на третье место -- Umax, которая в результате ухода с мирового рынка сканеров компаний Agfa и Heidelberg получила некоторую фору и в Украине: еще в апреле WEGA Distribution, ранее являвшаяся официальным дистрибьютором этих двух производителей, сообщила о подписании аналогичного соглашения с Umax. Интересно, что доля предложений сканеров Agfa в "Hot Line" за год сократилась более чем в три раза (с 15 до 4%).

Также следует отметить, что уход Agfa и Heidelberg и последовавшие за этим распродажи их продукции (в Украине они еще будут продолжаться некоторое время) вызвали общее снижение цен на сканеры и других брэндов, в частности Umax и Microtek.

Из прочих производителей наибольшей маркетинговой активностью отличаются Canon, Epson и, пожалуй, в последнее время Acer/Benq, поэтому в перспективе не исключено увеличение их доли на рынке за счет менее известных торговых марок.

Достаточно сильное падение цен на сканеры, оснащенные слайд-модулями, сегодня позволяет говорить о таких устройствах как о массовых. Так считает Артем Барицкий, менеджер компании ERC. Структура продаж сканеров в ERC на текущий момент выглядит следующим образом: HP -- 70% (самая популярная модель ScanJet 2200C), Epson -- 23% (Epson Perfection 1250), Canon -- 7% (CanoScan N670U).

Что касается полупрофессиональных и профессиональных аппаратов, то, например, менеджер по продаже сканеров компании DataLux Андрей Стешенко отводит "тяжелой" технике около 20% рынка. Сегодня в этом сегменте наиболее широко представлены Umax и Microtek.


Ценовая сегментация

В целом классификация устройств, используемая поставщиками, основывается как на их стоимости, так и на количестве выполняемых задач и качестве результата. Обычно наиболее четко выделяют три сегмента.

Самым емким считается класс SOHO-устройств -- их цена колеблется в диапазоне от $70 до $200. По данным "Hot Line", предложение таких моделей стабильно держится на отметке 60--70%. Причем, как и год назад, примерно половина сканеров относятся к категории "до $100". Что касается их технических параметров, то они достаточно высоки, но при этом модели оснащены не очень функциональным ПО и в силу конструктивного исполнения не предназначены для интенсивного сканирования.

К бизнес-классу (или корпоративному) относятся модели стоимостью от $200 до $700. Главным их отличием, как правило, является улучшенная работа с цветом. Кроме того, преимущество этих устройств заключается в высоком качестве исполнения электроники и механики, что позволяет работать с интенсивными нагрузками, а также в более функциональном программном обеспечении. По словам Андрея Стешенко, наибольшей популярностью в этом классе пользуются сканеры Hewlett-Packard, также сильны позиции Umax и Mustek. "Если первая выигрывает в основном за счет активной рекламной кампании и известности, то две другие -- благодаря доступным ценам", -- считает Игорь Михалицин, директор компании "Иква".

Самый же интересный и динамичный сегмент рынка сканеров, по мнению поставщиков, сформирован полупрофессиональными и профессиональными устройствами.

Здесь цена как фактор, учитываемый конечным потребителем, уходит с переднего плана, да и диапазон выполняемых задач существенно отличается. При этом стоимость аппаратов может достигать и $10 тыс. Покупка такого сканера -- долгосрочные инвестиции, отсюда и круг покупателей: рекламные агентства, издательства, фотолаборатории, медицинские и проектные учреждения. Срок жизни верхних профессиональных моделей составляет от двух до трех с половиной лет. Естественно, наиболее активно сбыт этих устройств идет первые полгода, после запуска моделей на рынок, затем их продажи стабилизируются. Причем за время жизни профессионального сканера снижение его стоимости, как правило, не превышает 20--30%.

Особняком стоят слайд-сканеры. По словам Олега Лахоцкого, менеджера компании WEGA Distribution, сегодня здесь наблюдается тенденция, когда покупатель приобретает недорогой планшетный сканер и слайд-аппарат отдельно. Порой такое решение выглядит более оправданным по соотношению цена/функциональность. Стоимость подобной системы, как правило, ниже полноценного профессионального устройства, но при этом ее возможностей с лихвой хватает для решения задач, связанных с качественной обработкой графических изображений.


Перспективы

По оценкам различных экспертов, в 2002 г. рост на отечественном рынке количества планшетных сканеров составит приблизительно 30%. По-прежнему наиболее активно спрос будет увеличиваться в классе устройств, предназначенных для сегмента SOHO, а вот позиции профессиональных и полупрофессиональных устройств, по мнению Олега Лахоцкого, останутся относительно стабильными.

В то же время, как считает Артем Барицкий, предпосылок для существенного роста сегмента low-end в ближайшем будущем нет. "Дальнейшего увеличения продаж, скорее всего, стоит ожидать в секторе офисных моделей, а также сканеров со слайд-модулями", -- отмечает он.

Есть еще один момент, сказать о котором надо обязательно. По нашим оценкам, в 2002--2003 гг. намечается увеличение спроса на высокопроизводительные сканеры и специализированные комплексные решения для ввода и обработки документов. Сегодня в Украине этот класс устройств наиболее широко представлен AVision и Fujitsu.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT