`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Silverlight 3: страсти накаляются

Статья опубликована в №21 (687) от 16 июня

0 
 

Не прошло и полугода с момента выпуска очередной версии «убийцы Flash» – Silverlight 2, как Microsoft объявила о начале бета-тестирования Silverlight 3 (а релиз ожидается уже в июле). Создать серьезное обновление платформы в столь короткий срок – задача нетривиальная. Тем не менее разработчики из Microsoft заявляют о том, что по числу нововведений последняя версия не уступает предыдущим. Попытаемся выяснить, так ли это на самом деле, или речь идет о банальной «накрутке версий».

Анонс Silverlight 3 состоялся в марте на проходящей в Лас-Вегасе конференции MIX09, где сразу же было объявлено и о начале бета-тестирования. Хотя новой платформе еще далеко до популярности Adobe Flash, тем не менее представители Microsoft привели достаточно впечатляющую статистику: за полтора года с момента выхода первой версии Silverlight общее число инсталляций превысило 350 млн, а количество сайтов, использующих данную технологию, – 10 тыс.

Silverlight 3 страсти накаляются
Локальная установка Silverlight-приложения стала стандартной возможностью, но появление соответствующего пункта в меню целиком зависит от разработчиков

Если говорить о нововведениях, то следует начать, пожалуй, с мультимедиа-составляющей – поля, на котором даже самая первая версия Silverlight чувствовала себя весьма уверенно. Итак, в Silverlight 3 вполне ожидаемо произошло расширение списка поддерживаемых медиаформатов – теперь в их число входят H.264, AAC и MP4. Улучшена поддержка HD-видео и реализован уникальный механизм адаптивного потокового вещания (Smooth Streaming), который заключается в том, что клиент и сервер (на текущий момент поддерживается только IIS 7) в автоматическом режиме выбирают наиболее подходящий для используемого канала (его текущей пропускной способности) связи уровень сжатия, что позволяет транслировать потоковое видео в максимально возможном качестве. А компаниям, занимающимся широковещательными проектами, будет интересен дополнительный модуль под названием Starlight, доступный в виде открытого проекта на сайте Codeplex.com.

Множество нововведений касаются обеспечения различных спецэффектов. Их стало гораздо больше в стандартной поставке, а кроме того, теперь поддерживаются пиксельные шейдеры (HLSL 2.0) для самостоятельного создания дополнительных. Для двухмерных объектов реализована функция под названием Perspective 3D, которая позволяет размещать их в трехмерном пространстве, выполняя операции вращения. Создание анимированных роликов в Silverlight 3 упрощается за счет предоставления разработчикам множества стандартных функций. Помимо прочего, создатели Silverlight 3 заявляют, что они первыми реализовали доступ ко всем системным цветам – таким образом, теперь можно создавать решения, по цветовой гамме полностью соответствующие оформлению каждой рабочей станции, что, к примеру, важно для людей с проблемами зрения, предпочитающих контрастные темы.

Существенно увеличена производительность исполнения приложений за счет использования возможностей современных видеоакселераторов. Причем эффект будет заметен не только на графических эффектах, но и, к примеру, при масштабировании окна видеопроигрывателя. Другой фактор улучшения производительности Silverlight-приложений – совершенствование поддержки многоядерных процессоров, впервые появившейся во второй версии.

Как и следовало ожидать, в Silverlight 3 уже поддерживаются сенсорные экраны с технологией multitouch – осталось только дождаться массового распространения таких устройств.

В Silverlight 3 представлена возможность под названием Local Messaging – обмен информацией между различными приложениями (или экземплярами одного приложения), исполняемыми на одной странице браузера, на различных вкладках или даже в различных браузерах одного и того же компьютера. Это должно быть интересно в первую очередь создателям веб-сайтов, которые реализуют отдельные фрагменты страниц с помощью Silverlight – теперь их функционирование можно синхронизировать. Вероятно, им заинтересуются и разработчики игр – по крайней мере, на MIX09 демонстрация Local Messaging выполнялась на примере игровых приложений.

Ряд нововведений направлен на улучшение работы с текстом. Наиболее заметное среди них – это поддержка CleatType (которая, впрочем, отсутствует в бета-версии, но ожидается в финальном релизе). Также значительно усовершенствованы элементы управления. Отныне в распоряжении разработчиков свыше шестидесяти стандартных компонентов, поставляющихся с полным исходным кодом, теперь его можно модифицировать в зависимости от конкретных потребностей.

Silverlight 3 страсти накаляются
Netflix – крупнейшая компания в США, предлагающая медианосители напрокат, выбрала Silverlight для создания своего потокового плеера

К числу наиболее интересных нововведений относится усовершенствование поддержки поисковой оптимизации (SEO) и интеграции с элементами управления браузером. SEO всегда была проблемным местом Flash, и хотя с последними версиями ситуация начала меняться в лучшую сторону, до сих пор разработчики избегают создавать сайты исключительно средствами Flash в силу нелюбви к ним поисковых систем. Создатели Silverlight, напротив, занялись вопросами SEO почти с самого начала. Помимо возможности разделять текстовые и бинарные составляющие проекта, в Silverlight 3 появился механизм под названием Deep Linking, который позволяет создавать ссылки на разные «точки входа» одной и той же программы. Благодаря этому веб-приложения станут более дружелюбными как к поисковикам, так и к пользователям, ведь в них можно будет применять навигационные кнопки браузера и внешние ссылки сразу на нужные функции.

Еще одно востребованное усовершенствование Silverlight 3 заключается в улучшении представленных во второй версии механизмов работы вне браузера и в офлайновом режиме. Теперь практически для каждого Silverlight-приложения можно создать ярлык в локальной системе, и оно будет запускаться и выглядеть подобно обычному Windows-приложению. В целом данная функциональность в значительной мере схожа с возможностями платформы Adobe AIR с тем отличием, что для ее функционирования не требуются дополнительные компоненты – все изначально включено в дистрибутив. Технически работа вне браузера реализуется следующим образом: когда пользователь выбирает в контекстном меню опцию локальной установки (о ее доступности должен позаботиться сам разработчик), приложение копируется на в папку в его системном профиле и в дальнейшем вызывается через ярлык, который запускает программу SLLauncher и передает ей в качестве параметра нужный идентификатор. Отметим, что для установки Silverlight-приложений не нужны права администратора, а их обновление осуществляется при запуске полностью автоматически.

Отрадно, что наряду с расширением функциональности объем среды исполнения не только не вырос, но и сократился по сравнению с предыдущей версией (примерно на 5%). Но куда более привлекательным выглядит сокращение размера приложений за счет оптимизации алгоритмов компрессии – на 10–30%, что весьма важно для высоконагруженных сайтов.

Как обычно, особое внимание Microsoft уделяет поддержке программистов и обеспечению их всем необходимым инструментарием. SDK для бета-версии доступен как в качестве расширения для Visual Studio 2008 и бесплатной Visual Web Developer Express, так и в виде полностью независимого дистрибутива. В дальнейшем разработка для Silverlight 3 будет возможна в Visual Studio 2010, финальная версия которой ожидается ближайшей осенью, а также в кросс-платформенной IDE eclipse4SL. Одновременно с бета-версией Silverlight 3 была выпущена и предварительная версия дизайнерского инструмента Expression 3 Blend, сполна поддерживающая ее новые возможности.

Итак, в результате знакомства с Silverlight 3 можно сделать вывод, что очередной старший номер версии ей присвоен не напрасно – значительное число новых функций и усовершенствований производят должное впечатление, равно как и темп, с которым Microsoft развивает эту платформу. И хотя сегодня по уровню распространенности Silverlight все еще существенно уступает Flash, паритет двух конкурирующих технологий в перспективе уже не кажется таким невероятным. А в функциональном плане он фактически уже наступил – хотя у каждой платформы есть свои уникальные черты и возможности. В любом случае страсти на рынке накаляются, а борьба уже начинает вестись едва ли не за каждого значимого клиента. К примеру, одним из недавних заметных успехов Silverlight является разработка на основе этой технологии проигрывателя для потокового контента компанией Netflix – крупнейшим представителем рынка медиапроката в США.

Сайт автора: koldovsky.com

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT