`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SIGGRAPH 2009: графические премьеры сезона

Статья опубликована в №29 (695) от 25 августа

+22
голоса

Старт ежегодной выставки-конференции SIGGRAPH традиционно положил конец недолгому летнему затишью в индустрии визуальных технологий. Организатор мероприятия, Общество специалистов в области компьютерной графики, в который раз не обманул ожиданий более сорока тысяч членов, объединив под своими знаменами с 3 по 7 августа ключевых игроков отрасли.

SIGGRAPH 2009 графические премьеры сезона

Выбор места проведения 36-го съезда SIGGRAPH довольно символичен. Жизнь в городе, огромный урон которому нанес в 2005 г. ураган «Катрина», постепенно входит в привычное русло. Аналогичным образом развивается отрасль VFX – не оставшись в стороне от свирепствующей экономической стихии, она планомерно возвращается к былым темпам развития. Если верить аналитикам Jon Peddie Research, в нынешнем году объем рынка технологий трехмерного моделирования и анимации достигнет 221 млн долл. и в ближайшие несколько лет будет демонстрировать здоровое развитие, увеличиваясь в среднем на 6,8% в год. Объем старшего рыночного сегмента, объединяющего продукты для обработки цифрового видео, компоузинга и спецэффектов, по итогам аналогичного периода будет колебаться около отметки 1,474 млрд долл., что немногим хуже результата прошлого года. Однако уже к 2013 г., при среднегодовой позитивной динамике порядка 9%, рынок способен увеличиться до 2,3 млрд долл. Вопреки набившему оскомину кризису, а порой даже из-за него, растет интерес к компьютерным играм, с нетерпением ожидается выход очередного насыщенного спецэффектами блокбастера. Как следствие, в экспертной среде предрекают восстановление отрасли VFX уже в будущем году, к чему главные игроки рынка готовятся заблаговременно.

SIGGRAPH 2009 графические премьеры сезона
Площадка форума

На роль центральной площадки форума претендовал стенд Autodesk. Компания продолжает интегрировать семейство продуктов, небывалыми темпами разраставшееся вследствие многочисленных поглощений последних лет. Прежде всего технологический багаж Alias, Softimage, Skymatter и других потерявших независимость конкурентов был рассредоточен в несколько пакетов, что должно позволить клиентам существенно сэкономить на приобретении необходимого инструментария. Так, помимо профессиональных Entertainment Creation Suite и Real-Time Animation Suite были также скомпонованы две относительно недорогие учебные вариации 3D-продуктов Autodesk. Центральным элементом остается 3D-пакет Maya, который в версии 2010 не только лишился былого разделения на вариации Complete и Unlimited, но и пополнился наработками, ранее существовавшими исключительно в виде независимых приложений. Речь идет о системе высокоточного трехмерного трекинга MatchMover, изначально выпускавшейся французской компанией RealVIZ в виде отдельного приложения. Кроме того, на порядок возросли возможности Maya в финальном сведении материала – в системе появился модуль Composite, на поверку оказавшийся хорошо известным компоузером Toxik. Как следствие, теперь в распоряжении пользователя Maya есть штатные средства ротоскопинга, цветокоррекции и многослойного ретуширования. Более того, ряд функций, например инструменты для сложного keying'a Keyer Super Tool, мигрировали из hi-end компоузера Autodesk Flame. Расширилась зона ответственности технологии моделирования системами связанных частиц Maya Nucleus – полностью интегрированы в продукт первые два модуля этой среды nCloth и nParticles. В пакете Softimage 2010 замечено радикальное обновление ядерной архитектуры GigaCore III, способствующее устойчивой и быстрой работе с комплексными сценами, насыщенными в том числе и скоплениями характерных персонажей. В арсенал продукта наконец интегрировали модуль лицевой анимации Face Robot. Сегодня, когда большинство художников не желают вникать в технические тонкости работы той или иной технологии, данное решение позволяет обойти сложные для творческой натуры вопросы, максимально сконцентрировавшись лишь на мимике модели. Face Robot моментально отображает придаваемые персонажу изменения. С этой же целью доработана открытая платформа ICE, отвечающая за усовершенствование практически всех рабочих инструментов Softimage, без необходимости углубления в написание скриптов. Обновленная структура ICE позволяет делать это в интуитивно понятной форме.

SIGGRAPH 2009 графические премьеры сезона
Отныне в распоряжении Maya полноценная система компоузинга

Подвергся модернизации пакет для характерной анимации Motionbuilder. В версии 2010 весьма удобной представляется функция захвата движений с последующей передачей данных от одной модели к другой. Таким образом, накопленные архивы с движениями можно применять к новым персонажам. Долгожданному усовершенствованию подвергся блок анимации конечностей, расширивший диапазон жестов и плавных переходов между ними. Сфера компетенции инструмента Actor Tool увеличена за счет поддержки написания скриптов на языке Python, благодаря чему трудоемкий этап подготовки к захвату движений можно автоматизировать. Требуемые сценарием симуляции можно сделать более реалистичными за счет радикально нового алгоритма просчета движений между ключевыми кадрами. Аналогично работает симуляция поведения между группами моделей с учетом механизма физики процессов.

Разработчики из NVIDIA также весьма основательно подготовились к мероприятию. Прежде всего на стенде демонстрировались несколько систем ускорения приложений для программистов, призванных упростить внедрение новых графических технологий в создаваемые продукты. В их числе первая в мире интерактивная система трассировки лучей OptiX, использующая мощь GPU компании. Трассировщик является программируемым конвейером, который позволит выполнять в режиме реального времени сложные задачи моделирования – такие как оценка результатов отражения и преломления от поверхностей, включая стекло. С помощью карт Quadro FX интегрированный в 3D-пакеты OptiX ускоряет трассировку лучей в задачах фотореалистичного рендеринга, акустического расчета, эмуляции оптики и т. д.

SIGGRAPH 2009 графические премьеры сезона
Очередной высокоуровневый шедевр от AMD содержит 800 шейдерных процессоров

Следующий новый компонент – система SceniX, обеспечивающая управление 3D-данными с высокой точностью. Сфера ее компетенции – как распространенные медиаприложения RTT DeltaGen, Autodesk Showcase или Anark Media Studio, так и собственные инструменты разработчиков для визуализации, симуляции, вещательной и медицинской графики.

Средство распределения нагрузки CompleX обеспечивает поддержку интерактивности работы с «громоздкими» и сложными моделями. Автоматически распределяя ресурсы памяти и нескольких GPU, в рамках системы визуальных вычислений Quadro Plex CompleX дает возможность исследовать и визуализировать все данные целиком, а не по отдельным сегментам.

Получила обновление и физическая система PhysX, предназначенная для реализации достоверной физики процессов в профессиональных приложениях. Представленная новая 64-битовая версия продукта позволит проводить более точные расчеты с большими наборами данных.

Кроме того, NVIDIA показала новые вычислительные системы Quadro Plex для визуализации, работы с 3D-моделями и анализа значительных объемов данных. Экономичные платформы предназначены для окружений, где необходимо плавно работать с изображениями высокого разрешения и данными в режиме реального времени. Решения включают два GPU Quadro FX 5800 и 8 ГБ памяти. Первый из них, Plex 2200D2, выпускается в формфакторе deskside или 3U rackmount, а Plex 2200 S4 – в 1U server. Подключив две системы к одной рабочей станции, пользователи могут просматривать изображения в разрешении 36 Мп, разворачивать их на 4K-проекторы или восемь дисплеев, а также выводить стереоскопический 3D-контент.

Не осталась в стороне и AMD. Прежде всего в профессиональном сегменте чипмейкер презентовал ускоритель ATI FirePro V8750. В числе его выдающихся характеристик – 800 шейдерных процессоров (четыре шейдерных блока), выполняющих расчеты при пропускной способности памяти порядка 115,2 Гб/с. Немалая роль в этом принадлежит памяти стандарта GDDR5, достигающей заявленных характеристик при сравнительно низком энергопотреблении. Не менее важный элемент нового адаптера – поддержка аппаратно-программной технологии ATI Stream, нацеленной на динамическое распределение нагрузки между CPU и GPU. Помочь в этом также сможет технология CrossFire Pro, обеспечивающая работу двух соединенных между собой высокоуровневых дискретных карт.

Еще одна новинка AMD – карта ATI FirePro S400, работающая в связке с V8750 и ориентированная на решение проблем с синхронизацией кадров и видеосигнала, возникающих при переходе от одного источника к другому. Кроме того, при использовании S400 с повестки снимаются вопросы вывода изображения на несколько дисплеев без рывков и задержек.

Мощь последних GPU доступна без ограничений благодаря регулярно обновляемым кросс-платформенным 3D-стандартам. Ключевой игрок тут – организация Khronos Group – обнародовала финальный вариант стандарта OpenGL 3.2. Обновился и язык программирования шейдеров OpenGL Shading Language 1.50. Более того, на пути к созданию гибкой экосистемы, нацеленной на многие рынки и устройства, организация развивает стандарт OpenCL для параллельных вычислений, OpenGL ES для мобильной графики и новый стандарт WebGL для 3D в Веб. Непосредственно в OpenGL 3.2 разработчики добились увеличения производительности операций с массивами вершин, исключая возможность работы мощностей CPU или GPU вхолостую. Усовершенствован механизм программирования конвейеров OpenGL, включая геометрические шейдеры. В частности, за счет бесшовного фильтрования кубических карт улучшена визуализация последних. На руку играет и процесс рендеринга с использованием текстур с мультивыборкой и открытым взаимодействием шейдеров с текстурами.

Несколько приятных вестей пришло от Pixar Animation Studios. Прежде всего весь спектр продуктов RenderMan, в том числе RenderMan Studio и RenderMan for Maya, не будет впредь содержать ограничений на количество потоков обработки данных. Первым «неограниченным» элементом конвейера Pixar стал визуализатор RenderMan Pro Server 15.0, поддерживающий операции с объемными примитивами, активно использующий лицевые текстуры Disney Ptex, дополненный API для работы с подраздельными поверхностями. Не менее востребованной обещает стать система Tractor 1.0, специализация которой – управление рендеринг-фермами, включающими десятки тысяч процессорных ядер.

SIGGRAPH 2009 графические премьеры сезона
Технология Face Robot – идеальное средство для тонкой лицевой анимации, по простоте использования сравнимое с послушной глиной

В Новом Орлеане был дан старт продажам дополнительного пакета для генерирования синтетических пейзажей Vue. За годы развития продукт компании e-on software пробился на вершину в своем классе, оставив далеко позади Bryce, Mojoworld и прочие аналогичные разработки. Особое внимание восьмая версия привлекает усовершенствованным атмосферным механизмом Spectral 3, с высокой степенью точности имитирующим поведение получаемой процедурным методом атмосферной оболочки в соответствии с заданными погодными условиями. Что характерно, разработчики максимально расширили количество подвергаемых редактированию настроек, начиная с плотности моделируемых масс и заканчивая влиянием источников освещения. Взаимодействие между элементами сцен теперь подчиняется законам физики, а пользователь способен влиять на большое количество локальных параметров, вплоть до имитации различного микроклимата в отдельных частях проекта.

Новый владелец цифрового натурщика Poser, компания Smith Micro Software, не откладывая в долгий ящик, представила восьмую версию известного приложения. Интеллектуальный помощник Wardrobe Wizard отныне подгоняет существующие комплекты одежды под произвольных персонажей. Улучшенная система размещения скелета внутри модели Falloff Zone занимается вопросами точной привязки движений к плечам, тазу и другим частям тела. В сценах теперь имеется поддержка физически точного освещения. Финальный реализм композиции отныне опирается на активное использование Normal Mapping, что позволяет в ряде случаев свести к нулю необходимость дополнительной полигональной деталировки. Расширились возможности морфинга. В частности, инструмент Cross-Body отвечает за создание мускулатуры, венозных неровностей, шрамов и ран, причем поддерживается даже симметричный режим скульптинга. Механизм физических коллизий обучает объекты сцены реалистичному взаимодействию между собой, имитирует комплексные групповые движения. Виртуальная община Poser пополнилась восемью полностью текстурированными персонажами из различных этнических групп. Более того, банк заготовок теперь содержит 2,5 Гб готовых к использованию типов причесок, одежды, поз, а также камер и других не менее полезных мелочей.

В завершение отнюдь не лишним будет упомянуть ряд технологий, пока что находящихся на пороге своего промышленного воплощения. Наш бывший соотечественник, студент Нью-Йорксого университета Илья Розенберг, представил UnMousePad, устройство позиционирования с поддержкой multi-touch, использующее недорогую сенсорную технологию IFSR для интерполирования точек нажатия с высокой точностью на разреженной решетке электродов. Потенциальное применение UnMousePad довольно широко – от объемной цифровой лепки моделей и музицирования до управления интерактивными приложениями.

Французский национальный институт информатики и автоматизации (INRIA) продемонстрировал систему Virtualization Gate, которая представляет собой установку с многочисленными цифровыми камерами и служит для ввода пользователя в виртуальный мир с полной оцифровкой его тела и последующим обеспечением интерактивного взаимодействия с виртуальными объектами.

Команда исследователей из Токийского университета поделилась результатами опытов в области осязательной голографии. Touchable Holography – это новое направление в технологиях человеко-машинных интерфейсов, позволяющее наладить тактильную обратную связь с зависшими в воздухе трехмерными изображениями объектов. Воспользовавшись LCD-экраном, изогнутым зеркалом и несколькими беспроводными пультами Wiimote, исследователи поучили дисплей, который дает возможность «касаться» проецируемых объектов на расстоянии 30 см от своей плоскости.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT