`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SIGGRAPH 2008: вести с графической передовой

Статья опубликована в №32 (649) от 26 августа

0 
 

Ежегодный смотр прогрессивных решений в области компьютерной графики SIGGRAPH по традиции знаменует окончание непродолжительного летнего затишья на одном из важнейших фронтов рынка визуальных технологий. В нынешнем году насыщенный конференциями, семинарами и выставочными мероприятиями марафон проходил в Лос-Анджелесе с 11 по 15 августа. Под знамена форума удалось привлечь более 250 компаний, а число неравнодушных к цифровому творчеству посетителей превысило 28 тыс. человек.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой

Отрадно заметить, что который год кряду отрасль демонстрирует здоровые показатели развития. Согласно данным аналитиков Jon Peddie Research, по итогам 2008 г. доходы участников рынка только лишь в сегменте решений для CAD превысят 6 млрд долл., что говорит об увеличении на 15% прошлогодних показателей. Не менее высокие темпы роста свойственны сегментам, объединяющим поставщиков решений для промышленного дизайна, кинопроизводства и разработки игр. Подтверждением тому являются и многочисленные технологические новинки.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
Общий вид выставочной площадки

Наиболее посещаемой выставочной площадкой просторного Los Angeles Сonvention Center в очередной раз оказался стенд Autodesk. И это неудивительно – компания представила широкий спектр модифицированных продуктов. Центральное место экспозиции было отведено под новую версию пакета Maya, в 2008 г. отметившего десятую годовщину с момента выхода в свет. В аккурат к этой круглой дате разработчики реализовали в Maya 2009 новую парадигму выделения элементов сцен, благодаря которой повышается точность select-операций и сокращается количество требуемых щелчков мыши. Многослойная анимация сцен отныне напоминает реализацию аналогичных функций в редакторе MotionBuilder. Так, гибкость в настройке движений обеспечивается легким объединением, смешиванием и группированием данных, размещенных на различных слоях. Новым модулем, созданным на базе технологии взаимодействия между динамическими объектами Maya Nucleus, стал nParticles. В его обязанности вошла симуляция поведения жидкостей, газов, пыли и других подобных систем, анализ их реакций на препятствия и взаимодействие между собой. Также возможен расчет взаимодействия элементов nParticles с тканями, пластиком и прочими материалами, генерируемыми ранее представленным модулем Maya nCloth.

Свое дальнейшее развитие получила технология Maya Muscle, благодаря которой можно оперативно овладеть навыками моделирования реалистичного движения мышц и кожи синтетических персонажей. Поведение мышц и кожных покровов отрабатывается непосредственно на модели в реальном времени с учетом таких немаловажных деталей, как перемещение суставов, появление морщин и т. д.

Существенным изменениям подвергся пакет MotionBuilder. В версии 2009 достоверность характерной анимации персонажей улучшилась за счет полноценной реализации функций твердотельной динамики. Комплексные движения объектов при выполнении ряда неординарных действий, таких как прыжки или падения, могут смотреться более естественно благодаря технологии Rag Doll.

С момента поглощения французской фирмы RealVIZ компания Autodesk выпустила первое обновление предназначенного для изготовления панорамных изображений редактора Stitcher. Среди его достоинств полностью автоматическое сшивание изображений в цилиндрические, кубические либо сферические панорамы с подгонкой отдельных фрагментов и последующей цветокоррекцией без участия пользователя.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
Maya 2009 включает набор инструментов Maya Assets, предназначенный для облегчения управления сложными сценами

Группа разработчиков, объединенная известным 3D-виртуозом Стивеном Риджилусом (Stephen Regelous) в компанию Massive Software, продолжает совершенствовать технологию управления виртуальными массовками MASSIVE (Multiple Agent Simulation System In Virtual Environment). Обновленный до версии 3.5 продукт увеличил библиотеку полностью автономных агентов. В частности, выстраивающие линию собственного поведения (исходя из заданного набора действий) персонажи теперь способны достоверно имитировать дорожное движение по магистралям, автобанам и оживленным улицам. Упомянутая категория Car Agent полностью соответствут критериям «Ready To Run», т. е. наделена уникальными вариантами поведения, разнообразной геометрией, широким выбором текстур и шейдеров. Управление скоплениями агентов внутри заданного аниматором поля деятельности облегчено за счет новых линий поведения, их естественными реакциями на нетипичные события либо необходимость преодоления сложных препятствий и адекватными – на различные внешние раздражители. Визуализация заданных действий отныне возможна непосредственно в подредакторе Agent Fields. В дополнение к этому продолжена адаптация универсального формата FBX, в связи с чем допускается импорт не только скелетов и движений, но и данных от камер и источников света. Продолжая курс на сближение с Maya, разработчики усилили интеграцию с системами частиц пакета от Autodesk. Благодаря наборам частиц сгенерированные в Massive действия теперь могут быть полностью встроены в сцены Maya.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
Cinema 4D R11 наряду с креативными новшествами получил поддержку приобретающего все большую популярность открытого XML-формата для обмена данными COLLADA

Во многом технология Projection Man позволила компании Maxon привлечь самое пристальное внимание к очередному релизу пакета CINEMA 4D. Упомянутая система рисования на видеоматериале, изначально предназначенная исключительно для нужд студии Sony Pictures Imageworks, отныне доступна всем пользователям R11. Помимо внушительного запаса кистей и мощного инструментария по его усовершенствованию, разработчики реализовали прямой обмен материалом с Photoshop и BodyPaint3D. Кроме того, в очередной раз подтвердивший статус профессионального пакет усилился в части нелинейного оживления сцен. Слои, содержащие различные по анимационным техникам данные, легко объединяются в сложные иерархические структуры и обеспечивают оперативный доступ к массивам из сотен ключевых кадров. Радикально переработанный механизм Global Illumination избавляет пользователя от длительных подготовительных процедур настройки освещенности сцен, действия в которых разворачиваются на открытой местности. Активизация модуля CineMan открывает возможность последующего финального просчета проектов через 3Delight, AIR и другие RenderMan-совместимые механизмы рендернинга.

К слову, разработчик стандарта RenderMan компания Pixar Animation Studios не только поделилась секретами производства последних анимационных шедевров Ratatouille и WALL-E, но и приоткрыла завесу тайны над четырнадцатой версией RenderMan Pro Server. В канун своего двадцатилетнего юбилея стандарт RenderMan станет первопроходцем ожидающей скорого выхода в свет Windows HPC Server 2008. Помимо этого, будет реализована способность выполнения 64-битовых вычислений под Vista. Что и говорить – это прекрасный подарок для технологии, с помощью которой выполнены графические трюки подавляющего большинства фильмов, номинированных в последние годы на премию Оскар за лучшие визуальные эффекты.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
К основным достоинствам пакета SOFTIMAGE|XSI 7 можно отнести открытую платформу ICE, существенно облегчающую работу художников, далеких от программирования

Довольно весомые изменения получил обновленный до версии 9.5 пакет LightWave от NewTek. Прежде всего, формообразующий блок редактора пополнился инструментарием FiberFX, в задачи которого входит моделирование волосяных покровов, меха, перьев и т. п. С его помощью можно оперативно работать как с группами, так и с отдельными полигональными волокнами. Уже на стадии геометрического конструирования высокий уровень реалистичности достигается за счет быстрого просчета объемных теней, симуляции отражения и преломления света от виртуальной шевелюры. Не менее интересными представляются новые режимы Static Cache и Animated Cache, задействовать которые не помешает при визуализации громоздких проектов с помощью техники radiosity. Первый режим удобно использовать для анимационных последовательностей, перемещения в которых задаются только лишь виртуальной камере, а объекты статичны. Соответственно, второй режим активизируется при рендеринге анимаций с неподвижной камерой. В обоих случаях все остающиеся неизменными данные кэшируются, тем самым время на предварительные рендеринг-прогоны существенно экономится.

Отрадно заметить, что в последние годы на SIGGRAPH происходит все больше аппаратных премьер. Среди богатого ассортимента AMD особенно запомнился графический контроллер ATI Radeon HD 4870 X2. Карта включила в себя два процессора ATI Radeon HD 4800, усиленные 2 ГБ ОЗУ стандарта GDDR5. Выполненные по технологической норме 55 нм GPU содержат 1600 потоковых процессоров, а частота графического ядра чипсета составляет 750 МГц. Как результат, столь мощный набор обеспечивает рекордно высокую производительность – порядка 2,4 TFLOPS. Ожидается, что стоимость продукта не превысит $549, а вот для более экономных потребителей чипмейкер выпустил модель ATI Radeon HD 4850 X2. Находящийся в ценовом диапазоне до $400 контроллер также имеет 1600 потоковых процессоров при частоте GPU 625 МГц и содержит 2 ГБ ОЗУ стандарта GDDR3.

Несомненно, у NVIDIA нашлось что противопоставить громким анонсам AMD. Вскоре после того, как консорциум Khronos Group объявил о завершении работ над третьей версией стандарта OpenGL, графический лидер продемонстрировал драйверы, обеспечивающие поддержку OpenGL 3.0 API и языка шейдеров GLSL 1.30 для Windows для некоторых карт серий GeForce и Quadro.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
Опираясь на мощь Quadro Plex 2100 D4 VCS, в ходе выставки NVIDIA продемонстрировала просчет сцены, состоящей более чем из 2 млн полигонов в режиме трассировки лучей. Визуализация проходила в реальном времени со скоростью 30 fps и HD-разрешением 1920×1080 пикселов

Специально для профессиональных пользователей, работающих с большими объемами цифрового контента и высокоемкими графическими приложениями, чипмейкер представил системы визуализации Quadro Plex Visual Computing Systems (VCS) в настольной и стоечной (3U) конфигурациях. По заверениям создателей, новинки демонстрируют прирост производительности около 100% по сравнению с предыдущим поколением отмеченных индексом D устройств. Первое из них – NVIDIA Quadro Plex 2200 D2 VCS оснащается двумя четырехъядерными GPU Quadro FX 5800 (480 параллельных вычислительных ядер NVIDIA CUDA), 8 ГБ графической памяти и четырьмя двухканальными интерфейсами DVI. Следующий представитель Quadro Plex 2100 D4 VCS работает на четырех процессорах Quadro FX 4700 и может поддерживать через DVI-выходы до четырех дисплеев. Старт продаж новинок намечен на начало осени по цене от $10 750.

NVIDIA не оставляет без внимания и портативный сегмент. Специально для ноутбуков запущена в серию новая линейка графических карт Quadro FX, в которых также реализована технология CUDA. В частности, модель Quadro FX 3700M содержит 128 ядер CUDA, 1 ГБ графической памяти и нацелена на обеспечение комфортной работы насыщенных громоздкими данными приложений в нефте- и газоразведке, а также научной визуализации. Модель Quadro FX 2700M GPU с 48 ядрами CUDA и 512 МБ GDDR3-памяти нацелена на 17-дюймовые ноутбуки, используемые для работы с системами автоматизированного проектирования. Наконец, упрощенные версии GPU – Quadro FX 1700M GPU с 32 ядрами CUDA, Quadro FX 770M GPU с 32 CUDA и Quadro FX 370M GPU с 8 ядрами CUDA будут инсталлироваться в 15,4- и 14,1-дюймовые системы на платформе Intel Centrino II. Остается отметить, что первые ноутбуки с установленными Quadro FX 3700M были продемонстрированы на стендах Dell (CELSIUS H Series) и Lenovo (ThinkPad W700).

Не оказалась в стороне от горячих новинок NVIDIA и HP. На стенде компании был представлен ноутбук EliteBook 8730w. При цене $1699, помимо GPU Quadro FX 3700M с 1 ГБ памяти, в его состав включен новейший процессор Core 2 Quadcore Extreme и ОЗУ 8 ГБ. Однако главной изюминкой устройства является 17-дюймовый экран, выполненный по уникальной технологии DreamColor, которая обеспечивает высокоточную цветопередачу при отображении более 16 млн оттенков. Учитывая, что подобное значение у среднего ноутбука не превышает 260 тыс. цветов, достижение заслуживает самого пристального внимания со стороны графических специалистов.

Кроме того, HP анонсировала первый разработанный в сотрудничестве со студией DreamWorks Animation SKG профессиональный монитор. Как и подобает узкоспециализированным моделями, характеристики HP DreamColor LP2480zx впечатляют. При глубине цвета 30 бит широкоформатный экран с диагональю 24" и задней подсветкой на светодиодах поддерживает более 1 млрд оттенков. Безусловно, при стоимости $3499 данное устройство будет востребовано в критичном к передаче цветов кинопроизводстве. Не менее интересен продукт HP LP2275w, представляющий собой широкоформатный монитор с диагональю 22", предназначенный для рабочих станций. Среди его ключевых характеристик – разрешение 1680×1050 с 92%-ным диапазоном цветов и уровень контрастности 1000:1. Для настройки цветов на мониторах DreamColor компания HP предлагает специальный комплект HP DreamColor Advanced Profiling Solution, состоящий из колориметра и пакета ПО.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
Кадр, иллюстрирующий доклад «Имитация поведения вязаных тканей на уровне волокон», свидетельствует о том, что достичь достоверного поведения шерстяных материалов отнюдь не просто

Раздел конференции, посвященный инновационным техническим докладам, с каждым годом привлекает все большее количество исследователей. В Лос-Анджелесе на суд экспертов было представлено рекордное количество работ – свыше пяти сотен. В ранге бессменного лидера остается Microsoft Research, сотрудники которой в 2008 г. создали больше дюжины насыщенных оригинальными идеями решений. Среди них следует выделить Unwrap Mosaics. Алгоритмы технологии позволяют генерировать двухмерные растровые развертки отснятых в различных ракурсах объемных объектов. Полученные подобным образом плоские изображения подвергаются произвольному редактированию, будь то удаление дефектов кожных покровов тела либо же видоизменение отдельных его частей. В конечном итоге, в соответствии с анатомическими особенностями модифицированная текстура накладывается на исходный объект, и видеопоследовательность просчитывается с учетом внесенных коррективов.

Не менее интересной можно назвать работу «Имитация поведения вязаных тканей на уровне волокон», в которой специалисты Корнеллского университета (США) попытались проанализировать анимацию вязаных материалов, эластичность которых радикально отличается от таковой для хлопковых либо льняных тканей. Тщательно изучив поведение каждой пряди вязаного шарфа в процессе действия на него внешних сил при падении, специалисты вывели точную математическую модель симуляции объектов с подобными свойствами. С ее помощью возможно достичь реализма в движениях любых вещей с «вязаными» характеристиками.

SIGGRAPH 2008 вести с графической передовой
На счету короткометражного фильма Oktapodi уже восемь побед в престижных конкурсных показах

Завершающим аккордом SIGGRAPH прозвучал фестиваль компьютерной анимации CAF. Победа в номинации «Best of Show» присуждена французской короткометражной ленте Oktapodi. В нынешнем году жюри конкурса отдало предпочтение отличной анимации с добрым и трогательным сюжетом, выполненной с имитацией классического рисованного стиля, практически не принимая во внимание сложность технологических трюков. Впрочем, посетив сайт www.oktapodi.com, читатели смогут сложить собственное мнение о проделанной художниками студии Gobelins работе.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT