`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Шутливая


Читая в последнее время материалы ряда интернет-изданий, обратил внимание на то, что большей популярностью пользуются (или во всяком случае, собирают больше отзывов) тексты либо с налетом «желтизны», либо сделанные в стиле «легкой брутальности», когда лирический герой автора считает нужным быть вызывающе-агрессивным. Что ж, есть разные способы борьбы за читателя. Попробую добавить немного горючего в этот костер читательского интереса, хотя брутальности не обещаю. Выдалась небольшая пауза в работе, читаю занятные книги, «многое думаю» (почти по Л.Толстому). Далее – об «астрономах» и «астронавтах», «гениях» и «развлеканцах», и еще кое о чем, пока не исчерпаю 4000 знаков. А точнее – о лидерстве, мнимом и реальном.

«Астрономы» и «астронавты». Гениальная метафора политолога Д.Выдрина (он, правда, приписывает авторство Рею Брэдбери). Два типа людей, руководителей и исполнителей. Первый все продумает, спланирует, поймет, разберется. Второй думать станет меньше, зато будет много действовать. Результаты, соответственно, разные.

Представьте себе, что у вашей компании есть продукт, который хорошо продается на рынке, но имеет ряд известных недостатков. Вам нужны «астрономы» – одни, чтобы быстро исправлять его недостатки, другие – придумать, как же его все-таки продать, несмотря ни на что. Затем наступает время, когда недостатки (почти) устранены, а рынки (почти) завоеваны. «Астрономы» больше не нужны. Надо закрепить успех, захватить новые территории, «окучить» заказчика, прямо как в анекдоте – «зачем думать, трясти надо!». Следующая волна успеха приходит с теми, кто превращает в успех достаточно простые, эффективные и повторяющиеся действия.

У Джеффри Фокса в книге «Как стать волшебником продаж» так и говорится: больше телефонных звонков – больше сделок. Секрет прост и, казалось бы, безотказен. Проблема «астронавтов» в том, что в процессе закрепления успеха они могут прозевать какие-то важные изменения. Полетели на Луну, привезли лунный камень, а он не нужен. В моде – украшения с планеты Марс. Начинаются болезненные поиски виноватых и выхода из положения.  Хорошо об этом рассказано в книге Л.Герстнера «Кто сказал, что слоны не умеют танцевать».

Далее – о типах руководителей. Цитирую Андрея Орлова (книга «Записки автоматизатора», рекомендуемая к обязательному прочтению наряду с книгой С.Беркуна «Искусство управления ИТ-проектами»): «Обидно, что обычно это люди на самом деле совсем не глупые, но мучимые жаждой быть непревзойденными во всех сферах деятельности. И на уровне компании свою жажду удовлетворяющие очень простым способом: для руководства всеми направлениями набираются сотрудники, смыслящие в этих направлениях меньше набирающего. Эффект достигается достаточно быстро». Это он о типе «гений».

Тот же Андрей Орлов называет другие: «небожитель», «развлеканец», «алкаш-развлеканец». Есть у него и о главных бухгалтерах: одни разбираются в своей работе, другие попадают в группу «хочу 1С»; и о программистах бухгалтерских приложений («кнопкодавы», «семпл-программеры», «шаловливые ручки»), а еще – «Руководство по руководству». Две коротких цитаты из этого «руководства»: «Никогда не формулируйте четко, чем должен заниматься сотрудник» и «Весьма полезно объявить человека ответственным за что-либо на совещании, на которое вы его не пригласили».

Наконец  – немного о серьезном: выдержка из статьи Джима Коллинза с классификацией пяти уровней руководителей, вышедшей 10 лет назад в Harvard Business Review. Последняя цитата в этой колонке (перевод мой, неофициальный, статья доступна на сайте www.hbr.org):

Уровень 1. Индивидуум с хорошими задатками. Обеспечивает конструктивный вклад  в работу благодаря таланту, знаниям, умениям и хорошим рабочим навыкам.

Уровень 2. Командный игрок и участник. Вносит свой вклад в достижение совместных результатов, эффективно сотрудничает с другими в рамках существующей структуры.

Уровень 3. Компетентный руководитель. Умеет организовать людей и ресурсы для достижения поставленных задач по заранее намеченному сценарию.

Уровень 4. Лидер, достигающий результата. Является катализатором в процессе формулировки общего видения и понимания существа имеющихся задач, мотором в их достижении и стимулом в обеспечении высоких стандартов работы в процессе достижения.

Уровень 5. Executive (неточно – «высокий руководитель», дословно – «делающий то, что пообещал»). Добивающийся выдающихся результатов за счет парадоксального сочетания личной скромности и профессиональной настойчивости (силы воли).»

Так что – за личную скромность и силу воли!

+88
голосов

Напечатать Отправить другу

За Джима Колинза спасибо ;)
"From Good to Great" - отличная вещь!

Цитату из Орлова, значит, не оценили? Зря :)

Отнюдь.Спасибо за статью.

Если верить Ицхаку Адизесу, то "личная скромность и сила воли" - это тип PaeI, а то и просто P (удовлетворение потребностей клиентов любой ценой). Но в какой-то момент "команде астрономов и астронавтов" понадобится и A - администраторы (надо же кому-то заниматься обеспечением и элементарной организацией), и E - креативщики (а может не стоит этот чертов лунный камень на Землю тащить, может стоит его прямо на Марс отвезти и там еще дороже загнать;)), и I - интеграторы (кто-то же должен думать том как наладить правильные коммуникации между астрономами и астронавтами).

Но что их должно всех объединять - так это точно сила воли.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT