`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SharePoint 2010: «большой» релиз

Статья опубликована в №5 (716) от 16 февраля

+33
голоса

В конце прошлого года компания Microsoft обнародовала последние бета-версии всех клиентских и серверных решений, объединенных под маркой Microsoft Office 2010. В том числе стали доступны продукты семейства SharePoint, которые вызывают особый интерес.

SharePoint 2010 «большой» релиз

SharePoint 2010 – это уже четвертая версия веб-платформы для автоматизации коллективной работы с документами, построения корпоративных порталов и управления информационным контентом на предприятии. За десять лет существования линейка продуктов SharePoint сумела занять заметное место в портфеле решений Microsoft, а ее продажи демонстрируют экспоненциальный рост, ежегодно увеличиваясь на 20–30%. Даже в условиях кризиса, когда падение объемов сбыта наблюдалось у операционных систем Windows, продажи SharePoint неуклонно росли: за минувший 2009 г. число клиентских лицензий превысило 130 млн, а выручка составила порядка 1,3 млрд долл. На сегодняшний день это самый продаваемый в мире серверный продукт компании, а значение, которое руководство Microsoft придает SharePoint, лучше всего иллюстрируют слова Стива Балмера, назвавшего SharePoint, ни много ни мало, «следующей большой операционной системой».

В Украине ситуация не такая радужная, по сообщениям сотрудников местного представительства Microsoft, потенциал SharePoint в нашей стране недооценен, и выход новой версии должен будет способствовать более широкому признанию этого семейства продуктов местными пользователями. Что ж, попробуем разобраться с тем, что предлагается нашему вниманию в SharePoint 2010.

Семейный портрет

SharePoint 2010 «большой» релиз
Семейство продуктов SharePoint 2010 и роли его пользователей

Собственно, под словом SharePoint, как правило, имеют в виду серверный продукт, который прежде был известен как SharePoint Portal Server (SPS) 2003, затем Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) 2007, а в версии 2010 (и, по всей видимости, в будущем) будет называться просто SharePoint Server. По своей архитектуре SharePoint – это веб-приложение и сервисы, работающие под управлением Windows и IIS (Internet Information Services) и хранящие данные – списки и документы – в SQL Server. Основным инструментом взаимодействия с SharePoint как для пользователей, так и для администраторов является браузер, причем в последней версии официально поддерживается не только Internet Explorer, а и Firefox, и Safari.

В отличие от предыдущих версий SharePoint Server 2010 будет выпущен только в 64-битовой редакции, что соответственно требует 64-битовой ОС Windows Server 2008 или 2008 R2, а также 64-битовой СУБД SQL Server 2005 или 2008. Для большинства потенциальных пользователей это не должно стать проблемой – поддержка 64-битового режима присутствует во всех современных серверных процессорах, а лицензии на Windows и SQL Server позволяют применять как 32-, так и 64-битовые редакции.

Начиная с версии 2010 SharePoint Server позиционируется уже не только как внутрикорпоративная система, но и как средство для построения открытых интернет-порталов. Так что у каждой из двух его базовых редакций Standard и Enterprise будут варианты «for Internet Sites», лицензируемые уже не по числу пользователей (Client Access License, CAL), а, вероятно, по числу процессоров, на которых они исполняются. Более подробно схемы лицензирования и стоимость продуктов будут объявлены перед их выпуском.

Движок и базовый набор функциональности SharePoint предыдущих версий составляли так называемые Windows SharePoint Services (WSS), которые входили в него, но были доступны и самостоятельно как бесплатное расширение серверных Windows. Сейчас WSS получили новое имя – SharePoint Foundation 2010. Скорее всего этот продукт также будет распространяться бесплатно и окажется весьма привлекательным решением для автоматизации коллективной работы в небольших компаниях, хотя его функциональности и возможностей масштабирования вполне может хватить и для крупных организаций. Основные отличия от SharePoint Server – это отсутствие поддержки персональных сайтов и функций для построения социальных сетей, расширенных режимов протоколирования и Web Analytics, дополнительных служб (Excel Services, Visio Services, Access Services и пр.).

SharePoint 2010 «большой» релиз
Office Groove получил новое имя – SharePoint Workspace, ленточный интерфейс и еще более тесную интеграцию с SharePoint

К семейству SharePoint имеют отношение еще несколько продуктов Microsoft, о которых хотелось бы сказать пару слов. На серверы с SharePoint Foundation 2010 или SharePoint Server 2010 можно установить Office Web Apps 2010 – дополнительный компонент, обеспечивающий просмотр и редактирование документов Word, Excel и PowerPoint в окне браузера. Office Web Apps – это точно те же приложения «онлайнового офиса», с которыми многие уже успели познакомиться на сайте Office Live, так что при наличии SharePoint с их помощью можно организовать свой локальный аналог Office Live. Пока что онлайновым версиям Word, Excel и PowerPoint (имеющим статус бета) далеко до их настольных прототипов, однако в них заложен один фундаментальный принцип – они безо всяких преобразований работают с файлами в форматах Open XML (.docx, .xlsx, .pptx) так, что присутствующие в них объекты и форматирование не ломаются, даже если их поддержка в Office Web Apps отсутствует. Другими словами, создав сколь угодно сложный документ в настольном Word и после этого отредактировав этот файл в Office Web Apps, вы можете продолжить с ним работать как ни в чем не бывало. Соблюдение данного принципа позволит Microsoft постепенно обогащать онлайн-версии своих офисных приложений всеми необходимыми функциями, не пугая пользователей проблемами конвертеров и несовместимости версий.

В результате приобретения норвежской компании FAST Search & Transfer в апреле 2008 г. Microsoft получила одно из лучших решений в области корпоративного поиска, которое будет выпускаться в виде нового продукта под названием FAST Search Server 2010 for SharePoint. Предполагается наличие двух редакций – для корпоративного поиска и «for Internet Sites».

В SharePoint 2010 также будет обеспечена защита от вирусов и прочего вредоносного кода, которые могут содержаться в хранящихся на сервере документах. Решение этой задачи возлагается на Microsoft Forefront Protection 2010 for SharePoint, предназначенный для выполнения соответствующих проверок на лету, при загрузке файлов в SharePoint и выгрузке из него.

Как уже говорилось, в качестве СУБД SharePoint 2010 может использовать 64-битовые версии SQL Server 2008 или 2005. Это небезынтересная особенность – как известно, в SQL Server 2008 появился новый тип данных filestream, который специально предназначен для хранения файлов в файловой системе с целью обеспечения более высокой производительности и экономии места по сравнению с традиционными BLOB-полями БД (varbinary). Кроме того, к filestream сам SQL Server 2008 умеет предоставлять эффективный доступ по HTTP. Одним из примеров возможного применения нового типа данных Microsoft традиционно называла именно грядущий релиз SharePoint, и потому было удивительно обнаружить, что в бета-версии SharePoint 2010 даже при использовании SQL Server 2008 тип filestream не применяется, а документы по-прежнему хранятся в полях varbinary. Впрочем, воспользоваться прогрессивными возможностями все-таки можно – для этого имеется дополнительный продукт под названием Remote BLOB Storage. Его нужно установить на все серверы фермы SharePoint, сделать ряд манипуляций и настроек, и требуемый эффект будет достигнут. Хотя логичнее было бы более эффективный режим SharePoint 2010 включать по умолчанию в процессе установки, тем более что Remote BLOB Storage работает только с SharePoint 2010 и ни в каких других сценариях не применяется. Возможно, этот момент будет пересмотрен к финальному релизу.

«Настольный» SharePoint

Кроме серверных продуктов, к семейству SharePoint можно отнести и два настольных приложения – SharePoint Designer 2010 и SharePoint Workspace 2010.

SharePoint 2010 «большой» релиз
Инструменты создания и изменения рабочих процессов были полностью переделаны

Как читатель, наверное, знает, в Microsoft Office 2007 приложение FrontPage было переименовано в SharePoint Designer. В версии 2010 та же участь постигла Office Groove – отныне программа будет называться SharePoint Workspace. Нельзя сказать, что в этом нет своей логики, но невольно напрашивается параллель с эволюцией FrontPage: в самом начале FrontPage был представлен как инструмент для создания и редактирования веб-сайтов общего назначения; затем у него появился дополнительный режим работы – для сайтов SharePoint; в конце концов FrontPage получил название SharePoint Designer и теперь ни с чем, кроме сайтов SharePoint, не работает.

SharePoint Workspace пока еще поддерживает традиционные типы рабочих областей Groove и обычные файловые папки, но будет неудивительно, если эта функциональность в очередной версии пропадет и SharePoint Workspace станет только инструментом для офлайн-работы с SharePoint. А жаль. Возможности Groove, каким его еще до прихода в Microsoft задумывал Рей Оззи и которые сейчас распределены между Windows Messenger, Office Communicator, Project, Outlook, SharePoint и другими продуктами, будучи собранными в одном компактном инструменте, обеспечивали совершенно иное качество взаимодействия сотрудников внутри распределенных команд.

Основные отличия SharePoint Workspace 2010 от своего предшественника, помимо ленточного пользовательского интерфейса, заключаются в более тесной интеграции рабочих областей с SharePoint 2010 – в новой версии поддерживаются все типы документов и списков, а в веб-интерфейсе сайтов SharePoint 2010 имеется кнопка «Синхронизация с SharePoint Workspace», которая автоматически создает рабочую область в установленном на компьютере пользователя SharePoint Workspace 2010 и позволяет работать с документами и списками в автономном режиме.

Что касается SharePoint Designer 2010, то его роль значительно возросла по сравнению с предыдущими версиями. Помимо функций изменения дизайна страниц портала и их конфигурирования, SharePoint Designer 2010 позволяет подключать внешние источники данных и настраивать рабочие процессы (workflow). И если в SharePoint Designer 2007 присутствовали только самые простые инструменты определения последних, то в SharePoint Designer 2010 они были полностью переработаны и развиты в серьезное средство. Благодаря этому систему документооборота или управления контентом с уникальными свойствами на базе SharePoint можно создать в виде «no code solutions», т. е. фактически без программирования.

Новое интересное

SharePoint 2010 «большой» релиз
Большинство операций с данными SharePoint 2010 можно выполнить без перезагрузки всей страницы во всплывающих окнах

SharePoint 2010 не является кардинально новым продуктом, многие изменения были предсказуемы и ожидаемы, но от этого не становятся менее востребованными или неинтересными. Естественно, что нынешняя версия SharePoint использует ленточный интерфейс во всех приложениях, а благодаря применению AJAX и обновлению только частей страниц, без перезагрузки целиком, достигается вполне приличный уровень интерактивности. Особенно это заметно, если долго работать с одним и тем же списком или библиотекой документов – ленты и формы для редактирования подгружаются только при первом обращении к ним, а после отображаются практически мгновенно из кэша. Кстати, для тех, кто не любит всплывающих окон, а привык к более классическому виду, этот режим можно и отключить.

Серьезным удобством новой версии SharePoint является возможность привязывать теги и заметки к любым страницам. Это особенно существенно для больших порталов со множеством сайтов, где иногда можно потеряться и забыть, где же был тот самый важный материал, увиденный двумя днями ранее. Теги у страницы могут быть как персональные, видимые только тому, кто их добавил, так и общие, доступные всем. В поставке имеется и веб-часть «Облако тегов», которая позволяет быстро переходить к страницам, отмеченным тем или иным тегом. Есть также возможность выставлять оценки информационным материалам и формировать таким образом их рейтинг.

Персональные сайты пользователей в SharePoint 2010 стали выглядеть более эффектно и предлагают больше возможностей для «социализации», что актуально для порталов крупных организаций. Кроме связей с коллегами, можно также указать ключевые слова, соответствующие вашим интересам, на основании которых SharePoint, используя теги и заметки, сможет сформировать для вас персональную ленту новостей. Также легче станет находить единомышленников.

Новая штатная возможность SharePoint 2010 позволяет использовать в качестве веб-частей компоненты, разработанные с помощью Silverlight, теперь порталы легко обогатить мультимедийным контентом, который может проигрываться прямо внутри страниц.

Благодаря Office Web Apps, а также появившимся в составе SharePoint 2010 службам Visio Services и Access Services открылась возможность предоставить веб-доступ к офисным документам практически всех типов тем пользователям, на компьютерах которых не установлены Word, Excel, PowerPoint, Visio, InfoPath или Access. Причем применение ленточного интерфейса и в SharePoint, и в Office Web Apps делает интеграцию почти незаметной – Web Excel выглядит в рамках SharePoint «как родной». И хотя реализация ряда функций в бета-версии еще хромает, эти возможности наверняка многим понравятся.

SharePoint 2010 «большой» релиз
Интерфейс SharePoint 2010 использует ленты. Ко всем страницам портала можно добавлять теги и заметки

Несмотря на то что почти все функции по работе со списками, библиотеками документов и сайтами в SharePoint 2010 остались такими же, как и в предыдущей версии, доработке подверглись практически все элементы. Так, к SharePoint 2010 можно подключать календари из Exchange и объединять несколько из них в одном представлении. В списках задач значительно усовершенствовано представление в виде диаграмм Ганта – можно показывать зависимости между задачами и настраивать временную шкалу. Появилась возможность также создавать иерархии задач, правда, параметры дочерних подзадач (сроки, длительности, процент завершения) никак не связаны с родительскими – всюду числа нужно вписывать вручную, что практически нивелирует достоинства использования вложенных задач, ведь при редактировании на нижнем уровне придется самостоятельно выполнить все пересчеты вплоть до самого верхнего.

Одним из очень важных усовершенствований новой версии является эффективная работа с большими списками – с тысячами записей или даже с миллионами. В предыдущих версиях операции над подобными списками – фильтрации, сортировки, поиск – иногда выполнялись так медленно, что это могло приводить к тайм-ауту. В SharePoint 2010 все выполняется гораздо быстрее, кроме того, можно задавать ограничение на количество элементов, выдаваемых в представлениях (при этом над списком появляется предупреждение о том, что отображены не все элементы). Также можно указать колонки, по которым будут сегментироваться элементы списка для ускорения и повышения удобства навигации. Например, список с записями о продажах товаров можно сгруппировать по магазину и названию товара, чем существенно облегчить работу с ним.

Новой важной и долгожданной возможностью списков SharePoint являются параметры проверки в списках и библиотеках, позволяющие задать контрольные процедуры, которые должны быть выполнены перед сохранением добавленных или измененных элементов. В предыдущих версиях SharePoint были реализованы только встроенные проверки для предопределенных типов списков, не позволявшие, например, создать событие с датой начала, превышающей дату окончания. Для элементов же произвольных списков, кроме контроля типов данных, доступна была лишь проверка на непустое значение в обязательных к заполнению полях. Теперь в параметрах списков SharePoint 2010 можно указывать произвольное число проверочных выражений и соответствующих сообщений, которые должны выдаваться.

К сожалению, по крайней мере в бета-версии, осталась нерешенной проблема многократной аутентификации при доступе к порталу с компьютера, не включенного в домен, где развернут SharePoint. При входе на портал SharePoint необходимо ввести имя и пароль, что вполне естественно. Потом, перейдя в какую-нибудь библиотеку документов и попытавшись открыть, скажем, документ Word, будет получено окно с требованием аутентификации. Ситуация ясна – браузер должен был установить доверительное соединение по HTTP и сделал это, когда пользователь указал свои реквизиты. Word также открывает свое собственное отдельное соединение по HTTP и ничего «не знает» о соединении, которое установил браузер. Но и SharePoint никак не связывает эти два соединения. В итоге, перемещаясь по порталу и открывая документы, каждый раз придется вводить свои имя и пароль (правда, можно «выкрутиться» – не закрывать в Word последнее окно, тогда соединение с порталом останется открытым). Этой проблеме уже много лет, возможно, относить ее нужно не к собственно SharePoint, а к системе аутентификации Windows, но от этого она не становится менее болезненной, тем более что разработчик Windows, Word (Excel, PowerPoint, ...) и SharePoint – одна и та же компания.

SharePoint 2010 «большой» релиз
Office Web Apps позволяют редактировать документы в окне браузера, правда, набор функций пока ограничен

Также очень хотелось бы увидеть в новой версии SharePoint какое-то решение для формирования сводных списков, библиотек документов и сайтов. Для любого подразделения компании, проекта или рабочей группы в SharePoint можно создать один или несколько сайтов, разместить там все необходимые документы, календари, задачи, т. е. организовать рабочее пространство для коллективной работы и таким образом повысить эффективность труда. Однако такая гибкость и удобство, особенно при использовании SharePoint в большой организации, довольно быстро превращают корпоративный портал в очень фрагментированное хранилище. Одним из эффективных средств преодоления этой проблемы могли бы стать сводные или виртуальные списки, библиотеки документов или даже сайты, объединяющие информацию из нескольких других. К примеру, сайты подразделений компании могут иметь списки контактных данных людей и организаций, с которыми ведутся дела. Было бы очень удобно иметь возможность увидеть сводный список контактов, собрав данные всех подразделений. Аналогично со списками задач – сводный список задач мог бы показать занятость сотрудников сразу по нескольким проектам. Пока, к сожалению, единственным механизмом использования списка (или библиотеки) одного сайта на другом является его дублирование. И хотя для поддержания актуального состояния копии можно настроить рабочий процесс, который будет переносить все изменения из оригинала автоматически, хотелось бы иметь более логичный способ. Но, по всей видимости, в SharePoint 2010 такого решения не будет.

Работа с внешними данными

Без сомнения, одной из ключевых идей создания SharePoint было и остается предоставление универсального веб-ориентированного пользователького интерфейса к любым приложениям. В этой идее, конечно, нет ничего оригинального – по такому пути сейчас движутся многие компании, та же Google со своим набором веб-приложений. Отличия заключаются лишь в деталях реализации и подачи. Кроме того что SharePoint Server предоставляет веб-доступ к документам и спискам, хранящимся в его собственной базе данных, он может обеспечить аналогичный пользовательский интерфейс и к внешним источникам. Эта его возможность появилась еще в версии 2007 и называлась каталог бизнес-данных (Business Data Catalog, BDC). Используя определенную процедуру, можно было сформировать описание внешнего источника данных в формате XML и зарегистрировать его в административной консоли SharePoint. Процедура эта, хоть и была документирована, все же предъявляла достаточно серьезные требования к квалификации исполнителя и потому затрудняла ее широкое применение. В SharePoint 2010 каталог бизнес-данных получил новое имя – службы связи с бизнесом (Business Connectivity Services, BCS), он включен во все редакции, в том числе и в SharePoint Foundation 2010, а также получил дальнейшее развитие, особенно в части удобства использования.

Во-первых, в SharePoint Designer 2010 появились простые возможности описания источников внешних данных в удобном интерфейсе, буквально за несколько щелчков мышью. Причем такое описание будет включать не только формат структур данных, но и перечень операций, которые с ними можно выполнять, – просмотр, редактирование, удаление, поиск. В качестве внешних данных могут выступать SQL Server, Windows Communication Foundation (например, веб-служба) или .NET-сборка. Конечно, в двух последних вариантах требуется предварительно разработать компоненты по определенной спецификации, в случае же SQL Server подключение происходит автоматически.

SharePoint 2010 «большой» релиз
Новые инструменты для описания внешних типов контента в SharePoint Designer 2010 позволяют сделать все наглядно и быстро

Во-вторых, определив таким образом внешний источник данных, с ним можно работать в SharePoint так же, как и с обычным списком SharePoint – просматривать и редактировать, создавать представления, использовать в качестве источника данных для полей других списков на любых сайтах портала. Причем для редактирования записей в таком списке может применяться как стандартная автоматически генерируемая форма, так и форма InfoPath, которую можно соответственно настроить.

В-третьих, и это, пожалуй, наиболее интересная особенность BCS – списки с внешними данными можно использовать в клиентских приложениях Microsoft Office 2010, например подключать к Outlook, если это список контактов, календарь или список задач, или ввести в состав рабочей области SharePoint Workspace. В обоих случаях данные будут доступны офлайн, без подключения к серверу SharePoint, и впоследствии выполнять двустороннюю синхронизацию.

Вопросы администрирования

Изменения, которые коснулись центра администрирования SharePoint 2010, были направлены на то, чтобы максимально облегчить процедуры настройки и контроля за веб-приложениями. Этому должны способствовать как более наглядный пользовательский интерфейс, так и мастера настройки.

Несомненным подспорьем администратору станет SharePoint Health Analyzer, который автоматически проверяет работоспособность всех компонентов SharePoint, формирует перечень проблем, требующих скорейшего решения, и дает рекомендации по их устранению с подробными объяснениями.

Возможность протоколирования действий пользователей присутствовала и в предыдущих версиях, но в SharePoint 2010 эта подсистема была коренным образом переработана. Вся статистика применения SharePoint собирается в отдельной базе данных, структура которой документирована. А встроенные средства Web Analytics позволяют получить набор готовых отчетов или легко построить новые. Разработчики веб-частей и других решений могут зарегистрировать собственные типы событий, протоколировать их наряду со стандартными и затем отображать в отчетах Web Analytics.

SharePoint 2010 «большой» релиз
Центр администрирования стал более наглядным благодаря мастерам настройки и Health Analyzer

В новой версии SharePoint был также усовершенстовован механизм миграции с предыдущей версии. Собственно, перенос существующего портала с SharePoint 2007 на 2010 делается очень просто – база данных средствами SQL Server архивируется на старом месте, копируется на новое, там восстанавливается и затем подключается к «пустому» сайту SharePoint 2010. Перед этой процедурой очень желательно выполнить диагностику с помощью команды PreUpgradeCheck, которая появилась в SP2 к SharePoint 2007. Она позволяет оценить готовность веб-приложения к миграции на SharePoint 2010. Если все в порядке, после переноса получается совершенно идентичный портал, но уже работающий под управлением новой версии. После этого можно воспользоваться отличной возможностью SharePoint 2010 – Visual Upgrade. Она позволяет обновить внешний вид и поведение перенесенных старых сайтов, сделать их «родными» для SharePoint 2010 – с ленточным интерфейсом, тегами и т. п. Причем Visual Upgrade необязательно выполнять сразу для всех сайтов портала, можно делать это постепенно, сайт за сайтом, смягчая таким образом переход для пользователей, привыкших к старому интерфейсу.

Впечатление

Несмотря на предварительный характер версии, которую нам удалось опробовать, SharePoint 2010 производит сильное впечатление. Это отнюдь не косметическое обновление, а действительно «большой» релиз, серьезно развивающий функциональные возможности продуктов, расширяющий позиционирование SharePoint и упрощающий его администрирование и адаптацию к конкретным потребностям пользователей. Не менее существенные усовершенствования были сделаны и в направлении разработки программных решений для SharePoint, о чем можно почитать в следующей статье этой Темы недели.

Приятно сознавать, что многие нововведения (если не большинство) стали ответом на реальные практические нужды пользователей, которые не всегда покрывались возможностями предыдущих версий. Да, в ряде аспектов хотелось бы обнаружить еще более существенные усовершенствования, но нельзя забывать, что пока мы не видели финальной версии SharePoint 2010, где в том числе будут обязательно учтены какие-то замечания, поступающие в процессе бета-тестирования. Время для окончательных выводов еще не пришло, но ждать осталось совсем не долго.

Согласно официальным заявлениям разработчиков, выпуск финальной версии SharePoint 2010 должен состояться не позднее июня текущего года. Вероятно, украиноязычная редакция выйдет несколько позже (по крайней мере при подготовке статьи она была недоступна), но многим может подойти и русскоязычная, задержки с которой не предвидится. Вполне возможно, что по аналогии с версией 2007 Microsoft не станет выпускать Release Candidate, а сразу представит готовый продукт, в котором вполне могут обнаружиться и приятные сюрпризы.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Да, SharePoint очень перспективная технология для Украины. Передовые ИТ-страны это осознали, о чем свидетельствует как рост продаж, так и количество компаний, которые специализируются исключительно на продуктах, разработке и других услугах для SharePoint.
Надеюсь, что с релизом SharePoint 2010 Microsoft полакомит нас скидками и специальными предложениями, по аналогии с Windows 7. Возможно, тогда отечественный бизнес с большим интересом взглянет на данную платформу.

В Украине уже есть хорошие примеры внедрений SharePoint, в частности, в промышленности. Сам в свое время приложил руку не к одному такому проекту.

Так что перспективность понятна.

Думаю, что от скидок интерес не зависит. Интерес зависит от изначальной результативности возможного проекта и простоты его дальнейшей поддержки.

***
Чтение - это то, что делает человека человеком.

Кстати, вот ещё нашла хорошую аналитическую статью, которая касается SharePoint. Один нюанс - она на английском. All roads lead to SharePoint

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT