`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сергей Рыжиков, «1С-Битрикс»: «Сайт — часть репутации компании»

+44
голоса

Интернет продолжает эволюционировать впечатляющими темпами не только как самодостаточная коммуникационная среда, но и как основа для бизнеса. Многие компании уже работают в Интернете, гораздо меньше — участвуют в его непосредственном развитии, совсем немногие — находятся на виду. Поэтому первым делом мы попросили Сергея Рыжикова, генерального директора «1С-Битрикс», познакомить наших читателей с основными направлениями деятельности и особенностями бизнеса его компании.

Сергей Рыжиков, «1С-Битрикс» «Сайт — часть репутации компании»«1С-Битрикс» сегодня активно работает в нескольких основных направлениях. Самое большое и оно же было исторически первым — система для создания и управления сайтами или, говоря условно, CMS (Content Management Systems), хотя за последние несколько лет этот термин стал трактоваться слишком широко. С 2008 г. мы приступили к освоению еще одного направления: внутренние корпоративные веб-системы — порталы, интранет-решения. Оно уже достаточно важно для нас и наших партнеров, мы его активно развиваем, к примеру, собираемся в ближайшее время выпустить SaaS-решение данного класса.

Наш бизнес строится исключительно на партнерских отношениях, т.е. «1С-Битрикс» не создает сайтов и готовых решений, мы только разрабатываем соответствующее ПО. Конкретные внедрения осуществляют наши профессиональные партнеры — независимые веб-студии, число которых сегодня уже превышает 6.5 тыс. Недавно мы с удивлением узнали, что это едва ли не крупнейшая в мире партнерская сеть, занимающаяся веб-разработкой.

Еще одним сюрпризом для нас оказалось то, что с 2010 г. мы находимся на 13-м месте в рейтинге популярности CMS, который составляет W3Techs. Причем, выше нас — исключительно бесплатные Open Source системы, так что нашу платформу можно, пожалуй, назвать наиболее популярной коммерческой разработкой данного класса. На ее базе построены и успешно функционируют уже более 60 тыс. сайтов.

В компании сегодня работает 100 человек. Производство и поддержка (порядка 70 сотрудников) сосредоточены в Калининграде, представительский офис находится в Москве. Киевский офис мы открыли в ответ на растущий спрос на украинском рынке. С какого-то момента работа здесь через центральный офис стала недостаточно эффективной, кроме того, наша стратегия состоит в том, чтобы деньги, заработанные на локальном рынке, вкладывать в его же развитие. И, кстати, динамика бизнеса в Украине выше, чем в России и в среднем по компании — а это порядка 40% за прошлый год. Между прочим, примерно таким же этот показатель был и в самом кризисном 2009 г., когда большая часть софтверного бизнеса заметно «просела». По нашему мнению, это свидетельствует о важности веб-технологий в нынешнем ИТ-мире.

Решения «1С-Битрикс» обычно сравнивают именно с бесплатными Open Source системами, они действительно ваши главные конкуренты?

Вообще говоря, мы никогда не противопоставляем свою продукцию другим системам, бесплатным или коммерческим, и даже не проводим прямого функционального сравнения. Своими клиентами мы видим коммерческие компании — малые, средние, крупные, и считаем, что с помощью наших продуктов они могут гораздо быстрее и успешнее решать свои экономические задачи в Вебе. Что касается Open Source, то я бы сказал, что с ними мы конкурируем за разработчиков, но не за деньги. Наши партнеры быстро убеждаются, что с нами бизнес строить проще.

А в чем заключаются ваши главные преимущества?

Наша платформа лучше проработана, а иерархия редакций подогнана к типичным этапам развития бизнеса. Свой первый сайт заказчик может построить на редакции «Старт» или «Стандарт», которые совсем недороги. Когда он через некоторое время «дозреет» до открытия интернет-магазина, ему достаточно будет перейти на более высокую редакцию и просто загрузить дополнительную функциональность через стандартную систему обновлений. Как только интернет-бизнес начнет приносить ему ощутимый доход, понадобится интеграция с ERP-системой, к примеру, 1С. Опять же, в нашем случае эту возможность элементарно добавить к уже имеющемуся решению. В случае же Open Source каждый такой этап по сути выливается в новый проект.

Когда бесперебойная работа интернет-магазина станет критичным фактором, его можно будет перенести в отказоустойчивый кластер, архитектура нашей системы изначально рассчитана на это. Есть и более высокий уровень — географически распределенное «облако». Аналогичным же образом к любому решению можно добавлять необходимые функциональные блоки, скажем, для обеспечения безопасности. И все они связаны и интегрированы между собой, что обеспечивает максимально быстрый цикл сопровождения и обновления.

Еще один очень важный аргумент в пользу нашей платформы: независимость клиента от студии, разрабатывающей сайт. Наши решения, даже пробные версии, поставляются в исходных кодах, а лицензия позволяет вносить в них любые коррективы — так что на самом деле мы мало чем отличается от Open Source. При этом можно легко менять коллективы разработчиков или привлекать несколько для реализации различных проектов. Для «чистых» Open Source решений это большая редкость — очень мало кто возьмется развивать и сопровождать чужой, сколько-нибудь серьезный проект.

Сергей, а в каких регионах сейчас работает ваша компания?

Кроме СНГ мы также работаем на англо- и немецкоговорящих рынках. С последними, я бы сказал, у нас получается лучше, хотя первые, в силу своего масштаба, конечно, очень перспективны, тем более что они отчасти охватывают и Ближний Восток, и Азию, и Южную Америку. У нас есть партнеры в Иране, Вьетнаме, Китае и многих других странах, которые с тем или иным успехом самостоятельно локализуют наши продукты, всего, по-моему, насчитывается 12 или 15 локализаций, кроме английской и немецкой, которые официально выполняем мы сами.

Имеется ли какая-то специфика на международных рынках?

Большая часть нашего бизнеса вне СНГ связана с корпоративными порталами. Дело в том, что мы несколько позже вышли туда с нашими CMS, а кроме того, за рубежом достаточно велик спрос на зрелые интранет-решения, при том что конкуренция не высока, а наши системы выделяются и функциональностью, и масштабом. Тем не менее, CMS успешно продвигаются, к примеру, в Германии, куда нашим специалистам достаточно несложно добраться из Калининграда.

Есть ли в вашем портфеле какие-то проекты, которые вы считаете предметом гордости, эталоном?

Как вы понимаете, проектов, основанных на наших платформах, очень много, но среди них безусловно есть выдающиеся. К таковым я бы отнес «Сочи-2014», который выполняет компания Articul Media; интернет-магазин розничной сети бытовой техники «Эльдорадо», который, кстати, последовательно развивался несколькими нашими партнерами; интернет-магазин компании «Евросеть»; сайт Госдумы и многие другие. Есть яркие проекты и в Украине, к примеру, сайты «Ощадбанка» и супермаркета «Фуршет».

Но я бы отметил вот какой момент. Такие крупные проекты как, скажем, «Эльдорадо», безусловно, находятся на виду. Однако наиболее теплые отзывы мы чаще всего получаем от небольших компаний, которые с внедрением интернет-магазина получают новый толчок для развития своего бизнеса. Их успехи вдохновляют и нас.

Каковы сегодня основные тенденции на рынке CMS и сайтостроения вообще?

Я бы прежде всего выделил может быть еще не до конца проявившийся, но крайне важный тренд, формирующий потребность в масштабируемых платформах, которые с максимальной эффективностью могли бы работать как локально (или в обычном хостинге), так и в «облаке» — хотя сам по себе последний термин мне не очень нравится, слишком много, мне кажется, за ним «пиара». Исходя из этого, мы в течение 2011 г. реконструировали свою платформу, чтобы она могла функционировать как облачный сервис, к примеру, в Amazon Web Services. Заказчикам это даст возможность поэтапно развивать свой интернет-бизнес, не боясь столкнуться с какими-то технологическими ограничениями.

Второй крайне важной тенденцией является растущая потребность в обеспечении безопасности сайтов. Взломы ресурсов известных компаний, утечки персональных данных и другие инциденты приобретают большой общественный резонанс, поэтому наша позиция состоит в том, что сайт — это часть репутации.

Мобильная тема развивается с сумасшедшей скоростью и это будет продолжаться еще три-пять лет. Сегодня уже понятно, что в общем случае идея с мобильными версиями ресурсов себя не оправдала — она подразумевает полную переделку контента, что очень дорого. С другой стороны, современные смартфоны уже позволяют отображать обычные сайты, разве что, с минимальной адаптацией под сенсорное управление.

Тенденция, которая сегодня уже развернулась в полную силу — развитие электронной коммерции, как полноправной части общего бизнеса, с необходимостью интеграции сайтов с учетными, складскими, логистическими системами.

А как эти тенденции, в частности, в области безопасности и мобилизации, отражены в ваших современных решениях?

В части безопасности мы, наверное, были первыми, кто разработал для своей платформы специальный модуль «Проактивная защита», содержащий два основных компонента: Web Application Firewall и веб-антивирус. Парадоксально, но в контрактах на разработку веб-сайтов, даже в рамках очень крупных проектов, безопасность как правило даже не упоминается. На такую «мелочь» просто нет бюджета! В результате все откладывается до тех пор, пока что-то действительно не случается. Поэтому мы специально разработали систему, которая экранирует даже имеющиеся ошибки. Конечно, и она не дает 100%-ой гарантии, но планка поднимается существенно. К тому же, мы регулярно проводим независимый аудит нашей защиты, конкурсы по поиску брешей и пр.

Что касается мобилизации, то у нас есть технология Bitrix Mobile, которая позволяет средствами HTML5 создавать мобильные приложения и публиковать их в Apple App Store, Google Play и других магазинах приложений, а также строить специализированные мобильные интерфейсы для различных сайтов.

Сергей, а как развивается ваше интранет-решение?

На этот рынок мы вышли в 2008 г. и он нам казался очень похожим на CMS, простым и понятным. На деле все оказалось не совсем так, и по мере накопления опыта мы пересмотрели ряд подходов. Сегодня мы по-прежнему акцентируем внимание на быстром внедрении нашего решения «1С-Битрикс: Корпоративный портал», но, главное, мы стремимся привнести в компании современные средства внутренних коммуникаций. В своем продукте мы объединяем большое количество возможностей и технологий: социальные коммуникации, мгновенные сообщения, видеоконференции, задачи и проекты, календари, централизованное хранение документов и поиск в них c учетом прав доступа. На рынке просто нет подобных решений.

Правильно ли будет отнести ваше корпоративное решение к категории Enterprise 2.0? Как вы вообще относитесь к этому термину?

Сам термин Enterprise 2.0 появился в 2006 г. и предполагал использование ряда веб-инструментов, таких как вики и поиск, а также других, характерных для Веб 2.0, внутри компании. Мы применяли его поначалу, но быстро поняли, что он скорее путает наших партнеров и заказчиков. Тогда мы ориентировались на сравнительно крупные компании (свыше 250 сотрудников), которые достаточно консервативны. С высоты нынешнего опыта понятно, что основной тренд состоит все-таки в развитии горизонтальных коммуникаций, поэтому сегодня мы предпочитаем говорить о «Социальном Интранете», то есть внутреннем портале, на котором активно используются те же инструменты, что и в социальных сетях. Это понятие также прошло определенные этапы развития. В нашем понимании там не должно быть «фоточек», отвлеченных чатов и даже института «друзей», который неизменно будет нарушать принципы субординации. В остальном же мы позволяем извлечь большинство преимуществ от открытости коммуникаций, обратной связи (в форме «лайков») и др.

А где-то можно уже увидеть реализацию этой вашей обновленной концепции «Социального Интранета»?

Очень скоро мы планируем запустить продукт «Битрикс24», который сейчас проходит бета-тестирование. Это будет именно решение для «Социального Интранета», причем доступное как в коробочном, так и в SaaS-варианте. Последний, прежде всего, ориентирован на небольшие компании (до 50 человек в нашей классификации), которые хотят применять современные технологии, но, возможно, даже не имеют необходимого ИТ-персонала. Средние и крупные компании в основном пока еще предпочитают разворачивать такие решения самостоятельно, но мы в любом случае обеспечим простую миграцию в облако и обратно.

Это будет ваше первое SaaS-решение?

Да, и потому мы отнеслись к нему со всей серьезностью. Мы развернули инфраструктуру в «облаке» Amazon, причем сразу же продублировали ее в двух географически разнесенных ЦОД и обеспечили автоматическое переключение трафика на случай аварий и штатного обслуживания. Недавно нам уже представилась возможность проверить эффективность такого решения, когда потребовалось заменить базу данных: мы по очереди отключали ЦОД и пользователи даже ничего не заметили. В перспективе мы, возможно, задействуем еще один или два ЦОД.

А на какие рынки ориентирован продукт «Битрикс24»?

По нашей информации, такие решения наиболее востребованы в США и на других англоязычных рынках. Европа чуть более консервативна, поэтому здесь нам нужно будет еще завоевать доверие. Мы будем всячески поощрять тестирование этого продукта — во всех вариантах, с тем чтобы компании могли выбрать наиболее подходящий.

С другой стороны, партнерская сеть у нас лучше развита в СНГ, поэтому я не исключаю, что здесь «Битрикс24» будет распространяться более быстрыми темпами. В любом случае продукт сразу будет доступен на трех языках: русском, английской, немецком. Украинская локализация также стоит в планах.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT