`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сергей Корж: «Стартовать в интернет-бизнесе лучше с нишевых проектов»

+44
голоса

Благодаря чему экономика может стать инновационной: росту продаж и числа внедрений «привозных» технологий или созданию и распространению собственных? Никоим образом не отрицая необходимости первого, полагаем, что ориентироваться все-таки стоило бы на второе. Поэтому сегодня мы беседуем с одним из, к сожалению, немногочисленных украинских разработчиков, рискнувших заняться созданием коммерческих программных продуктов. Своим делом Сергей Корж занимается с 1998 г., он выпускает ПО под торговой маркой Korzh.com, организует интернет-проекты, является бессменным ведущим технологического потока в рамках iForum.

Сергей, как началась ваша профессиональная карьера?

Сергей Корж: «Стартовать в интернет-бизнесе лучше с нишевых проектов»

Основной мой бизнес — разработка программных компонентов, которые разработчики могут использовать в своих проектах. Занимаюсь им я вот уже 15 лет, до этого работал наемным программистом, а когда мои продукты стали более-менее успешно продаваться, подался в частные предприниматели.

Насколько сложно было решиться на такой шаг?

Это был, наверное, как раз тот путь, который сейчас активно пропагандируется в стартап-сообществе: наиболее успешными становятся те разработки, которые поначалу делаются для самого себя. И я, как программист, просто решал свои задачи, разрабатывал недостающие компоненты, но было ясно, что они могут пригодиться не только мне. В конце 90-х сформировалось целое сообщество таких же начинающих бизнесменов, распространяющих программы по модели shareware (SWRUS). Оттуда вышли и такие известные люди, как, скажем, Александр Лысковский (Alawar Entertainment) и Сергей Рыжиков (1С-Битрикс).

Как ваш бизнес выглядит сегодня?

У моих коммерческих продуктов порядка 2.5 тыс активных пользователей из более 100 стран. На первый взгляд это немного, но компоненты для разработчиков — достаточно сложные нишевые и, соответственно, недешевые продукты. Главный из них — EasyQuery — позволяет встраивать в приложения и веб-сайты на базе технологий .NET дружественные построители запросов.

А как возник интерес к интернет-проектам?

Да просто стало понятно, что от этого никуда не деться. Как я уже говорил, мой основной бизнес довольно нишевый, подняться в нем куда-то дальше тяжело. Интернет же открывает новые возможности и мне стало интересно попробовать свои силы на более массовом рынке. Кроме того, в 2007 г. меня пригласили в проект Mail.ua и до последнего времени я был его руководителем, так что сумел приобрести очень ценный опыт.

Кстати, а какова судьба Mail.ua?

Как известно, проект был приобретен Mail.ru, но российский сервис, судя по всему, был заинтересован только в домене и пользователях (порядка 400 тыс. учетных записей), но не в нашей платформе. Фактически прошлой осенью был просто налажен процесс перевода существующих пользователей на их серверы. Безусловно, платформа Mail.ru более зрелая и, соответственно, надежная, но и у нас был ряд неплохих решений и идей, к примеру, временные адреса (псевдонимы).

Но у вас есть и собственные интернет-проекты?

Сергей Корж: «Стартовать в интернет-бизнесе лучше с нишевых проектов»Да. Первый стартовал чуть меньше двух лет назад — Wishpresent.com, как я его называю, «социальный список желаний». Вообще идея просто «списка желаний» достаточно известна, но в данном случае предлагается тесная интеграция с социальными сетями, в частности, c Facebook. Пользователь одним из предложенных способов отмечает встреченные в Интернете товары как желанные, а его друзья видят эту информацию в ленте Facebook (или на соответствующей странице Wishpresent.com) и при случае могут сделать действительно приятный подарок. Особенность моего сервиса, которую я больше нигде не встречал, — возможность «зарезервировать» за собой конкретный подарок, чтобы, скажем, счастливый именинник не получил сразу три одинаковых кофеварки.

А как вы собираетесь монетизировать Wishpresent.com?

Через партнерскую программу с интернет-магазинами и другими сервисами, которые будут размещать у себя нашу кнопку. Уже есть пару примеров, но пока все находится в стадии тестирования и отладки. При этом партнеры получат доступ к специальной консоли с различной статистикой, благодаря которой смогут оценивать отложенный спрос, реальные предпочтения покупателей и пр.

Вы сказали, это не единственный ваш интернет-проект?

Последняя разработка — Tutorle для разучивания терминов и иностранных слов. Пользователь может использовать готовые словари или формировать их самостоятельно, а затем выполнять различные тесты, способствующие запоминанию. Идея, в общем, известная, за исключением одного «но». Мое решение завязано на веб-сервис, где централизованно хранятся и пополняются словари. Благодаря этому можно попеременно пользоваться разными устройствами и оперативно добавлять новые слова, к примеру, прямо во время просмотра кинофильма, чтения книги, общения и пр. Клиентские программы уже есть под Windows 8 и Windows Phone, в разработке — под Android, в перспективе — под iOS. Такой порядок может показаться странным, но объясняется просто наличием у моей команды соответствующего опыта.

А насколько вообще реально сегодня зарабатывать в Интернете?

Абсолютно реально, причем, буквально на чем угодно, если это сделано хорошо и качественно. Стартовать, однако, лучше с каких-то сравнительно нишевых решений, для которых аудитория определена более-менее четко. Кроме того, проекты, ориентированные на массовый охват, вроде социальных сетей, требуют или огромных финансовых вливаний, или какой-то действительно «пробивной» идеи. И то, и другое найти очень непросто...

Но я говорю о глобальном Интернете, на который ориентированы все мои проекты. Wishpresent.com пока доступен только на русском языке, но лишь для простоты отладки. Конечно, в мире есть аналоги, более того, я считаю, что придумать сегодня что-то совершенно оригинальное практически невозможно. Если никто не делал ничего подобного, то скорее всего это никому и не нужно. Вопрос — в реализации и нюансах.

Вы имеете в виду, что в Украине все несколько иначе?

В общем, да. Конечно, реально удачный проект всегда будет востребован, но в таком случае, почему бы его не вывести на международный уровень? Как пример можно назвать сервис Host Tracker, у которого немало заказчиков и в Украине. Но главное отличие украинского рынка в том, что здесь еще не привыкли платить за цифровой контент и необходимо искать какие-то дополнительные или вообще специфические формы монетизации.

Кроме того, украинский Интернет в значительной степени русскоязычный, а это значит, что работать и конкурировать приходится во всем Рунете. При этом в российском сегменте денег, естественно, больше. Поэтому, проекты, которые ориентированы исключительно на Украину, могут быть успешны, наверное, только при наличии офлайновой составляющей.

То есть вы хотите сказать, что большинство отечественных интернет-проектов ждет судьба Mail.ua?

Ориентированных на цифровой контент для русскоязычных пользователей — не тотально, но в большой степени да. Либо надо очень сильно привязываться к какой-то национальной специфике.

Вероятно, участие в iForum также связано с вашей переориентацией на Интернет-бизнес?

В оргкомитет iForum я вхожу со дня его основания и веду в его рамках технологический поток. Никаких конкретных целей я не преследовал, скорее, рассматривал это как «общественную нагрузку». Однако это все-таки крупнейшее ИТ-мероприятие в Украине, и здесь действительно можно услышать что-то новое, завести полезные знакомства и пр.

Сергей Корж: «Стартовать в интернет-бизнесе лучше с нишевых проектов»

Можно ли за пять лет, которые проводится iForum, выделить какие-то тенденции в интересах и устремлениях участников?

Конечно, тем более, что, учитывая разнородность аудитории iForum, мы стараемся избегать специфических докладов и отдаем предпочтение более общим. Так, если на первых iForum присутствовал большой интерес к RIA, то сегодня он фактически сошел на нет. Хотя Flash, Silverlight, JavaFX никуда не делись, все уже четко понимают, что перспектива есть только у связки HTML/CSS/JavaScript. За прошедшее время HTML5 и CSS3 превратились фактически в мэйнстримом. Также в последние годы чуть ли не самой популярной стала секция, посвященная мобильной разработке.

Получается, что в технологическом плане украинское интернет-сообщество идет вполне в ногу с остальным миром?

В общем, да. Хотя оргкомитет со своей стороны также старается затрагивать самые актуальные темы.

Согласитесь, ситуация выглядит парадоксально: разработчиков много и квалификация их достаточно высока, а стартапов мало...

На самом деле стартапов у нас, может быть, не так уж и мало. Просто те, что уже реально зарабатывают, по большей части ориентированы на западный рынок и не стремятся афишировать свою деятельность в Украине: новых клиентов здесь вряд ли приобретешь, а лишний интерес со стороны контролирующих органов — запросто.

Кроме того, потенциальных предпринимателей «съедает» офшорное программирование. Благодаря достаточно высоким зарплатам и налаженности бизнеса, там программист оказывается лучше защищен, нежели в стартапе. К тому же, технологический стартап требует универсальности, вряд ли удастся ограничиться одной платформой и один языком программирования. Об этом, кстати, мы будем говорить и на iForum.

Давайте вернемся к iForum. Какие технологические темы на нынешнем мероприятии должны, по вашему мнению, привлечь наибольшее внимание?

Уже традиционно среди наших спикеров будет Олег Бунин, специалист по проектированию высоконагруженных систем, который проведет мастер-класс для тех, кто готов замахнуться на проект уровня социальной сети. В мобильной секции будет неплохо представлена тема кросс-платформеной разработки: PhoneGap, Xamarin, как правильно спроектировать серверную часть.

Но главное, я уверен, что каждый найдет доклады по своим интересам. Кроме того, это возможность пообщаться с коллегами, а форум в этом году должен собрать несколько тысяч участников. Можно будет обсудить насущные проблемы, и не только в технологическом, но и в предпринимательском контексте.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT