`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сегмент потребительской электроники -- новая надежда полупроводниковых компаний?

0 
 

Несмотря на ряд положительных тенденций, ситуация на рынке полупроводниковых устройств продолжает оставаться в какой-то мере неопределенной. С одной стороны, ожидания довольно оптимистичны: к примеру, эксперты фирмы Gartner предсказывают на 2003 г. 8%-ный прирост оборота, с другой -- итоги первого квартала оказались не столь хорошими, как предполагалась. Однако есть по крайней мере одно направление, позволяющее работающим в нем компаниям чувствовать себя достаточно уверенно.
Как считают многие рыночные эксперты, в предстоящие несколько лет чуть ли не главным двигателем развития полупроводниковой индустрии станет рынок потребительской электроники.

Так, согласно прогнозам аналитической фирмы IC Insights, к 2006 г. мировой объем продаж компонентов, предназначенных для использования в бытовых устройствах, достигнет 29,3 млрд. долл. в сравнении с 18,6 млрд. в прошедшем году. Иными словами, среднегодовой прирост здесь составит 12% -- заметно больше, чем ожидается для любого другого сегмента полупроводниковой отрасли (скажем, для компьютерных микропроцессоров упомянутый показатель предположительно будет равен 5%, а для коммуникационных микросхем -- 7%).

Сегмент потребительской электроники -- новая надежда полупроводниковых компаний?
Сегмент потребительской электроники -- новая надежда полупроводниковых компаний?
Подобная ситуация, по мнению многих наблюдателей, объясняется, скорее, не тем, что потребительских устройств в принципе больше продается, а тем, что начался массовый переход с аналоговых технологий на цифровые. В результате даже на американском рынке бытовой электроники, несмотря на весьма серьезный общеэкономический спад, поставки по итогам прошлого года увеличились на 3,7%. Хотя, конечно, этому в какой-то мере способствовал тот факт, что потребительские устройства заметно дешевле ПК (необходимость в модернизации которых уже тоже назрела) и тем более коммуникационного оборудования.

Сегмент полупроводниковых компонентов для массовых электронных устройств имеет ряд отличительных черт. Бросается в глаза отсутствие ярко выраженных лидеров: так, в 2001 г. у занявшей первое место по обороту Toshiba рыночная доля равнялась 9,9% (согласно оценкам Gartner), а у ставшей десятой Mitsubishi -- 3,7%, т. е. компании идут очень плотно (единственное -- первая десятка представлена главным образом японскими электронными гигантами). При этом рынок является в достаточной мере открытым для новичков, что ярко проявилось в последние годы, когда в связи с тем самым массовым переходом с аналоговых устройств на цифровые стремительно возросла потребность в радикально передовых технологических решениях. Правда, столь же большую роль играет удачная стратегия: отличительной особенностью сегмента потребительской электроники являются малые жизненные циклы, поэтому крайне важно выпустить нужный компонент в нужное время.

В частности, наблюдатели отмечают тот факт, что крупнейшей в мире полупроводниковой компании -- Intel -- пока не удалось добиться здесь заметных успехов. "Широкофункциональные" чипы на основе архитектуры x86 оказались не особо востребованными, в первую очередь из-за своей высокой стоимости. Хотя, вполне вероятно, недавно начатый выпуск DSP, разработанных Intel совместно с Analog Devices, принесет ей в данном сегменте более ощутимые результаты.

Вообще, эксперты выделяют два основных типа стратегии при работе на рынке полупроводниковых компонентов для потребительских электронных устройств.

Первый вариант -- это партнерство с каким-нибудь крупным производителем и создание для него микросхем, которые будут использоваться в потенциально очень массовом продукте. Среди наиболее известных примеров подобного сотрудничества -- выпуск графических и центральных процессоров для игровой консоли Microsoft Xbox фирмами NVidia и Intel (пожалуй, самый большой успех полупроводникового гиганта при продвижении своих чипов x86 в сегменте потребительской электроники), а также изготовление IBM и ATI Technologies компонентов для консоли Nintendo GAMECUBE. Кроме того, аналогичный подход предусмотрен и при разработке Sony PlayStation 3 -- процессоры для него будет делать, опять же, IBM.

Об игровых консолях речь зашла отнюдь не случайно: по словам аналитиков, именно они являются одним из наиболее предпочтительных вариантов для работы по такой схеме. Хотя, конечно, здесь производитель полупроводниковых компонентов попадает в значительную зависимость от компании--разработчика готового устройства, тем более, что и успех последнего определяется далеко не одним лишь технологическим совершенством, а и удачной маркетинговой политикой и т. п.

Вторая наиболее распространенная стратегия -- выпуск универсальных микросхем, применяющихся в очень широком диапазоне продуктов. Именно так действуют многие японские фирмы, находящиеся на ведущих позициях на рынке чипов для потребительской электроники. В аналогичном направлении движется и Texas Instruments, делающая ставку на DSP, которые, по мнению руководителей компании, представляют собой наиболее перспективный сегмент рассматриваемого рынка (хотя пока на компоненты для бытовых устройств приходится весьма незначительная часть ее оборота). В числе других компаний, ранее известных как поставщики специализированных микросхем, а сейчас активно осваивающих потребительский сегмент, наблюдателями отмечаются Xilinx и Cirrus Logic.

Высказывается мнение, что именно такой вариант стратегии является наиболее подходящим для дебютантов.

"Если начинающая фирма станет разрабатывать стандартные чипы, пригодные для использования во многих типах устройств, и сумеет быть независимой от производителей готовых продуктов, она сможет успешно конкурировать на рынке", -- считает Дэвид Эпштейн (David Epstein), эксперт инвестиционного фонда Crosslink Capital.

Правда, некоторые компании применяют собственную, в чем-то уникальную стратегию подобно тому, как это делает, к примеру, LSI Logic. Особенность ее рыночного подхода заключается в том, что она регулярно меняет специализацию, переключаясь на разработку полупроводниковых компонентов для наиболее передовых с технологической точки зрения устройств, которые на данный момент способны принести наибольшую прибыль. Когда эти устройства становятся массовыми и цена на них падает, начинается работа над чем-то новым. Так, первоначально LSI занималась микросхемами для продуктов на основе технологии VideoCD, затем переориентировалась на чипы для DVD-плееров, теперь ее приоритет -- пишущие DVD-устройства.

"У нас есть план с описанием предполагаемых приоритетных для нашей фирмы направлений на 9 лет вперед", -- заявил старший вице-президент LSI Logic Умеш Падвал (Umesh Padval).

Единственный вопрос, ответ на который остается открытым: как долго продлится бум на рынке компонентов для потребительской электроники?
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT