`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SAP наступает

+22
голоса

Мобильные бизнес-приложения, облачные вычисления и технологии in-memory — три области, которым SAP, ведущий мировой поставщик ПО для автоматизированного управления ресурсами предприятий, уделяет первоочередное внимание. Об этом было много разговоров на прошлогодней конференции SAP TechEd 2010, но тогда компания лишь представила свое видение развития корпоративных информационных систем и наметила долгосрочный план действий. И вот спустя год — 8-10 ноября на совмещенном мероприятии SAPPHIRE NOW + SAP TechEd — она представила первые результаты новой стратегии.

Прежде чем мы перейдем к обсуждению главных тем мероприятия, не помешает сделать небольшое отступление, на наш взгляд, весьма важное. В конце октября SAP обнародовала очередной отчет, в котором констатировала более чем двукратный рост чистой прибыли в III квартале 2011 г. В частности это стало возможным за счет сокращения объема средств, зарезервированных в рамках судебной тяжбы с Oracle (согласно решению американского суда, SAP была оштрафована на 723 млн евро за нарушение прав на интеллектуальную собственность Oracle; прежний вердикт подразумевал штрафные санкции в размере 1,3 млрд долларов).

SAP наступает
Джим Снабе заметил, что современные бизнес-приложения должны быть «простыми, как Apple, и быстрыми, как Google», и SAP будет стремиться к этому

Чистая прибыль компании за указанный период выросла до 1,25 млрд евро — и это при 500 миллионах евро, зафиксированных годом ранее. Продажи увеличились на 14%, до 3,41 млрд евро. В свою очередь реализация ПО и сопутствующих услуг повысилась до 2,69 млрд евро (+16%). При этом продажи лицензий на ПО поднялись на 28% — до 841 млн евро.

На вопрос о том, как компании удается демонстрировать столь привлекательные показатели в столь непростое для мировой экономики время, соисполнительный директор SAP Джим Хагеманн Снабе (Jim Hagemann Snabe) ответил фразой, которою впору вписывать в учебники по маркетингу. Он сказал, что в прошлом году SAP взяла курс на перспективные разработки, инновационное развитие, на открытие новых рынков, и результаты этого курса говорят сами за себя.

Действительно, вспоминая конференции SAP TechEd 2008-2009 гг., на которых нам удалось присутствовать, и сравнивая их с прошлогодней и текущей, совмещенной по SAPPHIRE NOW, нельзя не заметить изменений, которые произошли в компании. Сменилось высшее руководство, изменилась стратегия развития бизнеса, изменились продукты и методы их продвижения. Перед нами теперь совсем другая SAP, ставящая во главу угла инновационность. И это не пустые слова. Да, на пути к созданию чего-то нового она порой принимает не самые лучшие решения, но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, не так ли?

Мобилизация SAP

Пожалуй, самый значительный сдвиг в бизнесе SAP произошел в связи с приобретением американского поставщика корпоративных технологий обработки данных Sybase, состоявшемся в 2010 г. Сам по себе этот шаг уже интересен: фактически, компания перестала соблюдать схему развития, ориентированную сугубо на органический рост.

Еще одно обстоятельство, заслуживающее внимания, — SAP постепенно перестала придерживаться политики самодостаточности в отношении продаж ПО. Компания запустила SAP EcoHub, онлайновую торговую площадку для сертифицированных продуктов партнеров (сейчас здесь можно найти уже свыше 1000 сторонних приложений). В нынешнем году — аккурат в Хэллоуин — она дала старт онлайн-магазину мобильных бизнес-приложений SAP Store, который также стал доступен в виде приложения для iOS (и, естественно, попал в Apple App Store). Пока что SAP Store находится в бета-статусе с функциональностью, ограниченной лишь выбором, поиском и загрузкой приложений. Говорят, что возможность приобретения ПО посредством платежных карт, выбор продуктов в соответствии с исполняемой сотрудником ролью и другие необходимые вещи будут доступны в I или II квартале 2012 г. Любопытно отметить, что в перспективе Store не будет полностью завязан на решениях немецкого поставщика, здесь найдут свое место и те мобильные бизнес-средства, которые в той или иной мере могут быть полезны пользователям SAP. Также в будущем онлайн-магазин будет тесно связан с системой управления мобильными приложениями Sybase Afaria. В частности, интеграция позволит запускать Store непосредственно из среды Afaria, выбирать бизнес-приложения в соответствии с ролью сотрудника в компании, удаленно устанавливать и настраивать.

На мероприятии было объявлено о том, что 20 партнеров SAP в нынешнем году разработали порядка 200 мобильных приложений. Среди новинок:

— SAP Electronic Medical Record, позволяющее получать доступ к медкарточке пациента, информации о курсах его лечения и пр. сведениям.

— SAP Citizen Connect, обеспечивающее граждан возможностью обращаться в местные органы власти с заявками по устранению каких-либо «негараздов» (граффити на стене, неубранный мусор и пр.).

— SAP Strategy Management и SAP BusinessObjects Mobile — средства для доступа к аналитическим данным, касающимся управления компанией.

А также SAP Transport Notification & Status; SAP Transport Tendering; SAP GRC Access Approver; SAP GRC Policy Survey и др.

Три продукта были обновлены:

— SAP Field Service 2.0 — ПО для инженеров по ремонту и техническому обслуживанию продуктов.

— SAP CRM Salesmobile 2.0 — приложение, ориентированное на менеджеров по продажам.

— SAP Retail Execution 2.0 призвано повысить продуктивность работы сотрудников, занимающихся реализацией потребительской продукции.

В настоящее время все готовые бизнес-приложения поддерживают iOS и BlackBerry OS. Исключение составляет лишь один продукт — SAP Electronic Medical Record, он доступен и в версии для платформы Android. Такая ситуация объясняется популярностью iOS и BlackBerry OS в корпоративном секторе Северной Америки, наиболее развитом с точки зрения мобилизации рынке, с которого SAP решила начать продвижение своих мобильных платформ и приложений. Конкретных планов о поддержке других платформ у поставщика нет. И это неспроста: Android в настоящее время все еще представляется скорее устройством для гиков, чем для бизнесменов, а ОС Windows Phone 7 пока не отличается сколько-нибудь заметным распространением.

SAP наступает

Онлайн-магазин приложений SAP доступен и в виде приложения для платформы Apple iOS

Такова первая волна мобильных приложений приложений, реальными потребителями которых на данный момент стали около 50 компаний, отметил Вишал Сикка (Vishal Sikka), член исполнительного совета SAP по технологии и инновациям. Конечно, в отношении гранда вроде SAP эти цифры выглядят не слишком завидными, но на то есть свои причины. Давайте проследим путь SAP к мобильности, преодоленный (вернее будет сказать проторенный) компанией за то время, когда это направление стало приоритетным.

Итак, прошлой осенью компания во всеуслышание заявила о приверженности идее корпоративных мобильных приложений и начала тщательно прорабатывать данное направление. Первая группа полноценных приложений, построенных на платформе Sybase Unwired Platform (SUP), была представлена уже весной нынешнего года.

Компания не пытается тянуть одеяло на себя в вопросах разработки, отдавая эту задачу своим партнерам (предполагается, что их доля в общем объеме мобильных продуктов должна находится 80%). Именно для них, в частности, SAP создала веб-ресурс, где публикует предлагаемые клиентами идеи, всевозможные сценарии использования тех или иных бизнес-средств; а клиентам, интересующимся вопросами корпоративной мобильности, рекомендует приложения, которые уже успешно используются в других компаниях.

До этого момента все понятно и, можно даже сказать, правильно, но если копнуть глубже, начинаются вопросы. По всем признакам, в фокусе SAP крупные консалтинговые компании и системные интеграторы (подход «сверху-вниз»). Дело в том, что мобильные приложения должны быть разработаны или совместимы с SUP, что означает следующее — партнеры должны лицензировать эту платформу, надо сказать, весьма недешевую. Кроме того, посредством SAP Store поставщик будет получать 15% с каждого приложения — это дороже, чем в Android Market, но в два раза дешевле Apple App Store, зато сертификация ПО в следующем году будет обходиться в сумму порядка 1 тыс. долл., что опять же немало. Т. е. по сути, компания пытается одновременно обеспечивать мобильными приложениями своих клиентов, и походу еще зарабатывать средства на связанных процедурах и технологиях. Она рассчитывает на то, что крупные партнеры будут создавать сотни и тысячи мобильных приложений. Но, по мнению наблюдателей, это очень уж маловероятно.

Почему SAP не идет по успешному пути Apple, salesorce.com и др., убравших лишние преграды для разработки приложений и открывших отличные возможности для развития бизнеса для небольших фирм, — вот в чем вопрос. Еще непонятно, почему SAP, взрастив огромное сообщество лояльных, изобретательных разработчиков, совсем не использует данный потенциал для каких-либо коллективных мобильных проектов.

Резюмируя, можно сказать, что SAP развивает новое, очень перспективное направление, но делает это консервативными методами («сверху-вниз»), которые здесь едва ли применимы. Но поскольку компания лишь в начале пути, и к тому же мы имеем дело с обновленной SAP, можно надеяться на то, что она будет менять подходы.

Вооружившись HANA


Судя по частоте упоминаний HANA (High-Performance Analytic Appliance) на докладах, SAP очень заинтересована в успехе данной колоночной in-memory СУБД. Попробуем разобраться, почему.

Напомним, что речь идет о системе, предназначенной для выполнения аналитических вычислений на основе больших объемов разнородных корпоративных данных (Big Data), и полностью работает в оперативной памяти серверов, не обращаясь к жестким дискам, за счет чего достигается высокая производительность. Заявляют, что специальные алгоритмы параллельной обработки SAP HANA позволяют, например, в системе из 10 серверов по 32 ядра каждый менее чем за минуту составлять отчеты о продажах на основании более чем 500 млрд записей, полученных из сети кассовых аппаратов.

Первый продукт на основе платформы был представлен нынешним летом. Это было ПО SAP BusinessObjects Strategic Workforce Planning, предназначенное для быстрого анализа сложных связей внутри и вне компаний, выполнения бизнес-моделирования различных сценариев в реальном времени, а также моделирования с предсказанием, например при планировании расширения штата, его оптимизации, выхода на новые рынки за счет поглощений. Выпуск около 10 других специализированных приложений, использующих возможности HANA, запланирован уже на текущий год.

На мероприятии объявлено о выпуске SAP NetWeaver Business Warehouse (BW) с поддержкой HANA. Если учесть, что в мире насчитывается более 13 тыс. клиентов BW, это очень привлекательный новый канал дохода для SAP. Не зря же Джим Снабе без обиняков заметил, что инновации в существующие продукты клиенты будут получать бесплатно (не считая платы за поддержку), за инновации же в сфере in-memory придется платить. И, судя по всему, немало.

SAP наступает

SAP возлагает большие надежды на свою in-memory-платформу HANA и будет постепенно переводить все свои бизнес-приложения и сервисы на нее

Так, уже в нынешнем году «воронка продаж» HANA в достигла 100 млн евро (при всего-навсего 50 клиентах), ожидается, в будущем году она вырастет до 600 млн евро. Согласитесь, серьезная заявка, которая вряд ли понравится конкурентам SAP и главным образом Oracle, чья СУБД Database в настоящее время используется большинством клиентов SAP (которых компания и будет в первую очередь переманивать), не говоря уже о том, что продукты вроде HANA бьют по продвигаемой империей Ларри Эллисона концепции продаж комплексных аппаратно-программных решений.

То ли еще будет, когда SAP интегрирует in-memory-технологии во все свои продукты...

Небесный бой

За год SAP довольно далеко продвинулась в направлении облачных вычислений. Начать, наверное, стоит с того, что компания стала активно сотрудничать с лидерами рынка для совместной разработки инструментов и сервисов, которые позволят клиентам осваивать «облака» и запускать бизнес-приложения SAP в облачных инфраструктурах для повышения гибкости и эффективности бизнеса. Она уже взаимодействует в этой сфере с Amazon Web Services, IBM, HP, Dell, Microsoft, Cisco Systems. Последнее соглашение SAP подписала с EMC и VMware, и в настоящее время рассматривает различные варианты выпуска законченного набора ПО, оптимизированного для своих приложений.

Ожидается, что в частности в рамках соглашения EMC будет работать над интеграцией технологий SAP HANA и Fully Automated Storage Tiering (FAST). Последняя использует несколько уровней хранения данных (флэш-диски, диски Fibre Channel и SATA) и позволяет приложениям всегда работать в оптимальном режиме, балансируя емкость и производительность. В свою очередь SAP и VMware предложат более совершенную программу поддержки, интегрировав проверку конфигурации и состояния систем SAP, работающих на облачной инфраструктуре VMware, в состав сервисов SAP GoingLive Check и SAP EarlyWatch Alert. Это расширит возможности клиентов в области мониторинга и управления системами SAP при использовании ими платформы VMware.

К вопросу о новых облачных предложениях SAP. Для ограниченного круга выпущена бета-версия PaaS-системы с кодовым названием River, представляющая собой среду разработки и развертывания сравнительно простых бизнес-приложений, насчитывающих десятки экранов (для сложных систем предполагается применение платформы, лежащей в основе SaaS-системы для малых и средних предприятий Business ByDesign). Она позиционируется в первую очередь как инструмент расширения традиционных систем.

SAP наступает
Вишал Сикка: «Мы предлагает нашим клиентам инновации, для эксплуатации которых не требуются сложные процедуры обновления ПО»

На конец текущего года запланирован выпуск новых облачных приложений, ориентированных на конкретные бизнес-подразделения вроде департаментов управления человеческими ресурсами (Career OnDemand) и продаж (Sales OnDemand), а также на специфические роды занятий, например, ведение учета затрат на поездки (Travel OnDemand).

В общем, процесс выхода на рынок cloud computing и укрепления на нем идет полным ходом. Единственное, что несколько омрачает картину «неба» — все еще не слишком впечатляющие темпы потребления «облачной» ERP-системы для малых и средних компаний Business ByDesign. Анонсированный еще в 2007 г., данный продукт лишь в середине прошлого года дошел до потребителей. И в настоящее время у него порядка 1000 компаний-заказчиков, показатель далеко не завидный. Для сравнения — SaaS ERP-поставщик NetSuite достиг такой отметки за последние два квартала.

Трудно понять, в чем загвоздка. Возможно, проблема кроется в том, что SAP не слишком активно продвигает продукт (например, он доступен лишь для компаний Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Индии, Канады, Китая, США, Франции, Швейцарии), остерегаясь эффекта «каннибализации» пока более прибыльного традиционного ПО автоматизации. Но так ли страшна «каннибализация»? В свое время Стив Джобс на этот счет отметил примерно следующее: «Да, мы создаем продукты, которые могут между собой конкурировать, но это лучше, чем отдавать такую возможность конкурентам».

На земном фронте


Конечно, все описанные выше технологии и продукты интересны и более чем перспективны, но нельзя забывать, что основную прибыль SAP все еще получает от «старых добрых» традиционных систем автоматизации бизнес-процессов (по данным компании, 90% поступлений от продаж ПО), и они тоже требуют развития, можно даже сказать, некоторого переосмысления.

И этому направлению тоже было уделено внимание на конференции. Причем с точки зрения клиентов новости получились довольно приятные. Во-первых, компания подтвердила продолжение политики выпуска бесплатных ежеквартальных обновлений в виде пакетов расширений (enhancement packages) для комплекса Business Suite 7 вплоть до 2020 г. К слову сказать, последний пакет включал 123 новые функциональные возможности, созданные с учетом предложений заказчиков, в особенности в сферах мобильности и in-memory. Данный подход, введенный в 2006 г., позволяет предприятиям-заказчикам получать новые функциональные возможности без потребности в перевнедрении отдельных приложений и модулей. Поставщик предлагает клиентам инновации, для эксплуатации которых не требуются сложные процедуры обновления ПО и, следовательно, серьезных изменения в работе их предприятий. «Innovation without disruption», — таков главный императив SAP в отношении традиционных средств корпоративной автоматизации.

Во-вторых, SAP также объявила о продлении срока поддержки Business Suite 7 на 5 лет — с декабря 2015 по декабрь 2020 г. Что в этом хорошего? Клиенты получают прежде всего сохранность своих инвестиций, предсказуемость работы в долгосрочной перспективе и отсутствии потребности в обновлениях ПО. Дело в том, что когда какой-либо поставщик закрывает период поддержки продукта, его потребители должны приобрести и внедрить новую версию ПО, чтобы затем получать услуги его поддержки. А это для таких критически важных систем, как ERP, непростая задача, требующая серьезных вложений и временных затрат. К тому же, расширяя период официальной поддержки, SAP нивелирует риск ухода заказчиков к компаниям, предоставляющих услуги неавторизированной поддержки.

Нельзя не заметить в этих шагах все усиливающегося влияния на рынок ERP парадигмы облачных вычислений. Обновления для SaaS-систем выпускаются часто и реализуются «за кулисами» — на площадках поставщика. И это был едва ли не главный аргумент против традиционно развертываемых систем, которые, как правило, характеризуются большими и дорогими обновлениями. Таким образом, SAP приблизилась к облачным поставщикам без применения облачных продуктов.

Достигнув европейского уровня

На мероприятии нам удалось пообщаться с Александром Мельниковым, генеральным директором CONIM GROUP, единственной компанией на рынке Украины, которая выполнила все требования и получила статусы Золотого партнера SAP и VAR-партнера программы SAP Extended Business Program, что дает ей эксклюзивную возможность формировать собственную сеть бизнес-партнеров.

В этом году CONIM GROUP участвует в SAPPHIRE NOW с собственным стендом. Я так понимаю, это прецедент для компании из СНГ. Почему раньше никто не выступал с подобной инициативой? Что вас побудило пойти на такой шаг?

SAP наступаетПрежде всего, важно понимать, что это за мероприятие. SAPPHIRE NOW является крупнейшим отраслевым форумом SAP, который проводиться уже более 10 лет и собирает многотысячную аудиторию из партнеров и клиентов компании. Участие в такого рода активностях — это определенная веха в развитии бизнеса, и мне очень приятно констатировать, что CONIM GROUP ее достигла. Выход украинских компаний и компаний из СНГ на такой уровень — не простое решение. Нужно быть уверенным в том, что компетенции компании, ее опыт реализации проектов и ее решения будут интересны на международных рынках, и что у нее есть силы и возможности удовлетворить возможный спрос не только на своем локальном рынке, но и в мире. У нас такая уверенность и возможности есть.

Каких целей вы хотели достигнуть, создавая стенд на выставке.

Цели вполне очевидны — показать себя, задекларировать свои компетенции и свой опыт перед международным ИТ-сообществом. Кроме этого, CONIM GROUP представила на своем стенде несколько новых продуктов, среди которых — наши собственные разработки. Их перспективность и востребованность мы сразу же смогли оценить по реакции участников конференции. Ну и, безусловно, вопрос престижа — оказаться в одном списке с такими компаниями, как IBM, Microsoft, Oracle, HP, Motorola — это приятно, не будем скрывать.

Какая тема у вашего стенда? Что вы представляете в его рамках?

Это был не только первый наш выход на международную арену, но и первый опыт работы с такой аудиторией — в этом году SAPPHIRE NOW собрал более 8 тыс. человек. Наш стенд находился в секции «Run Better», которая была посвящена повышению эффективности — продуктам, призванным обеспечить эффективное управление предприятием, обеспечить управление в компаниях с широкой сетью филиалов, улучшить работу с клиентскими базами.

Мы представили два новых продукта — собственную разработку Conim Integration Software (CiS), и ПО компании nuPerspective, эксклюзивным дистрибьютором которой является CONIM GROUP, — nuPerspective Control Center. Первый призван решить очень актуальную сейчас задачу интеграции приложений двух разных экосистем — SAP и Microsoft, и обеспечить положительный клиентский опыт от этой интеграции. Кроме того, CiS обладает расширенной поддержкой мобильных платформ.

Второй продукт, nuPerspective Control Center, — мощное решение по управлению, моделированию и аналитике распределенной сетевой инфраструктуры. Возможности, которые предоставляет данное ПО, имеют большое значении при развертывании корпоративных ERP-систем на крупных предприятиях, что делает продукт релевантным для аудитории SAPPHIRE NOW. Среди ключевых особенностей продукта стоит отметить широкие возможности визуализации и моделирования различных данных.

Разработанный вами продукт доступен на портале SAP EcoHub?


Процесс размещения партнерских решений на портале — достаточно длительный и не простой. В первую очередь мы будем прилагать усилия по сертификации нашего продукта.

ПО CIS поддерживает мобильные платформы. Каков потенциал подобных продуктов на рынке Украины? Планируете ли вы и дальше развивать направление корпоративных мобильных приложений?

Потенциал очень высокий. Распространение мобильного Интернета и рост количества мобильных клиентов в корпоративном секторе — это уже не первый год восходящие тренды. Поэтому появление решения, которое даст возможность нашим клиентам работать с корпоративной ERP-системой через мобильное подключение, имеет очень большое значение для отрасли. Все говорит о том, что мобильность и оперативность выходят на первое место в списке критически важных возможностей систем управления предприятиями. Поэтому, безусловно, мы продолжаем развивать данное направление.

Что вы можете сказать о результативности работы стенда? Оправдались ли ожидания и затраты?

Ожидания оправдались — мы заявили о себе, показали свои решения и компетенции. О результатах говорить пока рано — прямо сейчас идет активный процесс квалификации полученных в рамках конференции заказов. Кроме того, не стоит забывать о том, что консалтинговый бизнес обладает достаточно длинным временным периодом определения показателей ROI. В любом случае, мы результатами уже довольны.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT