`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе

0 
 

Введение в "разгон"

Практически во все времена топовые линейки видеокарт были уделом энтузиастов -- со стороны как производителей, так и пользователей. Компании, их выпускающие, пытаются балансировать "на грани фола" для достижения максимально возможного быстродействия своих изделий. Это и "монстрообразные" системы активного охлаждения, и не совсем честные с точки зрения конкуренции методы "тихого" поднятия стандартных частот работы чипа и памяти. Сюда же можно отнести выпуск заводских систем водяного охлаждения и создание "космической иллюминации" с помощью светодиодов. Написание компаниями-производителями собственных утилит для мониторинга и оверклокинга их изделий тоже в большей степени нацелено на поднятие имиджа и интереса у покупателей к своим продуктам.

Собственно, причины таких титанических усилий объяснить достаточно просто. Планка стоимости новейших акселераторов неуклонно поднимается, и в последнее время уже превысила отметку в $600. Убедить покупателя в необходимости подобного приобретения -- задача непростая. Нет, желающих иметь такие продукты найдется огромное количество, но из них лишь мизерная часть может это себе позволить. Компаний, "условно выпускающих" видеокарты, тоже на наш век хватит, а значит, придется изрядно попотеть, чтобы продать именно свое. Опять же, возвращаясь к вопросу об имидже, -- именно по топовым продуктам оценивают "серьезность" производителя в этом секторе.

Теперь поговорим о пользователях. Согласитесь, если рассуждать трезво, какая-либо модернизация или разгон новым скоростным 3D-картам просто не нужны. Так уж сложилось, что технический прогресс в этой области значительно опережает программный: акселераторы на новых "старших" чипах по определению рассчитаны на приложения завтрашнего дня, в то время как в существующих играх показанное быстродействие наверняка будет избыточным. И все же что-то должно было появиться, какая-то "третья сила", которая смогла бы заставить покупать подобные дорогущие изделия.

И такая сила появилась -- Benchmarking... Даже не сила, а, скорее, движение, отражающее глубоко сидящую в подсознании большинства людей мысль о доминировании над себе подобными. И пошло-поехало -- постепенно это новое направление оказалось очень удобным, особенно в контексте видеоразвлечений. Пускай умники соревнуются в скорости решения систем линейных уравнений или вычисления преобразований Фурье в тестах а-ля Linpack. Это неинтересно и многим просто непонятно. А вот вожделенное рекордное количество "FPS" -- вещь уже серьезная. Для того чтобы понять, что это такое, достаточно один раз поиграть в какой-нибудь "шутер" -- и все сразу станет ясно. Еще немного теории о "герцах" с различными латинскими приставками, практический курс овладения утилитами разгона -- и вы уже "оверклокерский боец".


Конфигурация тестовой системы

Процессор  Intel Pentium 4 Extreme Edition 3,2 GHz (800 MHz FSB) 
Материнская плата  Abit IC7-MAX3 (чипсет i875P) 
Память   Geil PC4200 (2 x 512 MB) 
Драйверы ATI  ATI Catalyst 3.10, Rad Clocker 1.800d 
Драйверы NVidia  ForceWare 53.03, RivaTuner 14.1 
Жесткий диск  Western Digital WD300BB 30 GB 7200 об/мин 
ОС  Windows XP Professional SP1 


Показатели "разгона" видеокарт на платформе ATI

Видеокарта  Стандартные частоты (чип/память), MHz  Разгон (чип/ память), MHz 
Reference 9600XT 128 MB  500/650  590/690 
ASUS 9600XT 128 MB  500/600  590/690 
Reference 9800 128 MB  325/620  380/680 
HIS 9800 IceQ 128 MB  440/700 
Reference 9800 Pro 128 MB  380/680  420/780 
HIS 9800 Pro IceQ 128 MB  480/800 
Sapphire Ultimate 9800 Pro 128 MB  420/740 
Reference 9800XT 256 MB  410/730  470/820 
ASUS 9800XT 256 MB  440/800 


Показатели "разгона" видеокарт на платформе NVidia

Видеокарта  Стандартные частоты, чип/память, MHz  Разгон (чип/память), MHz 
Reference FX 5900 128 MB  400/850  490/990 
Abit Siluro FX 5900 128 MB  500/950 
Inno3D FX 5900 128 MB  460/940 
Reference FX 5900 Ultra 256 MB  450/850  500/1050 
ASUS 9950 Ultra Deluxe 256 MB  520/1050 
MSI N5900 Ultra 256 MB  550/960 


Почему часто серьезный разгон сравнивают именно с профессиональным спортом? Потому что поначалу достичь значительных успехов, в общем-то, несложно, но после определенного "критического уровня" каждый лишний марк, как и сотая доля секунды, дается ценой неимоверных материальных и технических (физических) затрат.

О марках мы также упомянули не зря. FPS как мерило производительности просуществовал относительно долго, но либо само понятие со временем устарело и перестало быть модным, либо слабо соответствовало пожеланиям энтузиастов. Одним словом, "FPS" трансформировался в "марк", называемый в народе просто "попугаем". "Frames per second" -- параметр вполне реальный и ощутимый, как правило, не переваливающий за трехзначные числа, тогда как "марки" -- это уже NewEdge. Количество их может быть произвольным, и только создатели тестовых пакетов знают те самые алгоритмы, которыми эти марки высчитываются. И что самое интересное, учитывая страсть людей к большим числам, показатели синтетических тестов измеряются тысячами, а то и десятками тысяч "попугаев".

Дойдя до этой строчки, многие читатели могут задать вопрос: собственно, к чему все эти размышления о теории оверклокинга в статье, посвященной топовым видеокартам? А к тому, что абсолютное большинство рассмотренных в данном материале 3D-ускорителей именно и созданы для достижения максимальной производительности путем разгона.

Тестовую лабораторию часто спрашивают, почему мы так незаслуженно обходим тему оверклокинга либо не уделяем ей должного внимания. Попробуем сформулировать нашу позицию по поводу этого явления. Мы не ханжи, и ничто человеческое нам не чуждо. Дома у многих из нас также стоят традиционно разогнанные компьютеры. Профессиональное отношение несколько другое, в данном случае мы за "красоту нормы", т. е. за тот оверклокинг, который позволяет добиться реальной пользы в работе, не требует значительных затрат и, самое главное, не есть самоцелью как таковой. Хотя, наверное, раз существуют такие увлечения, как нумизматика, филателия и т. д., почему не поставить в один строй с ними и профессиональных "разгоняльщиков"?. Но оставим модинговых оверклокеров в покое и перейдем к рассмотрению методик тестирования и, собственно, самих виновников торжества.

"Экстремальный стенд" от Тестовой лаборатории "Компьютерного Обозрения"

Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Sapphire Atlantis Radeon 9800XT с системой охлаждения Arctic Cooling
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Наш стенд-чемпион!
Поскольку для тестирования топовых видеокарт мы подобрали соответствующие комплектующие, у нас представилась возможность "прогнать" наш стандартный тестовый стенд в экстремальном режиме. Видеокарта Sapphire Atlantis 9800XT показала наивысшие результаты по разгону (470/820 MHz для чипа и памяти соответственно), однако, как нам показалось, дальнейшему разгону препятствовала применяемая на нем reference-система охлаждения. Мы решили эту проблему кардинально, путем извлечения кулера Arctic Cooling VGA Silencer из видеокарты HIS и помещения его на карту Atlantis. При этом тыльную сторону 9800XT мы оставили с исходным радиатором, что потребовало дополнительных манипуляций с использованием липкой клеящей ленты. Также нам пришлось решать проблему запитывания вентилятора из подсистемы охлаждения Arctic Cooling, имеющего 2-контактный разъем, от 3-контактной колодки. После этого в тестовый стенд было добавлено еще три 50-миллиметровых вентилятора с частотой вращения 5500 об/мин: один помогал центральному процессору, два других -- видеокарте. Больше никаких модернизаций не производилось.

"Финальный" режим выглядел следующим образом:
  • частота системной шины 240 MHz;
  • частота процессора 3,6 GHz (240 15), кулер CoolerMaster Aero4;
  • режим работы памяти -- 128 бит 480 MHz (тайминги 6-3-3-2,5);
  • Sapphire Atlantis Radeon 9800XT (500/850 MHz) + Arctic Cooling;
  • напряжение процессора, памяти, шины AGP не менялось.
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Результаты 3DMark 2001 SE в разрешениях 1024 x 768 (сверху) и 1600 x 1200
После нескольких "пробных забегов" мы получили следующие результаты в тесте 3DMark 2001 SE: 24 661 в стандартном режиме (1024 x 768) и 17 269 в разрешении 1600 1200, чем сразу записали себя "золотыми буквами" в элиту мирового оверклокинга. В первом случае мы попали в ТОР100, во втором вообще заняли призовое третье место (!). Конечно, этим показателям далеко до "рубежа", взятого нашими коллегами из "Домашнего ПК", однако мы не отчаиваемся. Уникальность нашего достижения заключается в том, что это, наверное, единственный стандартный (!) компьютер в первой тысяче систем, чьи результаты опубликованы на сайте Futuremark. В сущности, весь моддинг заключался лишь в соответствующем "кастинге" (подборе) комплектующих, не более того.

Хотя мы и не смогли создать самый быстрый компьютер в мире обычными средствами, знакомыми большинству пользователей, зато авторитетно заявляем: у нас теперь самый быстрый стенд для тестирования комплектующих!


Участники обзора

Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Abit Siluro FX 5900 128 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
ASUS 9950 Ultra Deluxe 256 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
ASUS 9800XT 256 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
HIS 9800/Pro IceQ 128 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Inno3D Tornado FX 5900 128 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
MSI N5900 Ultra 256 MB
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Sapphire Ultimate Radeon 9800 Pro 128 MB
Видеокарты, попавшие в данный обзор, расположены в алфавитном порядке по именам производителей. Большая их часть уже рассматривались на страницах нашего журнала, поэтому слишком подробно останавливаться на описаниях этих моделей мы не будем.

Abit Siluro FX 5900, как показало наше тестирование -- одна из лучших моделей на чипе FX 5900. Эта карта даже получила прозвище "рыцарь" за свою неординарную внешность. Как известно, мощная пассивная составляющая системы охлаждения (оребрение) на старших видеокартах от NVidia -- это "то, что доктор прописал", и инженерам Abit удалось сделать действительно хорошую по всем параметрам видеокарту.

В наш обзор попали три новые модели ASUS 9600/9800XT на чипах ATI и 9950 Ultra Deluxe на базе FX 5900 Ultra от NVidia. Все продукты выполнены в reference-дизайне, однако имеют оригинальную систему охлаждения. В 9600ХТ на лицевой стороне расположен единый радиатор, закрывающий еще и модули памяти. Правда, с тыльной стороны модули остались "незащищенными". Показатели разгона оказались весьма неплохими: почти по 100 MHz для чипа и памяти -- это действительно прилично для продуктов, использующих платформу ATI. Кроме того, установленный на видеокарте процессор захвата и обработки изображений может значительно расширить круг потенциальных покупателей. С 9800ХТ все не так однозначно. Самый быстрый 3D-чип, очень эффектная система охлаждения, фирменная утилита мониторинга и управления, опять же процессор для работы с видео -- казалось бы, все на уровне. Однако с точки зрения разгона есть некоторые недоразумения. В последних версиях драйверов ATI Catalyst появилась закладка Overdrive, позволяющая динамически изменять частоты в моделях XT. Так вот, на платах ASUS опция отключения этого режима почему-то отсутствует (по умолчанию она включена). В ходе эксперимента с референсной картой 9800ХТ было установлено, что именно включение Overdrive значительно понижает порог разгоняемости. С другой стороны, учитывая комплектацию и производительность топ-модели от ASUS, это вряд ли остановит поклонников этой марки. К тому же ситуация может радикально измениться с выходом новых драйверов. Deluxe-модель на самом быстром из доступных чипе NVidia (к сожалению, ни одна карта на FX 5950 в тестировании не участвовала) можно назвать настоящим "комбайном" для истинных эстетов. Данная модель имеет в принципе все, чего можно ожидать от современной видеокарты. И быстродействие, и оснащенность, и комплект поставки выше всяческих похвал.

HIS в последнее время откровенно прогрессирует. Представленные продукты на базе семейства Radeon 9800/Pro/XT оказались весьма удачными. О моделях IceQ, оборудованных системами Arctic Cooling VGA Silencer (именно так называется применяемая с ними система отвода тепла за пределы корпуса), можно сказать, что это настоящий прорыв в области "тишины" и разгона одновременно (см. врезку). Хотя данная технология и не является разработкой самой HIS, но именно эта компания стала первой использовать ее в своих продуктах. Применение радиаторов на модулях памяти также значительно помогло картам Excalibur IceQ достичь значительных показателей разгоняемости.

Торговая марка Inno3D достаточно популярна в Украине, потому что при невысокой стоимости имеет в своем активе довольно неплохие изделия, многие из которых весьма оригинальны. Карту FX5900 отличает техногенный дизайн системы охлаждения, за металлической пластиной и вентиляционными отверстиями скрываются два кулера, работающие "в противоход". Плата получилась достаточно бесшумной, правда, для стабильной работы в разогнанном режиме придется позаботиться о дополнительном охлаждении.

MSI N5900 Ultra -- один из самых ярких (в прямом смысле слова) представителей семейства топовых карт на базе NVidia. С обеих сторон расположились мощные медные радиаторы, выполненные в "египетском" стиле (почему бы не назвать это изделие, скажем, именем Ult_RA, которое гармонично сочеталось бы и с "начинкой", и с дизайном).

У Sapphire Ultimate 9800 Pro приставка "Ultimate" обозначает наличие вместо привычного охлаждения двухсекционного радиатора Zalman с жидкостным охлаждением замкнутого типа (без вентиляторов). Об эффективности и бесшумности можно говорить лишь с некоторыми оговорками. Если не применять в корпусе дополнительных вентиляторов, температура видеокарты в загруженном режиме начнет резко возрастать, не говоря уже о памяти, на которой нет даже радиаторов. Если же задействовать обдув, то достигнутая эффективность будет не выше, нежели при использовании обычной видеокарты. Видимо, применение радиатора Zalman более оправдано для моделей серии 9600, где нагрев не столь высок.

Reference-видеокарты. В качестве "опорных" моделей на чипсетах ATI нами была выбрана линейка Sapphire Atlantis. Все платы выполнены по эталонному дизайну ATI и имеют одни из лучших показателей по разгону среди аналогичных продуктов. За NVidia "отвечали" Club 3D на FX 5900 и Creative 3D blaster на FX 5900 Ultra, на 100% соответствующие стандартному дизайну.


Особенности тестирования

Практически все IT-массмедиа так или иначе приводят показатели разгоняемости того или иного изделия, однако разница между различными источниками иногда доходит до 25%. Дело в том, что зачастую за кадром остаются методика достижения подобных результатов и четкое указание того, как и в каких условиях работала тестовая система. В связи с этим мы расскажем, как мы тестировали разогнанные видеокарты и создавали "экстремальный ПК" от "Компьютерного Обозрения".

В ATX-корпусе Enlight с блоком питания Chieftec 420 Вт была полностью собрана традиционная компьютерная система, включающая материнскую плату со всеми установленными компонентами, винчестер, CD-RW-привод и флоппи-дисковод. Из систем охлаждения присутствовали два штатных 80-миллиметровых вентилятора, размещенных на передней и задней стенках корпуса. После установки тестируемой видеокарты корпус закрывался. Затем запускался 3D-ролик продолжительностью 5 минут, хорошо нагружающий как процессор, так и видеоподсистему, в результате чего температура внутри системы повышалась до рабочих значений. Далее с помощью утилиты Rad Clocker 1.800d либо RivaTuner 14.1 с шагом в 10 MHz поднимались частоты для чипа. При обнаружении "артефактов" или признаков нестабильности работы восстанавливалось предыдущие значение, после чего аналогичная операция проводилась для видеопамяти. За "эталонную" производительность принимались показатели неразогнанных reference-карт на соответствующих чипах.


Результаты тестирования

Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Самые "ускоренные" 3D-ускорители, или Оверклокинг в продольном разрезе
Unreal Tournament 2003. Движок, используемый в этом популярном игровом пакете, в чем-то можно назвать трудно прогнозируемым. При высокой детализации разогнанные карты на базе NVidia смогли все-таки обойти своих конкурентов, тогда как в легком режиме "оккупировали" середину турнирной таблицы. О методах построения 3D-изображений в Enemy Territory можно говорить достаточно долго. При довольно посредственной по сегодняшним меркам графике данный пакет умудряется настолько нагрузить и процессор, и видеоакселератор, что, как мы можем заметить, даже лучший разогнанный 9800XT (напомним, в паре с процессором Extreme Edition) не смог выдать и ста кадров в секунду. Нас же интересуют другие моменты, а именно производительность разогнанных плат. Что мы видим? В данном случае можно говорить о неэффективности разгона как такового вообще. Скорость всех топовых видеокарт вне зависимости от используемого чипа и показателей разгона осталась в пределах 83--88 кадров в секунду. Однако на этом сером фоне "выстрелил" разогнанный 9800ХТ. Учитывая такую "инерционность" движка, показатель в 97 кадров можно считать выдающимся, при том что лучший представитель от NVidia смог "выжать" только 88.

В синтетическом тесте 3DMark 2003 от FutureMark картина очень схожа с результатами теста UT 2003 при низкой детализации. В обоих случаях шесть верхних строчек занимают разогнанные карты из семейства Radeon 9800. Однако "ускоренный" 9800XT снова демонстрирует просто феноменальный результат. Особый интерес вызывает тот факт, что при приблизительно равных частотах с разогнанным HIS 9800 Pro разница оказалась столь внушительной. Одним словом, у нас действительно появился новый повод для размышлений, что же реально (!) поменяли или не поменяли в новом поколении чипов инженеры ATI.


Выводы

В заключение мы бы хотели поговорить об эффективности разгона топовых представителей видеокарт от двух конкурирующих лагерей. Как можно убедиться, хорошие системы охлаждения нужны продуктам от ATI не меньше, чем платам на NVidia. Обе карточки HIS, оборудованные отличным кулером с выводом нагретого воздуха за пределы корпуса и радиаторами на модулях памяти, в среднем по частотам разогнались на 22%, что добавило к производительности 20%. Получается идеальный удельный показатель оверклокинга. Конечно, и условия, созданные для проведения тестирования, близки к "тепличным", но то, что потенциально продукты серии 9800/Pro обладают такими возможностями, не может не радовать. С NVidia ситуация следующая: лучшие представители разгоняются на 19%/17% для FX 5900 и Ultra соответственно при равных показателях прироста быстродействия. Но эти цифры достигаются гораздо бoльшими частотами и размерами радиаторов, да и по абсолютным показателям пальма первенства пока удерживается картами ATI. Отдельного упоминания заслуживает фаворит нашего тестирования -- 9800ХТ. При относительных 13% прироста частоты мы наблюдаем на 16% возросшую производительность. Действительно, новый Hi-End от ATI -- лучшая видеокарта как в абсолютном так и в относительном зачете. Об FX 5900 Ultra скажем следующее: даже "заоблачные" частоты, которых способны достичь некоторые акселераторы данного семейства, спасают далеко не всегда. И если распространить это утверждение и на NV38, к сожалению, не попавшей в наш обзор, можно предположить, что расстановка сил наверняка существенно не изменится.

Итак, наш выбор: если необходимо "самое-самое", то альтернативы Sapphire Atlantis 9800XT просто нет. Безукоризненное качество изготовления плюс лучшие показатели производительности и разгоняемости -- вот его характеристики. Для энтузиастов рекомендуем продукцию HIS IceQ. Добиться сочетания очень эффективной системы охлаждения с топовыми платформами ATI этому производителю действительно удалось.

Для приверженцев NVidia лучшим выбором станет FX 5900 от Club 3D, как выяснилось, референсный дизайн в данном случае себя полностью оправдал, а разгон по памяти оказался просто не досягаем для других представителей данного семейства. Если и этого будет мало, то видеокарта ASUS 9950 Ultra Deluxe удовлетворит запросы даже самых взыскательных пользователей, предпочитающих данную платформу.

А пока оставим этих "обвешанных килограммами меди" монстров до следующего года, до того момента, когда появятся новые поколения вновь "максимально реалистичных" представителей массовой 3D-графики, и начнем готовиться к зимним торжествам.

Видеокарты предоставлены 
Abit  Abit  www.abit.com.tw 
ASUS  Pirit Distribution  (044) 269-7554 
MSI  MTI  (044) 458-3434 
HIS 
Inno3D 
Creative  ELKO Kiev  (044 )461-9670 
Sapphire  Compass  (044) 531-9730 
Sapphire Ultimate  "Евро Плюс"  (044) 249-3741 
Club 3D 
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT