`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок Wi-Fi: реалии и перспективы

0 
 

Перспективность беспроводных сетей Wi-Fi сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений. Удешевление оборудования для организации WLAN и появление интегрированных решений, прежде всего Intel Centrino, за последний год существенно повысили интерес к ним. Однако индустрии предстоит решить несколько достаточно серьезных проблем, как заложенных в самой технологии, так и не зависящих от нее.

Как утверждает аналитическое агентство In-Stat/MDR, по состоянию на август 2003 г. в мире каждые четыре секунды продавался новый беспроводной прибор -- точка доступа, пользовательское или вспомогательное устройство. По косвенным признакам можно предположить, что рост продаж этого оборудования будет весьма активным: если к концу нынешнего года объем сбыта Wi-Fi-чипов составит 33 млн. (по сравнению с 20 млн. в прошлом), то в 2004 г. он приблизится к отметке 57 млн., а в 2007 г. -- к 94 млн. или примерно к 3 млрд. долл. в денежном выражении.


Кто станет опорой

До сих пор маркетологи расходятся во мнениях о том, кто -- бизнес- или частные пользователи -- станет движущей силой индустрии. Ряд исследовательских компаний, в числе которых IDC и Pyramid Research, видят в роли таковой тех, кто будет применять Wi-Fi-устройства для индивидуальных нужд. Об этом говорит и тенденция интеграции Wi-Fi в мобильные телефоны, ноутбуки, карманные и планшетные ПК потребительского уровня. Здесь же исследователи рассматривают и сегмент SOHO, который, безусловно, является очень перспективным: для многих пользователей домашних и небольших офисных сетей организация их на беспроводном оборудовании предпочтительнее, чем на кабельном.


Беспроводные компании

Рынок Wi-Fi реалии и перспективы
Рынок Wi-Fi реалии и перспективы
Рынок Wi-Fi реалии и перспективы
Несмотря на весь потенциал "частного сегмента", основной объем мирового потребления Wi-Fi-оборудования остается пока за бизнес-пользователями, а в Украине, по данным поставщиков, они являются фактически единственными потребителями беспроводных сетевых устройств. Потенциальный объем продаж таких продуктов в нашей стране составляет несколько тысяч в месяц, тогда как реальный исчисляется сотнями.

В масштабах мирового рынка спрос серьезно сдерживают все еще не вполне совершенные технологии безопасности. Опрос организации Wi-Fi Alliance, проведенный среди 180 крупных компаний в США, показал, что для них основным барьером в интеграции беспроводных сетей в корпоративную инфраструктуру является именно недостаточная защита WLAN от несанкционированного доступа. В нашей же стране "пальма первенства" принадлежит сложности соблюдения правовых норм, касающихся лицензирования оборудования и получения разрешений на использование частотного ресурса.

В сегменте бизнес-пользователей Wi-Fi прежде всего применяется для организации доступа в Internet. По результатам недавнего блицопроса, доля продаж оборудования для этих целей составляет у поставщиков от 40% до 70% общего объема.

Постепенно растет потребление оборудования и для создания внешних мостов между сегментами сетей предприятия, а также для организации корпоративных WLAN или их фрагментов. Однако в этом случае существенную проблему представляет еще и недостаточная скорость 11 Mbps, которую обеспечивает 802.11b: далеко не все готовы отказаться в его пользу от 100 Mbps Ethernet. Использование Wi-Fi здесь определяется либо нежелательностью монтажа проводов, либо дороговизной кабельной инфраструктуры вследствие удаленности пользователей друг от друга.

Ярким примером влияния территориального фактора на решение о развертывании беспроводной сети служит проект, который разработала и внедрила "Инком" на одном из крупнейших металлургических заводов Украины. По словам Всеволода Кривошеева, инженера-консультанта этой корпорации, для организации инфраструктуры сети завода использованы устройства Cisco серии Aironet 350, обеспечивающие обмен данными со скоростью до 11 Mbps. Расстояние же между сегментами сети составляет до 6 км.

На поставку беспроводного сетевого оборудования для небольших рабочих групп и домашних пользователей ориентировано огромное количество производителей, среди которых D-Link, Allied Telesyn, SMC, Planet, LG, Surecom и многие другие, включая тех, чья продукция пока широко не распространена в Украине.

Поскольку потенциал рынка малых и средних офисов сейчас гораздо выше уровня реальных продаж, многие поставщики надеются сделать рывок на рынке с популяризацией 802.11g, а также с открытием для бизнес-использования частотного ресурса 5 GHz, что приведет к распространению 802.11a. Отличие в ценах между оборудованием разных стандартов уже не так велико, как раньше, а поставки двухстандартных аппаратов, которые в дальнейшем исключат необходимость модернизации инфраструктуры у клиента, с каждым месяцем растут.

Вместе с тем в ближайшее время у поставщиков пользовательских Wi-Fi-адаптеров c интерфейсами USB и PCMCIA могут существенно снизиться продажи. Виной тому -- удешевление ноутбуков со встроенными Wi-Fi-чипами, в частности использующих технологию Intel Centrino. К 2005 г., по прогнозам In-Stat/MDR, доля таких лэптопов составит 95% продаж всех портативных ПК в мире. В Украине доля реализованных Wi-Fi-ноутбуков может уже к концу года, по некоторым оценкам, увеличиться с 15--20% до 50--60% от общего объема.


Каждому по потребностям

Во многом популярность клиентских беспроводных устройств определяется не только их стоимостью и проблемами безопасности, но и тем, насколько широка возможность их применения. Будут ли пользователи ограничены только офисом (домом) или доступ к сетевым ресурсам станет возможным и в других местах? В этом вопросе влияние общественных Wi-Fi-зон на индустрию в целом трудно переоценить.

Сегмент рынка Wi-Fi-зон связан не только и не столько с оборудованием, сколько с услугами. По данным Gartner, количество Wi-Fi-зон в следующие четыре года будет стремительно увеличиваться и к 2007 г. составит порядка 167 тыс. вместо 71 тыс. в 2003 г. Основная часть развернется в так называемых точках продаж и услуг, под которыми понимаются прежде всего магазины, рестораны, кафе, закусочные. Из-за относительно небольших размеров и, следовательно, меньших вложений в оборудование, их владельцы смогут за разумные деньги предоставить своим клиентам новый уровень сервиса.

Wi-Fi-доступ будет открыт и в других общественных местах -- парках, скверах, библиотеках, учебных заведениях, а также охватит группы пользователей, по каким-либо причинам изолированные от проводных коммуникаций. Многие крупные компании, применяя средства предотвращения несанкционированного доступа к WLAN, смогут расширить корпоративные сети до фактически полноценных общественных Wi-Fi-зон и, например, в гостевой области офиса предоставлять своим клиентам и партнерам возможность работы в Internet и intranet.

К 2005 г. Gartner прогнозирует появление Wi-Fi-зон во всех крупных аэропортах и в "сетевых" отелях. Не стала исключением в этом вопросе и Украина. О первой общественной зоне в Президент-отеле "Киевский" мы уже рассказывали на страницах еженедельника ("Компьютерное Обозрение", # 39, 2003). Не прошло и месяца, как еще одна киевская гостиница, "Домус Отель", начала предлагать постояльцам услуги беспроводного доступа в Internet. Здесь установку оборудования выполнила компания "Микроком", а предпочтение радиосвязи было отдано из-за стремления сохранить дизайн помещений. По словам Андрея Малышевского, генерального директора отеля, предоставление беспроводного доступа в Internet не вызвано желанием заработать, а является больше имиджевой услугой, позволяющей расширить клиентскую базу отеля. Пока постояльцы будут платить лишь за использование USB-адаптера Wi-Fi, аренда которого стоит около $10 в час.

Активное развитие рынка определило структуру бизнеса. Примечательно, что владельцами целых сетей Wi-Fi-зон мирового масштаба являются не Internet-провайдеры, а крупные операторы мобильной связи. Тарифные сетки на доступ в Internet в таких зонах очень напоминают расценки на сотовую телефонию: здесь тоже есть пакеты с предоплатой и с расчетом по факту. Для европейского пользователя Wi-Fi-доступ стоит от 7 до 15 евро в сутки, однако в результате неизбежного роста конкуренции между владельцами зон, по прогнозам маркетологов, уже в ближайшие 2 года цена может снизиться до 3 евро.

Аналитики считают, что передача данных с помощью Wi-Fi во многих случаях станет достойной альтернативой GPRS и UMTS. За 2,5G и 3G остается пока бoльшая свобода передвижения, поскольку покрытие операторов мобильной связи гораздо шире. Однако и это преимущество вскоре может оказаться не столь очевидным, учитывая реальные примеры в виде нескольких небольших городов в Северной Америке и Европе, чья телекоммуникационная инфраструктура, в том числе и для голосового общения, целиком реализована с помощью Wi-Fi. Пока же в пользу 802.11 говорит прежде всего в несколько раз бoльшая скорость: как минимум 11 Mbps против 115 Kbps в GPRS или 2 Mbps в UMTS -- весьма серьезный задел. Он может быть еще большим с ратификацией нового протокола, 802.11n. Сразу после утверждения 802.11g специалисты IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers) именно его назвали следующей вехой развития беспроводной связи. Правда, пока они не уверены в главном: будет ли в ближайшее время востребована скорость, которую 802.11n сможет обеспечить -- от 100 до 320 Mbps -- и не отразятся ли в нынешних условиях положительные стороны этого протокола негативно на рыночной ситуации в целом?
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT