`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок Web-решений: производители и потребители

0 
 

 


Несмотря на то что за последние один-два года инвестиционных денег в Uanet поубавилось, серьезными компаниями это воспринимается как положительная тенденция. По их оценкам, сегодня на Internet-рынок поступают уже не спекулятивные средства (как в случае с финансовыми инвесторами), а деньги из реального бизнеса, которому необходимы решения для увеличения эффективности и конкурентоспособности.


Web-технологии... Их простота и доступность обеспечили широчайшую популярность Internet, а возможности сделали их основным звеном бизнес-процессов большинства компаний развитых стран.

Однако для эффективного использования Web-технологий требуются соответствующая коммуникационная инфраструктура, определенный "технологический уровень" общества, цивилизованные методы ведения бизнеса, финансовые возможности и то, что называется емким, но не поддающимся формальному определению термином, — востребованностью.

И хотя в Украине ни одно из этих условий в достаточной мере не выполняется, тем не менее рынок Web-проектов не только существует, но и развивается. В этом вы сможете убедиться, прочитав статью Владимира Позднякова. В ней приводятся не только систематизация Web-разработок, характерных для украинского рынка, но и его проблемы с точки зрения разработчиков Web-проектов разного масштаба. К сожалению, по оценке ведущих игроков, сегодня все еще как минимум 80% средств, которые отечественные предприятия и организации тратят на Web-решения, достаются непрофессионалам. Тем не менее оставшиеся 20% расходуются с умом, приносят реальную пользу бизнесу заказчиков, и мы надеемся, что в этом году их доля существенно возрастет. Особенно благодаря усилиям Web-интеграторов.

А вот "как это делается на Западе", читатель может узнать из публикации Александра Москалюка. В ней для иллюстрации возможностей Web-технологий взяты четыре американские компании, работающие в непересекающихся секторах рынка. Это в определенной степени указывает на универсальность Web-технологий, а следовательно, и на развитие и широкое использование в будущем.



Лозунг "Сегодня сайт нужен каждой фирме!" можно встретить едва ли не на каждом втором ресурсе Uanet, посвященном Web-дизайну и разработке Internet-решений. Он расположен, как правило, на главной странице и часто предваряет собой дополнительные разъяснения о том, зачем все-таки нужен Web-сайт, какие преимущества сулит его использование в бизнесе компании и почему его разработку должны выполнять именно те люди, на сайте которых и размещен лозунг. Остается только нажать кнопочку "Сделать заказ" -- и "в течение одного (двух/трех/четырех/пяти) дней у Вас будет собственный сайт". В общем, ничего сложного.

Тем не менее заказчики из сферы малого и среднего (а порой, и крупного) бизнеса, как правило, слабо осведомлены о том, к кому из разработчиков лучше обратиться, каковы цены на рынке и какие все-таки реальные преимущества они получат от предлагаемого Web-решения, помимо возможности разместить на своей визитке адрес сайта, откуда потенциальные клиенты могут загрузить прайс-лист.

Поэтому прежде чем вести разговор о рынке Web-решений, стоит, пожалуй, определить подходы, благодаря которым мы можем этот рынок разбить на сегменты и показать, кто, для кого и какие проекты способен выполнить.

Предлагаю исходить из сложности задач и квалификации работающих в данном сегменте компаний. Мне кажется, это логично, поскольку можно провести более или менее четкие границы между четырьмя уровнями решений и, соответственно, операторов на рынке.

1. Простейший дизайн, создание сайтов размером 5--10 html-страниц, как правило, статических (естественно, бывают и исключения, но мы говорим о большинстве предложений). Исполнители -- дизайнеры-одиночки (свободные художники, Web-мастера, студенты). Стоимость решений исчисляется десятками долларов ($20--50).

2. Web-дизайн, как шаблонный, так и индивидуальный, создание имиджевых сайтов, разработка баннеров и пр. Исполнители -- Web-студии. Стоимость большинства решений измеряется сотнями долларов ($200--700).

3. Web-решения, интегрированные в бизнес-среду предприятий, эксклюзивный дизайн, intranet-системы и т. д. Исполнители -- Web-разработчики (или Internet-разработчики). Проекты от 1,5 тыс. долл. до 5--10 тыс. долл, а иногда и более.

4. Web-интеграция -- корпоративные решения стоимостью, как правило, выше 10 тыс. долл. и связанные с интеграцией Web-систем и систем управления предприятием. Исполнители: опытные Web-разработчики, системные интеграторы, консалтинговые фирмы, поставщики АСУП.

Дизайнерам-одиночкам становится все труднее, поскольку Web-проекты усложняются и требуют работы коллектива. Мы не будем принимать их во внимание в этом обзоре еще и потому, что доля частных лиц в общем обороте местного рынка Web-решений ничтожно мала, даже несмотря на количество предложений.



Web-дизайн

Основное отличие нашей компании от других -- это небывало низкие цены при высоком качестве выполняемых работ.

www.clarus.com.ua

Web-студии о себе.
Цитаты с сайтов

"Нами разработана система скидок и льгот с целью рекламы и борьбы против конкуренции" (sigmastar.com.ua).

"Мы максимально адаптируем западные креативные идеи под украинские условия и менталитет..." (www.itcg.com.ua).

"Мы всегда идем навстречу пожеланиям клиента и готовы предложить оптимальное решение, позволяющее добиться поставленных целей, независимо от бюджета проекта" (www.white-mouse.com.ua).

"Мы знаем, как трансформировать ваши бизнес-цели в цифровую реальность" (www.inlay.com.ua).

"Для студии не составляет проблемы разработка любого интернет-решения: от домашней странички до систем e-commerce и индивидуальных баннерных сетей. О высоком уровне исполнения можно судить и по этому сайту..." (webstudio.port5.com).

О том, что спрос на Web-решения растет, можно судить хотя бы по количеству действующих на рынке Web-студий, в том числе и новообразованных. Например, в тематическом каталоге UAport в разделе "Интернет/Web-дизайн" по состоянию на 19 января числилось 278 ресурсов.

Большинство фирм, предоставляющих услуги по созданию Web-сайтов, ориентированы на обслуживание заказов со стороны малого и среднего бизнеса. Как правило, это небольшие специализированные компании с численностью персонала 5--8 человек, из которых в производственном процессе заняты 3--6 дизайнеров и программистов, часто неполный рабочий день.

Образование основной массы студий Web-дизайна приходится на 2000 г. -- на период больших инвестиционных ожиданий. С тех пор, конечно, многое изменилось и прежде всего -- не оправдались надежды на получение легких денег (так называемой, "инвестиционной пены"). Сегодня многие из них находятся на грани выживания. Почему так происходит, ведь, по оценкам практически всех игроков, рынок растет?

Существуют, по крайней мере, две причины.

Первая -- большинство заказчиков не готовы оплачивать работу Web-дизайнеров адекватно ее реальной стоимости. Часто цену устанавливает клиент, а не исполнитель. "А что делать? -- говорит директор одной из студий. -- Если я не соглашусь, за эту работу возьмутся другие, и заказчик для меня будет потерян". Поэтому пока для рынка массовых Web-решений более типична ситуация, когда клиента сначала спрашивают (если он не говорит сам), сколько у него денег, а уже потом предлагают соответственное его уровню решение.

По этому поводу, кстати, мне вспоминается довольно свежий пример. Один из моих приятелей, владелец далеко не маленькой компании по производству металлопластиковых окон, задумал провести редизайн своего сайта. Ободренный поддержкой в том, что необходимость такого шага назрела еще вчера, он с энтузиазмом выслушал мои рекомендации по поводу выбора исполнителя проекта. Каково же было его изумление, когда представленная разработчиком смета (причем с хорошей скидкой) превысила запланированную им сумму расходов почти в шесть раз!

Вторая причина финансовых проблем небольших студий -- рост потребностей клиентов, сложности задач и, как результат, обращение их к более опытным исполнителям, в частности к Web-разработчикам. Так, по мнению Якова Лихтенштейна, директора компании NV Web Studio, сейчас на рынке наблюдается явная тенденция смещения потребительских предпочтений в сторону мощных профессиональных решений. "Более 70% наших сегодняшних клиентов представляют компании, у которых уже есть Web-сайт, но он перестал удовлетворять их потребностям", -- отмечает он.

Как же строят в этих условиях свой бизнес небольшие Web-студии? Вот три довольно показательных, на мой взгляд, примера.

Web-студия Conus работает на рынке два года. Начинала с полиграфического дизайна, но сегодня его доля в обороте не превышает 10%. Основной доход сейчас приносит создание Web-сайтов -- около 60% (2--3 заказа по $200--300 в месяц), еще порядка 20% -- изготовление баннеров (примерно 20 штук ежемесячно, каждый по $10). Оставшиеся 10% приходятся на разработку скриптов и различных элементов Web-решений для других студий. Что интересно, треть оборота фирмы обеспечивают заказы из-за рубежа, в том числе России. Как правило, это баннеры, скрипты и шаблоны для Web-сайтов, разрабатываемых российскими студиями (просто у нас -- дешевле). Оплата работы для заказчиков из США производится по довольно сложной схеме "кредитная карточка--электронные деньги" (обычно -- Visa-Webmoney). Как считает Сергей Федянин, директор Conus, только одними украинскими заказами прокормить себя сегодня невозможно. Поэтому он активно ищет клиентов в дальнем зарубежье. С этим, а также с создающимся под будущие инвестиции проектом www.clubsss.com он связывает надежды на развитие бизнеса.

Web-студия при рекламном агентстве "Томас" была образована восемь месяцев назад, и в настоящее время в ее штате состоят два дизайнера и один программист. Основной клиент -- представитель среднего бизнеса, не готовый платить за разработку Web-сайта свыше $300--500. Наиболее распространенные заказы -- создание имиджевого сайта объемом около 15 страниц и стоимостью порядка $300. Время работы над таким проектом -- 1--4 недели. По словам руководителя студии Олега Швеца, в месяц поступает до пяти подобных запросов, а в последнее время появилось еще и много обращений по редизайну сайтов. Фирма надеется, что рост числа заказов обеспечит ей достаточный уровень рентабельности.

Студия "Зима", так же как и Conus, начинала с полиграфического дизайна, но постепенно переключилась только на Web-услуги. Однако, отмечает ее директор Сергей Мельников, несмотря на то что в рамках одной компании трудно сочетать разные виды дизайнерских работ, студии, вероятно, придется расширить спектр предлагаемых услуг за счет разработки фирменного стиля и оффлайнового дизайна. Проблема та же -- не позволяющий нормально развиваться невысокий уровень рентабельности, который обеспечивают 3--4 постоянно находящихся в работе проекта имиджевых сайтов стоимостью $500--600. В планах компании -- активный поиск заказчиков на более сложные технологические решения.

Как выяснилось, среднемесячный оборот небольших Web-студий -- в пределах 1--2 тыс. долл. Фактически бизнес таких компаний находится сегодня на грани рентабельности, и трудно прогнозировать его дальнейшее развитие. При этом, заметьте, на рынке существуют и вовсе шокирующие своей дешевизной предложения:

  • небольшой сайт объемом 1--5 страниц, статический баннер, несколько гиперссылок -- $25 (www.clarus.com.ua);
  • одна Web-страница без графики -- $3, с графикой -- $5, каждая 15-я -- бесплатно (www.novadesign.kiev.ua);

Я не готов судить о серьезности таких предложений и качестве выполненной работы, да, собственно, это и не является целью статьи. Скорее всего, любое из них находит своего потребителя, а он все равно учится на собственном опыте. Однако вот что думают об этом профессионалы. "Те, кто берет за свою работу мало денег, не могут тратить на нее много времени, -- считает Иван Сухаренко, директор Iv Design. -- Но без этого нельзя прочувствовать и понять проблемы заказчика и качественно их решить. Ведь хорошие Web-проекты не печатаются на станке!".

Словом, заказчик Web-сайта не должен питать иллюзий по поводу уровня и качества полученного в результате решения: за такие деньги ему достанется именно такое решение.

Вообще, по мнению Web-компаний, активно работающих и со средним бизнесом, и на корпоративном рынке, деятельность небольших студий привела к тому, что установился неоправданно низкий ценовой порог на услуги, связанные с созданием Internet-решений. Разработчики убеждены, что это является серьезным препятствием для развития бизнеса в данном сегменте рынка, поскольку ценовая политика студий Web-дизайна оказывает влияние и на остальных заказчиков. Однако, с другой стороны, низкая цена -- сегодня фактически единственный способ получить небольшой Web-студии именно те заказы, которые дают ей возможность развиваться, получая опыт.

Как "производят" Web-сайты?

Михаил Дудник (Silverpoint):
"Мы создали конвейер"

Рынок Web-решений производители и потребители
Silverpoint делает коммерческий дизайн, и термин "творчество" мы стараемся не употреблять. Хотя, безусловно, творческая составляющая присутствует во всех наших работах. Тем не менее существуют достаточно строгие временные рамки, в пределах которых должен быть сделан дизайн проекта, и это достигается в первую очередь за счет хорошо отлаженного механизма по производству Web-решений -- фактически конвейера.

Из чего он состоит?

Если говорить о создании, например, корпоративного Web-сайта, то к моменту начала работы над проектом уже существует расчет, сделанный директором производства. Он включает в себя перечень требуемых программных модулей и время, необходимое для разработки дизайна, верстки шаблонов, интеграции модулей, тестирования и пр. После повторных переговоров с клиентом начинается формализация задачи по дизайну и выдается задание на производство эскизов. При этом около 85% дизайнерских работ на концептуальном уровне принимается с первого раза. Детали потом дорабатываются и изменяются, но основа остается. Затем создаются шаблоны, программная часть (стоимость которой, кстати, часто составляет львиную долю в проекте).

Могут ли проекты при такой организации работ быть похожими друг на друга? В целом -- нет, ведь бизнес наших заказчиков всегда разный. Хотя, с другой стороны, постепенно все Web-разработчики стараются унифицировать в первую очередь системы навигации.

Вообще, на мой взгляд, креативная часть проекта, безусловно, важна, но это не самое главное из того, что определяет его успех. Все нужно рассматривать в комплексе.


Иван Сухаренко (Iv Design):
"Это -- ручная работа"

Рынок Web-решений производители и потребители
Ведущие украинские Web-разработчики движутся в одном направлении, но используют разные концепции развития. Одни считают основной задачей овладение новыми технологиями и оптимизацию производственных операций, другие -- поиск компромисса между технологическим совершенством и совершенством эстетическим.

Наша компания относится ко второй группе. Причем я вовсе не хочу сказать, что четкость работы производственного механизма не интересует нас. Шестеренки должны вращаться, иначе часы остановятся. Но фирм, которые добились слаженности в функционировании звеньев, немало, а вот выдающиеся проекты встречаются редко. Почему? Ответ прост -- сила воздействия на зрителя (пользователя) прямо пропорциональна "количеству" вложенной в продукт души. Для нас это стратегический момент.

Можно ли поставить производство Web-сайтов на конвейер? Конечно, и, например, для оффшорного Web-программирования это единственно возможный подход, поскольку западный заказчик требует в первую очередь соблюдения сроков и обеспечения прозрачности контроля разработки. Большинство же отечественных проектов тяготеет к эксклюзивности графического исполнения. А это кропотливая, "ручная" работа, которую сложно поместить в формат конвейера. С другой стороны, любой бизнес требует рентабельности, а рентабельность зависит от грамотности распределения ресурсов. Поэтому в Web-дизайне важно уметь балансировать на грани, разделяющей свободное творчество и эффективность производства.

Кстати, одна из насущных проблем рынка традиционной рекламы (которая вскоре может стать актуальной и для рынка Web-дизайна) состоит в том, что многие крупные агентства превратились в тот самый конвейер и разучились создавать действительно креативный продукт. Главными становятся рекламные площади, сроки, носители. Это опасная тенденция, поскольку соревнование на скорость размещения биг-бордов и показа баннеров к дизайну не имеет никакого отношения.



Web-разработки

Наша задача -- предложить, создать и внедрить оригинальные решения, которые помогут вашему бизнесу сделать еще один шаг вперед.

www.silverpoint.com.ua

Неготовность заказчика платить за Web-решение столько, сколько оно того стоит (или сколько оно должно стоить, по мнению исполнителя), -- проблема, которую отмечают все Web-разработчики, а не только студии Web-дизайна. На самом деле она актуальна для производителей любых интеллектуальных продуктов.

И все-таки, сколько стоит Web-сайт? Как определяют себестоимость Web-решений разработчики?

Подход везде один и тот же: точный подсчет времени работы над проектом каждого специалиста. "Стоимость рабочего времени сотрудника зависит от его специализации: арт-директор, технический директор, ведущий разработчик, разработчик, дизайнер, кодировщик, -- объясняет Сергей Лещенко, руководитель компании Sputnik Development. -- Такое разделение удобно тем, что внутри каждой специализации зарплаты сотрудников сравнимы". Итоговая цена решения затем определяется, исходя из подсчитанной себестоимости и требуемого уровня рентабельности фирмы.

Тем не менее, как отмечает Вячеслав Индукаев, менеджер компании Avanport Design (design.avanport.com), определить реальную себестоимость проекта удается только после его сдачи заказчику. Предварительная же оценка возможна с погрешностью ± 20%, а ее точность зависит от профессионализма менеджера проекта.

Сам процесс производства Web-решений (как сайтов, так и более сложных Web-систем) у большинства разработчиков организован по конвейерному принципу.

"Реализация Web-проектов -- это производство, которое подразумевает определенные технологические этапы: разработку технических требований, технического задания, проектирование, программирование и т. д., вплоть до размещения в Internet и сопровождения, -- рассказывает Дмитрий Ландэ, заместитель директора информационного центра "Элвисти". -- Все это планируется, осуществляется "конвейерная" передача информации и решений между этапами (и порой разными группами людей). При этом на каждом звене такого конвейера происходит творческий процесс".

С другой стороны, не все этапы можно формализовать до конвейерных операций. Как считает Вячеслав Индукаев, наиболее творческие работы, такие, как постановка задачи, разработка дизайна и usability сайта, всегда уникальны и поэтому не подлежат формализации. "Мы сначала строим оригинальный "каркас" проекта, -- говорит он, -- а затем заполняем его готовыми программными решениями на конвейерной основе".

Здесь необходимо подчеркнуть, что разработка Web-сайтов, поставленная на конвейер, не предполагает бесплатной демонстрации дизайнерских возможностей исполнителя. Это одно из главных отличий профессиональных Web-компаний. В Silverpoint работа над проектом не начинается до тех пор, пока клиент точно не определился, будет ли сотрудничать с фирмой. "Если он просит предложить три варианта решения, ему придется заплатить за каждый, -- подчеркивает Михаил Дудник, директор компании. -- Дизайн -- это продукт, который стоит денег, его нельзя посмотреть, не оплатив работу создателей".

Однако даже если разработчик согласен представить эскизы нескольких вариантов решения задачи (например, ему очень важно получить этот заказ), то возникает другой вопрос: как заказчик будет оценивать и выбирать, если он не специалист по дизайну? Почему он не доверяет профессионалам, к которым сам и обратился?..

Со временем стоимость типовых наиболее распространенных решений вроде имиджевых сайтов (сегодня на них приходится порядка 60--70% оборота Web-разработчиков) будет снижаться. В первую очередь -- за счет появления в ассортименте компаний решений на базе некоего "конструктора" с набором готовых компонентов.

Так, по словам Екатерины Костеревой, руководителя Internet-направления "Софтлайн", в настоящий момент в ее компании формируется специальный отдел, который, используя такой "конструктор", позволит реализовывать конвейерным методом Web-проекты стоимостью до 5 тыс. долл.

Стандартизация задач по внедрению Web-технологий позволила создать набор тиражируемых программных систем и компании NV Web Studio. Более того, для предприятий, не готовых инвестировать большие средства в построение мощных систем, NV Web Studio сегодня предлагает арендовать многофункциональный Web-сайт в созданном ею электронном бизнес-центре.

На рынке существуют также и еще более простые и недорогие решения, предлагаемые профессиональными разработчиками и ориентированные на рынок малых и средних предприятий.

И все же, думаю, проблема соответствия рыночных цен Web-проектов их реальной стоимости не столь остра для разработчиков и трагична для рынка, как ее представляют некоторые компании. Рыночная экономика (даже такая, как у нас) со временем все расставит на свои места. Да и сегодня альтернативы у заказчиков хватает. Не желаете платить больше -- выбирайте либо более простое решение, либо менее опытного разработчика. А количество и финансовые возможности реальных заказчиков в конечном итоге определят и достаточное для рынка количество Web-компаний.

Гораздо более остро сегодня стоит другой вопрос: понимают ли полезность Web-технологий для своего бизнеса предприниматели?

К сожалению, единицы. "Из 100 потенциальных клиентов, с которыми нам приходится общаться по поводу внедрения Web-технологий, только 20 интересуются и понимают, о чем идет речь, и максимум 5 готовы заказать разработку, поскольку ощущают в этом необходимость", -- говорит Александр Твердохлеб, директор компании Automatic Systems&Technologies (AS&T).

И все-таки, серьезные преуспевающие предприятия уже нет необходимости убеждать в полезности имиджевого сайта. Многие из них согласны даже внедрять решения с четкой практической направленностью, назначение которых -- продолжать и дополнять обычный бизнес фирмы. По оценкам Web-разработчиков, в 2002 г. украинский рынок Web-решений вырастет не менее чем вдвое, причем наиболее актуальными задачами станут информационная поддержка партнеров и клиентов, перенесение части бизнес-процессов в Internet и их автоматизация, создание так называемых корпоративных порталов, объединяющих существующие в компаниях системы логистики, продаж, документооборота и т. д. Корпоративные сайты станут гораздо проще в сопровождении благодаря удобным и интуитивно-понятным интерфейсам администратора и системам управления публикациями.

Сегодня Web-разработчики все чаще сталкиваются с задачами, совершенно не свойственными Web-дизайнерам, и это прежде всего -- консалтинг. "Мы настоятельно рекомендуем каждому нашему клиенту произвести детальный анализ бизнес-процессов предприятия с целью разработки индивидуального решения, наилучшим образом соответствующего его потребностям, -- отмечает Яков Лихтенштейн. -- Только такой подход позволит извлечь максимальную выгоду от внедрения Web-технологий".

Практически все ведущие украинские Web-компании расширяют сферу своей деятельности, и постепенно им становится тесно в рамках отрасли, описываемой как "разработка Web-решений". Многих из них, возможно, правильнее теперь называть интеграторами. Web-интеграторами...

Web-проекты, в которых "интеграции" больше, чем "дизайна"

www.poster.com.ua
Заказчик: Poster
Разработчик: Silverpoint

В отличие от первой версии (1998 г.), новый сайт предназначен не только для представления общей информации о компании. Сеть Poster включает в себя 730 рекламных носителей, расположенных в 10 городах Украины. Для оптимизации работы с клиентами и партнерами был разработан механизм, который позволяет получить выборку по типам носителей, местам расположения и другим характеристикам рекламоносителей. Информация о каждом из них сопровождается фотографией и картой размещения.


www.atrading.com.ua
Заказчик: группа компаний Auto Trading
Разработчик: Iv Design

Холдинг Auto Trading сегодня включает в себя до десяти действующих бизнес-структур, так или иначе связанных с продажей автомобилей и сопутствующими сервисами. В настоящее время выполнены ряд работ по концептуальному и структурному проектированию и созданию базовых модулей. Основная часть системы должна быть завершена и введена в эксплуатацию в текущем году. Предполагается на основе единой системной платформы создать несколько сайтов, имеющих смежную тематику, допускающих технологическую и организационную интеграцию. Данная концепция позволит: существенно снизить расходы на техническую поддержку, стартовые расходы для дальнейших разработок, обеспечить эффективный контроль над системой и высокий уровень безопасности, а также простоту и скорость внесения ключевых изменений. Использование Web-технологий в функционировании холдинга предполагает интеграцию Internet- и intranet-технологий, что обеспечит актуальность наполнения сайта. Информация из базы данных используется как сотрудниками холдинга в повседневной работе, так и посетителями сайта с учетом их прав доступа. Модульная структура, независимость дизайна от наполнения и возможность автономного администрирования сайта являются хорошей основой для дальнейшего развития системы.


forex.ukrsotsbank.com
Заказчик: "Укрсоцбанк"
Разработчик: Softline

Торговая площадка "Укрсоцбанка" для работы на международном валютном рынке FOREX. Обеспечивает просмотр текущей информации по торговому счету и получение отчетов по открытым позициям, сделкам, заявкам, балансу и т. д. Выполнена на базе программного комплекса Megapolis разработки Softline.


www.silur.com
Заказчик: ОАО "Силур"
Разработчик: NV Web Studio

Корпоративный Web-сайт ОАО "Силур" (Харцызский сталепроволочнопрокатный завод) полностью построен на технологии NV SmartSite, допускающей неограниченное масштабирование решения. Для заказчика это означает, что, используя один комплект программных систем, он имеет возможность работать не только с одним общекорпоративным Web-ресурсом, но и создавать сайты дочерних предприятий, партнеров, закрытые сайты для обеспечения внутреннего документооборота или поддержки клиентов. В рамках дальнейшего развития проекта планируется внедрение систем управления баннерной рекламой, систем, обеспечивающих проведение маркетинговых опросов, а также интеграция с системой управления предприятием R/3, в настоящий момент внедряемой на заводе. Интеграция с R/3 позволит осуществлять функции электронной торговли через сайт, а также предоставит менеджерам возможность дистанционного контроля бизнес-процессов предприятия.


www.megamarket.com.ua
Заказчик: сеть супермаркетов MegaMarket
Разработчик: Automatic Systems & Technologies

После окончания тестовой эксплуатации (в середине февраля) система MegaMarket On-line будет выполнять ряд конкретных коммерческих функций, в том числе -- осуществление продаж товаров конечным потребителям и автоматизацию работы с оптовыми покупателями. Практически данное Web-решение является надстройкой над существующей учетной системой, а интеграция с ней позволяет синхронизировать информацию о ценах, складских остатках, контрагентах и их заказах. В основу MegaMarket On-line положена собственная разработка AS&T, выполненная с использованием технологий Microsoft.



Web-интеграция

Благодаря уникальным свойствам Web-технологий становится возможным использовать дешевые средства интеграции информации и бизнес-процессов как внутри самой организации, так и с партнерами и клиентами. Примененение Web-технологий позволяет успешно решать целый ряд практических задач управления и оптимизации деятельности компании.

www.gorod.ru

Сегодня термин "Web-интеграция" у местных операторов рынка Internet-решений вызывает примерно такие же эмоции, как "системная интеграция" лет пять назад у фирм, занимающихся сетевыми решениями. Даже серьезные и опытные Web-разработчики не очень-то охотно примеряют к себе костюм интегратора, считая его либо несколько преждевременным и отпугивающим заказчика, либо узковатым, и предпочитают описывать свою сферу деятельности как "создание Internet-решений".

С другой стороны, они же сами и утверждают, что многие проекты последнего года содержат элементы, свойственные именно "интеграторским" решениям (в частности, интеграция данных или приложений), и реализуются с помощью Web-технологий. Так что, видимо, без очередного "ярлыка" нам все равно никуда не деться. Тем более что придуман он не нами и уже широко применяется на Западе и в России (так, результатом запроса "Web-интеграция" в поисковике Яndex является не менее 180 серверов и 1300 страниц).

Первой термин "Web-интеграция" пару лет назад ввела в оборот IBM. Сейчас же он, в основном, применяется для обозначения использования Web-технологий при построении информационных систем предприятия. Часто процесс Web-интеграции заключается в создании корпоративного информационного портала путем сведения данных из различных источников. Причем совершенно необязательно, чтобы заказчиком выступала крупная компания: решения в области Web-интеграции могут быть интересны и среднему бизнесу, но желательно с уже внедренными и работающими приложениями управления предприятием.

Существует ли спрос на подобные услуги в Украине? Да, причем не только спрос, но и реализованные или находящиеся в работе проекты (см. примеры). Безусловно, они не столь масштабны, как описанные в следующей статье западные, однако показательны с точки зрения тенденций местного рынка Web-разработок.

По мнению Ивана Сухаренко, Web-интеграция сегодня может рассматриваться как недорогая и быстрая альтернатива классической системной интеграции во множестве практических ситуаций. "Дело в том, что интеграция системная, став за последние годы "классической", приобрела изрядную тяжеловесность и дороговизну, -- говорит он. -- И на ее фоне Web-интеграция выглядит, порой, намного более привлекательной".

В свою очередь, компании, действующие в сфере системной интеграции, утверждают, что разработку и внедрение Web-решений для своих клиентов они выполняют уже не первый год. По словам Андрея Гришанкова, технического директора ProNet, как минимум в семи проектах прошлого года компания занималась в том числе и консолидацией распределенных данных заказчиков с помощью Web-технологий и с использованием публичных сетей. Работа над аналогичными решениями ведется сегодня еще в двух проектах. Кстати, как отмечает сотрудник ProNet, большая часть их стоимости приходится на системы защиты.

Эдуард Савушкин, директор департамента развития бизнеса и работы с партнерами представительства Oracle в Украине и Молдове, отмечает, что местный корпоративный рынок готов к использованию Web-разработок, особенно там, где требуются персонализированные и доступные в любое время бизнес-данные. В арсенале компании, как известно, есть собственное Web-решение -- Oracle9iAS Portal, в качестве компонента входящее в состав Oracle9i Application Server (которое, в свою очередь, является частью платформы Oracle9i). Oracle9iAS Portal позволяет создавать персонифицированные порталы, предоставляя разработчикам среду для интеграции приложений и деловой информации, основанную на технологии портлетов Oracle, -- интерфейсных компонентов для доступа к Web-ресурсам.

Планы в отношении корпоративных Web-решений имеются и у многих отечественных поставщиков систем управления предприятием. Например, "Парус" уже практически закончил бета-тестирование своего нового продукта, объединяющего учетные и управленческие функции корпоративной системы "Парус-Предприятие 8.хх" с коммуникационными возможностями Web-технологий. Речь идет о "Парус-On-Line", выход коммерческой версии которой намечен на март-апрель 2002 г. Как сообщает разработчик, система рассчитана на организацию бизнеса в компаниях с территориально распределенной структурой (B2E), работающих с дилерскими сетями (B2P), продающих товары и услуги конечным пользователям (B2C), а также может применяться для взаимодействия поставщиков, производителей и корпоративных потребителей (B2B). Другими словами, "Парус-On-Line" -- ответ компании на недавно сформировавшееся у нас новое направление развития корпоративных систем предприятий.

Фактически Web-решения стали к настоящему времени точкой пересечения интересов четырех типов игроков на IT-рынке: Web-разработчиков, системных интеграторов, внедренцев АСУП и консалтинговых фирм. И общей сферой их деятельности является рынок корпоративных решений. Однако соглашаются с этим пока только первые, остальные -- делают вид, что не замечают новичков. Тем не менее Web-разработчики настроены более чем решительно, ведь именно здесь сосредоточена основная масса денег, которые могут быть потрачены на приобретение их услуг.

"Если клиент захочет, чтобы мы написали для его компании программный комплекс управления предприятием, -- мы готовы работать "в ноль", поскольку здесь самое интересное -- формализация", -- почувствуют ли в таком заявлении руководителя SputnikDevelopment угрозу своему бизнесу системные интеграторы и разработчики/внедренцы АСУП? Пока, скорее всего, нет -- рынок Web-интеграции только формируется.

Однако не исключено, что процесс пойдет достаточно быстро, ведь все больше корпоративных заказчиков примеривают Internet к своим потребностям. И не окажется ли в итоге, что очередной тендер по созданию корпоративной системы управления предприятием Web-разработчик выиграет только лишь потому, что у него к тому времени будут больший опыт решения подобных задач и готовые Internet-наработки, серьезно удешевляющие проект и ускоряющие его реализацию? Конечно, подобное высказывание сегодня режет слух, но согласитесь: системные интеграторы тоже когда-то не думали заниматься внедрением ERP-систем...

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT