`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ПО: курс на легализацию

0 
 

Отечественный рынок программного обеспечения пока трудно назвать цивилизованным. Сейчас он находится в стадии становления и построения нормальных взаимоотношений между вендорами, интеграторами, дистрибьюторами и реселлерами. Тем не менее его объем в минувшем году оценивался в 80–100 млн долл., а темпы
роста – на уровне 20–25%.

Серьезных исследований украинского рынка ПО до сих пор никто не проводил, и его мониторингом аналитические агентства пока не занимаются. Все показатели, которыми оперируют поставщики, являются оценочными и выводятся, как правило, опосредованно, путем сравнения с другими странами. Например, с Польшей, где легализация рынка ПО началась лет на пять раньше, а население меньше, чем в Украине, или с Россией, где происходят во многом те же преобразования, но с опережением на два-три года.

Развитие рынка ПО прежде всего связано с его легализацией. Объемы продаж лицензионного программного обеспечения в Украине, как мы уже говорили, в прошлом году составили не более 100 млн долл. – для сравнения, в России они превышают 1 млрд. Локомотивом, тянущим отечественный рынок ПО в сторону легализации, без преувеличения является Microsoft. По понятным причинам ее ПО устанавливается на большинство компьютеров, так что стремление корпорации к тому, чтобы оно не было пиратским, вполне понятно. Поэтому Microsoft активно лоббирует интересы отрасли в правительстве и законодательных органах.

Не менее важны и усилия по изменению подходов к приобретению ПО, ведь очень многие отечественные потребители воспринимают его как бесплатное приложение к компьютеру. Даже при формировании IT-бюджетов в крупных компаниях программному обеспечению внимание практически не уделяется, а финансирование его закупок осуществляется по остаточному принципу. Между тем именно корпоративный сектор до сих пор дает до 70% оборота дистрибьюторов и реселлеров. Как отметил Алексей Татуян, региональный представитель Symantec в Украине, многие компании до сих пор ограничиваются полумерами – покупают лицензии, но меньше, чем требуется, или же в достаточном количестве, но, к примеру, только на продукцию Microsoft. Однако такой подход проблему не решает, поскольку порог материального ущерба, нанесенного правообладателю и дающего право привлекать нарушителя к уголовной ответственности, теперь снижен фактически до стоимости одного рабочего места (20 МННД), а юридические представители в стране есть уже у многих разработчиков ПО.

Понятно, что со временем старания Microsoft будут вознаграждены, и компания получит неплохие дивиденды. Уже сейчас, по данным «Майкрософт Украина», каждый второй новый компьютер в нашей стране продается с предустановленным ПО, и чаще всего это либо операционная система в отдельности, либо в комплекте с офисным пакетом. В целом, по мнению директора компании «Софтпром» Павла Ждановича, на долю продуктов Microsoft приходится 60–70% всего объема продаж ПО у подавляющего большинства реселлеров в Украине (интересно, что и в России в портфеле дистрибьюторов они также занимают до 70% оборота). Однако в настоящее время заработать на них можно лишь при больших объемах продаж лицензий. Норма прибыли постоянно снижается (в России, например, по некоторым оценкам, маржа уже не превышает 2%), и со временем это, по всей видимости, приведет к перетеканию основной части заказов к крупным поставщикам.

Помимо системообразующего ПО в Украине растет спрос и на системы безопасности – антивирусы, приложения для резервного копирования и борьбы с нежелательной корреспонденцией, брандмауэры. Расширение этого сегмента в 2005 г., по оценкам Евгения Бадаха, директора «Бакотек», составило 20–25%. Такая тенденция прослеживается во всем мире – по информации зарубежных аналитических агентств, за прошедший год доля этого вида ПО в IT-бюджетах крупных компаний увеличилась втрое. Отчасти поэтому повышенный интерес к отечественному рынку стали проявлять некоторые зарубежные производители подобных приложений. Так, российская «Лаборатория Касперского» еще в конце 2004 г. открыла представительство в Украине, а в нынешнем году такой же шаг планирует предпринять и Symantec. Не секрет, что подобному решению всегда предшествуют определенные финансовые показатели. Для каждого вендора они свои, но в среднем, по данным экспертов, для получения статуса дистрибьютора нужно гарантировать объем закупок на уровне 100 тыс. долл., и только если оборот вендора в стране приближается к отметке в 1 млн долл., возникает необходимость в наличии представительского офиса.

Спрос на СУБД в минувшем году оставался стабильным, и существенного роста в ближайшее время ожидать не приходится, поскольку парламентские выборы, вероятно, приведут к замораживанию инвестиций крупных предприятий на информационные технологии по меньшей мере до лета.

Несмотря на общую позитивную динамику несколько сократился и спрос на интегрированные средства разработки. Это связано, очевидно, с тем, что все больше производителей делают свои IDE бесплатными или начинают продавать их в составе услуг и сервисов. Серьезный же инструментарий для Web-разработки пока не слишком востребован отечественными специалистами, так как он нужен лишь при создании крупных порталов.

А вот реализация всевозможных утилит для поддержания компьютера в работоспособном состоянии и графических пакетов устойчиво растет. По мнению Павла Ждановича, при условии сокращения доли пиратского ПО продукция таких производителей как Adobe и Corel имеет очень высокий потенциал, поскольку широко применяется в средних и малых компаниях. Интерес со стороны последних к лицензионному ПО в 2005 г. значительно повысился, о чем косвенно свидетельствует уменьшение средних сумм продаж и на 60% возросшее количество счетов.

Оживление сегмента SMB – в целом положительная тенденция для рынка. Но при росте небольших заказов существенно увеличиваются нагрузка на персонал поставщиков ПО, а также накладные расходы, связанные с поддержкой сбыта. В конечном счете, это, по-видимому, повлечет выработку более строгих подходов к планированию бизнеса, работе с партнерами и организации складских запасов. Усовершенствуется и сама технология продвижения, ведь не секрет, что помимо логистики и продаж дистрибьюторам сейчас нередко приходится и работать с конечными потребителями, и отчасти брать на себя обязанности представительств по локализации, проведению маркетинговых и рекламных мероприятий.

Кроме организационных сложностей, связанных с недостаточным развитием рынка программного обеспечения, существуют также проблемы, требующие внимания со стороны государства. В их числе – ужесточение борьбы с контрафактной продукцией, полная легализация импорта, усовершенствование процедуры выдачи контрольных марок (в ней до сих пор имеются лазейки для недобросовестных предпринимателей).

В среднесрочной перспективе прогнозируется переход все большего количества дистрибьюторских соглашений от российских к украинским поставщикам ПО. Этот процесс наблюдается уже сейчас, но для ряда крупных разработчиков отечественный рынок все еще недостаточно велик и им проще отдать его в сферу ответственности россиян.

Представляется важным развитие дистрибуции ПО в регионах, ведь в настоящее время вся она сосредоточена в Киеве. Однако, как показал опыт рынка аппаратного обеспечения, со временем происходит децентрализация – в крупных городах появляются достаточно сильные игроки, способные составить достойную конкуренцию не только у себя, но и в столице.

До сих пор остаются почти не освоенными сегменты розничных и электронных продаж. В первом случае, по мнению специалистов, мешает отсутствие у IT-магазинов четкой позиции относительно формата и разновидности продаваемого ПО. Во втором – все еще невысокое доверие населения к интернет-платежам и отсутствие привычки к приобретению товаров на виртуальных торговых площадках. К тому же целевой аудиторией офлайн- и онлайн-магазинов, по большому счету, являются частные лица, которые пока не слишком активно приобретают легальное ПО.

Темпы роста продаж продукции Microsoft в Украине, % *
Финансовый год Wіndows Office System Server System
2003 425,0 (по СНГ) н/д 50,0 (по СНГ)
2004 53,0 27,0 24,0
2005 26,1 25,7 15,6
* По данным компании «Майкрософт Украина»
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT