`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок PDA в 2002 г.: минус 9,1%

0 
 

На протяжении последних лет, даже в условиях охватившего IT-индустрию спада, рынок PDA считался довольно процветающим и перспективным. Однако опубликованные пару недель назад известной аналитической фирмой Dataquest итоги прошедшего года подобное мнение если не перечеркнули, то, по крайней мере, поставили под сомнение. Правда, это только одна точка зрения, а если рассмотреть и другие оценки, то... Ну, скажем так: поводов для очень большого пессимизма не наблюдается. Впрочем, не будем забегать вперед.
Согласно результатам исследований, обнародованным Dataquest, мировой объем поставок персональных электронных секретарей в 2002 г. снизился в сравнении с 2001 г. на 9,1% -- приблизительно до 12,1 млн. шт. После непрерывного роста в течение последних пяти лет, за которые в общей сложности было продано свыше 20 млн. PDA, и после того, как данный рыночный сегмент считался чуть ли не лучом света в "темном царстве" всеобщего спада в IT-индустрии, итоги прошедшего года стали холодным душем как для производителей, так и для экспертов. Хотя, в принципе, большой неожиданностью их называть нельзя, так как дела пошли неважно с самого первого квартала. С другой стороны, ситуация на протяжении года постоянно нормализовывалась, что позволяло надеяться на лучшие результаты, но почти 10%-ный спад -- все-таки, наверное, многовато.

Мировой рынок PDA в 2001--2002 гг.
Более того, порядка 70% продаж карманных устройств рассматриваемой категории пришлись на потребительский сектор, а поставки PDA для корпоративных пользователей составили всего 30%.

"Гораздо более привлекательный корпоративный рынок оказался весьма инертным из-за далеко не самых лучших экономических условий и все еще царящего здесь мнения, что PDA пока не способны обеспечить достаточный возврат инвестиций, -- комментирует ситуацию Тодд Корт (Todd Kort), ведущий аналитик подразделения Gartner Dataquest Computing Platforms Worldwide. -- Таким образом, начала массового использования PDA в информационных средах предприятий осталось ждать еще по крайней мере год".

Высказывается даже мнение, что если бы упомянутые выше препятствия для широкого внедрения PDA в корпоративном сегменте и исчезли (а это, очевидно, рано или поздно произойдет), то подъем все равно начался бы не сразу, поскольку у большинства компаний имеются другие приоритеты, в первую очередь -- обновление довольно устаревшего парка ПК.

Рынок PDA в 2002 г. минус 9,1% Еще одной причиной, по которой предприятия пока воздерживаются от массовых закупок PDA, являются недостаточное совершенство функций доступа к беспроводным сетям и относительно малая развитость соответствующей инфраструктуры, т. е. вещей, способных, по словам экспертов, стать одним из основных стимулов к оснащению сотрудников фирм персональными электронными секретарями.

"Беспроводная инфраструктура пока остается недостаточно развитой, а вопросы защиты данных -- не решенными в полной мере, -- отмечает Корт. -- Кроме того, конечным пользователям приходится сталкиваться со значительными сложностями при конфигурировании своих устройств. Наконец, скорость обмена информацией в беспроводных системах, как правило, заметно ниже, чем обещают операторы, а цены в расчете на мегабайт еще весьма высоки, особенно в Соединенных Штатах".

Рынок PDA в 2002 г. минус 9,1% Более того, звучат предположения, что в ближайшее время PDA, скорее всего, придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны смарт-телефонов и даже обычных мобильных аппаратов, которые разработчики все активнее дополняют функциями персональных информационных помощников. Конечно, если рассматривать PDA как коммуникационное устройство, то под беспроводным взаимодействием чаще подразумевают доступ к WLAN, однако, с другой стороны, не будем забывать, что в последнее время с точки зрения возможностей передачи данных эта технология и сотовые сети рассматриваются как конкуренты.

По сути, сегодня производители PDA оказались в ситуации, чем-то аналогичной той, в которую попали сборщики ПК: стимулировать покупку своих продуктов за счет более быстрых процессоров, большего объема памяти, улучшенных цветных дисплеев и даже встроенных средств беспроводного доступа стало очень непросто -- по крайней мере, именно такого мнения придерживаются специалисты еще одной ведущей аналитической фирмы Nikkei Market Access.

Что касается распределения рынка по основным платформам, то по итогам 2002 г. (по данным Dataquest) 55,2% проданных PDA были продуктами на основе Palm OS, а в 25,7% использовалась ОС Windows CE. Причем, что интересно, PDA на базе Pocket PC в большинстве своем приобретались для применения в корпоративной сфере, в то время как Palm-совместимые устройства благодаря своей более низкой цене имели успех на потребительском рынке.

Свыше 52% поставок карманных устройств на Pocket PC контролировала в 2002 г. Hewlett-Packard. Правда, по словам некоторых наблюдателей, ей не удалось добиться после поглощения Compaq так называемого синергетического эффекта, заключающегося в "перехвате" ее темпов роста, которые, как мы помним, были весьма и весьма высокими. С другой стороны, вполне вероятно, что ей удастся реализовать этот потенциал в наступившем году -- по крайней мере в четвертом квартале темпы увеличения поставок в сравнении с третьим у HP оказались гораздо выше, чем у всего рынка PDA, и составили около 50%.

Главным поставщиком продуктов на базе Palm OS традиционно стала Palm, однако в 2002 г. данная платформа получила очень серьезную поддержку еще и от такого гиганта, как Sony, -- широко распространено мнение, что именно благодаря ей вытеснение с рынка Palm OS-совместимых устройств приостановилось. Упомянем также, что ближе к концу года значительный рост популярности таких PDA наблюдался в Западной Европе. Так, согласно оценкам GfK Marketing Services их доля в общих продажах за октябрь-ноябрь в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в Германии и Великобритании выросла на 8%, до 58% и 50% соответственно, а во Франции -- на 12%, до 64%. Причем, как подчеркивают представители самой Palm, подобных результатов удалось достичь в условиях очень жесткой конкуренции, которая особенно усилилась в предпраздничный сезон 2002 г. после появления ряда привлекательных по цене моделей на базе Pocket PC.

Интересно также сравнить объем поставок с объемом производства PDA -- оценка последних регулярно проводится Nikkei Market Access. Конечно, с точки зрения абсолютных значений здесь могут быть несоответствия с данными других аналитических фирм, однако мы основное вниманием уделим динамике. Тут для начала необходимо вернуться к итогам 2001 г., когда впервые произошло уменьшение количества изготовленных PDA (на 18%). Эксперты объясняют это наличием тогда значительных складских запасов готовой продукции поставщиков, из-за которых им и пришлось частично тормозить выпуск.

Можно предположить, что сбалансировать темпы наращивания производства в соответствии с текущей рыночной ситуацией компаниям, работающим в сегменте персональных электронных секретарей, удалось, поскольку в 2002 г. они (при уменьшившемся, согласно приведенным выше результатам отчета Dataquest, спросе) оказались положительными, хотя и совсем невысокими -- 2%. К слову, разница между объемами поставок и производства PDA в 2002 г., по данным Nikkei Market Access (здесь в целях "чистоты" оценки мы исходим из обнародованной ею информации и для первого, и для второго показателя), составила приблизительно 30% (!).

Отметим, что, по оценкам еще одной крупной исследовательской организации -- Market Intelligence Center (MIC), около трети всех PDA в 2002 г. было изготовлено на Тайване, а с точки зрения количества объем их выпуска здесь в сравнении с 2001 г. увеличился вдвое.

Если говорить о ближайших перспективах, то, по мнению аналитиков, в 2003 г. имеются определенные предпосылки к росту, связываемые, к примеру, с выходом на рынок ряда новых весомых игроков с агрессивной ценовой политикой -- прежде всего Dell. Впрочем, авансов ей роздано уже много, а вот насколько они оправданны, как раз и покажет наступивший год. Кроме того, не стоит забывать, что сейчас вообще наметилась тенденция к снижению цен на PDA: скажем, специалисты крупнейшего в мире контрактного производителя персональных электронных секретарей High-Tech Computer (HTC) полагают, что через год подавляющее большинство таких устройств будет предлагаться не более чем за $300.

По мнению экспертов Nikkei Market Access, в наступившем году мировой объем производства PDA увеличится весьма значительно -- примерно на 14%. С учетом сказанного выше вполне очевидно: подобный прогноз основан на предположении, что спрос тоже будет расти, причем весьма существенно. Правда, в заявлении Nikkei Market Access подчеркивается, что данная оценка "является неопределенной", и, помимо этого, уровень 2000 г. все равно достигнуть не удастся.

Ну, и в завершение -- еще несколько интересных прогнозов. Так, в следующем году, как ожидается, более 90% всех персональных электронных секретарей будут поставляться с цветными дисплеями, исключение составят разве что модели самого начального уровня стоимостью до $100. При этом предполагается, что к концу года на рынке появятся продукты, в которых применяется технология OLED, а ко второй половине 2004 г. их доля в общих продажах PDA достигнет приблизительно 8%.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT