`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок ноутбуков – на новом витке

0 
 

Недавно Intel объявила о начале очередного этапа своей программы Intel Stable Image Platform Program – стандартизации компонентов ноутбуков. В активную фазу она, судя по всему, вступит с началом серийного производства мобильной платформы Napa в следующем году – тогда же станут известны и все ее детали. Однако прогнозировать изменение рынка можно и по ныне известным подробностям проекта Intel.

О том, как влияет на украинский рынок появление в продаже barebone-комплектов для создания ноутбуков, мы рассказывали в начале 2004 г.. Именно тогда у дистрибьюторов комплектующих и производителей ПК начали появляться первые «полуфабрикаты», которым прочили довольно радужное будущее. Главным преимуществом лэптопов, собранных на их основе, называлась доступная цена, способная привлечь пользователей, некритичных к бренду. По мнению поставщиков, такая продукция могла бы занять около 10% рынка, «отобрав» долю в первую очередь у подержанных устройств.

Однако в конце 2004 г. стоимость «брендовых» ноутбуков стала стремительно снижаться, а «локомотивом» этого процесса, по общему признанию поставщиков, выступила Acer – сегодня самое доступное ее устройство обойдется украинскому покупателю в $650–670.

Рынок ноутбуков – на новом витке

Ужесточение конкуренции почувствовали все: и сборщики noname, и международные, и локальные бренды. Основным козырем украинских производителей в данный момент остается индивидуальное сервисное обслуживание пользователей, в частности услуги по модернизации ПК. Благодаря партнерству с отечественными дистрибьюторами комплектующих и наличию собственных складов они имеют возможность менять жесткие диски, оптические приводы, некоторые другие компоненты и наращивать память оперативнее, чем большинство сервисных центров мировых вендоров. По данным IDC, сегодня отечественным производителям, среди которых со значительным отрывом лидирует «Версия», принадлежит 11,8% рынка лэптопов.

Пояснения к диаграмме
Категория Торговые марки и компании
Топ5 А-брендов Acer, Asus, Hewlett-Packard, Samsung, Toshiba
Другие А-бренды Apple, Dell, Fujitsu Siemens, IBM, Lenovo, LG Electronics, NEC CI, Sony и др.
Локальные и российские поставщики e.Verest, Rover, «АМИ», «Банкомсвязь», «Версия», «Диавест», «Квазар-Микро», «Навигатор» и др.
Все поставщики перечислены в алфавитном порядке

Все может измениться?

Напомним, что цель программы Intel SIPP – стандартизировать максимальное количество комплектующих ноутбуков. В настоящее время в той или иной степени унифицированы жесткие диски, оперативная память, процессоры. С III квартала 2005 г. начались поставки barebone-комплектов со стандартным гнездом для установки оптических приводов, так что ODD slim-формата теперь также можно заказывать отдельно (ранее они поставлялись только в корпусе barebone).

Все перечисленные компоненты уже сейчас доступны в дистрибьюторском канале, однако небольшим локальным сборщикам этого уже недостаточно, чтобы выдерживать ценовую конкуренцию. Intel планирует расширить список унифицированных комплектующих клавиатурами, аккумуляторными батареями, блоками проводной и беспроводной связи, а также видеоадаптерами и даже ЖК-дисплеями. Предполагается дать локальным сборщикам ноутбуков возможность приобретать экраны с различными размерами и разрешениями отдельно от системного блока лэптопа (сейчас она имеется только у А-брендов в рамках крупных ODM-заказов).

Кому от этого польза

Не секрет, что Intel испытывает довольно серьезную конкуренцию со стороны оппонентов, главным образом AMD, и вынуждена снижать цены на свою продукцию. В связи с этим рынок настольных ПК постепенно перестает быть для нее привлекательным (об этом можно судить хотя бы по тому, что она до минимума снизила объемы производства low-end-наборов системной логики), а наиболее значимым становится сегмент мобильных решений. Программа стандартизации сделает «конструкторы» для сборки ноутбуков максимально доступными для всех категорий сборщиков независимо от их размера, а значит, расширит рынок и увеличит объемы сбыта продукции самой корпорации.

Очевидно, что для успеха программы компания должна заручиться поддержкой поставщиков «мобильных» комплектующих. Последним, с одной стороны, невыгодна инициатива Intel, которая, скорее всего, повлечет снижение цен на компоненты: после очередного витка стандартизации они будут еще менее «привязаны» к конкретным barebone-моделям. С другой, – рост объемов продаж, который обещает и, по всей видимости, будет стимулировать и сама Intel, должен оправдать такое удешевление.

Именно снижение цен на комплектующие и отсутствие привязки к конкретным производителям barebone-комплектов являются главными причинами, по которым программу Intel в целом поддерживают и локальные производители, и дистрибьюторы. Кроме того, компании обеих категорий смогут оптимизировать номенклатуру товаров, логистику и склады, улучшить сервисное обслуживание. Оптовые продавцы комплектующих ожидают появления в своем ассортименте новых видов продукции.

В свою очередь, локальные сборщики лэптопов с внедрением SIPP смогут быстрее менять модельный ряд, более оперативно осуществлять сборку «на заказ», и все это на фоне законодательных, таможенных и налоговых преференций, распространяющихся на отечественных производителей. Таким образом, программа позволит расширить и неценовые методы конкурентной борьбы с лэптопами А-брендов, чьи конфигурации, а также объемы закупок комплектующих и, следовательно, цены планируются на длительные периоды.

Стоит, однако, отметить, что локальным производителям придется смириться с неизбежной унификацией дизайна ноутбука – характеристикой, играющей далеко не последнюю роль при его выборе. Уникальный внешний вид устройства смогут предлагать лишь вендоры, которые закупают barebone-комплекты в объемах, оправдывающих вложения в разработку и производство эксклюзивных или хотя бы малотиражируемых корпусов.

Заглядывая в будущее

В нынешнем году, по прогнозам IDC, в Украине будет продано около 125 тыс. ноутбуков, что почти в 2,5 раза больше, чем в предыдущем (для сравнения, объем рынка настольных ПК составит в 2005 г. около 900 тыс. шт.). Столь активный рост продаж спровоцировало снижение цен: с начала года стоимость ноутбуков упала на $150–400 (в зависимости от категории). В 2006 г., по всей видимости, поддерживать такие темпы «традиционными» методами (снижение прибылей, уменьшение функциональности, использование дешевых компонентов) будет значительно труднее. Удешевление лэптопов еще на 10–15% станет возможным с массовым появлением в середине–конце следующего года barebone-комплектов нового поколения.

Более того, по данным поставщиков, Intel готовится к очередному этапу программы SIPP. В соответствии с ним компания планирует развернуть на базе партнеров глобальную сервисную сеть по обслуживанию лэптопов. Предполагается, что ее авторизованные сервис-центры будут оказывать услуги по ремонту и модернизации мобильных ПК независимо от того, где они были куплены и кто их производитель.

Если этот достаточно емкий с точки зрения инвестиций проект будет реализован, рынок может претерпеть значительно более радикальные изменения. Поэтому самые дальновидные отечественные сборщики ноутбуков начинают активную раскрутку собственных торговых марок, ведь их популярность станет важнейшим инструментом конкурентной борьбы. Нечто подобное наблюдается сейчас на весьма «перегретом» рынке настольных ПК, а ведь ноутбуки претендуют именно на роль продукции, основополагающей для всей IT-индустрии.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT