`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок мобильной связи: скрытые угрозы

0 
 

На протяжении многих лет оценки перспектив рынка мобильной связи были оптимистичными – когда в большей степени, когда в меньшей. Впрочем, пока они и продолжают оставаться таковыми, однако эксперты, решившие копнуть поглубже, говорят, что все уже далеко не так просто.

Рынок мобильной связи скрытые угрозы

Пару недель назад одна из ведущих аналитических фирм – IDC – опубликовала прогноз, в котором говорится об ожидаемом сокращении объемов продаж мобильных телефонов в нынешнем году по сравнению с прошлым. Объясняется это насыщением рынка в странах с развитой экономикой, где основная волна обновления аппаратов пришлась на 2003–2004 гг.; предполагается, что в ближайшей перспективе увеличение продаж будет происходить в основном за счет регионов, где отрасль сотовой связи пока еще находится в стадии становления и где значительная часть телефонов пока покупается абонентами-новичками.

Однако речь в данном случае идет о краткосрочном прогнозе, и выглядит он, по большому счету, все-таки оптимистичным. Но если попытаться заглянуть в более отдаленную перспективу, то может оказаться, что у участников рынка есть немало поводов для беспокойства. По мнению некоторых экспертов, в последние годы под индустрию был заложен ряд, как это принято говорить в подобных случаях, мин замедленного действия, способных обернуться существенными проблемами в будущем.

Почвой для возникновения таких проблем могут стать противоречия между бизнес-интересами производителей мобильных телефонов и операторов сотовой связи, а также потребностями конечных пользователей. Ну а если попытаться говорить несколько упрощенно, то речь идет о том, что, во-первых, изготовители аппаратов периодически дополняют свои продукты опциями, позволяющими абонентам «обходить» сервисы, предлагаемые операторами (т. е. решать те же задачи альтернативными путями за гораздо меньшие деньги или совершенно бесплатно); во-вторых, многие функции сотовых телефонов и мобильные сервисы оказываются маловостребованными. Впрочем, это тот случай, когда лучше обратиться к более наглядным примерам.

Как известно, немалые надежды производители терминалов и операторы возлагали на аппараты с расширенными мультимедийными возможностями и соответствующие службы. Но недавно фирма In-Stat провела опрос, который продемонстрировал, что пользователи относятся к подобным вещам довольно равнодушно. Только 9% респондентов выразили или очень большую, или просто заинтересованность возможностью прослушивания MP3-файлов с помощью сотового телефона, и менее 11% – в приеме телевизионных программ. Как тут не вспомнить, что MP3-плеер стал в наши дни чуть ли не стандартной функцией в мобильных аппаратах, а создание систем эфирного ТВ-вещания для них в последнее время является одной из самых горячих тем.

«Изготовители мобильных телефонов, коммуникационные компании и поставщики информационного наполнения столкнулись с серьезными сложностями, стремясь убедить пользователей в привлекательности устройств с расширенными музыкальными или видеовозможностями, – отмечает аналитик In-Stat Нейл Стротер (Neil Strother). – С другой стороны, наше исследование выявило и некоторые позитивные моменты – к примеру то, что люди все-таки готовы платить, пусть и в очень разумных пределах, за звуковые или телевизионные функции или за дополнительную память».

Еще один нюанс – многие из последних моделей телефонов оснащаются USB-портом; в частности, ожидается, что к 2008 г. он будет присутствовать в 73% анонсируемых аппаратов по сравнению с 30% в 2004 г. (данные iSuppli). Такой порт позволяет загружать цифровую музыку напрямую с персонального компьютера, а это, естественно, будет способствовать падению спроса на сервисы, предлагаемые операторами.

Другой пример – комбинированные терминалы, сочетающие в себе возможности сотовой связи и IP-телефонии на базе беспроводных локальных сетей. Исследование In-Stat показало, что как раз такие устройства должны пользоваться значительным спросом – интерес к ним проявило 84,6% участников опроса на соответствующую тему (причем половина из них охарактеризовали степень своей заинтересованности как высокую либо очень высокую). Однако это во многих случаях играет против поставщиков услуг мобильной связи, так как абоненты получают возможность совершать звонки на более выгодных условиях (дело даже дошло до того, что некоторые производители устанавливают в свои аппараты ПО для доступа к популярному VoIP-сервису от Skype Technologies). Хотя справедливости ради надо заметить, что часть операторов, напротив, видит для себя в технологиях WLAN новые перспективы: как подчеркивают в In-Stat, такие технологии, в частности, позволят мобильным операторам перехватывать клиентов из бизнес-сектора и потребительского сегмента у компаний, специализирующихся на услугах проводной связи (но для этого, естественно, придется вкладывать немалые средства в развитие инфраструктуры).

Высказывается еще одно мнение – о том, что росту популярности дополнительных функций, в том числе мультимедийных, препятствует несовершенство программных компонентов. К примеру, по ряду оценок, для получения фотоснимка с помощью встроенной камеры и отправки MMS-сообщения пользователю иногда требуется совершить до тридцати (!) действий. Специалисты, указывающие на эту проблему, видят два пути ее решения: либо коренное совершенствование ПО, либо пересмотр принципов создания мобильных телефонов с точки зрения их функциональности.

Наверное, одним из первых звоночков, указывающих на то, что в индустрии сотовой связи все далеко не так радужно, как может показаться на первый взгляд, стал в определенной степени новаторский подход к выбору поставщиков терминалов, предложенный ведущим немецким оператором T-Mobile: компания решила сделать это с помощью онлайнового тендера, заранее отобрав шесть производителей, с которыми она готова сотрудничать в области закупок аппаратов определенного класса. Реакция со стороны представителей отрасли последовала, мягко говоря, несколько неоднозначная.

Сами руководители T-Mobile объясняют свои действия необходимостью снижения затрат компании – и подобный механизм, как в ней считают, быстрее подтолкнет изготовителей аппаратов к соответствующим шагам. Однако те, кто находится по другую сторону баррикад, например производители компонентов, утверждают (и, надо признать, небезосновательно), что в результате может значительно замедлиться технологический прогресс, поскольку разработчики окажутся загнанными в очень жесткие рамки. Но тут нам опять приходится вернуться к вопросу о том, в какой мере результаты такого прогресса востребованы массовым пользователем, т. е., по сути, получается некий замкнутый круг. И где находится выход из него, сказать сейчас сложно – это покажет будущее.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT