Анализ ситуации в сегменте карманных компьютеров свидетельствует о скором уходе с мировой арены традиционных персональных цифровых ассистентов. Смартфоны и коммуникаторы все настойчивее расширяют зону своего присутствуия, размывая долю первопроходцев рынка в общей массе реализуемых карманных компьютеров.
По данным IDC, за минувший год на мировом рынке реализовано 5,5 млн КПК без интегрированных телефонных функциий. По итогам 2005 г. потребность в таких "простых" устройствах составляла 7,6 млн единиц. Это значит, что их продажи за год сократились на 28,5%, что во многом является следствием серьезного давления на классические модели со стороны конвергентных разработок. Так, в 2006 г. число поставленных аппаратов с возможностью полноценного функционирования в сотовых сетях превысило 60%, в то время как годом ранее этот показатель едва достигал 47% общего числа реализованных наладонников.
"Набор опций, ранее считавшийся исключительно уделом "классических" КПК, а именно PIM-функции, беспроводные интерфейсы, работа с мультимедиа-контентом и т. д., сегодня все чаще находит применение не только в смартфонах и коммуникаторах, но и в телефонах премиум-класса, - комментирует данные своей компании аналитик IDC Рамон Лламас (Ramon Llamas). - Кроме того, стремительно растущая популярность ноутбуков с Wi-Fi-модулями заставляет пользователей всерьез задумываться о том, стоит ли приобретать карманный компьютер". В качестве последнего достаточно убедительного аргумента, все же способного склонить чашу весов в пользу одной из моделей "чистого" КПК, можно назвать наличие встроенного GPS-приемника.
Несмотря на сравнимое со средним по рынку падение уровня продаж (28,3%), пальму первенства по-прежнему удерживает Palm. В ее арсенале остаются модели Z22, TX и Tungsten E2, премьерный показ которых состоялся еще в 2005 г. Как и следовало ожидать, с недавних пор продуктовую линейку компании начали покидать знаменитые старожилы. Первым это сделал LifeDrive - компактный "менеджер" с жестким диском емкостью 4 GB и поддержкой Wi-Fi. Более практичная и менее дорогая флэш-память окончательно предрешила судьбу этой новаторской разработки. Тем временем в борьбе за мобильный рынок Palm концентрирует усилия исключительно на семействе Treo, представители которого все увереннее осваиваются в нише интеллектуальных телефонов. При этом не последнюю роль в успешном продвижении устройств на рынок играет использование во флагманских продуктах ОС от Microsoft.
Ставку на поддержку сотовых сетей в своих цифровых ассистентах делает и HP. Быстро сокращая присутствие в сегменте традиционных карманных компьютеров (по данным IDC, в 2006 г. их реализация уменьшилась на 30,4%), компания существенно активизировала деятельность в секторе смартфонов. Последнее тому доказательство - анонс аппарата с GSM/EDGE-модулем HP iPAQ 500, который будет работать под управлением новой операционной системы Windows Mobile 6.0. К слову, оперативность в части адаптации этой ОС не может не радовать, ведь в памяти еще свежи отразившиеся на уровне продаж HP события двухлетней давности, связанные с задержкой перевода ключевых моделей компании на Windows Mobile 2005. Своим скорым выходом в свет iPAQ 500, безусловно, укрепит позиции, отстаиваемые наиболее востребованными представителями КПК-фронта - оптимизированным под спутниковую навигацию iPAQ rx5915 и мультимедийным комбайном iPAQ hx2795.
Mio Technology до предела сократила отставание от заметно охладевшей к КПК-бизнесу Dell. Залогом удачного освоения этим производителем рынков Европы и Азии стали ориентированные на спутниковую навигацию модели Р550, Р350 и А201. В наступившем году Mio планирует усилить свое присутствие и в Северной Америке, где ее позиции по-прежнему очень слабы.
Развивая плодотворное сотрудничество с концерном T-Mobile, Sharp реализовала почти 1,5 млн карманных компьютеров (львиная доля успеха принадлежит серии Sidekick), что нашло отражение в годовом увеличении продаж на 166,1%. Впрочем, откровенно слабым местом остаются модели под управлением Linux - за год продано всего 30 тыс. устройств.
Мировой рынок КПК в 2006 г., по данным IDC*
Компания |
2006 г. |
2005 г. |
Рост, % |
Объем поставок, шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, шт. |
Рыночная доля, % |
Palm |
1 982 000 |
36,3 |
2 763 139 |
36,1 |
-28,3 |
HP |
1 210 000 |
22,1 |
1 739 365 |
22,7 |
-30,4 |
Dell |
490 000 |
9,0 |
735 929 |
9,6 |
-33,4 |
Mio |
442 893 |
8,1 |
342 664 |
4,5 |
29,2 |
Sharp |
297 500 |
5,4 |
79 181 |
1,0 |
275,7 |
Другие |
1 044 094 |
19,1 |
1 986 360 |
26,0 |
-47,4 |
Всего |
5 466 487 |
100,0 |
7 646 638 |
100,0 |
-28,5 |
Мировой рынок КПК в 2006 г., по данным Gartner*
Компания |
2006 г. |
2005 г. |
Рост, % |
Объем поставок, шт. |
Рыночная доля, % |
Объем поставок, шт. |
Рыночная доля, % |
RIM |
3 510 927 |
19,8 |
3 193 000 |
21,3 |
10,0 |
Palm |
1 970 031 |
11,1 |
2 773 025 |
18,5 |
-29,0 |
HP |
1 721 531 |
9,7 |
2 267 178 |
15,1 |
- 24,1 |
Mio |
1 515 496 |
8,5 |
714,528 |
4,8 |
112,1 |
Sharp |
1 428 318 |
8,0 |
536 540 |
3,6 |
166,2 |
Другие |
7 596 989 |
42,8 |
5 497 869 |
36,7 |
38,2 |
Всего |
17 743 292 |
100,0 |
14 982 140 |
100,0 |
18,4 |
Сквозь призму статистических выкладок Gartner открывается возможность взглянуть на рынок КПК под несколько иным углом, ведь в своих исследованиях компания традиционно причисляет к рассматриваемому сегменту часть аппаратов с поддержкой доступа к сотовым сетям. Именно поэтому в поле зрения аналитиков исправно попадают представители модельного ряда RIM (BlackBerry 87xx), HP (iPAQ 69xx), Nokia (E61) и Motorola (Q).
Стабильная популярность устройств от Research in Motion, обеспечивающих удобный беспроводной доступ к электронной почте и прочим мобильным сервисам, позволила компании вновь возглавить список лучших. Несмотря на резкий крен в сторону смартфонов, который стал отчетливо заметен после осенней премьеры BlackBerry Pearl и недавнего появления аппаратов серии 8800 (ранее известных под названием Indigo), сбыт канадских коммуникаторов продолжает увеличиваться. Из 6,2 млн реализованных в 2006 г. силами RIM устройств более половины пришлось на сегмент карманных компьютеров.
Говоря о потребительских предпочтениях в части ОС, аналитики отмечают растущую востребованность в Windows Mobile. Благодаря последовательному развитию сервисов доставки электронной почты через Exchange e-mail server основанные на WM продукты становятся идеальным выбором для корпоративного сектора. По состоянию на конец 2006 г. разработка Microsoft увеличила свою рыночную долю до 56,1%. В тройке наиболее распространенных операционных систем также находятся ПО RIM (19,8%) и Palm OS (11,7%).
Анализ рынка с точки зрения целевых групп свидетельствует о том, что КПК практически поровну распределились между корпоративным сегментом и лагерем частных пользователей: согласно выводам специалистов Gartner, во многом благодаря высокому спросу на модели Motorola Q, Sharp Sidekick 3, а также GPS-коммуникаторы от Mio массовому рынку досталось 52%.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365