`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок КПК: взгляд под разными углами

Статья опубликована в №21 (589) от 5 июня

+33
голоса

Ввиду стремительной трансформации сегмента карманных компьютеров, сопровождающейся появлением абсолютно новых подклассов устройств и уходом с мировой арены проверенных годами фаворитов, объективно оценивать ситуацию на этом IТ-направлении достаточно сложно. Хорошим подспорьем здесь служат отчеты ведущих аналитических компаний, традиционно придерживающихся различных методик мониторинга рынка.

Последние из могикан

Рынок КПК взгляд под разными углами

Ситуацию с классическими моделями КПК легко проследить по выкладкам IDC, которая относит к этому классу устройства, лишенные функций сотовых телефонов, однако оснащенные беспроводными интерфейсами для доступа в Интернет. Оперируя подобной выборкой, аналитики констатировали тринадцатый по счету квартал падения объемов продаж данной техники. В течение первой четверти нынешнего года поставщиками отгружено около 920 тыс. устройств – на 36,3% меньше, чем в предыдущем квартале, и на 40,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Сопоставимые с потенциалом персональных менеджеров (PIM) возможности, ранее считавшиеся исключительной прерогативой КПК, на сегодняшний день все чаще находят себе место в различных конвергентных разработках, конкурирующих c традиционными наладонными компьютерами. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на и без того низкой популярности обычных КПК», – объясняет приведенные цифры ведущий аналитик IDC Рамон Лламас (Ramon Llamas). Изменить ситуацию не удалось ни некоторым последним моделям с богатым мультимедийным оснащением, ни устройствам с функциями GPS. Изучение потребительского спроса свидетельствует о том, что, с одной стороны, покупатели все чаще отдают предпочтение автономным спутниковым навигаторам либо же компактным мультимедийным плеерам, а с другой – существенное давление на рынок КПК оказывают удешевление ноутбуков и завоевывающие новые высоты UMPC.

Первую позицию, по данным IDC, по-прежнему прочно удерживает Palm. Несмотря на то что последние премьеры в ее продуктовой линейке классических КПК датируются концом 2005 г., компания поставила потребителям около 300 тыс. устройств, большая часть которых – незначительно обновленные модели Z22 и TX.

Вслед за лидером с отставанием в 100 тыс. реализованных наладонников следует HP. Постепенно перемещаясь в конвергентный лагерь, инженеры фирмы все еще не сбрасывают «классику» со счетов. В настоящее время основные доходы продаж КПК обеспечиваются двумя моделями: мультимедийной rx4240 и навигационной rx5915. Что же касается освоения новых горизонтов, то с недавних пор надежды возлагаются на iPAQ 510 Voice Messenger – построенный на базе Windows Mobile 6 коммуникатор с инновационным управлением голосом вместо претендующей на звание стандарта QWERTY-клавиатуры.

На третье место с долей 15,1% переместилась Mio Technology, став единственной компанией, завершившей квартал с позитивной динамикой продаж. Если в I квартале 2006 г. ею было реализовано около 100 тыс. КПК, то за первые три месяца текущего года – около 140 тыс. Произошло это во многом вследствие удачного объединения навигационных и PIM-функций, нашедших себе место в работающих под управлением Windows Mobile 5.0 моделях DigiWalker P350 и DigiWalker P550. Первая из них отлично вписалась в бюджетный сегмент GPS PDA, в то время как вторая, благодаря высокоточному 20-канальному GPS-приемнику и наличию Wi-Fi, стала популярной в среде традиционных потребителей хорошо оснащенных устройств.

В конце апреля с официального сайта Dell исчез раздел наладонников Axim, что стало очередным подтверждением ухода этого производителя с рынка PDA. Представленное в 2002 г. семейство Axim X5 ровно через пять лет завершило свое существование, а модель Axim X51v, по всей видимости, так и останется последним КПК от Dell. Ходят, правда, слухи о возможном освоении компанией конвергентного сегмента карманных компьютеров, однако пока что ее усилия сосредоточены исключительно на распродаже аккумулированных ранее запасов. На протяжении I квартала складские помещения покинуло 78 тыс. устройств, что позволило Dell сохранить четвертое место в табели о рангах по версии IDC.

Восходящие звезды

Противоположная картина наблюдается в отчетах Gartner, причисляющей к карманным компьютерам устройства, способные обеспечивать своих владельцев сотовой связью в качестве вспомогательной функции (основное же их применение – работа с данными). В рамках посвященного I кварталу исследования аналитики также отмечают изменение продаж за год на 40%, с той лишь разницей, что обозначенная цифра подразумевает положительную динамику. Ключевая тенденция отчетного периода – продолжающийся рост числа людей, использующих продукты на Windows Mobile. Из более чем 5 млн реализованных в I квартале портативных систем свыше 60% были оснащены ОС от Microsoft.

Как и прежде, рейтинг возглавляет RIM, в продуктовой линейке которой появляется все больше смартфонов. Свыше половины из 928 тыс. отгруженных компанией в I квартале устройств пришлось на BlackBerry Pearl. Ожидается, что сложившееся не в пользу КПК соотношение может измениться с выходом моделей 88хх и 83хх, призванных сменить старожилов серии 87хх. Таким образом, ОС от RIM все еще остается ближайшим преследователем Windows с долей рынка 18,1%.

Mio Technology продемонстрировала устойчивый рост продаж на уровне 162%, причем на государства EMEA пришлось более 57% общего количества поставок. Помимо ранее отмеченных КПК P350 и P550, широкое распространение получили автомобильные навигационные системы С510 и С520, а также многофункциональный комбайн, объединяющий в себе навигатор, КПК и мобильный телефон – Mio A700. Всего же в планах компании на текущий год значится рекордная реализация – 3,2 млн устройств.

Феноменальный прорыв совершило мобильное подразделение Samsung. Агрессивная маркетинговая кампания по продвижению в массы удобного инструмента для беспроводной работы с электронной почтой BlackJack силами крупнейшего североамериканского оператора Cingular Wireless привела к тому, что за год продажи устройств, позиционируемых как недорогая альтернатива BlackBerry, возросли более чем в 200 раз.

Изменение предпочтений потребителей в сторону смартфонов привело к тому, что пионеру рынка карманных компьютеров Palm пришлось покинуть Top 5. Не принимая во внимание упомянутые классические модели, компания Эда Коллигена (Ed Colligan) сосредоточила усилия исключительно на «телефонной» линейке Treo. Если в III финансовом квартале 2004 г. доходы от их продажи не превышали 28% общей выручки, то по состоянию на III финансовую четверть 2007 г. эта цифра достигла 86%. Пока что данные устройства развиваются в направлениях Palm OS (Treo 650, 680, 700p) и Windows Mobile (Treo 700w/wx, 750), однако все больше подтверждений находит информация о скором закате эпохи одной из первых «карманных» операционных систем. Похоже, что Treo 755p станет последним смартфоном в модельном ряду компании, работающим под управлением нынешней версии Palm OS. В рамках апрельского Palm Analyst Day было объявлено, что ей на смену придет построенная на Linux система, которая сохранит поддержку созданных для предшественницы приложений. Кроме того, ставится цель поднять на должный уровень такие критические для портативных устройств характеристики, как энергоэффективность и многозадачность.

Мировой рынок КПК по данным IDC*
Компания I квартал 2007 г. I квартал 2006 г. Рост, %
Поставки, шт. Рыночная доля, % Поставки,шт. Рыночная доля, %
Palm 295 250 32,1 475 000 30,7 -37,8
HP 199 400 21,7 346 000 22,3 -42,4
Mio Technology 138 631 15,1 104 609 6,8 32,5
Dell 78 000 8,5 143 100 9,2 -25,4
Sharp 44 000 4,8 99 000 6,4 -55,6
Другие 164 635 17,9 381 490 24,6 -56,8
Всего 919 916 100,0 1 549 199 100,0 -40,6
* Без устройств со встроенными функциями сотового телефона.
Мировой рынок КПК по данным Gartner*
Компания I квартал 2007 г. I квартал 2006 г. Рост, %
Поставки, шт. Рыночная доля, % Поставки,шт. Рыночная доля, %
Research In Motion 928 239 18,1 929 883 25,3 -0,2
Mio Technology 567 967 11,1 216 728 5,9 162,1
Samsung 451 000 8,8 2150 0,1 20976,7
Sharp 436 450 8,5 249 380 6,8 75,0
Nokia 319 100 6,2 157 150 4,3 103,1
Другие 2 423 089 47,3 2 114 009 57,6 14,6
Всего 5 125 845 100,0 3 669 300 100,0 39,7
* С учетом устройств со встроенными функциями сотового телефона.
+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Такое впечатление, что КПК во всех их ипостатсях - что-то вроде посуды от Цептер: нам буквально навязывают этот тип изделий. Конечно, существует множество людей, купивших себе подобные устройства и очень довольные ими - иногда до определенного рода фанатизма. Но на просьбу обяснить - как они используют кпкашные функции своих наладонников, смартофонов и коммуникаторов в так сказать повседневной жизини и работе - даже горячие поклонники сих изделий не могут дать конкретного ответа. Ну в общем - "типа круто" ;)
Конечно, наверняка где-то существуют люди, которые используют возможности этих "карманных линкоров" компьютерного мира на все 75% - но мне они пока не попадались :)

В том, что эти функции не используются "опрошенными" людьми, тем более, людьми с местным менталитетом - это еще не показатель. А сколько у тебя есть знакомых, которые пользуются хотябы всему базовыми направлениями (не функциями) Outlook - почта, контакты, календарь, задачи, заметки? Правда - тоже немного... Так вот - всему виною - ментальность, недооценка своего и чужого рабочего времени каждым из нас, и особенно - работодателями. А если бы люди работали с 9 до 18 и получали гарантированную свою зарплату, после 18 у них шли бы сверхурочные - вот тогда бы был бы совсем другой коленкор. КПК в первую очередь - это средства связи и PIM. В нашей трудовой дисциплине просто отсутствует понятие time management. И КПК здесь - всего лишь инструмент, такой же, как например, Project, который многие конторы пытаются поставить и начать работать, не введя в организации хотябы основных процессов Project Management.

В нашей стране, как мне кажется, КПК пока остается "крутой фишкой" и используется в основном для развлечения (книги, видео, аудио) и повышения собственного статуса. Как говорил один товарищ в одном форуме (правда, по поводу "крутого" телефона) - "я его использую по прямому назначению - перед тёлками хвастаюсь".
Мне в принципе для "компьютерных" функций почти всегда хватает телефона (интернет, словари-справочники, аська, почта, игры - всё это можно иметь и в телефоне).
Но был недавно случай, когда мне не хватало именно КПК или коммуникатора, и именно для дела - нужно было срочно принять по e-mail и выложить на сайт материал (текст и фото). У телефона функциональности для этого не хватает, а ноутбук с собой все время носить накладно. С КПК это было бы вполне реально сделать. Вообще, удаленное администрирование в экстренных случаях - неплохое "серьезное" применение для КПК.
А по "исторически" прямому назначению КПК - как органайзер - мне он не нужен.
Видимо, поэтому я уже давно к этим девайсам присматриваюсь и до сих пор не решился купить.
Вот кому точно нужна такая вещь - так это много путешествующим торговым агентам, мерчендайзерам, супервайзерам и т.п. - для адресных баз, прайсов, отчетов и т.п. вполне хватит КПК, можно и без ноута обойтись.

Кстати, помимо КПК-шных функций, есть еще одна вещь, которая уж точно нужна не более чем 5% пользователей КПК. Я про GPS. Особенно если учесть отсутствие или плохое качество карт для Украины. Тем не менее этот сервис пихают почти в любой современный КПК, что, с моей точки зрения, не добавляет ему привлекательности, т.к., помимо собственно навигационного харда и софта для нормальной работы GPS нужен быстрый процессор, шустрая видеокарта и т.п. - в итоге КПК просто не может стоить столько, сколько я готов за него отдать. Так что, по поему мнению, широкое внедрение GPS в КПК не особенно помогает в их продвижении, о чем, кстати, говорится и в данной статье.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT