`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок GPS-устройств на пороге трансформации

Статья опубликована в №19 (685) от 2 июня

+22
голоса

Глобальный рынок устройств для персональной навигации переживает смену пользовательских предпочтений. Совпав по времени с затянувшимся периодом макроэкономической нестабильности, это обстоятельство наносит ощутимый удар по позициям отраслевых лидеров, заставляя искать эффективные пути улучшения финансовой отчетности.

Не просто выжить

По оценкам аналитиков компании TomTom, крупнейшие потребители спутниковых навигаторов – Европа и Северная Америка – в I квартале совокупно поглотили 3,3 и 2,5 млн устройств соответственно. И если на европейском континенте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено падение продаж на 13%, то в США и Канаде пока все наоборот – рынок PND вырос на довольно высокие 12%.

Под нарастающим давлением сотовых терминалов с GPS-модулями, ставку на которые как на действенный стимулятор роста продаж устройств с высокой нормой прибыли сделали почти все ключевые телефонные вендоры, менее практичные персональные навигаторы постепенно сдают позиции. Более того, наряду с ростом естественного интереса потребителей к навигационным функциям увеличивается количество стран, на законодательном уровне предписывающих обязательное внедрение в сотовые терминалы решений высокоточного определения местонахождения абонента для облегчения работы служб экстренной помощи.

С другой стороны, нельзя не отметить ускоренную адаптацию стандарта A-GPS, что, в свою очередь, подогревает интерес к созданию эффективных платформ для развития LBS-сервисов, способных принести дополнительные доходы не только операторам, но и своевременно сориентировавшимся производителям телефонов, нередко выступающим в роли провайдеров услуг. Согласно выдержкам из профильного отчета ABI Research, армия абонентов, использующих сервисы, основанные на определении текущего местоположения терминала, в начале нынешнего года уже превысила 18 млн человек.

Рынок GPS-устройств на пороге трансформации

Освоившись в сегменте высокоуровневых смартфонов, начиная со второго полугодия навигационные функции обещают появиться в первых терминалах среднего ценового диапазона, тем самым увеличив количество реализованных по итогам 2009 г. устройств с интегрированными GPS-чипами до 114 млн единиц. По оценкам аналитиков Berg Insight, при среднегодовом росте продаж подобных аппаратов в пределах 47% уже через пять лет годовой объем рынка «навигационных» телефонов может достичь 770 млн штук. Кроме того, заметный рывок в данный сегмент ожидается со стороны производителей потребительской электроники и устройств для мобильных вычислений. Если в первом случае к 2014 г. будет продаваться около 100 млн фотокамер, портативных медиаплееров и другой бытовой техники с функциями спутниковой навигации, то говоря о нетбуках и MID с GPS-чипами, к указанной дате эксперты прогнозируют объем продаж на уровне 26 млн устройств.

Исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, некоторые производители традиционных PND (TomTom) делают ставку на создание и лицензирование специализированного ПО, другие (Garmin, Mio) стремятся выйти в телефонный сегмент с конвергентными разработками. Вместе с тем расширение спектра подключаемых к Интернету навигаторов заставляет производителей уделять особое внимание развитию собственных платных сервисов, формируя новую достаточно весомую статью доходов. В портфеле каждого вендора из Топ 3 уже есть ряд услуг, благодаря которым пользователь оперативно получает информацию о ситуациях на дорогах, погоде, стоимости бензина и т. д. По сведениям той же TomTom, с начала 2009 г. более 30% владельцев навигаторов, подключаемых к Интернету, подписались на платные сервисы после окончания бесплатного ознакомительного периода, и эта тенденция от квартала к кварталу демонстрирует позитивную динамику.

Европейский приоритет

Рынок GPS-устройств на пороге трансформации

Подчеркивают текущую ситуацию на рынке промежуточные итоги развития ключевых нишевых игроков, оперативно корректирующих собственные стратегии. В стане TomTom оживилось освоение активов Tele Atlas с вытекающими из этого намерениями закрепиться на LBS-арене. С января по март доходы компании в квартальном выражении «просели» на довольно ощутимые 60%, достигнув отметки 289 млн долл. В канал было отгружено 1,4 млн устройств, что указывает на падение поставок на 29% по сравнению с прошлым годом. При этом средняя стоимость навигатора снизилась на 15%, до $99. Отчасти резкое уменьшение ASP стало следствием попыток усилить позиции в массовом сегменте рынка. Так, были выпущены недорогие представители мобильного ряда ONE и XL, наделенные функциями, ранее доступными лишь в высокоуровневых решениях серии GO. Несмотря на спад в автомобильной отрасли, компания подписала ряд довольно выгодных контрактов, открывших дорогу продукции TomTom на бюджетные модели Renault и Toyota. Подразделение Tele Atlas запустило свежую версию популярной базы Speed Profiles, помогающей рассчитывать примерное время прохождения маршрута по данным измерения скоростей (в зоне покрытия оказалось свыше 35 млн км дорог в 26 странах). Кроме того, уверенно растет количество подписчиков HD Traffic, Fuel Prices и других платных сервисов LIVE, представляющих актуальную информацию владельцам премиум-аппаратов серии GO x40.

Приоритетным рынком традиционно остается EMEA, на долю которого приходится 69% всех доходов компании. Вместе с тем за прошедший год на 7% снизилось присутствие TomTom в Северной Америке – под ее контролем остается лишь четверть этого динамично развивающегося региона.

Ушли в минус

Главный конкурент голландцев также не может похвастаться былой результативностью. Минувший квартал выдался худшим с 2000 г., когда Garmin стала публичной компанией. Объем выручки в годовом сравнении упал на 34%, составив лишь 437 млн долл. Впрочем, это обстоятельство все же не помешало нарастить свободные денежные потоки до 1,2 млрд долл. Если учесть, что у TomTom в этой графе отчетности значится долг в размере 1,56 млрд долл., достижение неоспоримое.

Так или иначе, но единственным показавшим рост сегментом для Garmin оказался Outdoor and Fitness – здесь объем выручки увеличился на 13%, до 80 млн долл. Для закрепления успеха уже анонсированы оптимизированные под автомобильную и пешеходную навигацию ультратонкие модели nuvi 1200 и nuvi 1300. В спортивном сегменте выйдут в серию наручные Forerunner 405CX и 310XT, способные фиксировать информацию о местоположении и пройденном расстоянии, при необходимости рассчитывая потребление калорий по частоте сердечного ритма. В помощь туристам подготовлены модели Oregon 550 и 550t со встроенными фотокамерой и компасом.

В то же время резкий спад в пределах 43% был зафиксирован в стержневом сегменте, объединяющем автомобильные и мобильные решения, что стало следствием распродажи складских запасов старых моделей и нескоординированной финансовой политики в дистрибьюторском канале.

Не все так гладко и с GPS-телефоном nuvifone, ставку на который компания сделала после проигранной битвы за Tele Atlas. Столь перспективный проект все больше претендует на зачисление в разряд долгостроев. Начало продаж совместных с ASUS продуктов G60 и M20 вновь перенесено, на этот раз ближе к концу года. Срыв сроков разработчики аргументируют сложностями, возникающими при создании «с нуля» аппаратов под управлением Linux и Windows Mobile.

Азиатские особенности

Замыкает первую тройку MiTAC, выпускающая PND под брендами Mio, Navman и Magellan. В тесном сотрудничестве с азиатскими контрактными производителями компании удается удерживать под контролем около 10% глобального рынка, демонстрируя уверенное лидерство на Тайване, а также опережая Garmin и TomTom в целом по региону APAC. Экспериментируя с функциональным насыщением собственных моделей, MiTAC привлекает покупателей возможностью просмотра ТВ-трансляций, встроенными медиаплеерами и другими дополнительными функциями.

Таким образом, ближайшая перспектива «чистых» PND представляется не очень радужной. В нынешнем году аналитики ABI Research ожидают роста продаж «классики» лишь в регионе APAC. Впрочем, контрастом стремительно падающему европейскому рынку будет едва заметная позитивная динамика сбыта в Северной Америке. В количественном выражении это приведет к реализации по итогам года не более 39 млн устройств.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT