`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок фотопечати: спад неизбежен

0 
 

В последнее время на европейском рынке фотопечати наблюдается ряд тенденций, которые требуют существенного переосмысления принципов ведения бизнеса.

Тревожные тенденции

Согласно маркетинговым исследованиям, рекордный показатель по количеству заказов на услуги фотопечати (фотофинишинга) в Европе был достигнут в 2001 г. С 2002 г. стала развиваться цифровая печать. Изначально количество таких заказов было невелико, но до недавних пор оно активно росло. Тем не менее эксперты предсказывают существенное снижение общего объема услуг фотофинишинга, причем к 2008 г. оно может составить до 40% по сравнению с 2001 г., а значит, многим компаниям, оказывающим такие услуги, грозит исчезновение, если они в ближайшее время не найдут способы увеличения прибыли.

Рынок фотопечати спад неизбежен

Определенные аналогии в данном случае можно провести с японским рынком фотопечати – как правило, в своем развитии он на 2–3 года опережает европейский. На протяжении последних нескольких лет здесь наблюдается значительное сокращение объемов продаж услуг фотопечати.

Эксперты предсказывают, что пик падения спроса на такие услуги в Европе, в частности в Германии, придется на 2008 г. (в то же время будет наблюдаться увеличение объемов домашней фотопечати). Уже сегодня это привело к массовому закрытию фотолабораторий – одной только Kodak в этой стране пришлось закрыть их более десятка.

Такая ситуация прежде всего связана с сокращением спроса на пленочные камеры и бурным ростом – на цифровые. К примеру, в 2004 г. объем продаж аналоговых фотоаппаратов в Германии уменьшился по сравнению с 2003 г. на 18%, в III квартале 2005 г. – на 25%, а к концу года, вероятно, упадет до 30%. Таким образом, касательно рынка фотофинишинга резкое снижение продаж аналоговых фотоаппаратов не компенсируется стремительно растущим спросом на цифровые.

В Германии сегодня проживает около 80 млн человек (25–30 млн семей), а количество цифровых камер «на руках» у немцев (по результатам продаж начиная с 2002 г.) – приблизительно 22 млн. Это означает, что уровень проникновения данного продукта (penetration rate) здесь как минимум 73%. Если исходить из того, что каждой камерой в среднем за год делается 460 снимков, то общее количество кадров, отснятых немцами, составит около 10 млрд. По статистике, 20% из них (т. е. 2 млрд) распечатываются на твердые носители, причем половина – в цифровых лабораториях, а остальные – в мини-лабораториях, киосках фотопечати и с помощью домашних принтеров.

Итак, 80% всех снимков, произведенных цифровыми камерами, остаются только в электронном виде. Многие эксперты считают, что именно здесь кроется тот потенциал, который сможет стабилизировать рынок во время спада, главное найти способы, как заставить пользователей распечатывать больше фотографий. Наряду с этим поступают заказы и на печать с пленки. Что останется в данном сегменте: черно-белое фото, слайды, может, что-то еще? В сложившихся условиях очень важно спрогнозировать, какая доля этого рынка сохранится и в каком виде.

В Европе при оформлении заказов на печать в цифровых фотолабораториях себестоимость одного снимка размером 10×15 см составляет 13–19 центов, при печати в мини-лабах или киосках – 25–49 центов, а при получении снимков в домашних условиях – 29–60 центов (без учета амортизационных расходов на принтер). Некоторые маркетологи утверждают, что крупные цифровые лаборатории начинают конкурировать с мини-лабами, однако это не совсем так, поскольку первые стремятся удешевить печать, а вторые – ускорить ее, т. е. цели и задачи у них разные. Самый же опасный конкурент систем промышленного фотофинишинга – домашние принтеры, которые с каждым днем становятся все дешевле и проще в применении.

Задачи фотофинишинга

Конечно, главной целью компаний, работающих в сфере промышленного фотофинишинга, является увеличение прибылей путем сокращения расходов на производство. Однако сегодня этого уже недостаточно для выживания. С одной стороны, им приходится и расширять ассортимент традиционных услуг (в частности, печати фотографий крупных форматов), и реализовывать новые сервисы для конечного пользователя (фотоигрушки, фотокниги, фотокалендари, открытки, сувенирную продукцию с возможностью нанесения снимков на кружки, майки и т. п.).

Результаты всевозможных маркетинговых исследований в Европе свидетельствуют, что только 50% потребителей знают, как распечатывать цифровые изображения. Поэтому, чтобы увеличить объемы продаж продуктов цифровой печати, необходимо постоянно разъяснять клиентам, насколько просто получать отпечатки с цифровых носителей и какие это сулит выгоды конечному потребителю.

Реклама – двигатель торговли

В настоящее время меняются и маркетинговые стратегии в сфере цифровой фототехники. Поставщики цифровых камер вынуждены активно вмешиваться в процесс продвижения услуг фотопечати. Раньше в этом не было необходимости – пару лет назад их интересовал, по сути, только сам по себе сбыт фотоаппаратов.

Еще один интересный момент – дифференциация рекламы и акций по половому признаку. По данным ряда проведенных в Европе исследований, в 80% случаев решение о приобретении цифровой камеры для семейных нужд принимают мужчины. Однако бо2льшую часть фотографий они склонны хранить в цифровом виде, тогда как женщины, наоборот, предпочитают напечатанные снимки.

Самое главное требование, которое сегодня предъявляется к продукции массового цифрового рынка фотофинишинга, – это удобство и экономия времени при формировании заказов. Особый акцент делается на более выгодных ценах по сравнению с домашней печатью и высоком качестве изображений, получаемых на специальной фотобумаге.

Успех фотокиосков

В Америке и Западной Европе весьма активно растет спрос на печать снимков в фотокиосках. В Германии объем выполненных в них заказов в 2004 г. увеличился более чем втрое, и этот процесс продолжается.

Цифровые киоски способствуют увеличению доходов от предоставляемых услуг даже в тех случаях, когда у клиентов нет необходимости в моментальной печати. Например, в них можно редактировать кадры и записывать их на CD. В США такие киоски часто устанавливают на заправках, вокзалах, в аэропортах, кафе, барах, ресторанах. В Германии применяется другой подход: они широко распространены в аптеках и магазинах (по статистике, каждая немка посещает аптеку как минимум раз в неделю). В нашей стране фотокиоски пока не пользуются популярностью, хотя в будущем она, возможно, придет. Вопрос только в том, какую модель выберут для их продвижения поставщики.

Интернет-канал

В Германии 30% заказов на печать в цифровых лабораториях поступает через Интернет, и их доля продолжает расти. В Украине же он для этих целей применяется редко. Среди причин прежде всего следует назвать слаборазвитые сетевые сервисы и отсутствие доступа к широкополосным каналам связи у большинства отечественных пользователей. Кроме того, мешает также предвзятое отношение украинцев к Интернету как публичному пространству, в котором никто не гарантирует сохранность частных данных, в том числе изображений.

Заметим, что успеху заказов на фотопечать через Сеть в Европе способствовал целый ряд факторов. Главными среди них были более низкие цены и мощные рекламные кампании, к организации которых удалось привлечь крупных провайдеров. Активно формировалось мнение, что работа через Интернет безопасна. Конечно, скептиков хватает, ведь рекламе верят не все, но большинство колеблющихся удалось убедить заказывать снимки через Сеть. Кстати, в США, например, многие верят, что отсылаемая через Интернет информация должным образом защищена, тем более что каких-либо громких скандалов о несанкционированном доступе к персональным фото либо же о нарушении авторских прав пока не возникало.

Украинский рынок фотофинишинга

Оценить реальный объем украинского рынка цифровых фотокамер сегодня довольно сложно. Одни эксперты утверждают, что в текущем году он составит 250 – 270 тыс. штук, другие называют цифру 360 тыс. Вероятно, столь существенный разброс в оценках вызван достаточно большими объемами «серого» импорта, особенно из России.

В настоящее время в Украине существует пять основных каналов реализации цифровых фотокамер: специализированные фотомагазины и фотолаборатории; супермаркеты электроники; IT-компании; салоны мобильной связи; интернет-магазины. Цифровые камеры относятся к классу товаров, которые очень быстро морально устаревают, поэтому многие поставщики в последнее время все чаще обращаются за опытом к IT-фирмам, которым не привыкать реализовывать подобный товар.

Как мы уже упоминали, ожидаемый в Европе спад на рынке цифровой фотопечати напрямую связан с резким увеличением объемов продаж цифровых камер. Отметим, что в Украине спрос на них неоднороден. В крупных городах объем продаж цифровой техники достаточно велик, так что здесь, как и во всем мире, вероятнее всего, вскоре будет наблюдаться сокращение спроса на лабораторную печать. А вот в регионах по-прежнему большой популярностью пользуются «пленочные» аппараты, и развитие рынка систем цифрового фотофинишинга пока что находится в зачаточном состоянии, поэтому ситуация здесь в общем-то достаточно стабильна.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT