`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок флэш-памяти: на гребне волны

0 
 

Флэш-память вездесуща -- она буквально в любом мобильном устройстве. Конкуренция в этом сегменте IT-индустрии накалилась до предела, количество альтернативных форматов больше, чем разновидностей процессоров для рынка ПК. И нынешний год обещает стать переломным -- происходит смена лидеров. Сегодня мы решили выяснить у непосредственных участников событий: что происходит в этом сегменте?

Герои

В 2003 г., по данным Gartner, продажи флэш-памяти почти удвоились в сравнении с 2002 г. (рост 82%) и достигли впечатляющих объемов в 3,64 млрд. долл. На этом фоне происходит нешуточная схватка за доли рынка между конкурирующими форматами флэш-карт. Похоже, удача на стороне SD Card Association, продвигающей SecureDigital (SD) и miniSD носители. Первые вести пришли к нам из-за океана, где прошлой осенью на американском рынке, по мнению The NPD Group, SD-карты на несколько процентов опередили по продажам ближайшего конкурента, вчерашнего единоличного лидера -- CompactFlash. IDC не менее оптимистична и обещает, что в 2005 г. рыночная доля Se-cureDigital составит 50% -- причем, видимо, в мире, а не только в США. С другой стороны, если обратиться к сведениям Gartner, то мы увидим: в мировых масштабах CompactFlash все еще главенствует.

Подобная "несправедливость" оценок перспектив CompactFlash вызвала негодование даже у такого умудренного годами специалиста, как Билл Франк (Bill Frank), являющегося основателем InfoCorp и занимающего сегодня должность исполнительного директора Compact-Flash Association. В ответ на вопрос относительно приведенных выше цифр он заявил: "Если взять данные независимых компаний, проводящих исследования рынка, то в 2003 г. Com-pactFlash все еще имеет наи-большую долю рынка, опережая Se-cure-Digital, MMC и Memory Stick. И эта ситуация должна сохраниться в 2004 г.". По его мнению, доли Se-cureDigital и Com-pactFlash сравняются только в 2005 г., а SecureDigital Association якобы заплатила за исследование, которое выставило SD в лучшем свете.

За SD Association стоит троица основателей, чьи имена звучат для специалистов IT подобно именам древнегреческих героев для историков: Matsushita Electric (она же Panasonic), Toshiba и SanDisk. Да и роль их во многом схожа с ролью героев из стратегии Age of Mythology, где личность вождя, возглавляющего армию, определяет ее силу. Panasonic имеет огромный вес на рынке потребительской электроники, Toshiba -- несомненный лидер в сегменте ноутбуков, а SanDisk занимает седьмое место в мировой табели о рангах fabless-изго-товителей полупроводниковой продукции и первенствовала в 2003 г. в списках крупнейших производителей карт памяти с рыночной долей 29% (по данным Gartner).

Среди прочих влиятельных членов ассоциации выделяются Symbian и Vodafone -- как два якоря на рынке мобильных телефонов; LG, Sharp и JVC -- еще три гиганта бытовой техники; HP -- авторитет в компьютерном мире; Kodak, неудержимо рвущаяся на рынок цифровой фототехники, и не менее именитый производитель цифровых фотоаппаратов Canon. Также в длиннейшем списке присут-ствуют несколько сетевых компаний, например Qualcomm.

Теперь обратимся к лагерю ближайших конкурентов -- CompactFlash Association. Руководящий состав организации практически идентичен: SanDisk, HP, Canon, Kodak. Впрочем, есть и различия: Hitachi, Lexar Media, Micron, Molex, Olympus, Xircom. Фактически можно считать, что силы ассоциаций, стоящих за SD и CF, почти равны, хотя очевидно отсут-ствие производителей мобильной техники (MP3-плееров и телефонов) среди членов исполнительного совета CompactFlash Association.

На очереди Memory Stick, по объемам продаж занимающая третью позицию (по информации Gartner). Как говорит Джозеф Ансворт (Joseph Unsworth), аналитик Gartner, любезно согласившийся прояснить ситуацию на рынке флэш-носителей: "Успех Memory Stick напрямую связан с лидирующей позицией Sony в области потребительской электроники". Действительно, в отличие от CompactFlash этот стандарт является собственностью японской компании, и за его использование сторонним производителям необходимо платить. "Memory Stick -- это защищенный авторскими правами продукт Sony, применяемый только в изделиях Sony. И так будет всегда", -- утверждает Билл Франк.

Но в последние год-два многое изменилось. Sony неожиданно принялась с упорством создавать свой альянс. В результате кросс-лицензионного соглашения Samsung получила право использовать Memory Stick в своих продуктах. Philips тоже решила включить поддержку этих карт в список опций своих изделий. Образование общей с Ericsson компании по выпуску мобильных телефонов открыло дорогу для внедрения миниатюрной Memory Stick Duo. Другая разновидность карты под названием Memory Stick Pro стала результатом сотрудничества с SanDisk. Во время последней выставки CES SanDisk анонсировала начало продаж этих носителей с рекордной емкостью 2 GB под своим брендом. Производство карт по-прежнему происходит на мощностях Sony.

Обновлен стандарт Memory Stick -- теперь данные передаются параллельно по четырехконтактному интерфейсу, что должно учетверить скорость его работы (160 MBps). Максимальная емкость карт повышена в два раза -- до 256 MB (этого удалось достичь за счет введения двух аппаратно переключаемых банков памяти), а технология защиты автор-ских прав MagicGate стала их неотъемлемой частью. Внешне новые карты отличаются только цветом -- они имеют кобальтово-голубую окраску. Все новые модели электрически и логически совместимы со старыми адаптерами.

По данным Gartner, за 2003 г. два других претендента на долю рынка карт памяти -- MMC и xD-Picture -- идут практически вровень, если не учитывать небольшого преимущества на стороне xD-Picture. Объемы их продаж невероятно близки, но если проследить за динамикой роста, то очевидным лидером является именно последний формат. По словам Джозефа Ансворта, успеху способствовала сильная позиция создателей xD-Picture -- Fuji и Olympus -- на рынке цифровой фототехники. "Будучи представленной только в конце 2002 г., xD-Picture смогла обеспечить себе 2% общегодовых продаж на рынке карт памяти", -- рассказывает он.

"Карты формата MultiMedia Card, -- говорит Ансворт, -- преодолели негативную тенденцию снижения их рыночной доли. Стратегическое решение сконцентрироваться на рынке мобильных телефонов привлекло на сторону MMC таких крупных производителей сотовых терминалов, как Nokia и Siemens. Доказательством повышенного внимания к этому сегменту стало появление новых разновидностей MMC, например низковольтных RS-MMC и Secure MMC для m-commerce".

MMC -- открытый стандарт, свободный от каких-либо лицензионных отчислений. За ним стоит знаменитая пара SanDisk и Siemens, а также образованная ими организация Multi-Media Card Association. Среди членов правления упоминаются HP, Renesas, Lexar Media, Micron и Nokia. Уди-вительно, но сооснователь San-Disk не представлен в совете директоров, а лишь входит в состав исполкома. С января 2003 г. количество членов организации MMC Association выросло со 100 до 162. Новый импульс развитию MMC должно придать появление в списке именитых производителей флэш-чипов: In-fi-neon и Samsung. Чего стоит корейская компания в области флэш, можно уяснить из данных по мировым продажам чипов в третьем квартале 2003 г. (табл. 1).

Кроме того, Samsung играет заметную роль и в поставках конечного продукта -- карт памяти. В начале этого года были опубликованы спецификации MMC 4.0, но некоторые производители не смогли дождаться официальной инаугурации и уже выпустили продукты на основе нового стандарта. Так что "долгожданная" -- самая верная характеристика для четвертой версии. Среди нововведений -- варьируемая ширина шины данных: для нее можно выделять 1, 4 или 8 контактов. Поднята и максимальная частота передачи -- с 20 до 52 MHz, что вместе с расширением шины дает максимальную пропускную способность интерфейса, равную 52 MBps. На данный момент это абсолютный рекорд для флэш-носителя. Карты MMC 4.0 отныне могут функционировать при двух рабочих напряжениях: стандартном 3,3 В и по--ниженном 1,8 B.

И наконец, вспомним о формате SmartMedia. Ансворт подтвердил наши самые худшие опасения: "В 2003 г. SM Card продемонстрировал стремительное падение объемов продаж -- как в денежном, так и в количественном выражении, обусловленное анонсом xD-Picture Card. Огра-ничение емкости в 128 MB и отсутствие встроенного контроллера являются основными негативными факторами в глазах производителей цифровых камер".

Среди членов правления SSFDC Forum, организации, ведающей всеми вопросами продвижения SmartMedia на рынке, есть только одна фирма, имя которой знакомо нашим читателям, -- Fuji Photo Film.

На этом можно было бы закончить перечисление героев, если бы не SanDisk -- компания не разделяет общепринятого в индустрии мнения о вреде раздробленности рынка (имеются в виду различные частные форматы). Зимой появилась информация о новом стандарте карт памяти, спроектированном вышеупомянутым производителем и Motorola. Специ-фикации T-Flash (так назван новичок) практически готовы, и во втором полугодии ожидается появление первых мобильных телефонов с поддержкой этих карт. По размеру они будут равняться половинке стандартной SIM-карты, а их емкость и стоимость -- варьироваться от 32 до 128 MB и $14 до $39 соответственно. К особенностям T-Flash можно отнести совместимость с SD-картами. Малютка вставляется в специальный переходник-адаптер, который обеспечивает физическую и электрическую совместимость флэш-карт со слотом SD. "Начинкой" T-Flash станут NAND-чипы.

Рынок флэш-памяти на гребне волны Рынок флэш-памяти на гребне волны


Движущая сила

Основной потребитель, во многом определяющий объем поставок флэш-карт, это цифровые фотокамеры -- они поглощают около 60% выпущенных в мире носителей. Соответственно можно сказать: чего хочет производитель фотоаппаратов, того хочет производитель карт. Еще 24% продаж приходится на мобильные телефоны, и здесь чрезвычайно важен формфактор -- не каждый формат флэш-карты подойдет для установки в миниатюрный сотовый аппарат. По мере распространения телефонов со встроенным фотоаппаратом рыночная ценность этого сегмента для карт памяти возрастет многократно.

Если для мобилки важен размер, то для фотоаппарата необходим не только подходящий формфактор, но и скорость считывания и записи информации. Зачастую съемку тормозит именно медленная карта памяти. Невозможность сделать скоростную серию фотографий снижает ценность цифровых аппаратов с точки зрения репортажной съемки. К тому же современные модели умеют записывать видео, а здесь пропускная способность памяти становится критичной.

И это дает повод для реванша сторонникам CompactFlash. Билл Франк с гордостью заявляет: "CompactFlash имеет самую высокую скорость передачи данных. Текущая пиковая производительность интерфейса равна 16 MBps, наибольшая скорость передачи данных -- 9--12 MBps". Ансворт соглашается с ним: "CompactFlash лидирует с технологической точки зрения. Максимальная на сегодня емкость, высочайшие скорости считывания и записи данных и один из двух форматов с поддержкой функций I/O. I/O-карт в формате CompactFlash очень много, в то время как ассортимент таких устройств для SecureDigital крайне беден" (тут речь идет о возможности создавать периферийные устройства в формате флэш-карты). И CF Association не собирается почивать на лаврах: Франк не преминул упомянуть, что в ближайшие месяцы готовится анонс новой версии стандарта CompactFlash, который "увеличит скорость передачи данных до 66 MBps". Это не дает возможности кому-то другому потеснить CF на рынках профессиональной фототехники и встроенных систем (embedded market). Ничего другого о развитии спецификаций узнать не удалось, поскольку самая последняя их ревизия под номером 2.1 не содержит практически ничего нового. Небольшие изменения касаются поддержки режима передачи данных Multiword DMA (напомним, что логическая организация Co-mpactFlash идентична дисковым накопителям) и различных уточнений, пояснений и незначительных усовершенствований.

Но Ансворт указывает на самую большую проблему CompactFlash, способную затмить все достоинства стандарта: "Карты CompactFlash имеют размеры со спичечный коробок. Это было приемлемо для цифровых камер еще несколько лет назад, но для современных тонких и стильных аппаратов, с каждым днем становящихся все меньше, это уже чересчур. Мобильные телефоны будут основными потребителями флэш-карт в ближайшие годы, и на сегодня нет ни одной модели, которая поддерживала бы CF-карты. MP3-плееры тоже не используют CF, практически во всех КПК применяются SecureDigital, MMC и Memory Stick, хотя в небольшом количестве все еще можно встретить слоты CF. Кам-кордеры проектируются со слотами для SecureDigital, MMC или Memory Stick, поскольку на этом рынке доминируют Panasonic и Sony, обладающие максимальной его долей и поддерживающие SecureDigital и Memory Stick соответственно".

Впрочем, CompactFlash благодаря своим размерам и несложной внутренней организации остаются самыми недорогими картами. Но и самыми небезопасными на сегодня. Вопросы кодирования и защиты информации решены обоими ближайшими соперниками на аппаратном уровне (MMC и SD). Это очень важный аргумент в свете развития электронной торговли и цифрового аудиовизуального рынка.


Баланс сил

Одним из важнейших факторов при определении устойчивости рыночных позиций форматов флэш-карт является поддержка со стороны производителей. И прежде чем мы будем расставлять акценты, необходимо выяснить, кто есть кто среди изготовителей карт (табл. 2). Как мы уже говорили, бессменный лидер -- SanDisk. Компания занимается практически всеми форматами: Com-pactFlash, Memory Stick, SD, miniSD, MMC, SmartMedia и xD-Picture Card. Фавориты, спроектированные при непосредственном участии ее инженеров, -- это MMC и SecureDigital. Фирма создала CompactFlash, но, очевидно, пытается взращивать все более совершенных его конку-рентов.

На втором месте находится Toshiba, и здесь предпочтения очевидны -- SecureDigital. На третьей позиции -- Sony, она принципиально придерживается политики протекционизма в отношении своих закрытых форматов, и Memory Stick не исключение. Далее в списке Lexar Media -- еще один универсал. В арсенале американской компании абсолютно все форматы, которые поддерживает San-Disk.

Пятую строчку занимает Renesas. Фирма сфокусировалась на трех различных рынках: мобильных технологий, автомобильных аксессуаров (например, навигационные системы) и аудиооборудования для ПК. Renesas выпускает NAND- и NOR-чипы флэш-памяти, а также карты форматов MMC и SecureMMC, более того, она входит в члены совета директоров MMC Association и принимает активное участие в доработке технологии. Компания создана в 2003 г. Mitsubishi и Hitachi, следовательно, два японских гиганта отдают предпочтение миниатюрным MultiMedia Card.

Одной строчкой ниже разместилась Panasonic, выпускающая исключительно "свои" карты SecureDigital. Замыкает великолепную семерку Samsung, которая, несмотря на объе-динение с альянсом MMC Asso-ciation, продолжает изготовлять SmartMedia, чем, видимо, и обусловлены ее последняя позиция в семерке и острое желание поменять ставки.

Важный аргумент в пользу CompactFlash -- приверженность данному формату азиатских производителей. Всемирная кузница электронных компонентов практически единогласно поддерживает этот стандарт. В Гонконге абсолютно все мощности для выпуска флэш-карт настроены под CF-носители. На Тайване крупнейший производитель Apacer ориентируется на CF, и его не смущает снижение рыночной доли формата. Хотя ни одна из опрошенных фирм не игнорирует растущей популярности SecureDigital и MMC, так что все может резко измениться.

Но в целом по числу сторонников CompactFlash все еще опережает SecureDigital. Джозеф Ансворт констатирует, что "CF -- самая конкуренто-способная среди всех прочих форматов флэш-карт, что является следствием открытости стандарта и наибольшей производственной базы".

Пока на рынке флэш-носителей идет ожесточенная борьба, набирает обороты новый конкурент -- миниатюрные винчестеры. А начиналось все с IBM MicroDrive, который мимикрировал под носители Com-pactFlash. Новая разновидность MP3-плееров, называемых jukebox, приобретает все большую популярность. Их выпускают Apple, Samsung и даже Dell. Микроскопические винчестеры поставляют Toshiba, Cornice и Hitachi. Широко распространены накопители диаметром 1 и 1,8 дюйма, а их емкости исчисляются гигабайтами. Флэш-карты не идут ни в какое сравнение по объему и показателю "центов за мегабайт", хотя, конечно, в абсолютном исчислении стоимость карты памяти гораздо ниже цены даже самого дешевого винчестера. Но, несмотря на постоянное снижение цен на флэш-память, специалисты не питают иллюзий относительно предельно минимального значения удельной стоимости 1 мегабайта на карте. IDC прогнозирует, что в 2004 г. только портативные плееры поглотят 2,4 млн. миниатюрных накопителей по сравнению с 900 тыс. проданных в 2002 г.

Дошло до абсурда. Еще год назад представители Sony отрицали возможность выхода в скором времени MP3 Jukebox под маркой корпорации и убеждали всех в своей приверженности Memory Stick, CD и мини-дискам. Весной нынешнего года Sony и Philips стали клиентами Cornice -- стремительно развивающейся молодой фирмы, выпускающей однодюймовые винчестеры. Вскоре ожидается появление нескольких видеокамер, базирующихся на миниатюрных жест-ких дисках. Мы на пороге нового бума.

Чтобы подвести итоги, предоставим последнее слово независимой аналитической компании Gartner и ассоциации CompactFlash. Итак, Билл Франк: "SD -- это закрытый стандарт трех компаний, и их конкуренты не желают его использовать. К примеру, Fuji и Olympus создали свою собственную карту. Все пользователи слотов SD обязаны подписывать соглашения о неразглашении информации и платить лицензионные отчисления. Только две или три фирмы выпускают SD-карты и более чем 30 производят CF-носители". Он также уверен, что SD не сможет "доминировать на рынке мобильных телефонов", поскольку будет не в состоянии проникнуть в терминалы компаний, продвигающих альтернативные закрытые стандарты для флэш-карт.

Джозеф Ансворт, обладающий, несомненно, более широким кругозором как аналитик независимой исследовательской компании, не разделяет уверенности Франка: "Я считаю, что SD-карты уже сегодня являются доминирующим стандартом. В течение последних нескольких лет SD постоянно наращивали свою рыночную долю, поскольку они совмещают в себе конкурентоспособную цену, компактные размеры, высокую производительность и имеют широкую поддержку в индустрии как для сегодняшнего, так и для будущего применения".

Ну что ж, время рассудит, на чьей стороне правда. Можно сказать только одно: если CompactFlash Asso-ciation не задумается над уменьшением размеров своего детища, а также над расширением его функциональности в области защиты информации, то такая фраза, как "будущее CF носителей", просто утратит смысл. Хотя быстро переломить ситуацию не удастся даже очень сильному конкуренту -- инерция рынка все-таки.

Таблица 1. Объемы мировых поставок флэш-памяти в 2003 г. 
Производитель  Объем продаж, млн. долл. 
Samsung  615 
Toshiba  532 
Spansion  424 
Intel  416 
Источник: Gartner Dataquest  

Таблица 2. Доходы ведущих мировых компаний от поставок флэш-карт 
Позиция в 2003 г.  Компания  Доход в 2003 г., тыс. долл.  Рыночная доля в 2003 г., % 
SanDisk  1 057 399  29 
Toshiba  643 145  18 
Sony  484 152  13 
Lexar Media  317 499 
Renesas  312 741 
Panasonic  301 951 
Samsung  147 953 
  Остальные  370 914  10 
Всего    3 635 754  100 
Источник: Gartner Dataquest (апрель 2004 г.) 
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT