`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Розничная бизнес-аналитика

Статья опубликована в №41 (751) от 16 ноября

+11
голос

Обеспечение своевременного появления товара на прилавках в целесообразных количествах, контроль качества продукции, а также снижение издержек и повышение рентабельности бизнеса – вот задачи, стоящие перед любой розничной компанией. И каждая решает их по-своему, рассмотрим пример того, как с ними недавно справилась одна из крупнейших торгово-промышленных групп Украины.

Розничная бизнес-аналитика
Юрий Горго: «Мало кто верил, что доступ к бизнес-информации в режиме реального времени вообще можно реализовать. Но нам это удалось, причем с использованием оборудования среднего уровня»

О масштабе Fozzy Group говорить по большому счету бессмысленно. Хотя бы потому, что вряд ли найдется читатель, который не приобретал бы продукты в ее торговых точках: супермаркетах «Сільпо», магазинах у дома «Фора» и «Буми», аптеках «Будь Здоровий», фармацевтических супермаркетах «Біла ромашка», магазинах персональной электроники ringoo. Их в общей сложности сейчас насчитывается свыше 300.

Однако масштаб усугубляет проблемы, с которыми рано или поздно сталкивается любое развивающееся торговое предприятие. В 2007 г. Fozzy Group переживала активный рост. В связи с расширением торговой сети и вводом новых потребительских программ появились и соответствующие запросы бизнеса. В частности, при реализации программы лояльности «Власний рахунок» в «Сільпо» возникла необходимость в наличии аналитических CRM-средств. «Для удовлетворения новых требований бизнеса нужны были новые инструменты анализа информации и поддержки принятия решений, – вспоминает Юрий Горго, вице-президент по ИТ и логистике Fozzy Group. – Проблему могло решить построение хранилища данных, куда бы поступала вся информация по торговым операциям».

Простые правила сложного выбора

Изучение вопроса и выбор инструментов происходили на протяжении 2008 г. Изначально условия были весьма строгие с точки зрения как функциональности ПО, так и стоимости реализации проекта. В тендере приняли участие практически все крупные игроки украинского рынка бизнес-аналитики: IBM, Microsoft, Oracle, SAP Business Objects, SAS Institute, Teradata и др. В результате предпочтение было отдано Microsoft и ее продукту SQL Server 2005. Предложение украинского офиса корпорации удовлетворяло требованиям топ-менеджмента Fozzy Group и по объему штатной функциональности, и по срокам реализации проекта, и по цене (что в конце 2008 г. с началом кризиса стало особенно актуально). С учетом того что предприятие приняло участие в новой программе лицензирования Microsoft Enrollment for Application Platform, был выгодно решен процесс закупки лицензий: «Экономия составила 40%, что более чем важно в рамках крупной структуры», – рассказывает Иван Славиогло, ИТ-директор ГК. Кроме того, сокращение потенциальных затрат произошло в результате того, что у ИТ-подразделения группы уже имелся опыт работы с этой СУБД (начиная с версии SQL Server 2000). Сыграл свою роль и тот факт, что ИТ-инфраструктура Fozzy Group построена на базе продуктов редмондского гиганта (соответствующий проект стандартизации ПО и унификации ИТ-инфраструктуры был реализован в ГК в течение почти двух лет), следовательно, выбирая SQL Server, можно было забыть о сложностях с интеграцией. Наконец, были по достоинству оценены сравнительно невысокие требования данного ПО к аппаратному обеспечению.

Что было, то прошло

А дело, по словам Максима Щедривого, архитектора информационных систем Fozzy Group, было вот в чем. Данные с торговых точек собирались в течение дня и ночью передавались в виде файлов в центральный офис. Это создавало много трудностей: сам процесс формирования давал большие нагрузки на системы магазинов, как и их прием и последующая обработка. Целесообразней было «размазать» прием: или чаще создавать пакеты, или вообще перейти на работу с информацией в режиме реального времени. Возможности штатной функциональности SQL Server 2005 позволили реализовать второй вариант в связи с тем, что как раз в этой версии появился необходимый механизм Service Broker. Он предназначен для асинхронного взаимодействия, что позволяет реализовать отсоединенные сценарии, когда приложение SQL Server ставит сообщение в очередь и может продолжать работу. Service Broker отвечает за гарантированную доставку сообщения в Центр. В результате весь файловый транспорт был заменен стандартным решением, обеспечивающем доставку информации в реальном времени. «Когда бизнес-руководители осознали возможность получения данных в таком режиме, судьба проекта была предопределена», – отмечает Максим Щедривый.

Розничная бизнес-аналитика
Схема сбора данных с магазинов после построения информационного хранилища

Серия пилотных проектов стартовала в ноябре 2008 г. и продолжалась 11 месяцев. Сначала система была запущена в нескольких магазинах, при этом анализировались ее производительность и функционирование при возможных нагрузках (например, при пересчете показателей за год). По словам Юрия Горго, результат полностью оправдал ожидания: то, что раньше занимало больше недели, сервер обработал менее чем за двое суток. После завершения тестовой эксплуатации системы и аудита экспертами Microsoft ее распространили на все магазины. Изначально был взят продукт Microsoft SQL Server 2005, но уже в феврале 2009 г. ИТ-специалисты ГК осуществили миграцию на 2008. Компания, попросту говоря, «выросла» из предыдущей версии СУБД.

Теперь процедура сбора и обработки данных в магазинах Fozzy Group выглядит так. Генерация первичной информации происходит на кассах – в БД торговых точек. Оттуда посредством Service Broker они поступают к диспетчеру сообщений (Forwarder), который распределяет сведения по очередям (чеки, накладные). Они и помещаются в архив, представляющий собой OLTP-базу с «сырыми» данными, затем с помощью различных встроенных механизмов СУБД проверяются, очищаются и преобразовываются в ROLAP-структуру хранения (Relational OLAP). Далее за счет механизма Mega Calculator эти таблицы проходят через бизнес-логику и получают представление в бизнес-объектах, из которых уже строятся кубы данных для клиентских приложений (ЦБ, программа лояльности, SAP).

К информации организован доступ и из «Универсального клиента», модульной оболочки, разработанной ИТ-специалистами Fozzy Group на платформе Microsoft .NET. Компонент, получивший название Faust, визуализирует аналитические отчеты и графики для бизнес-пользователей. Естественно, доступ к данным зависит от функциональных обязанностей конкретного служащего. Например, куратор направлений может посмотреть их только по своему региону.

Все эти действия выполняются в СУБД, исполняемой на четырехпроцессорном сервере IBM System x3850 и осуществляющей хранение данных в СХД Hitachi USPV. Уместно будет сказать, что в тесной связке с SQL Server функционирует система мониторинга System Center Operation Manager 2007, позволяющая контролировать состояние всех 300 рассредоточенных по Украине серверов компании. В частности, это дает возможность на ранних этапах обнаруживать проблемы непроходимости данных из торговых точек в очереди.

Новый взгляд на вещи

Сложно переоценить эффект от построения хранилища данных в Fozzy Group. Бизнес получил весьма эффективный инструмент, предоставляющий очень широкие возможности. По утверждению Юрия Горго, с появлением новой системы стало гораздо легче отслеживать тенденции потребления, удалось добиться увеличения оборачиваемости товара и тщательного контроля наличия продуктов на полках, появились средства, позволяющие эффективно управлять остатками на складе, централизовать формирование заказов. Так, результаты проекта послужили поводом для модификации системы доставки товаров в супермаркеты. «Построив хранилище данных, мы не побоялись экспериментировать и возить товары через распределительные центры, после чего отправлять их в магазины региона. Благодаря передаче информации в режиме реального времени мы стали первым в Украине ритейлером, который поставляет молоко (а это скоропортящийся продукт) через распределительный центр (РЦ). Теперь у нас крайне редко возникают проблемы с истекшими сроками годности или нехваткой товара», – делится впечатлениями вице-президент по ИТ и логистике Fozzy Group.

Поскольку система зарекомендовала себя как хорошо масштабируемая, отлично справляющаяся с серьезными нагрузками, в планах у ИТ-команды сделать ее единым источником данных для всех корпоративных приложений. Рассматривается возможность подключения к нему и других направлений бизнеса. По словам представителей Fozzy Group, уже сейчас ведутся работы над новыми модулями для «Универсального клиента», использующими хранилище данных.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT