`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Разумные траты

Статья опубликована в №33 (601) от 4 сентября

0 
 

По некоторым данным, ежегодно компании во всем мире покупают неверно подобранное программное обеспечение и оборудование на десятки миллиардов долларов. Отечественные организации также вносят свой вклад в эту сумму. Приобретение программных продуктов на раскладках, практикуемое рядом коммерческих учреждений еще 3–4 года назад, постепенно сходит на нет. В бюджетах крупных компаний уже не один год предусматриваются статьи на покупку лицензий, к этому начинают приходить также мелкие и средние фирмы. И дело не столько в опасении проверок со стороны компетентных органов, сколько в понимании, что в условиях, когда корпоративная информационная система становится критичным элементом для успешного ведения бизнеса, выгоднее иметь официальную техническую поддержку, благодаря которой можно не беспокоиться о стабильности работы применяемого решения и его обновлении.

Вместе с тем значительные средства все же зачастую уходят в никуда. Их составляют затраты на незаконченные проекты, непродуктивное отвлечение сотрудников от основных обязанностей, закупку аппаратного обеспечения, возможности которого оказываются недостаточными или, наоборот, избыточными. Увы, кроме материальных потерь, такие ситуации приводят к разочарованию руководства в решениях, продуктах, да и IT в целом. И главная причина, по сути, заключается в непонимании того, что же действительно необходимо предприятию.

Не на том экономим

Разумные траты
Портал Lotus Notes выполнен в стиле разумного минимализма

Самый популярный лозунг рубежа 80-х годов – «Экономика должна быть экономной!» – актуален и сейчас. IT-директора, стремясь доказать, что они могут быть не только в меру расточительными, но и достаточно бережливыми, составляют бюджеты развития информационных инфраструктур компаний с позиции «мы сами с усами» и сильно урезают статьи расходов на консалтинг и прочие услуги. Так происходит потому, что нередко руководителями IT-отделов становятся технические специалисты (например, прежние системные администраторы), которые неплохо усвоили основные правила выбора «железа», убеждены, что могут без особых усилий научиться его настраивать, и даже не подозревают о том, что выбор решений должен отвечать требованиям бизнеса.

Системы электронного документооборота (СЭД), активно внедряемые сегодня, потенциально несут предприятиям существенные выгоды. Это и значительное сокращение времени на обработку документов и поиск важной «бумаги», и исключение риска ее потери, и прозрачный контроль исполнительской дисциплины, и наличие достоверной информации для принятия управленческих решений. Но при выборе и внедрении СЭД следует помнить, что нет двух совершенно одинаковых компаний, и, соответственно, внедрять идентичные системы в них неразумно. Чтобы они действительно отвечали бизнес-задачам, требуется проведение дорогостоящего, но абсолютно необходимого этапа обследования бизнес-процессов и составления технического задания на внедрение системы. У нас же именно на таких работах и принято экономить, а это неизбежно ведет к тому, что все вложенные средства становятся не инвестициями, а потерями.

Выход есть: не занимайтесь самолечением

Когда человека что-то беспокоит, он обращается к врачу. Тот ему ставит диагноз лишь после выполнения всех необходимых процедур. Если обнаруженное заболевание серьезное, большинство людей пройдут как минимум еще одно обследование, и только после этого согласятся на операцию или дорогостоящее лечение. Мы же – потребители IT – при возникновении проблемы предпочитаем заниматься самоврачеванием, и, даже ощутив симптомы тяжелой болезни, многие предприятия склоняются к приобретению собственного скальпеля и оборудования для операционной, но никак не к обращению к услугам специалиста.

Чтобы найти приемлемый выход из ситуации, целесообразно обратиться к мировым практикам, а также воспользоваться таким довольно известным, но часто игнорируемым методом, как обмен опытом между компаниями, причем как положительным, так и отрицательным. Основная проблема в большинстве случаев заключается в том, что каждый аспект IT-поддержки бизнеса рассматривается в отрыве от общей картины, что нередко и приводит к плачевным результатам.

В первую очередь необходимо уяснить, что информационная инфраструктура является жизненно важным инструментом в обеспечении деятельности компании, таким же, как электричество или вода, используемые в технологическом процессе. Эффективное применение такой инфраструктуры требует формирования комплексной IT-стратегии, подчиненной текущим и перспективным потребностям бизнеса. Только в этом случае вложенные средства дадут сокращение издержек, гарантию надежности, обретение конкурентного преимущества за счет увеличения скорости обслуживания клиентов, возможности действенного контроля за ситуацией, а также получение достоверной и своевременной информации для принятия решений.

Естественно, консалтинговые услуги обходятся недешево (как, впрочем, и дельные доктора). Ориентировочно в проекте внедрения СЭД стоимостью, например, 1 млн грн, на работы по обследованию бизнес-процессов и составлению технических требований к решению отводится 10–30%. Но нельзя сбрасывать со счетов, что без четкого понимания ситуации остальные 700–900 тыс., как правило, будут просто выброшенными на ветер.

Разумные траты

Украинская компания System Integration Business Intelligent Service (SI BIS) работает на IT-рынке с 2003 г. Она оказывает услуги по системной интеграции, внедрению комплексных решений, консалтингу, аудиту и обучению специалистов. Фирма сотрудничает с целым рядом широко известных в мире компаний – IBM, HP, Dell, Hitachi Data Systems, Fujitsu Siemens Computers, Cisco Systems, Symbol Technologies, Samsung Electronics, APC, SAP AG. На основе их продуктов SI BIS строит центры обработки данных, внедряет корпоративные сетевые и мобильные решения, развертывает системы по управлению информационной инфраструктурой и предприятием.

Среди отечественных клиентов SI BIS – госструктуры (Государственная налоговая администрация Украины, Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины), промышленные (ЗАО «Укртатнафта», ОАО «Азовмаш», ДП «Меркс-Мебель») и энергетические предприятия (НАК «Энергетическая Компания Украины», ОАО «АЕС Киевоблэнерго», ГСП «Чернобыльская АЭС»), крупнейшие банки (Национальный Банк Украины, «Райффайзенбанк Украина», АКБ «Приватбанк», АКБ «Надра»), аудиторские и консалтинговые компании (Ernst & Young Украина, PriceWaterhouseCoopers Украина), страховые организации (АСК «ИНГО Украина», СК «АИГ Украина», СК «Кредо-Классик»), розничные сети (ООО «Квиза-Трейд», «Фуршет», «Караван Мегастор»). В общей сложности на данный момент компанией реализовано более ста полномасштабных проектов.

Как делать правильно

Разумные траты
Контрольные карточки задания могут стать настоящим кошмаром для нерадивых работников

Процедуры проведения обследований уже давно стандартизированы. По этому вопросу написано множество книг, разработаны программные средства, готовятся специалисты в вузах. Однако данный вид работ сегодня обычно скрывается под размытой формулировкой «общее управление проектом», а основная их стоимость в смете разбрасывается по другим статьям. К сожалению, от подобного подхода проигрывают как заказчик, так и исполнитель – оба не имеют четкого плана действий и согласованных ожидаемых результатов. Успешная практика предполагает проведение следующих работ.

Разумные траты
Здесь отмечается движение внутренних документов в компании. В частности, это означает, что исполнительская культура сотрудников должна быть на уровне

На начальном этапе стороны договариваются о рамках и результатах проекта. Консультанты проводят краткое обследование организации и формулируют цели внедрения и средства их достижения. Далее идет комплексный анализ бизнес-процессов предприятия в ранее определенных границах. Он требует создания фокусной группы сотрудников заказчика. В случае развертывания масштабных решений, например СЭД, нередко используется «пилотный метод», в соответствии с которым ответственных специалистов одного или нескольких подразделений, а также их руководителей привлекают к эксплуатации сокращенной версии системы для обкатки стандартных процессов. В обязательном порядке под конкретные задачи предприятия разрабатываются анкеты, проводятся интервью, снимаются карты рабочего дня. На основании полученных данных создается описание ситуации «как есть». Такой документ позволяет усовершенствовать технологии работы с информацией, спроектировать бизнес-процессы, сформировать требования к информационной системе и техническое задание на внедрение. На данном этапе уточняются состав модулей решения, списки шаблонов документов и процедур, определяются роли и права участников.

Кроме описания «как есть», в качестве базовых документов не исключается применение рекомендаций по повышению эффективности системы (реинжиниринг). Цель этой процедуры состоит в создании эффективной и конкурентоспособной модели ведения бизнеса. Ее реализация предполагает сокращение штата административных сотрудников и времени обработки документов, а также перераспределение ответственности за процессы и процедуры. В результате руководство предприятия должно получить ясную картину происходящего, а также инструменты наблюдения за ходом проекта и его измерения, четкие критерии для принятия выполненных работ. Но самое главное – наконец появляется уверенность в том, что затраты предприятия разумны и в скором времени обязательно окупятся.

email автора: vp@sibis.com

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT