`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Протекционистская


В этой колонке я опять вернусь к вопросу о значении разработки программного обеспечения на заказ для экономики нашей страны. В прошлый раз, когда я поднимал эту тему, признаюсь, ожидал обсуждения по следующему сценарию: аутсорсинг важен и нужен; аутсорсинг даст толчок продуктовой разработке; последняя наберет силу, когда для этого созреют экономические условия. Увы, дискуссия застряла на первой части цепочки, а меня обвинили в желании «зарегулировать» рынок.

Тем временем индустрия разработки под заказ спокойно развивалась и консолидировалась: все, кто был способен к росту, рос и копил кадровый потенциал. На месте двух-трех компаний с количеством сотрудников в 200-300 человек появилось несколько «тысячников» и не менее десятка «полутысячников». Статистика, собираемая сайтом ДОУ, свидетельствует о том, что компании укрупняются и взрослеют: количество работающих в крупных (более 500 сотрудников) либо, как минимум, зрелых (более 5 лет на рынке), составляет абсолютное большинство. Увы, со стартапами – по-другому: их количество может быть разным, но все равно их крайне мало, вероятно, потому, что как и в прежние времена из ста стартапов только три «поднимают» первый раунд финансирования, а из последних ста – такие же три переходят на самоокупаемость.

Раз есть консолидация, значит есть потребность в переходе от тактических схем к стратегическому планированию. Нужно увидеть перспективу и дать импульс этому самому развитию.

Обращусь к классику вопроса Питеру Друкеру. Его последние работы, датированные 2001–2005 годами, были посвящены а) особенностям менеджмента в XXI веке, б) особенностям постиндустриального протекционизма. По первому вопросу Друкер утверждал, что владение информацией и умение ею управлять в новом столетии не менее важно, чем владение природными ресурсами в веке XX. Отсюда неизбежно следует стратегическая важность для нашей страны участия в экономике информационных технологий. По второму вопросу он (а за ним – Тайлер Коуэн и другие авторы) указывал на перенос акцента в современной протекционистской политике ведущих стран с тарифного регулирования на реализацию преференционного подхода, в частности, на предоставление экспортных субсидий. Также Друкер отмечал, что для новых отраслей бизнеса, подверженных бурному росту, протекционизм играет меньшую роль, а для традиционных, стабилизировавшихся по объемам производства отраслей он наиболее силен.

Особенность сегмента ИТ в том, что он совмещает в себе черты как новой, так и традиционной отрасли. Новой – потому, что многочисленные законы роста, о которых я писал в других своих колонках, все еще действуют, и примеров бурных экспансий все еще много. Традиционной – поскольку общая доля затрат на ИТ в структурах расходов экономик развитых стран за десять лет не увеличилась, а постепенно уменьшалась (например, в США – с 5.3% в 2001 году до 4.4% в прошлом. Привожу цифры по памяти, могу ошибиться на долю процента. Те же тенденции – у «старых» членов ЕС). Поэтому протекционизм в ИТ усиливается, и всяческие судебные процессы («ИТ-компания А против ИТ-компании В» или «Еврокомиссия – против ИТ-компании С») – привычное явление .

Особенность членства в ВТО – в том, что правилами организации достаточно жестко ограничивается возможность недопуска или ограничения импорта в страну продуктов других стран, но при этом сохраняются широкие возможности для предоставления преференций своим экспортерам как продукции, так и услуг. Поэтому предоставление ИТ-компаниям специального режима, если оно правильно оформлено законодательно, не противоречит членству в ВТО, но позволяет усилить конкурентные позиции страны в мире. Проект такого закона недавно разработан и внесен в парламент. Уже есть разные мнения по этому поводу. Соглашусь с тем, что принятие закона не окажет прямого влияния на размер внутреннего рынка ИТ. Зато в результате страна значительно укрепит свои позиции и присутствие на мировых рынках.

Механизмы для предоставления преференций могут быть разные. В Индии (с ее годовым ростом ВВП 8%) закон о специальных экономических зонах принят еще в прошлом веке, действие его продлено в очередной раз, и упор в нем сделан на освобождении от налогов выручки от экспорта услуг. В Румынии есть налог на прибыль предприятия (16%). Зато разработчики ПО еще недавно были освобождены от налога на доход физических лиц, а ввозимые в страну компьютеры и лицензии на средства разработки для предприятий по разработке ПО – от импортной пошлины (по данным 2007 года; увы, у меня нет более свежей информации). В Белоруссии предприятие-разработчик ПО может вступить в Парк высоких технологий, чтобы получить преференции как по налогу на прибыль (оно будет освобождено от всех корпоративных налогов), так и по налогу на доходы физических лиц для сотрудников (который составит в этом случае всего 9%). В России – на следующие семь лет отчисления в фонды (ПФ, ФСС и ФОМС) понижены для определенной группы предприятий сферы ИТ до 14%. А есть еще Китай, Египет, Малайзия или Сингапур с Бразилией. Вывод напрашивается простой: можно – как в Индии (где с 6 млрд долларов доходы отрасли десять лет назад дошли до 31 млрд в прошлом году), можно – как в Белоруссии или в Бразилии, нельзя разве что дальше ничего не делать. И если читатель еще не заснул над чтением этой колонки, то последнее, что хочу сказать сегодня – следующее. Принятие конкретного, с цифрами по льготам закона о развитии отрасли информационных технологий является для нашей страны шагом первостепенной важности и первостепенного значения. Точка.

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

Аграрии, металурги, энергетики, автопроизводители, строители, ИТ.
А пардон, представители какой индустрии еще не просили себе особых преференций и налоговых льгот? Так сразу и не скажешь, пожалуй только наркоторговцы. Даже Ларри Флинт в 2008 году попросил у правительства США эти самые преференции для себя и своей индустрии. :)

Возможно банально, но закон рынка (и вообще природы если хотите) один - выживает сильнейший. А протекционизм только мешает естественному развитию и выведению с рынка слабых игроков.
Конечно проще попросить льгот чем искать пути оптимизации и повышения эффективности бизнеса. Но вопрос куда это все нас приведет?
И не окажется ли в один прекрасный день что целая индустрия и живет только за счет льгот и преференций? И что их отмена приведет к краху всего рынка. Т.к. рентабельность достигается только за счет послаблений и подачек со стороны государства.

Да, вы все верно сказали. Но только в отношении внутреннего рынка. Но вот на международной арене правила немного другие. И если вы не поддержите свою страну и своих производителей, то завтра будете платить иностранным компаниям из своего ВВП.

Да, просят. И получают - в меру экономических возможностей той или иной страны.

Да, нормально, что все просят. У любого владельца бизнеса, если есть портфель проектов, то каждый руководитель проекта будет выбивать для себя максимум. Но на то и есть стратегическое управление, на то и государство (которое должно анализировать и привлекать экспертов к анализу), чтобы иметь стратегию и правильно "жонглировать" фокусом протекционизма в конкретный момент времени.

Мир ОЧЕНЬ быстро изменяется, и пытаться догнать уходящую индустриальную эпоху уже поздно - китайцы даже Америку наказали, что уж говорить про Украину.
ИТ лучше всего экспортируется и консолидируется-масштабируется и здесь все быстро достижимо т.е. компактно в части инвестиций.

Только есть одно но. "Свободный дух" из-за прозрачности этой области не позволяет скрыть некомпетентность управления, и не позволит использовать авторитарную модель давления.
Для реальной поддержки ИТ, руководству страны нужен крепкий дух. Или они решают, что они сильные и готовы драться на всемирном ОТКРЫТОМ поле, или продолжают тырить оставшиеся крохи индустриальнй эпохи советского прошлого.

igorpal

Полагаю, что пока представители от отрасли ИКТ не получат места в правительстве, мало что можно "запротекционировать". Вот почему у нас последнее время все СМИ кишат сообщениями о "зеленой" энергетике и успехах Украины? Да потому что первый вице премьер министр заинтересован в успехе украинского предприятия, выпускающего кремний (не силикон! :))) и постройке солнечной станции в Крыму.

Так что - забудем о лоббизме, пока в министрах не сидят айтишники. А раз так - то горевать бесполезно - нужно научиться выживать в неблагоприятном климате. И соглашусь с Игорем Паламарчуком - я за "свободный дух".

Проект такого закона недавно разработан и внесен в парламент.

А можно поподробней про сам закон или ссылку где почитать?

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT