`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Пространство вариантов

Статья опубликована в №20 (731) от 8 июня

+810
голосов

В статье предпринимается попытка анализа текущей ситуации на украинском рынке ERP-систем с точки зрения предложения. Приводимые оценки основаны в первую очередь на личном опыте автора, приобретенном за 15 лет работы в данной области в качестве продавца, руководителя проектов по внедрению ERP-систем, а также главы консалтинговой компании.

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся только на продуктах ключевых игроков украинского рынка ERP: SAP, Oracle, Microsoft и «1С», а также его новичка – компании HansaWorld. Оценивать системы управления предприятием мы будем по следующим параметрам: маркетинговому позиционированию продукции их поставщиками; фактическим сильным и слабым сторонам с точки зрения встроенных возможностей и гибкости, а также функциональности украинской локализации; особенностям реализации проектов; стоимостным характеристикам внедрений.

Но прежде чем перейти к рассмотрению систем, уместно обсудить следующие вопросы: сфера применения ERP-систем, принципы расчета стоимости любых проектов их внедрения, локализация, ключевые особенности продуктов, предназначенных для среднего и крупного (корпоративного) сегментов.

Типовыми областями эксплуатации ERP-систем являются:

  • управление финансами (управленческий, бухгалтерский и налоговый учеты);
  • управление цепочками поставок (продажи – склад – закупки) на основе алгоритмов планирования ресурсов распределения (Distribution Resource Planning);
  • управление производством на основе методики MRP II (Manufacturing Resource Planning), предусматривающей планирование продаж и производства, управление на уровне цеха и пр.;
  • управление взаимоотношениями с клиентами;
  • анализ данных.

Суть реализации проекта внедрения ERP-системы как раз и состоит в налаживании встроенной функциональности и при необходимости – ее доработке согласно специфическим требованиям предприятия для взаимосвязанного и взаимозависимого управления указанными областями.

Совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) ERP-системой составляют следующие элементы:

  • цена лицензий на соответствующее ПО. На нее влияет количество пользователей системы (в отдельных решениях – распределенных по ролям), применяемых модулей (набора функциональности), юридических лиц;
  • стоимость проекта по внедрению выбранных возможностей (модулей). Она обычно зависит от набора инструментов, требующих настройки; комплекса бизнес-процессов предприятия, которые должны покрываться; количества человеко-часов, затрачиваемых на разработку дополнительных возможностей, не реализованных в продукте изначально; числа сотрудников, которых необходимо обучить использованию системы;
  • затраты на приобретение и развертывание аппаратного обеспечения, сетевого оборудования и вспомогательного ПО (особенно актуально для корпоративных продуктов);
  • расходы на поддержку работы ERP-системы: количество и цена ресурсов, требуемых для ее обслуживания, а также число доработок и стоимость усовершенствования функциональности.

Приводить конкретные ценовые характеристики для ERP-решений проблематично, поскольку, как видно из определения TCO, на конечную стоимость реального проекта внедрения влияет множество факторов и параметров. Кроме того, обычно при обсуждении контрактов поставщики в индивидуальном порядке также предоставляют клиентам скидки на покупку лицензий. Поэтому для данной статьи мы возьмем за основу для оценки стоимости типовой проект внедрения на среднего размера промышленном предприятии без учета скидок: количество пользователей системы – 150, тип производства – на склад (непрерывного процесса нет), ведущие бизнес-процессы – управление финансами, продажами, закупками, запасами, производством. Еще раз подчеркнем, что рассчитываемая стоимость будет весьма приблизительная.

Что касается украинской локализации, ее можно разделить на такие элементы:

  • учет НДС в соответствии с украинским законодательством;
  • наличие и корректное формирование первичных документов;
  • бухгалтерский и налоговый учет;
  • общепринятые в стране правила ведения деятельности.

Наличие первых двух обязательно для корректного функционирования любой ERP-системы независимо от того, ведется ли в ней учет. Разработка функций бухгалтерского и налогового учета представляет обычно очень серьезную проблему для любого западного поставщика продуктов, особенно ориентированных на корпоративный рынок. Реализация же четвертого элемента локализации, как правило, связана с опытом внедрений и является прерогативой консалтинговых компаний.

Следует различать продукты, предназначенные для среднего и крупного (корпоративного) сегментов. Мы будем использовать западные определения, согласно которым корпоративным является рынок с оборотом компаний от 500 млн долл. в год; средним – от 50 до 500 млн; малым – до 50 млн долл. в год. Для украинских реалий все цифры имеет смысл разделить на три, а лучше – на пять.

Особенностью корпоративных систем является наличие модулей в виде соответствующей встроенной и параметрически настраиваемой функциональности, покрывающей следующие сферы:

  • обработка процессов, связанных со всеми возможными типами производства (дискретное, непрерывное, массовое конструирование и под заказ);
  • обработка процессов транспортной логистики (управление транспортом, включая маршрутизацию);
  • всеобъемлющее планирование производства;
  • управление складом;
  • бизнес-аналитика.

Еще одна особенность компаний, относящихся к среднему рынку (а в действительности это свыше 95% украинских предприятий), – работа в постоянно меняющихся условиях, что требует определенной гибкости в применяемых технологиях и невысокой стоимости внедрения и модификации соответствующих продуктов.

SAP R/3

Пространство вариантов

SAP R/3

Широкая встроенная функциональность; наличие большого числа вертикальных решений

Чрезвычайная сложность и дороговизна процедуры внедрения; высокая стоимость владения

Система для крупных предприятий и корпораций, работающих в относительно стабильных условиях

Данный продукт позиционируется поставщиком как флагманский в корпоративном сегменте под вывеской «У нас есть все, что вам нужно». Основным маркетинговым посылом является формирование у потенциального клиента убеждения, что в SAP R/3 на уровне встроенной функциональности уже заложены все возможные (и оптимально работающие) прототипы бизнес-процессов любой компании. Это мнение, регулярно подтверждаемое опытом, представляется довольно смелым и не соответствующим действительности. Тем не менее к безусловно сильным сторонам данной системы следует отнести наибольшее количество встроенной функциональности и ее детальную проработку по сравнению с другими продуктами, а также наличие солидного числа вертикальных решений для ряда индустрий. Однако есть и другая сторона медали, а именно – чрезвычайная сложность и дороговизна процедуры модификации системы, которая может понадобиться для реализации специфических требований клиента.

Локализация в решении фактически затрагивает только процессы, необходимые для обработки НДС и формирования наиболее распространенных первичных документов. Как правило, при реализации проектов производится интеграция с локальной системой (например, с ПО от «1С»), где ведется бухгалтерский и налоговый учет.

Суммируя вышесказанное, можно оценить данный продукт как предназначенный для крупных производственных предприятий и корпораций, работающих в относительно стабильных условиях и, как результат, не очень подверженных изменениям. При попытках его внедрения в организациях среднего размера вероятность успешности проекта резко снижается.

Судя по имеющейся информации, развитие SAP R/3 идет в сторону расширения вертикальных решений.

Типичными особенностями проектов по внедрению SAP R/3 являются:

  • значительные сроки, связанные с большим количеством параметров, которые необходимо настроить;
  • высокая сложность процедуры внедрения вследствие потребности в перестройке бизнес-процессов предприятия под решение;
  • дорогостоящие специалисты на рынке труда;
  • сложности с доработкой;
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе.

Что касается TCO данного продукта, то она самая высокая среди рассматриваемых в данной статье. Оценочная стоимость проекта составит около 800 тыс. долл., продолжительность – 1,5–2 года.

Oracle E-Business Suite и JD Edwards EnterpriseOne

Пространство вариантов

Oracle E-Business Suite

Развитая встроенная функциональность

Высокая сложность процедуры внедрения; трудности с доработками системы

Корпоративный продукт, позволяющий решать широкий круг задач

Корпорация Oracle на украинском рынке предлагает два ERP-продукта: E-Business Suite и JD Edwards EnterpriseOne. Первый, позиционируемый как корпоративный, детище самой Oracle. Система обладает развитой функциональностью, сравнимой с таковой у SAP R/3, но ее легче подвергать доработке. Вместе с тем доступных вертикальных решений здесь меньше, а работа ограничена эксплуатацией только одной СУБД – Oracle Database.

Ситуация с украинской локализацией Oracle E-Business Suite аналогична таковой с SAP R/3, как и типичные особенности проектов:

  • существенные сроки, связанные с большим объемом работ по настройке;
  • трудности с доработками функциональности (хотя и не столь драматические, как у конкурента);
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе (как правило, в ПО от «1С»);
  • высокая сложность процедуры внедрения вследствие потребности в перестройке бизнес-процессов предприятия под систему.

Цена лицензий на продукт чуть ниже, как ниже (ненамного) и стоимость типового проекта SAP R/3. Оценочная стоимость внедрения составит около 700 тыс. долл., длительность – 1,5–2 года.

ERP-система Oracle JD Edwards EnterpriseOne, предлагаемая для предприятий среднего уровня, досталась корпорации по наследству – при покупке PeopleSoft, которая, в свою очередь, ранее поглотила JD Edwards. Мало кто помнит, но 10 лет назад решение JD Edwards (тогда OneWorld) входило в тройку лидеров мирового рынка ERP и фактически было конкурентом и SAP R/3, и Oracle E-Business Suite. Однако вследствие пертурбаций в процессе перехода из рук в руки свои позиции JD Edwards потеряло. Кроме того, Oracle вынуждена «разводить» свои продукты в глазах покупателей в разные рыночные сегменты, поэтому официальное маркетинговое позиционирование в данном случае весьма условно.

Пространство вариантов

Oracle JD Edwards EnterpriseOne

Достаточно глубокая встроенная функциональность, сравнимая с продуктами корпоративного класса

Потребность в интеграции со сторонней учетной системой; небольшое количество специалистов в Украине; пассивность поставщика на рынке

Система с оптимальным сочетанием встроенных возможностей, гибкости, а также стоимости проектов внедрений

Данная система сейчас представляет собой, по сути, переходную от корпоративных к средним – обладая достаточно глубокой функциональностью, сравнимой с той, что наличествует в SAP R/3 и Oracle E-Business Suite, JD Edwards EnterpriseOne позволяет относительно просто ее модифицировать и дорабатывать. Ситуация с украинской локализацией здесь аналогична таковой у описанных выше систем. По имеющейся информации, она будет разработана партнерами корпорации, однако объем и сроки реализации пока не известны. Развитие данного продукта в настоящее время идет довольно активно в сторону как «осовременивания» интерфейсов, так и существенной доработки и расширения возможностей в рамках всех ключевых модулей.

Таким образом, самой сильной стороной рассматриваемой системы является оптимальное сочетание встроенных возможностей, гибкости, а также стоимости проектов. К недостаткам можно отнести ситуацию с украинской локализацией (интеграция с учетной системой простительна для ПО корпоративного рынка, но не для среднего), а также небольшое количество специалистов в Украине. Кроме того, Oracle довольно пассивна на украинском рынке ERP-систем для SMB-сектора с точки зрения маркетинговых усилий.

Типичные особенности проектов по внедрению JD Edwards EnterpriseOne:

  • некритичные проблемы с доработками;
  • необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе (как правило, в ПО от «1С»);
  • умеренная сложность работ при внедрении.

Оценочная стоимость проекта составит приблизительно 600 тыс. долл., длительность – 1–1,5 года.

Следует отметить, что, по имеющимся сведениям, в будущем Oracle планирует перевод всех своих клиентов, в настоящее время эксплуатирующих три ERP-системы: E-Business Suite, PeopleSoft, JD Edwards, на единую платформу Fusion Applications, вобравшую в себя лучшее из каждой. Однако пока не совсем ясны как сроки появления данного пакета, так и то, на какой рыночный сегмент он будет нацелен.

Microsoft Dynamics AX/NAV

У Microsoft в портфеле целых четыре решения класса ERP, входящих в линейку Dynamics: AX (Axapta), NAV (Navision), GP (Great Plains), SL (Solomon). На нашем рынке предлагаются первые два, доставшиеся Microsoft в результате поглощения компании Navision в 2002 г. Ходят слухи, периодически подтверждаемые сотрудниками самой корпорации, о ведущейся разработке консолидированной системы, причем на базе AX, что абсолютно логично, поскольку все перечисленные продукты относятся к среднему рынку (хотя поставщик и пытается предлагать AX в качестве корпоративного решения). С моей точки зрения, позиционирование для NAV – малый и средний бизнес, а AX – средний и крупный – носит в действительности сугубо маркетинговый характер, что и подтверждается реальными внедрениями этих решений как на рынке Украины, так и в регионе СНГ. Тем не менее между этими системами есть определенные отличия по функциональности, позволяющие провести их рыночную сегментацию.

После покупки Navision Microsoft предприняла значительные усилия для усовершенствования полученных в ее распоряжение систем управления ресурсами. В частности, в настоящее время развитие этих продуктов активно ведется в следующих направлениях:

  • интеграция с другими программными средствами Microsoft, в частности с инструментами разработки, EPM-решением (Microsoft Project), а также офисными приложениями;
  • унификация интерфейсов в соответствии с современными концепциями (например, на основе технологий, применяемых в Microsoft Office);
  • повышение производительности;
  • модернизация встроенной функциональности (как доработка существующих модулей, так и создание новых);
  • расширение предложения отраслевых решений.
Пространство вариантов

Microsoft Dynamics AX

Некритичные проблемы с доработками; умеренная сложность проектов; украинская локализация

Продукту недостает встроенных возможностей управления непрерывным производством и развитой транспортной логистикой

Гибкая система для среднего бизнеса и нижнего уровня корпоративного рынка

Microsoft Dynamics AX (Axapta) – относительно новое решение на мировом рынке ERP-систем и, соответственно, является не обремененной багажом унаследованных средств высокотехнологичной платформой, совмещающей неплохие встроенные возможности со сравнительной легкостью и дешевизной доработки ПО. По функциональности оно уступает всем описанным выше продуктам, но превосходит их с точки зрения гибкости. В принципе, общие характеристики данного решения позволяют считать его конкурентом всем системам для среднего сегмента и нижнего уровня корпоративного рынка как для дистрибьюторских и торговых компаний, так и для промышленных предприятий. ПО Microsoft Dynamics AX недостает встроенных возможностей управления непрерывным производством и развитой транспортной логистикой, что ограничивает ее применение на рынке полноценных корпоративных систем.

Ситуация с украинской локализацией здесь намного лучше, чем у трех предыдущих систем. Таковая для AX (как и NAV) была отдана на откуп партнерам Microsoft, которые ее создали и продолжают развивать. При этом следует учитывать, что функциональные возможности подобного рода решений у каждого партнера свои, но они, как правило, покрывают и бухгалтерский, и налоговый учет.

Типичные особенности проектов по внедрению Microsoft Dynamics AX:

  • легкость модернизации ПО;
  • встроенная реализация бухгалтерского и налогового учета;
  • умеренная сложность процедуры внедрения.

Оценочная стоимость проекта будет составлять около 500 тыс. долл., продолжительность – 1–1,5 года.

Пространство вариантов

Microsoft Dynamics NAV

Некритичные проблемы с доработками; умеренная сложность проектов; большое число вертикальных решений для различных отраслей; украинская локализация

Ограничение по количеству одновременно работающих пользователей; слабые инструменты управления производственными процессами

Легко адаптируемая ERP-система для среднего бизнеса

Microsoft Dynamics NAV (Navision) является типичным представителем ERP-систем для среднего бизнеса. По встроенным возможностям уступает четырем вышеописанным системам, но по стоимости и простоте доработки превосходит их. Имеется огромное число вертикальных решений для различных отраслей. Однако в отличие от SAP и Oracle такими продуктами владеют партнеры, а не Microsoft, т. е. применение отраслевого пакета, сделанного, например, латвийской фирмой, требует его локализации и встраивания в украинскую версию системы. Недостатками ПО можно считать ограничение по количеству одновременно работающих пользователей (на данный момент – около 200 для проектов средней сложности), а также относительно слабые инструменты управления производством. Ситуация с локализацией аналогична таковой для AX.

Типичные особенности проектов по внедрению Microsoft Dynamics NAV:

  • некритичные проблемы с доработками;
  • встроенная реализация бухгалтерского и налогового учета;
  • умеренная сложность процедуры внедрения.

Оценочная стоимость проекта будет около 400 тыс. долл., продолжительность – 10–14 мес.

«1C:Предприятие 8»

Пространство вариантов

«1С:Предприятие 8»

Богатые возможности доработки; низкая стоимость; большое количество доступных на рынке специалистов; идеальная украинская локализация

ПО ориентировано на управление несложными бизнес-процессами с ограниченным числом пользователей и умеренными притязаниями

Доступная система, находящаяся на границе между средствами, предназначенными для финансового учета, и комплексными ERP-пакетами

Этот продукт в настоящее время можно считать решением класса ERP условно, хотя аналитические компании вроде IDC придерживаются иной точки зрения. По сути, восьмая версия наиболее распространенного ПО компании «1С» представляет собой систему, находящуюся на границе между средствами финансового учета и комплексными ERP-пакетами. Она ориентирована на управление несложными бизнес-процессами с ограниченным количеством пользователей и умеренными притязаниями. По широте функциональности «1С:Предприятие 8» значительно уступает рассмотренным выше системам. Сильными сторонами ПО можно считать практически неограниченные возможности доработки, низкую цену на лицензии, большое число доступных на рынке специалистов. Но следует иметь в виду, что длительность и стоимость проекта по внедрению такого продукта на предприятиях со сложными процессами может привести к тому, что по реальной совокупной стоимости владения он будет сопоставим, например, с Microsoft Dynamics AX.

Маркетинговое позиционирование «1С:Предприятие 8» на рынке направлено в первую очередь на попытку создания у потенциальных клиентов понимания безальтернативности выбора. При этом акцент делается на количестве имеющихся заказчиков продукта, однако не учитывается, что сравнивать число инсталляций решения от «1С» (подавляющее большинство проектов – это мелкие внедрения учетной системы 7-й версии) и «тяжелых» ERP типа Oracle E-Business Suite, очевидно, некорректно.

Локализация – неотъемлемая часть продукта, являющаяся фактически эталоном для украинской бухгалтерии. Развитие ПО идет по пути расширения возможностей, увеличения производительности и многоплатформенности.

Типичные особенности проектов по внедрению решений на базе «1С:Предприятие 8»:

  • малые сроки реализации;
  • отсутствие проблем с доработками;
  • использование встроенной системы ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • умеренная сложность процедуры внедрения.

Оценочная стоимость проекта составит около 300 тыс. долл., длительность – 9–11 мес.

HansaWorld Enterprise

Пространство вариантов

HansaWorld Enterprise

Активность поставщика на рынке; широкие дополнительные возможности продукта

Недостаточное количество отзывов о продукте в Украине; локализация пока недоступна

Типичный представитель SMB-систем с привлекательной ценой и богатой вспомогательной функциональностью

Этот продукт – новичок на украинском рынке. В настоящее время доступно не очень много данных (официально заявляется о 10 реализованных проектах), позволяющих судить об истинных возможностях системы и типовых особенностях ее внедрения. Тем не менее компания HansaWorld демонстрирует чрезвычайную активность на рынке как в сфере маркетинга, так и в отношении состава партнеров, что свидетельствует о серьезности намерений поставщика и привлекательных перспективах ПО. Согласно имеющейся информации, этот продукт позиционируется как прямой конкурент Microsoft Dynamics NAV, а также обладает рядом отличных от конкурента возможностей, например работы на платформах Mac OS X и UNIX (включая Linux), имеет средства создания интернет-магазинов, интегрированную IP-телефонию, мобильную версию ПО и пр., что, по всей видимости, расширяет круг его потенциальных клиентов. Локализацию поставщик создает сам, объявлено, что проект по ее разработке в последней версии HansaWorld Enterprise сейчас подходит к завершению.

Стоимость проекта внедрения HansaWorld Enterprise должна быть сопоставима с таковой для Microsoft Dynamics NAV.

Трудности выбора

При выборе ERP-системы, которая наиболее эффективно будет решать поставленные задачи на конкретном предприятии, необходимо учитывать множество факторов, связанных с проектом внедрения, а именно:

  • нужды предприятия по отношению к функциональности системы (как на момент принятия решения, так и на среднесрочную перспективу). При этом учитывается, что только 20% бизнес-процессов компании определяют 80% ее функций. Соответственно следует выделить приоритеты в потребностях;
  • стоимость и доступность ресурсов на рынке труда (или в консалтинговых компаниях), необходимых для проведения внедрения;
  • ограничения проекта (объем работ, длительность или стоимость) – во главу угла должно быть поставлено только одно из них;
  • риски проекта (технологические, организационные) – без их рассмотрения и соответствующего реагирования внедрение обречено на неудачу;
  • ресурсы, которыми предполагается выполнять работы, – собственные или привлеченные (Make Or Buy Decision);
  • внешние риски – подвержен ли бизнес компании серьезному влиянию внешних факторов (изменениям);
  • риски управления проектом – какая методика будет применяться для его реализации, кто и с какой квалификацией будет им руководить;
  • период времени, на который в реальности могут быть выделены ключевые сотрудники компании;
  • анализ альтернативных вариантов реализации.

Это основные факторы, которые должны быть учтены в процессе принятия того или иного решения. На этапе первоначального выбора ПО, а также варианта реализации проекта закладывается около 50% его успеха или неудачи. Как известно, среди всех типов проектов ERP-внедрения занимают почетное второе место по сложности выполнения из-за многочисленных рисков, им сопутствующих, и эти особенности не стоит недооценивать.

+810
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Hansaworld уже минимум два года на украинском рынке - никак не новичок.

А 1С8:УПП - вполне себе ERP и уже давно. Внедрения в организациях с более чем 500 пользователей были, на больших машинках работает, кастомизируется просто фантастически.
___________________________________
Twitter: @valbudkin

2 года - не срок для ERP проектов. Новичок эта Hansa пока что. По поводу 1С 8: производительность системы определяется множеством факторов. Там она будет работать с 500 пользователей, а сям - не будет и с 50... Тема эта комплексная и непростая. Насчет кастомизации согласен. Что и написал-)

Типичными особенностями проектов по внедрению SAP R/3 являются:

* необходимость в реализации бухгалтерского и налогового учета в сторонней системе.


Честно говоря, долго смеялся. Все там реализовано и для каждой страны уже есть свой настроенный план счетов. Единственное с чем SAP не дружат так с материально ответственными лицами, но и там есть примеры решения этой задачи. В обзорном смысле интересно, но лучше не пугайте людей, если не знаете ;)

А кроме Плана счетов и материально ответственных лиц, как вы считаете, что-то еще входит в понятие бухгалтерского и налогового учетов в реальных условиях функционирования бизнеса? Ну там оборотки, корректировки НДС, первое событие, налог на прибыль и т.д. и т.п. Не?

Для интереса назовите мне хоть один проект на Украине или в России, где SAP работает без локальной системы? Лично я о таких не слыхал. Что и написал. Будет интересно узнать-)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT