`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Проекторы и "плазмы": только самое важное

0 
 
По предварительным данным DTC, объем рынка проекторов в прошедшем году составил 3,4 млн шт. – на 1 млн больше, чем в 2003 г. Около 1,5 млн устройств реализовано в регионе EMEA, причем более половины из них по-прежнему приходится на три страны – Германию, Великобританию и Францию.

Факторов, повлиявших на рост рынка, в ушедшем году было множество. Мы же начнем свой рассказ с сектора комплектующих для проекторов, и прежде всего с микродисплеев – последние события, произошедшие в этом сегменте, не только отразились на работе всей проекционной индустрии в 2004 г., но и будут влиять на нее в течение нескольких ближайших лет.

В мире компонентов

Как известно, микродисплеи являются основным компонентом, отвечающим за формирование изображения. Около 98% современных проекторов реализованы на базе технологий DLP или HTPS LCD. Причем если выпуском DLP-чипов (DMD) все еще единолично занимается TI, то более 90% рынка полупрозрачных ЖК-панелей до 2004 г. делили Epson и Sony. Именно последняя и оказалась в эпицентре событий, повлекших серьезные изменения в линейках проекторов. С 30 марта Sony прекратила продавать ЖК-панели сторонним производителям данных устройств ( rel="nofollow" itc.ua/16618). Поскольку об этом намерении было известно заранее, некоторые из них обратились за продукцией на фабрики Epson. Задействовав все свои мощности, в июле компания объявила о продаже 20 миллионной HTPS LCD-панели, причем планку в 10 млн она достигла всего два года назад. Однако несмотря на полную загрузку, с резко возросшим объемом заказов Epson не справляется до сих пор.

Предвидя возможный дефицит панелей, в конце 2003 г. ряд поставщиков проекторов, до той поры не форсировавших переход на технологию TI, существенно расширили свои линейки DLP-устройств. Причем, что важно, речь идет не только о переводе на нее моделей среднего и высшего классов, но и бюджетных аппаратов, которые до той поры создавались на базе более дешевых HTPS LCD. Самое интересное, что в середине года Sony все же возобновила продажи ЖК-панелей "на сторону", хотя и не стала делать по этому поводу громких заявлений. По слухам, к данному решению ее подтолкнули японские гиганты проекционной индустрии (NEC, Sharp, Mitsubishi и др.), сильно зависящие от продукции корпорации. Но, как это часто бывает в подобных случаях, к Sony вернулись далеко не все ее прежние клиенты. Многие из них уже наладили производство проекторов на основе DLP-чипов (например, Toshiba представила в июне новую бюджетную линейку S20/SW20/S21, пришедшую на смену ЖК-проектору S10) и к тому же после действий Sony считали ее ненадежным партнером.

Произошедшие события стали причиной весьма активного роста продаж DMD-чипов. Если для выпуска первого миллиона этих устройств TI потребовалось 5 лет – с 1996 по 2001 гг., а второй был произведен за следующие два года, то отметка в 3 млн была достигнута уже в марте 2004 г., а в декабре компания заявила об отгрузке пятимиллионного изделия. Конечно, результаты работы TI выглядят не столь впечатляюще, как итоги Epson. Однако не стоит забывать, что для изготовления ЖК-проектора требуется три HTPS LCD-панели, тогда как для выпуска большинства DLP-моделей лишь один чип DMD. Таким образом, по итогам 2004 г. доля мировых продаж ЖК-проекторов сократилась до 55–60%, а уже в 2005 г., считают аналитики, ведущие позиции могут занять DLP-аппараты.

Правда, эти прогнозы не обязательно сбудутся: слишком уж много третьих сил влияет на популярность той или иной технологии. Взять хотя бы один из самых быстрорастущих сегментов – домашние проекторы, поддерживающие формат HDTV 1080. С одной стороны, TI представила чип высокого разрешения DLP SXGA+ (1400 × 1050 пикселов), а Epson – панель D5 с разрешением 1920 × 1080, которая с мая будет использоваться в проекторах. С другой стороны, HP планирует запустить к тому времени собственную технологию Wobulation, позволяющую, по ее утверждениям, увеличить разрешение проектора и без матриц D5 и DLP SXGA+. Если вкратце, то Wobulation способна разбивать картинку на несколько частей, а затем с помощью специальной системы линз сдвигать каждый подкадр в вертикальной плоскости, создавая таким образом иллюзию высокого разрешения.

Между тем, помимо технологии HP, в огород гигантов микродисплейной индустрии летят и более весомые камни. По крайней мере, именно как посягательство на рыночные позиции TI может рассматриваться начало деятельности сразу трех американских стартапов – Miradia, Reflectivity и Steridian, собирающихся в 2005 г. выпустить свои версии микрочипов для проекционных устройств. Алгоритм их работы весьма схож с DMD, но вот конечная стоимость продукции обещает быть более низкой, чем у TI.

В контексте конкуренции базовых технологий нелишним будет вспомнить и LCOS, даже на нынешнем уровне обладающую показателями, превосходящими DLP и HTPS LCD. В начале 2004 г. наметился очередной виток ее развития, который в немалой степени спровоцировала Intel, заявив о планах производства LCOS-панелей ( rel="nofollow" itc.ua/15971). Напомним, что их выпуск намечался на первую половину 2004 г., но эта программа так и не была реализована. Уже осенью компания свернула LCOS-проект, довольно лаконично объяснив свой поступок не слишком большим рынком сбыта и наличием гораздо более перспективных направлений для инвестиций.

Показательно, что несколькими месяцами ранее LCOS-проект закрыла и Philips. Причем объяснения менеджмента были примерно такими же – очень маленький спрос, который даже при оптимистичном сценарии не сможет покрыть 200 млн долл., уже вложенных голландским электронным гигантом в R&D.

Может ли отказ сразу двух крупных корпораций от LCOS означать грядущее исчезновение ее из списка перспективных технологий для проекционной индустрии? Ответ на этот вопрос, несмотря ни на что, отрицательный. Многие аналитики сходятся во мнении, что действия и Intel, и Philips продиктованы отнюдь не низким технологическим уровнем этих панелей, а исключительно неверной стратегией их вывода на рынок, взятой на вооружение обеими компаниями. Косвенным свидетельством тому может служить хотя бы то, что число производителей LCOS-проекторов с каждым годом лишь множится. В 2004 г. их ряды пополнила Canon, выпустившая свою первую модель XEED SX50. Среди ее заявленных характеристик значатся световой поток 2500 ANSI лм, разрешение 1400 × 1050 пикселов и контрастность 1000:1. При этом цена аппарата примерно в два раза ниже, чем у HTPS LCD- и DLP-проекторов с аналогичными показателями.

Завершая раздел, посвященный комплектующим, упомянем еще об одной тенденции. В середине прошедшего года аналитики из Insight Media заявили о том, что Philips и Osram – два основных поставщика проекционных ламп – в скором времени не смогут удовлетворить потребность в этих изделиях. В 2007 г. при спросе на уровне 25 млн шт. они выпустят лишь около 15 млн. Как показывает практика, такая ситуация неизменно влечет за собой появление новых игроков. Учитывая, что у целого ряда производителей источников света, не занимавшихся этим бизнесом ранее, есть необходимая база для выпуска проекционных ламп, их выход на рынок стоит ожидать в течение одного–трех лет. Но как бы там ни было, поставщикам проекторов приходится искать собственные пути преодоления возможного дефицита. Некоторые из них уже начали работать над специальными алгоритмами, позволяющими увеличить срок службы ламп и таким образом оттянуть хотя бы время их сервисной замены. Например, Mitsubishi в 2004 г. выпустила новую линейку, объединяющую бизнес-аппараты XD400, XD450 и XD480. Время наработки лампы на отказ (фактически это означает снижение яркости на 50% от номинальной) у них достигает 5000 ч, тогда как у большинства устройств подобного типа оно не превышает 2000–3000 ч.

Наконец, еще одним подспорьем станут безламповые проекторы – об их производстве заявили сразу несколько компаний. В подобных разработках в качестве источника света используются миниатюрные диоды (LED), позволяющие получить картинку диагональю до 1 м с яркостью более 300 ANSI лм. Самое интересное, что, убрав проекционную лампу, создателям удалось не только существенно снизить расчетную стоимость подобных изделий (обещают, что она не превысит $600), но и избавиться от некоторых других весьма громоздких компонентов. Так что габариты прототипов, которые планируется анонсировать в 2005 г., будут сравнимы с сигаретной пачкой.

"Проекционная" ретроспектива

События, происходившие на рынке проекторов в прошедшем году, в целом отвечали ожиданиям, о которых мы рассказывали в начале 2004 г. ( rel="nofollow" itc.ua/16058). Наиболее заметным из них стало появление бюджетных устройств "второй волны" – аппаратов стоимостью $1000–1100. По сравнению со своими предшественниками они обладают световым потоком до 1600 ANSI лм (вместо 1100–1200 ANSI лм), более высокой контрастностью, а также несколькими дополнительными функциями, такими как Классная доска – режимом, весьма полезным для образовательных учреждений.

В том числе и по причинам, о которых мы уже говорили в данной статье, среди новых бюджетных проекторов преобладают DLP-модели. Помимо Toshiba, такие устройства выпустили Mitsubishi (LVP-SE2), InFocus (X2), Optoma (EP738), BenQ (PB2140), HP (vp6210), Xerox (DP 820). Производители ЖК-аппаратов, правда, тоже не остались в стороне. Наиболее яркие представители их проекторов эконом-класса – Epson EMP-S1H, NEC MultiSync VT47 и Sony VPL-ES2.

Получила продолжение и практика выхода на проекционный рынок производителей фототехники. В 2004 г. к Casio присоединилась Olympus, представившая в январе свою первую DLP-модель VP-1 со световым потоком 1000 ANSI лм, контрастностью 2000:1 и разрешением XGA. Собственно, освоение этого рынка изготовителями фототехники не случайно. В Европе и Америке фотомагазины становятся все более влиятельным каналом сбыта проекторов, привлекая целевую группу потребителей, которые ценят качественное изображение.

Наряду с появлением новых торговых марок не обошлось в минувшем году и без потерь. Пожалуй, одним из наиболее громких событий стал отказ от выпуска проекторов компанией Philips – ветераном rel="nofollow" проекционного бизнеса. Об этом фирма заявила весной, предполагая к осени полностью остановить их производство. Одной из главных причин подобного шага, по признанию руководства, стала слишком жесткая конкуренция на рынке, делающая невыгодным данное направление.

Проекторам для домашнего видео в 2004 г. было посвящено еще больше новостей, чем аппаратам бизнес-класса. Во многих из них сообщалось о снижении стоимости, правда, не столь активном, как два года назад, а также об улучшении технических параметров. Как известно, для домашних устройств световой поток не так важен, как для бизнес-моделей, – гораздо более принципиально контрастное соотношение, и уж здесь-то производители соревновались всерьез. К концу 2004 г. тройка лидеров по данному показателю выглядела так: первое место занимала модель Sony VPL-HS51 с контрастностью 6000:1, второе – Sharp XV-Z12000 (5500:1), а третье – Mitsubishi HC900 (4000:1). Примечательно, что в начале года наибольшим контрастным соотношением, 3500:1, обладала NEC HT1100.

Еще одно любопытное технологическое новшество – проекторы со встроенным DVD-проигрывателем. Первой его представила компания Pixa – ее аппарат DHT-100 оснащен съемным DVD-приводом, поддерживающим все популярные форматы видео и аудио, а также 128 канальным ТВ-тюнером и устройством чтения для шести типов rel="nofollow" флэш-карт. Однако о промышленном производстве DHT-100 пока ничего не слышно, тогда как аналогичная разработка от HP уже продается в ряде стран. Под занавес 2004 г. компания представила аппарат ep9012, который, помимо встроенного DVD-проигрывателя, оборудован громкоговорителями, сабвуфером, а также аудиовыходом для подключения rel="nofollow" внешней акустики 5.1.

Первый звоночек

Для индустрии плазменных панелей прошлый год оказался не менее интересным, чем для рынка проекторов. Прежде всего нужно отметить, что в 2004 г., впервые за время существования PDP, считавшейся до тех пор едва ли не самой перспективной среди всех видеотехнологий, появились сомнения относительно ее будущего. Источником подобных слухов вновь стала Sony, в 2005 г. якобы планирующая отказаться от производства PDP и сосредоточиться на LCD TV, панели для которых она будет получать от совместной с Samsung фабрики. И хотя корпорация официально объявила о том, что в обозримом будущем не собирается прекращать выпуск "плазм", мнение общественности относительно PDP в целом радикально не изменилось. Еще одной причиной этого стали последующие высказывания представителей Toshiba. Как и Sony, компания не владеет собственными заводами по выпуску PDP-матриц, что весьма усложняет ценовую конкуренцию с мощными производственными вертикалями Samsung, LG Philips и японских вендоров. К тому же в прошлом году Toshiba, заручившись поддержкой Canon, сделала ставку на новую технологию SED ( rel="nofollow" itc.ua/19510), так же, как и PDP, предназначенную для крупноформатных панелей. Так что, даже несмотря на отсутствие официальных заявлений компании по поводу данных слухов, ее отказ от выпуска плазменных панелей выглядит вполне логичным.

Ужесточающаяся ценовая конкуренция заставляет производителей объединять усилия. В феврале 2004 г. в прессе появились первые сообщения о грядущей покупке Pioneer подразделения PDP у NEC. Предполагается, что в результате создания такого тандема в модельных рядах обеих компаний станут использоваться одинаковые матрицы и управляющая электроника. Продаваться же панели будут под прежними торговыми марками: у Pioneer традиционно сильны позиции в сегменте домашнего видео, а NEC имеет большой успех у системных интеграторов.

Что же касается цен на плазменные панели, то некоторые классы устройств в минувшем году подешевели почти в два раза. Например, если в начале 2004 г. средняя стоимость 42 дюймовой PDP составляла $4200, то в конце – уже $2300, а в 2005 г. может опуститься до отметки $1500. Кстати, матрица с диагональю 42" по-прежнему является самой популярной – на ее долю приходится более 70% мирового рынка. При этом за счет смены поколений панелей с такой диагональю претерпел изменения и состав лидеров по объему выпуска PDP. Свои позиции здесь укрепила Samsung, вышедшая на первое место в 2003 г. и увеличившая отрыв от остальных участников рынка, а на втором месте оказалась LG, оставив позади ветеранов бизнеса – rel="nofollow" Matsushita и Fujitsu Hitachi Plasma Display.

В 2004 г. продолжал увеличиваться и размер диагонали плазменных панелей, но поскольку угнаться за Samsung никто не смог, дух соревнования был утерян. Представив на CES 2004 80 дюймовую PDP, ставшую на тот момент самой крупной, спустя 11 месяцев Samsung развеяла сомнения скептиков, заявлявших, что делать панели с большей диагональю технически невозможно. Ее новая PDP имеет размер 102 дюйма – сегодня это абсолютный рекорд, правда, вот о ее массовом производстве компания пока не объявляла.

В заключение подчеркнем, что почти все события, произошедшие за год на рынке проекторов и PDP, свидетельствуют об окончании "эпохи новаций" – борьбы за техническое совершенство продукции. Процессы, имевшие здесь место, говорят о зрелости рынка и о его переходе в фазу жесткой коммерческой конкуренции. Для кого-то она станет мощным толчком, способствующим завоеванию лидирующих позиций, а кто-то, увы, окажется среди аутсайдеров. В любом случае 2005 г., судя по всему, обещает немало сюрпризов, о чем мы обязательно будем информировать читателей.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT