`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Президент Украины восстановил НДС для разработчиков программного обеспечения

Виктор Янукович подписал закон, вносящий изменения к Налоговому кодексу, согласно которым возвращается НДС для разработчиков программного обеспечения и других услуг в сфере информатизации.

Теперь налогом на добавленную стоимость будут облагаться услуги по разработке, продаже и тестированию программного обеспечения, обработке данных, предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации.

Целью восстановления НДС для перечисленных видов деятельности Верховная Рада назвала предотвращение необоснованных потерь налоговых поступлений в бюджет.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+13
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Теперь эти услуги будут все больше предоставляться за рубежом, так что на "налоговых поступлениях" - это вряд ли сильно отразиться. Все делается для того что б вытеснить не олигархический бизнес в тень/за рубеж...

экспортный НДС остается вроде, местные честные потребители поставлены в невыгодные условия даже если учеть налоговый кредит, но импортный НДС тоже неизбежен.

Главное, возобновляется масса схем, из-за которых не интегрированный в них бизнес либо вытесняется, либо гниет.

Это и есть административный бизнес в чистом виде. Спалить храм на миллион, чтобы безболезненно обменять списанные лавки на бутылку (тут - загнать админа на завод). Или ввести выписку из реестра, чтобы обменять транзакционные полные потери предпринимателя в 2 тыс. грн. для ее получения на 60 грн. в бюджете.

Все как обычно. Не стоит плакать, работать надо )))

А поясните как наличие/отсутствие НДС сказывается на разработчиках ПО? По их же оценкам, 80% их затрат - фонд оплаты труда, с соответствующими социальными выплатами. Остальные их затраты - аренда помещений и покупка расходуемых ресурсов (электричество, интернет, вода) - как у всех.

Ну, это проще чем задачи по физике))

Если нет НДС, и резидент платит 100 грн. за работу,
разработчик ПО может начислить, условно, 50 грн. З\П
Заказчик если это завод, который занимается экспортом на общей системе, заплатит 100 грн. и оптимизирует НДС, если так себе, оптимизирует с потерей 5 грн. (расходы на ЗП у него невелики), и услуга по оттокам ему будет стоить 105 грн. Если это банк (деятельность 0 НДС) - просто заплатит разработчику 100 грн. Если это ритейл своим же братьям или населению - они тоже заплатят 100 грн.

Если есть НДС, то при той же цене разработчик заплатит 14 грн. НДС в бюджет (3 грн. - налоговый кредит, при условии что арендодатель плательщик) и сможет начислить условно 42 грн. ЗП. Банки и население не пострадают (но качество, наверное, будет уже не то - теоретически))). Завод получит компенсацию из бюджета 17 грн. и оставит столько же в офшоре.
Если же арендодатель не плательщик, то 17 надо заплатить НДС, 20 как договорено ранее арендодателю (или искать другого, убеждать изменить договор аренды), и, условно, 39 грн. начислить ЗП. Естественно, схемы условно честные. Варианты, когда типа заплачено 120 млн. за внедрение на помойку, завод ни при чем, помойка заплатила за международный патент и много должна бюджету, но владеет только стулом - не рассматриваем, как сильно экзотические.

но: минус 20% ЗП - это так вдохноаляет, при прочих равных. или плюс к цене для резидента, который заплатит за все.

Вот чего еще вспомнил. Все пять месяцев этого года (с принятием нового НК) в квитанциях провайдера исправно фигурировал НДС - в составе услуги доступа в Интернет (это ведь "информационные услуги"?). Что-то не заметил снижения цен для населения и в остальных областях предоставления информационных услуг - что было одним из посылов НК, наряду с декриминализацией и защемлением малого бизнеса. Они что, нарушали НК все это время?

я думаю, пока мы все, независимо от того - парикмахеры или айтишники, не научимся читать законы, понимать разницу между правом и законом, и соответсвенно на это реагировать, ничего у нас не получится.

ЗУ "Про внесення змін до ПКУ та затвердження ставок вивізного мита на деякі види зернових культур" (19.05.11) исключил из ПКУ пп. 196.1.14, который включал перечень не облагаемых НДС п. 186.1 в)., который включает:
"в) консультаційні, інжинірингові, інженерні, юридичні (у тому числі адвокатські), бухгалтерські, аудиторські, актуарні та інші подібні послуги консультаційного характеру, а також _послуги з розроблення, постачання та тестування програмного забезпечення, з оброблення даних та надання консультацій з питань інформатизації, надання інформації та інших послуг у сфері інформатизації, у тому
числі з використанням комп'ютерних систем_; "

По мнению ДПА, услуга по предоставления доступа к сетям не является предоставлением информации или услугой в сфере информатизации (телко). Кто, как, и что нарушал, выставляя НДС (или не желая ссорится с ДПА, поскольку сети штука уязвимая) - оставляю на ваше усмотрение.
Но если счета НДС включали, думаю, вопрос почему не снизиласть стоимость отпадает. Вот если бы наоборот - то совсем другое дело. НО, и это самое смешное, представьте как попали бы сейчас добросовестные ISP (которые в рынке, а не киевэнерго какое-нибуть), у которых с населением договора, и тут, внезапно, НДС мимо маржи.

При этом, в НК уже внесено 6 изменений, а ст. 4.1.9 НК звучит так: "4.1.9. стабільність - зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки. Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року;"

Коллизия. Но ради населения, которое так и не почуствовало целевых уменьшений цен от провайдеров информационных услуг, вы можете попробовать воспользоваться возникшей коллизией ЗУ и НК. Думаю, все кому есть что терять, этого делать не будут, а просто включат дополнительные риски в цену, еще этак подняв ее на 30%
Невинного населения не бывает. Невинны только овцы, которых по разделенному мифу, Творец лишил разума и воли. Большая ошибка путать население с овцами, которые требуют заботы ибо не разумны. Вот мозги и текут, фильтруются - в места где цены ниже, а услуги качественнее. В полном соответвии не с человеколюбием, а физическими М-теориями)))

я бы даже поставил вопрос иначе:

все разработчики по стали работать в украине с 1 января 2011 года?

или раньше, когда ндс был, они тоже работали?

В налоговом кодексе закреплен принцип стабильности. Когда я подписываю договор, я считаю чуть более четко, чем +- 20 %. Результат - я лезу в резервы проекта чтобы заплатить НДС, теряю доверие клиента\или перестаю доверять государству, ггг
Кроме того, есть экспорт, да, и конкурентная среда по сравнению даже с грузинами. Американцы далеко в заднице, да. У них такой подоходный, тчо мама не горюй, а мы тут про НДС канючим.

И когда отфильтруешь крики "будет разрушен экспортный потенциал отрасли", "ускорится утечка мозгов", "усилится криминализация и уход в тень", в сухом остатке остается лоббирование законов вроде "О субъектах ИТ". А почему не "О парикмахерах" или "О выгуле домашних животных"? Когда вертят налоговым кодексом как наперстком, плохо всем, и одновременно. Любой устанет "быть послом рок-н-ролла в неритмичной стране".

- ну так я же тоже говорю: нельзя вертеть НК, тем более что в нем так и написано;
- не о паликмахтерах потому, что условия осуществления транзакций на рынке другие. прослыть странй плохих причесок все же лучше, чем страной без мозгов;
- 100 миллонеров на интеллектуальном бизнесе лучше 1 миллиардера на сырьевых ресурсах;

И в этой истории как раз важнее не НДС, а то как он введен - т.е. доверие. Поинтересуйтесь такими историями, типа Большой перечеканки - и сможете оценить стоимость доверия (качесво экономики с низкими расходами на транзакцию).

ПС. От НДС с тем администрированием которое есть, кстати, в наибольшей мере страдают отрасли с большой удельной долей ЗП в себестоимости, а также те отрасли, в которых в наибольшей мере требуется инновационный тип развития (низкие транзакционные для поддерживающих операций). Но это так, из буржуйских экономических моделей.

Доверия нет и не будет. И качества экономики не будет, пока самые низкие транзакционные издержки - у операций по накачиванию экспортного НДСа с ударным его возвратом для своих (и дулей для чужих). Пусть они сперва разберутся, Ливела с ее безакцизным и без НДСовым импортом нефтепродуктов - это бизнес, построенный на торжестве закона, или же контрабанда. А куда более скромный рынок ИТ пока покурит в сторонке, в поисках инновационности.

Пусть мы оставим за скобками все правовые коллизии, что считать информационными услугами, а что нет. Вернемся к освобождению отрасли от НДС. Банки (0 НДС = низкие транзакционные расходы для поддерживающих операций), они стали локомотивом инновационного развития? Как разогревали ритейл и "инвестиционный девелопмент" в 2005-2008 - помню, как лопались - помню, какие предлагают кредитные ставки - известно, как страдали (у них ведь большая удельная доля ЗП?) - не помню.
Чесслово, хочется понять, чем конкретно обложение НДС'ом (кроме вымывания оборотных средств - в силу "особенностей" его администрирования - что плохо для всех отраслей), мешает разрабатывать и продавать ПО.

Андрей, а почему обязательно "вымывание"? :-) Если ВЭД-ом не занимаешься, то это больше похоже на "кредитование"

Во всем остальном тебя поддерживаю, просто кому-то повезло и с первого января их прибыль на почти 17% увеличилась, теперь все вернулось обратно. Обидно, снова планы пересматривать, но теперь в сторону "обрезания"...

Володя, я же пытаюсь добросовестно посмотреть на дело об НДС с разных сторон. Не обсуждаю "злочинну сутнiсть ПДВ" (она же такая для всех), просто ищу интересы: отраслевые, групповые, личные. Когда в мотивационной части внесенных правок пишут, что НДС восстанавливается "для предотвращения необоснованных потерь налоговых поступлений", хочу понять, от кого они перестали поступать. От продавцов ПО? Так его с них сняли, и ждать было нечего. От покупателей ПО (с будто бы выросшей базой налогообложения - с потерей налогового вычета)? Что-то я не слышал радостных комментариев предприятий, для которых входной билет (стоимость разработок) будто бы подешевел. Наоборот, многие отказываются от покупки - из-за усложнения налогового учета и большой вероятности попасть под раздачу - ввиду произвольного толкования НК налоговиками.

Спасибо Владимиру Лазуренко за развернутый анализ, и поддерживаю его "работать надо, а не цыганить льготы"

поправка: работать то надо, но рационально и эффективно
и вот тут то тема рацио сильно меняет аспекты)))

а вымывание оборотных - этого мало?
банки не стали локомотивом, но и, это главное, не стали тормозом (в части функций обеспечения платежей, не депозитно-кредитной), - не взимая оборотные налоги еще и с каждого _финансового_ или _инвестиционного_ оборота, которые создают звенья цепочки, но не добавленную стоимость.

Предположим, благой идеей было остановить вымывание оборотных средств в одной, отдельно взятой области. Это что, сделало продукт разработчиков более конкурентным? Да нет же, только породило головную боль бухгалтерам покупателей.Экспортный потенциал ИТ, он-то как умрет, с возвратом к старому налогообложению? Не возвращают автоматически НДС? Ну так это общая беда экспортеров. Банки - да, не стали тормозом, но и инвестиционный климат не улучшили, их никто не заставит давать ипотечные кредиты под низкий процент или кредитовать аграриев, которых росчерком вельможного пера устраняют из бизнеса.

Идеей было стимулировать отрасли, обеспечивающие качество экономики. Это должно было сделать область привлекательной, продукт - более доступным, в силу свойств продукта - сделать услуги по специальному обеспечению транзакций более доступными (т.е. поменять выгодную форму деятельности).
Про головную боль бухгалтеров - понятно только бухгалтерам. Им еще от одной особености ее стало не больше (по сравнению с учетом прибыли по переходу права собственности, НДС по событию, в завистимости от статуса контрагента, с утерянным критерием).
Что касается банков, то в них все зло, да. но давайте посмотрим с практической стороны, на конкретном примере.
Вам надо что-то строить. Вы выпустили долговые обязательсва, например, на 500 млн. евро. Мало того, что при конвертации у вас заберут миллион (0,2%), но и с каждой следующей суммы заплатите вы, ваши контрагенты, контрагенты ваших контрагентов и т.п. Для больших сум есть решение - ограничение экономически обоснованной максимальной суммы (например, при конвертации не заплачу больше 5000 евро, платежка - 2 грн.). Но для небольших платежей все гораздо более невесело, банковские платежи составляют значительную часть оборота (не прибыли). Давайте создадим еще и формальное основание, чтобы увеличить изымаемые из оборота средства.
Как писал один анонимный теперь уже классик: "Витрати на посередників збільшують вартість транзакції, обмежують доцільний економічно мінімальний розмір транзакції, виключають можливості, за необхідності, у проведення оплат дрібних сум що призводить до більш суттєвих транзакційних витрат". - Я добавлю, налог на системную функцию ограничивает разнообразие, формы деятельности пользователей, скорости процессов в эконосической системе.
Важно понять, что в реальной єкономике никто ничего никому не должен. Если провозглашается, что должен - значит создается не экономический гєп (на языке "элиты" - !"возможность монетизации проблемы", причем под проблемой понимается не дополнительная задача, а блок). Потому правила должны быть такие, чтобы агент, уменьшающий энергию системы, был энергетически наказан, а благими воззваниями сами знаете что выложено в аду))

Что касается банков, то они такие же вендоры (обязательств). Если Сбалансированная система показателей как у всех, и в эту пятилетку мы раздаем бонусы за долю рынка, то игнорирование здравого смысла при создании супернадежных инсрументов секьюритизации безнадежных обязательсв - такая же норма, как и в ИТ накачивание канала или совместное с банками накачивание спроса на гламурные предметы не первой необходимости.

Вообще, эти темы для понимания требует осознания серьезной экономической литературы - для начала, чтобы сформировать у себя возможность чувствовать срытые фичи системы, а потом и понимать понемногу. В форуме мы занимаемся только пропагандой, но не сможем в рамках этого формата разобраться что и почему.

Прошу прощения, но о какой отрасли идет речь? (примеры с банками и со сложностью финансово-экономический расчетов затуманили мой рассудок).
После введение данной нормы, лично мне «бросилось в глаза»:
1. Цены, как правило, не упали.
2. НДС «сняли» не только с «наших», но с «их» производителей ПО: все, что не «бокс» и не Майкрософт стало продаваться без НДС.
3. Одно из наших направлений деятельности: абонентское обслуживание ИТ-инфраструктуры клиентов. Так вот на мои глупые вопросы я получил розьяснение:
- услуги по обслуживанию ПК – с НДС
- услуги по обслуживанию ПО – без НДС
- вопрос о услугах по установке ПО остался без ответа

Есть НДС или нет - это проблема потребителя, и если потребитель «плательщик», то ему проще и удобней, что-бы он был. А основные покупатели все таки в этом сегменте.

Про «экспортный потенциал» предпочитаю промолчать. Единственная реплика, если позволите: работа наших ребят в аутсорсинговых компаниях «на туда» есть типичный «экспорт сырья». ИМХО

Инжиниринг
Юридические услуги
Адвокатские услуги
Услуги актуария
Разработка ПО
Обработка данных

Цены внезапно не падают. Их для этого дорлжна догнать конкуренция, а это лаг. Плюс, не стоит рассматривать одно послабление в отрыве от других новаций. Все же заметим, что кодекс переписан с модельного СНГ, который не очень ориентирован на маленькие (по западным понятиям) такие несырьевые фирмы.

Плательщику да, проще заплатить 120 грн. с НДС и вынуть их же из бюджета (основные сырьевые потребители),
чем заплатить при равных затратах 100 (и не получить налоговый кредит 17). Че там эти гривны считать.
Главное, что потребитель конечный просто тупо заплатит за все - а если не сможет, то это его проблемы, физиологический минимум еще не достигнут.

Работа наших ребят на туда - экспорт продукции,
(хоть он и измеряется в потраченном времени)
причем потребляют жизнь ребята тут,
создавая рынок для других ребят.

Да, и если у потребителя одни проблемы и он загибается,
это в итоге становится проблемой производителя. Если потребителей остается мало, со стороны просто с более качественной услугой зайти уже нельзя.

Хотя о чем это я?
Расширяющегося рынка-то по настоящему нет, потребитель вот он - по большей части вертикально-ориентированное предприятие или бюджет. Все почему-то думают, что если сегодня убрали НДС (заставив тех кто остался списать основные и заплатить за переход), то завтра все обязаны снизить цены.
Не понятные сугубо сущности вещаю.
Цены то не снизились с 1 января аж до марта. Не фиг жировать владельцам прораммистких фирм, или там программистам (что хуже гораздо), и потреблять по мелкому за счет бюджетника и силовика.

Но дело ведь не в экономике и о заботе о потребителе.
А в том, что целесообразность выше права, процедура ничто,
и в ПК с начало года внесено уже _6_ изменений.
Хуже всего, что всем уже реально пофиг та самая процедура,
которая, между прочим,
суть по настоящему еффективной
конкурентоспособной системы.

ну, за стабильность и правовую грамотность потребителя!

В таком случае "экспорта сырья" не существует, так как везде можно найти следы целенаправленной трудовой человеческой деятельности с использованием орудий труда направленной на преобразование...

ну да, но есть традиция, определения. Разные, иногда в законах - например о глубине передела, чтобы товар считалься не сырьем. Почему возникают разные цифры? Иногда просто так, иногда - из идеологических соображений, в лучшем случае - как параметр модели. Одно из экономических определений: экспорт сырья - это когда в структуре стоимости экспортируемого товара менее 20% расходы на затраченные возобновляемые ресурсы (не включая энергию, расходы на оплату ренты - иначе получилось бы, что газолин украинского производства на старых ГПЗ - наиболее высокотехнологичный прдукт - но газ и так не возобновляемый ресурс), остальные элементы стоимсти определяются тем, что товар вынут из земли и минимально преобразовать для транспортировки с целью последующей переработки.

труд - воспроизводимый (и возобновляемый) ресурс часовщика, программиста, сталевара. Но знаете, сколько в структуре себестоимости производства трубы на украинском заводе составляют расходы на оплату труда? Поинтересуйтесь.

Если у вас есть желание поспорить о базовых экономических понятиях, Гугль в помощь. Серьезно.

"Вы по процедурному вопросу? Обождите" (с) Горбачев, первый съезд нардепов СССР, кажись.

И все же, осталось за кадром, какие именно ИТ-интересы отстаивают А.Кардаков &Co, обмениваясь регулярными визитами с Н.Азаровым &Co? Неужто обсуждают низкие транзакционные издержки инновационной экономики?

Вряд ли, потому как обсуждаемая норма увеличивала трансакционные издержки.

"И казалось бы, причем здесь Азаров" (С) С. Доренко

Могу только предположить, что Н.Азарову нужен поддерживающий дискурс (в идеале - картинго) и результат. В это проникнуть проще. Что нужно А.Кардакову &Co, да и не поздно ли еще говорить об этом - лучше вроде бы как спросить у него.
Может там уже и так все отличненько, а мы не знаем (называется, стратегический рывок - все бывает).

Пока история с вводом НДС и пенсионной моделью вроде бы как чистый фейл ранее декларируемых затей (ну или см. выше, он же "Велика Перемога"). Теперь восстановить бы то, с чего начинали - с более низкого старта.
Как политкорректно пишут не заангажированные аналитики: оценки результатов развития инновационной экономики, для людей, открылись, и закрылись - разнонаправленно)))

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT