`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?

+11
голос

Еще одна писаная торба нашла, наконец, свое истинное место. Практика последних десяти лет показала, что CIO малоэффективны в совете директоров при определенной организации процесса работы компании. Директора, наконец, убедились, что долгое время безосновательно верили во всемогущество IT и тратили деньги на достижение малозначимых для эффективной работы предприятия показателей.

1. Повод к рассмотрению

Ситуацией воспользовалась Gartner Group и предложила бизнесменам свои услуги, которыми сегодня пользуются уже более 4 тыс. CIO и IT-руководителей в рамках Gartner Executive Programs. Выпущен специальный документ «Reimagining IT: The 2011 CIO Agenda» (Новый взгляд на корпоративные IT: повестка дня для CIO на 2011 год).

На первый взгляд это довольно странное позиционирование CIO, на которых довольно сильно полагались, не особо вдаваясь в содержание и методы их работы. Но это означает, что былая самодеятельность CIO закончилась и, в общем, все должны быть довольны. Gartner Group обосновано получает деньги, CIO в случае чего рады свалить свои неуспехи на нее (хотя и несколько утрачивают в статусе), а директора довольствуются авторитетными и ответственными советами.

Скромный рост IT-бюджета и все увеличивающийся парк быстро устаревающего аппаратного и программного обеспечения и так сегодня очень не нравятся CIO, привыкшим быть на острие технического прогресса и забавляться новыми игрушками, в то время как от них постоянно требуют повышения эффективности производства. Так что наша песня хороша — нужно опять менять технологии и обеспечивать за счет этого рост производства и стратегическое воздействие на него IT.

В этом году CIO Agenda отражает расширения к списку Топ 10 наиболее значимых задач CIO. Gartner Group попросила CIO в свободной манере описать три на их взгляд лучших современных IT-стратегии и используемые технологии. По результатам их обработки описываемый отчет пытается ответить на вопрос о том, каковы приоритеты CIO в 2011 г. и как теперь будут соответствовать CIO запросам предприятий.

В опросе приняли участие 2014 CIO, представляющих компании с общим бюджетом в 160 млрд долл в 38 отраслях промышленности 50 стран.

Основной тезис: 2010 был годом экономических, стратегических и технологических изменений и достижений, которые в итоге сделали IT более мощными и влиятельными.

В следующие пять лет почти половина опрошенных CIO собирается управлять большинством своих приложений и IT-инфраструктур по принципам облачных технологий, то есть сервисов. Gartner Group утверждает, что «это изменение требует, чтобы CIO попытались увидеть, что и как должно быть сделано в соответствии с сегодняшними представлениями, «творчески разрушили» все, что было сделано ими за прошедшие годы и создали все заново».

Таким образом, предприятия в очередной раз призывают верить, что без IT они работать все же не смогут, что это — ключевой элемент роста производства и конкурентоспособного преимущества. Однако сегодня руководство хмыкает и не желает инвестировать очередные миллионы в сложную собственную IT-инфраструктуру, поскольку не чувствует источников повышения эффективности за счет все большей степени компьютеризации предприятия.

Другими словами, IT очень быстро скатились до того, что у них получается лучше всего — решать утилитарные задачи и рассчитывать довольно непонятные цифры и коэффициенты. Как в старом анекдоте: - Штурман, приборы! – 15! – Что 15? – А что приборы?

2. Как предприятия использовали IT в годы кризиса

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?
Таблица 1. - Глобальное место используемых сегодня бизнес-стратегий — существенная перестановка приоритетов.

Рассмотрим текущую значимость бизнес-стратегий CIO для предприятий, на которых они работают. Прежде всего, принято с облегчением говорить, что волна кризиса прошла (или, по крайней мере, почти миновала) и начинается новый цикл роста. Как видно в таблице, фактор «Increasing enterprise growth» («Ускорение роста предприятия») впервые после трех лет экономического спада становится наиболее важным для предприятий, и эта тенденция, согласно прогнозу Gartner Group, сохранится и в 2014 г.

«Attracting and retaining new customers» («Привлечение и удержание новых покупателей»). В условиях выживания данный фактор медленно, но уверенно сдавал позиции на протяжении 2008-2010 гг., уступая место важности экономии ресурсов и оптимизации бизнес-процессов. Тем не менее, в 2011 г. состояние вернулось к уровню 2008 г., т.е. нужно возобновлять работу по привлечению покупателей и важность этого направления на втором месте в списке мер по оживлению экономики.

На одну позицию в 2011 г. снизилась важность «Reducing enterpise costs» («Снижение затрат предприятия»). Тем не менее, она занимает третью позицию, в то время, как в благодатном 2008 г. была только пятой. Памятуя о возможных последствиях, предприятия внимательно следят за данным параметром и не хотят пока упускать его из поля зрения. Впрочем, ожидается, что к 2014 г. он займет вполне приемлемую для себя шестую позицию.

«Creating new products or services (innovation)» («Инновации — создание новых продуктов или сервисов»). Как видно, это было одно из направлений, куда сломя голову бросились предприятия в начале кризиса. Большого толку от этого не было, и уже в следующем году ему уделялось куда меньше внимания. Затем — несколько больше, и к 2014 г. ожидается, что это будет четвертое по значимости напрвление развития предприятий.

«Improving business processes» («Совершенствование бизнес-процессов»). Еще одно направление, за которое с надеждой ухватились все предприятия с наступлением кризиса. Устранялись ненужные связи, петли, согласования, и, конечно, многие формальные штатные единицы были сокращены. Экономия фонда заработной платы — довольно легко радикально решаемая проблема и она была однозначно и безжалостно решена. Некоторые предприятия потеряли до трети своего штатного состава, другие перешли на сокращенную неделю или рабочий день. Как видно, 2011 г. обещает быть относительно щедрым на доходы, но, согласно прогнозам, прежнее количество сотрудников может и будет восстанавливаться только с увеличением объемов производства. Т.е., в данном случае кризис позволил владельцам предприятий оправдать возрастание нагрузки на сотрудников при сохранении той же заработной платы. Образно говоря, из предприятий «выжали воду» и в целом это пошло на пользу и экономике, и предприятиям, и владельцам, и акционерам — всем, кроме наемного персонала. Однако прогноз типичен — как только становится легче экономически, штат начинает пухнуть. Gartner Group оптимистически предполагает, что к 2014 г. данному фактору почти не будут уделять внимания (13-й уровень важности). Это значит, что существуют надежды на долговременный устойчивый рост экономики — пусть он и не будет чрезмерным: в этом году в США ожидается всего около 1,8% прироста ВВП.

«Implementing and updating business applications» («Внедрение и обновление корпоративного бизнес-ПО»). Достаточно очевидно, что в условиях спада предприятия не находили нужным вообще проводить эту работу. Плохие новости для разработчиков корпоративного ПО. Тем не менее, последние в определенной степени смогли повернуть ситуацию в свою пользу, занявшись разработкой новых, облегченных технологий с прежней или даже большей функциональностью. Теперь это уже плохие новости для потребителей — за три года кризиса их системы устарели и кажутся излишне сложными, тяжелыми, неуклюжими и неподвижными. Но пока работающие серверы и сети справляются с поставленными задачами, никто ничего менять не будет. Сегодня это шестая по важности тема для CIO, но к 2014 г. она вообще станет малозначимой — двенадцатой.

То же касается «Improving the technical infrastructure» («Совершенствование физической инфраструктуры»). Эта область консервативна — сетевые соединения протянуты, коммутаторы установлены, серверы работают под управлением надежного ПО. Стабильное седьмое место означает определенный уровень поддержки, который CIO оказывают данной структуре и оно вряд ли изменится по значимости.

«Improving enterprise efficiency». Повышение эффективности работы предприятия оказывается не слишком важным, и этот фактор будет иметь все меньшее влияние. Отчасти это связано с мерами, принятыми во время кризиса, отчасти — с клиентской базой. По мере возрастания нагрузки на предприятие картина может измениться и опять потребуется реинжиниринг бизнес-процессов.

«Improving operations». Улучшение операционной деятельности предприятия будет все более важным, выйдя на вторую позицию в списке CIO к 2014 г. Это также достаточно очевидно. Не слишком разумно совершенствовать предприятие изнутри, если бутылочным горлышком являются, например, внешние связи. Возрастет роль кооперации, одновременного запуска мощностей нескольких предприятий при получении заказа, оптимальной логистики и т.д.

«Improving business continuity, risk and security». («Улучшение непрерывности бизнеса, учет рисков и информационная безопасность»). Как видно в таблице, в тяжелые времена это оказывается совершенно не нужным и вызывает только лишние затраты. В дальнейшем это станет еще менее значимым и, видимо, финансироваться будет, как говорится, по остаточному принципу.

«Expanding into new markets and geographies». Выход на новые рынки и географические регионы — также стандартная мера в тяжелые времена и этот прием пытались достаточно широко применять в первый год кризиса. Как видно, он оказался недостаточно эффективным и его значимость быстро переместилась с четвертого на 10, а затем — и на 13 место. Только с оживлением экономики начал проявляться соответствующий эффект и ожидается, что к 2014 г. он будет играть заметную роль, находясь на пятом месте по значимости.

Любопытные трансформации происходили в позиции «Attracting and retaining the workforce». Привлечение и удержание рабочей силы казалось невозможным в первый год кризиса и, как мы уже указывали, экономия фонда заработной платы затмевала все. Тем не менее, как известно, кадры решают все, и уже на следующий год предприниматели нашли в себе силы серьезно заняться сохранением наиболее ценного персонала, выведя это направление на третье место в списке задач. Сохранилось это положение и на следующий год, переместившись лишь на четвертую позицию. Тем не менее, к 2011 г. образовался обширный рынок невостребованной высококвалифицированной рабочей силы и предприниматели уже могли дотошно выбирать себе команду, с которой оно вступят в период оживления экономики. Фактор удержания резко убавил в значении, заняв лишь 12-е место и к 2014 г., возможно, едва выйдет на восьмое. Пострадали, как всегда, наемные работники, а предприятия, наоборот, смогли составить более качественный коллектив.

Наконец, «Introducing and improving business channels» («Совершенствование имеющихся бизнес-каналов и введение новых») стало актуальным только непосредственно перед окончанием кризиса, да и то не слишком важным. Возможно, через несколько лет этому направлению будут уделять несколько больше внимания.

Поведем итоги. Таким образом, сейчас основной заботой CIO являются обеспечение быстрого роста предприятия, завоевание и удержание новых покупателей и снижение издержек производства. Справедливости ради следует отметить также, что многие позиции опроса Gartner Group ввела только в этом году — они отмечены звездочками в прошлые годы, когда опрос по этим позициям не проводился.

Общий вывод — CIO пора перестать экспериментировать, наращивать до бесконечности компьютерный парк и обставляться со всех сторон средствами улучшения, повышения, ускорения и т.д. IT должны стать более целенаправленными, менее дорогими и высокоэффективными.

3. Мы думаем, что после оцифровки нам станет хорошо

Бизнес-лидеры вновь должны рассмотреть и определить для себя, что означает быть цифровым предприятием. Теперь парадигма вглядит следующим образом.

Цифровое предприятие следующего поколения означает подразумевает производить больший процент дохода за счет правильного и эффективного использования интернет-технологий и информации. Это контрастирует с первой волной цифровой революции, которая своим лозунгом выбрала простое и понятное выражение: «Мы подключаемся к Web, и нам сразу становится экономически лучше».

В соответствии с новым определением, большинство предприятий должны проделать большую работу для того, чтобы перевести свою работу полностью в цифровую форму (см. рис. ниже). Они должны стать цифровыми от фронт-офиса до бэк-офиса и это дает основания говорить о новой волне цифровой революции.

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?
Рис. 1. - Организации общественного и частного сектора до сих пор имеют относительно низкие уровни преобразования данных и потоков информации в цифровую форму.

Эта довольно простая диаграмма демонстрирует, какая часть дохода предприятий поступает от выполнения работ, переведенных в цифровую форму.

Только 8% общественных организаций и каждая шестая частная компания могут похвастаться тем, что обработка цифровых потоков приносит им от 80 до 100% их валового дохода.

С дугой стороны, в категории, получающей от 50 до 79% дохода от работ, облеченных в цифровую форму, предприятий несколько меньше. Это косвенно свидетельствует о том, что они находятся на пути в высшую категорию — уж если работа в данном направлении началась, предприятие приложит все усилия, чтобы стать полностью цифровым.

Очевидно, то же относится и к категории цифрового охвата от 25 до 49%. Останавливаться они не собираются, определенная стратегия принята и дело за ее осуществлением.

Совершенно другую картину мы видим в категории цифрового охвата от 1 до 24%. Половина общественных и частных компаний и не собирается городить огород. Они по старинке используют факс, электронную почту, сканеры и прочую мелкую технику, но о глобальной цифровой обработке своей информации речь практически не идет.

Любопытно, что пятая-шестая часть компаний данных секторов вообще никак не привязывает свой доход к цифровой обработке информации. Тем не менее они как-то существуют, выживают и вполне успешны. Что ж, цифра — не панацея, работают прежде всего люди, и если их устраивает такое положение вещей, то специально заводить новомодные технологии — значит только тратить деньги при неясном прогнозе увеличения доходов. Это, в частности, значит, что существуют направления, где польза от внедрения IT минимальна, отсутствует либо вообще отрицательна.

4. Если ты чего-то не знаешь — спроси

CIO признают, что и сами нуждаются в перепозиционировании по отношению к IT, чтобы прежде всего обеспечивать поддержку инноваций и за счет этого рост предприятия. Однако преградой являются две проблемы — достижение прибыльности бизнеса и наличие необходимых IT-навыков.

Навыки (Skills) являются непреходящей проблемой, поскольку CIO теперь рассчитывают получить их со внешней стороны каждый раз, когда им нужно выполнить определенную работу (Рис. 2). И обе проблемы будут препятствовать тому, чтобы IT полностью раскрыли свой потенциал, если CIO не займутся этим специально и всерьез.

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?
Рис. 2. - CIO сообщают, что самый эффективный и частый метод получения нужных навыков — использование внештатных сотрудников, владеющих ими.

Эту диаграмму удобнее рассматривать по принципу известных квадрантов Gartner Group. Тогда в верхний правый сектор попадут наиболее эффективные и вместе с тем наиболее часто используемые предприятиями приемы.

Первым из них является «Use of contractor» — периодическое использование высококвалифицированных специалистов для выполнения разовых работ. Часовая стоимость их выше, чем штатного работника, но экономия достигается ощутимая за счет заранее оговоренных времени и ожидаемых результатов.

То же в несколько меньшей степени касается «Skills outsourcing» — привлечение сотрудников на часть рабочей недели или даже на полный рабочий день, однако без ряда социальных гарантий, на сдельную удаленную работу.

Остальные четыре позиции относятся к повышению уровня квалификации штатных сотрудников. Это тренинги различных типов и ротация персонала внутри компании с целью обеспечения взаимозаменяемость специалистов.

Остальные позиции группируются в левом нижнем секторе, считаются малоэффективными и поэтому применяются довольно редко. При ближайшем рассмотрении они напоминают начальную школу и их задача — готовить персонал к будущей ответственной самостоятельной работе. Среди них — учебные центры, составление и выполнение карьерного плана, наставничество и т.д.

5. CIO — только не нужно все делать самому

Очевидно, что самый существенный актив CIO и наибольшая их ответственность — бизнес-результаты.

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?
Рис. 3. - Чтобы достигнуть положительных результатов, CIO должны привлекать различные источники поддержки и влияния.

Важность такого подхода возрастает, поскольку IT все более интегрируются в предприятие. Сегодня уже нет такого явления как «чистые» IT-проекты. При этом неважно, какой процент составляют IT — в любом случае это бизнес-проекты.

Что должен делать сегодня CIO, чтобы его считали успешным и дорожили им? Ответ на это дает следующая диаграмма (Рис. 3).

Как бы красив, строен и приятен в общении он ни был, его главная задача — способствовать повышению бизнес-результатов. CIO, который бесконечно «улучшает» IT-инфраструктуру и требует все новых денег у руководства, никому не нужен.

Далее. Он должен прежде всего располагать обширными знаниями в области бизнеса и строить свою работу от повышения доходов предприятия, а не от расходов на IT.

Взаимоотношения. Задача CIO — не сидеть в своем кабинете, а постоянно осуществлять прямую и обратную связь с чиновниками С-уровня своего предприятия и всеми, с кем предприятие сотрудничает.

Все остальное не так значимо. CIO достаточно глобальных знаний в области IT и не его задача лезть с паяльником в коммутатор. Работать должен персонал его отдела, причем с минимальными общими указаниями. Авторитет CIO не имеет большого значения. Он — наемный специалист, у него есть круг обязанностей и более ничего от него не требуется. Его голос на совете С-уровня — не более, чем совещательный. Не он руководит предприятием, но с него спрашивают за общую эффективность работы. Ну и, наконец, взаимоотношения с поставщиками аппаратной и программной части корпоративных систем. Это — забота вендоров, для которых это основной бизнес. Здесь в заслугу CIO никак нельзя поставить советское «Я достал! Я выбил!» и т.д. Эта работа должна быть разумной, экономной, незаметной и плановой.

6. Step by step

CIO должны рассматривать бизнес-результаты и знания как их основные источники успеха и влияния.

Понимаем ли мы, что означает «цифровое предприятие»?
Рис. 4. - CIO должны заново представить себе IT как стратегический катализатор и начать использовать их с этой точки зрения.

Собственно, они знали в течение многих лет, что должны выдавать прежде всего бизнес-результаты.

И все же, эксплуатационные требования, ограничения бюджета и завышенные бизнес-ожидания и сейчас ограничивают способность IT к действию. Больше этого не должно быть. Технологии становятся менее тяжеловесными, поэтому упрощаются требования к ресурсам, позволяя при этом IT удовлетворять увеличенным требованиям к новшествам и решениям для обеспечения необходимого роста уровня поддержки.

Таким образом, пересмотр CIO использования IT создает новый цикл успешности и пользы от них.

Сегодня CIO предлагаются довольно жесткие рамки, в которых он может и должен действовать. Именно их описывает нововведенный цикл от Gartner Group.

Задача формулируется очень просто: необходимо максимизировать цифровую составляющую во всех процессах, которые так или иначе инициирует, ведет и завершает предприятие («Maximize digital contribution»).

Что для этого необходимо сделать CIO? Первый шаг — рассмотрение текущего уровня обеспечения установленных бизнес-результатов и установка уровня новых достижений их к началу следующего цикла («Deliver business results and growth»). После того, как установлена новая точка отсчета, цикл повторяется.

Промежуточный этап — установление необходимого уровня влияния CIO, что, в свою очередь ведет к увеличению периода, в течение которого CIO является важной фигурой в иерархии предприятия. Если CIO все делает правильно — это залог его долговременного успеха.

Если эти начальные шаги сделаны, то работа CIO может быть разделена на два достаточно условных направления: лидерство в бизнесе («Business leadership») и лидерство в IT («IT leadership»).

Как бизнес-лидер, CIO должен правильно расположить силы своего IT-подразделения («Build and rebalance internal skills»), так, чтобы сумма знаний сотрудников достаточно хорошо покрывала типичные (и нетипичные) задачи, которые стоят перед CIO. Ожидается, что это будет способствовать повышению производительности («Raise benefits realization performance») и далее, снова приведет к увеличению доли цифровой обработки внешних и внутренних информационных потоков предприятия.

Одновременно CIO как IT-лидер должен постоянно следить за актуальностью и эффективностью IT-инфраструктуры («Embrace new infrastructure delivery options»), что приводит к постоянному перепозиционированию IT в соответствии со стратегией предприятия («Refocus IT toward the truly strategic»). Чтобы не заниматься словоблудием, скажем прямо — CIO должен постоянно предлагать менее дорогие и более эффективные средства и методы обработки информации для повышения прибыли предприятия. Как видно на схеме, этот подцикл также замыкается на уровне максимизации степени цифровой обработки информационных потоков.

Затем устанавливаются новые планки и циклы итерационно повторяются до разумных пределов — пока затраты на осуществление цикла улучшений не превышают доходы от их реализации.

Такова сегодня парадигма Gartner Group по отношению к роли и месту CIO в штате современного посткризисного предприятия.

7. Что все это значит для IT-отрасли


Как известно, любой кризис болезнен, но в конечном итоге в большинстве случаев идет на пользу. Чем-то все произошедшее в IT за последние несколько лет напоминает, например, постоянно происходящую смену поколений летательных аппаратов. Накапливается определенная сумма технологий, делаются новые изобретения и наконец все воплощается в новейшем красавце-самолете, на голову опережающем конструкции десятилетней давности.

Два главных изменения, которые должны пройти повсеместно в корпоративных IT — технологии станут легкими, распределенными и модульными, а персонал по большей части привлекаемый извне для решения конкретных задач. Ну а дальше, наверное, повторится история бытовой техники — для того, чтобы работал телевизор, не нужно держать штатного телемастера в каждой квартире.

Открытым остается вопрос о степени «оцифровки» — действительно нужно ли срочно и полностью переводить все информационные потоки предприятия в цифровую форму? Очень может быть, что нет. Короткие и хорошо описанные процедуры вполне могут заканчиваться в пределах предприятия или даже подразделения, выдавая для последующей обработки ряд определенных параметров. Так будет реализоваться повышение разумности каждой операции с одновременным уменьшением объемов обрабатываемых числовых массивов.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT