`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Денис Довгополый

Подводим итоги года

+44
голоса

Задавшись целью подвести «стартапные» итоги, просмотрел свой календарь за год. Вспомнилось очень много встреч, поездок, мероприятий. Чем же год 2010-й на мой взгляд отличался от предыдущих?

Сведя статистику, я увидел то, что искал. И отразил это в очень коротком и лаконичном посте в своем блоге – он то и вызвал кучу вопросов. По меньшей мере два письма дали понять, что я не единственный, кому пришла именно эта мысль.

Так, как вопросов получилось много, то напишу немного подробнее. За прошедший год в Украине прошло много разных событий, которые повысили интерес к отрасли технологического и интернет-бизнеса, а также закрепили несколько успехов. Что же это за события? Наверняка я не перечислю все, но хотя бы основные, на мой взгляд.

Startup Crash Test стал регулярным. Аудитория сократилась, – если раньше мы привлекали до 500 человек, то теперь 100-200. Пропали пассажиры и случайные люди. Посетители перестали ходить на каждое мероприятие, а приходят только тогда, когда им необходимо общение. Усматриваю в этом большой позитивный тренд.

Эти же люди начали встречаться небольшими группами вне мероприятия. Как итог – отрасль задышала своей жизнью. И теперь даже если вдруг SCT перестанет проводиться, то сообщество продолжит жить. «На ура» прошел выездной SCT на корабле летом, собрав более 120+ человек. Думаю этой зимой мы соберемся на выездную сессию аудиторией 300+ человек, судя по интересу. Жалко спонсоры не откликаются.

Успешно прошла IDCEE (Investor Day Central and Eastern Europe) – инвестиционная конференция, ориентированная не только на Украину, но и на весь регион Центральной и Восточной Европы. Мы собрали рекордное число участников из большого количества стран, спикеры были мирового уровня. Это была действительно серьезная заявка не только с нашей стороны, но, что не менее важно, удалось показать Украину, как серьезного игрока на технологическом рынке. Тем самым мы привлекли внимание Европы и к следующему мероприятию. Уже начали подготовку и надеюсь нынешней осенью будет еще интереснее.

К концу года все почти забыли про конференцию, которая прошла весной, 1-го апреля – iForum. Событие собрало почти 3 тыс. человек, став, пожалуй, самым масштабным за историю проведения интернет-конференций в Украине. На инвестиционной части были не только представители украинских компаний, но и российских. В этой секции приняли участие свыше 600 человек, что сделало секцию крупнейшим локальным событием для наших стартапов и интересующихся. В этом году ожидается значительно больше участников. Возможно даже 5 тыс.

Конкурс «Инновационный прорыв», который был ориентирован прежде всего на ученых, тем не менее принес вклад в копилку. Маркетинг и ПР, особенно региональный, дали очень сильный толчок. Круглые столы в рамках конкурса и участие в нем спикеров из-за рубежа были хорошим фактором влияния. Приз – поездка в Кремниевую Долину стал хорошим мотиватором.

Мы выделили в отдельную структуру наш инкубатор GrowthUP, в рамках которого провели пилотную сессию и решили проводить их каждый квартал.

В целом стоит отметить, что за минувший год многие украинские предприниматели приняли участие в ключевых мировых конференциях -TechCrunch Disrupt, Techcrunch Moscow, Le Web, The Next Web, DLD, Demo, WEB2.0, Seedcamp, The Marker.

Активизировались инвесторы – кроме недавно созданного Викторией Тигипко фонда TA Venture, наблюдался повышенный интерес со стороны бизнес-ангелов, пошли корпоративные инвестиции. На отрасль начали обращать внимание бизнес-школы.

Большое количество проектов в 2010 г. добились серьезного прогресса. Одни стартовали (например, kabanchi.com, Thickbutton), другие предприняли рывок в развитии (invisibleCRM, expopromoter), а некоторые получили серьезный раунд инвестиций (Viewdle).

Все эти события фактически удвоили ядро отрасли – увеличили группу тех интернет-предпринимателей, которые ориентированы на построение стартапов, в том числе с привлечением инвестиций. Кроме того, увеличилось на порядок количество «сочувствующих», которые внимательно следят за отраслью.

Почему же, если наблюдался такой количественный рост заинтересованных в теме, мне не удалось собрать больше 200 стартапов на ревью? На фоне того, что даже в кризисный год, их было не меньше 300, а в спокойные годы эта цифра достигала почти 500. Выросла доля проектов из России, и даже появились из Европы и Израиля. Почему так?

Потратив полдня на анализ проектов 2010 г., я пришел к выводу, что они стали значительно сильнее. Наши предприниматели и даже начинающие, начали мыслить рыночными категориями, анализировать бизнес-модели и прогнозировать возможное развитие. Серьезно сократилась доля «проектов» собрались-придумали-сделали-чешимзатылокчтодальше. Как это не парадоксально, но самые слабые проекты прошлого года имеют уровень, который 2006-2007 гг. можно было бы отнести к более-менее уверенным.

Как это объяснить?

Прежде всего, все вышеописанные события, подвели всех участников процесса к мысли, что в терминах «технологический бизнес» и «интернет-бизнес» все-таки главная часть – БИЗНЕС. И проекты, которые были лишь на уровне «идеи» не продолжают развитие и не доходят до инвесторов и экспертов. Доля таких проектов значительно сократилась.

Предприниматели за предыдущие годы получили хороший опыт анализа сложных рынков, безуспешных бизнес-моделей, неудачной идентификации проблем потребителя, как результат проекты, в которых они встречаются, на уровне проработки отсекаются сразу.

Те, кто считал, что написав пару бумажек, они могут легко получить инвестиции, ушли с рынка искать счастье в других направлениях.

В отрасль пришли предприниматели из оффлайн-бизнеса, которые жестко настроены на построение не просто работающих, но зарабатывающих структур, что тоже резко улучшило статистику.

Таким образом, при резком падении количества новых стартапов отрасль потихоньку вырастает из коротких штанишек, и я считаю именно 2010 г. стал прорывом.

В минувшем году отрасль вышла из кризиса, ведущие мировые интернет-тренды дошли до Украины и России и начали оказывать положительное влияние на рынок. На локальных рынках стали появляться действительно инновационные проекты, наши предприниматели активно начали выходить на просторы США и Европы.

В году наступившем нам необходимо закрепить успех и двигаться вперед. Работы предстоит много, так что давайте пожелаем друг другу успеха в 2011 г. Удачи!

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT