`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Поделись программкою своей...

0 
 

В истории IT-индустрии было немало различных ярких явлений, одно из них, несомненно, shareware -- условно-бесплатное ПО. Эта идея, в большей степени, конечно же, маркетинговая, произвела настоящую революцию в 80-х годах и, несмотря на уже достаточно приличный возраст, продолжает и сегодня серьезно влиять на развитие всего рынка программных продуктов.
Выбор темы shareware на первый взгляд может показаться довольно неожиданным -- изобретение не новое, примеров сколько угодно. Тем более что в последнее время даже толкование этого термина стало весьма расплывчатым. Буквально все современное ПО -- любых размеров и назначения -- распространяется по принципу "try before buy", однако конкретные условия могут весьма разниться и в большинстве случаев не иметь ничего общего с классическим пониманием "условной бесплатности". И хотя наши авторы постараются и в этих вопросах расставить точки над "i", мы в первую очередь предлагаем взглянуть на shareware как на одно из очевидных опровержений расхожего мнения, что "один в поле не воин" -- во всяком случае, в сфере IT.

Действительно, малочисленность программистских коллективов является чуть ли не единственным сохранившимся по сей день изначальным признаком shareware. Кого-то это может даже отпугнуть -- ведь рано или поздно разработчику придется выполнять совершенно несвойственные ему функции. Однако не боги горшки обжигают, тем более что на помощь "шароварщику" готовы прийти многочисленные онлайновые службы. Зато он получит исключительную возможность реализовать свой творческий потенциал, а вдобавок окажется застрахованным от многих недостатков крупных компаний и коллективов.

Небольшие истории успешных (как в творческом плане, так и в коммерческом -- везде и всегда бы так!) проектов, составленные со слов их создателей, призваны подтвердить принципиальную возможность организации shareware-бизнеса и в отечественных условиях. Ниши имеются, необходимые средства -- тоже, границы же информационным технологиям -- не помеха. А размышления о целесообразности разработки shareware-программ для той или иной сферы современного IT-мира помогут более осознанно направить свои усилия.


Казалось бы, слова "shareware" и "условно-бесплатное программное обеспечение" потеряли свою былую актуальность и для многих людей, знакомых с компьютерами 10--15 лет, скорее, имеют привкус прошлого, напоминают о давно ушедших временах DOS и Norton Commander. Однако, по оценкам различных аналитиков, оборот на рынке shareware сейчас составляет порядка 300 млн. долл. в год и продолжает активно расти, равно как и число программных продуктов, распространяемых по принципу "условно-бесплатно". Cегодня в Сети можно обнаружить около 400 каталогов условно бесплатного ПО, на которых зарегистрировано приблизительно 100 тыс. различных программ. Так что данная тема заслуживает более детального рассмотрения: как все это начиналось, что представляет собой сегодня и какие открываются перспективы?


Немного истории

Поделись программкою своей...
Джим Кнопф (Jim Knopf) -- родоначальник shareware
"Отцом" shareware принято считать Джима Кнопфа (Jim Knopf). 20 лет назад -- в 1982 г., когда только-только появились первые персональные компьютеры -- он написал небольшую программку на Бейсике для хранения и печати почтовых адресов -- Easy File. Автор так увлекся ее разработкой, что это превратилось в хобби, которое начало отнимать все свободное время. Программа стала более универсальной, с ее помощью можно было вести практически любые базы данных. Многие знакомые Джима Кнопфа в то время покупали свои первые IBM PC, и он бесплатно раздавал Easy File всем, кого она заинтересовала.

Знакомые передавали ее своим знакомым, те -- своим, и в скором времени программа стала довольно популярной. К автору стали обращаться с пожеланиями по ее развитию и усовершенствованию, и возникла проблема оповещения пользователей о выпуске очередных версий. E-mail тогда еще не была распространена, а отправка писем обычной почтой отнимала много времени и стоила денег. Поэтому Джим Кнопф поместил в программу обращение, в котором просил тех, кто хотел бы получать новости о ней, прислать ему $10.

Буквально первый же пользователь Easy File, получивший версию с обращением, перезвонил Джиму Кнопфу и сказал, что похожую просьбу о добровольном пожертвовании он видел в еще одной программе -- PC-Talk Эндрю Флюгельмана (Andrew Fluegelman). Авторы двух программ встретились, и Флюгельман предложил Кнопфу присоединиться к его маркетинговому эксперименту -- бесплатно распространять свое ПО, но просить тех, кому оно понравилось и кто стал им пользоваться, прислать небольшую денежную сумму авторам на дальнейшее его развитие. Свою новую экономическую идею Флюгельман назвал словом freeware, которое, кстати, запатентовал, лишив, таким образом, других программистов права им пользоваться.

Кнопф принял предложение, изменил название своей программы на PC-File, поднял сумму пожертвования с $10 до $25, как и у PC-Talk, в каждую программу была добавлена ссылка на другую. В общем-то, на этом сотрудничество Флюгельмана и Кнопфа и завершилось. Еще в 1982 г. Флюгельман стал главным редактором открывшегося тогда журнала "PC World", времени на развитие PC-Talk не оставалось, и спустя некоторое время он стал распространять свою программу с исходными текстами, предоставляя возможность пользователям самостоятельно ее дорабатывать. К сожалению, в 1985 г. Эндрю Флюгельман умер, и PC-Talk прекратила свое существование.

Детищу Джима Кнопфа сопутствовал весьма неплохой коммерческий успех, а после выхода нескольких статей, посвященных PC-File, эта программа стала настоящим хитом. В то время Кнопф работал в IBM, получал приличную зарплату и считал, что такую надежную работу не оставит, даже если ему предложат вдвое больший оклад. Однако уже летом 1984 г. PC-File стала приносить ему в десять раз больше денег, чем он имел в IBM! Интересно, что как раз в то время, когда вышла первая публикация о его продукте, Джим Кнопф с семьей проводил свой отпуск на Гавайях. По возвращении он обнаружил, что весь первый этаж его дома в несколько рядов заставлен коробками с конвертами -- и во многих лежали денежные чеки за PC-File! Большую часть лета, включая выходные, сыну Кнопфа пришлось просто сидеть и обрабатывать эту почту.

Не в силах более совмещать две работы, Джим Кнопф уволился из IBM и основал собственную компанию -- Buttonware. Такое название было выбрано потому, что свою программу Кнопф распространял под псевдонимом Джим Баттон (Button) -- это имя ему казалось более привлекательным с маркетинговой точки зрения, к тому же слово "knopf" по-немецки означает то же самое, что и "button" по-английски, т. е. "кнопка". Buttonware стала быстро расти, и уже через несколько лет она стала выпускать более 10 программных продуктов, ее штат насчитывал около 35 сотрудников, а годовой оборот достиг 4,5 млн. долл., общее же число зарегистрированных пользователей превысило миллион. Кто знает, как бы сложились дела у Buttonware, но после перенесенного в начале 90-х сердечного приступа Кнопф продал свой бизнес и ушел на покой. Развитие PC-File остановилось на версии 8, выпущенной в 1994 г. Желающие и сегодня могут загрузить эту легендарную программу для DOS или Windows по адресу www.atlantic-coast.com/pcfile/index.htm.

Сам термин shareware появился в 1984 г. Впервые его применил Боб Уоллес (Bob Wallace) для своей программы PC-Write. Он не стал накладывать каких-либо авторских ограничений на использование этого термина, поскольку и сам когда-то вычитал его в одном из компьютерных журналов. Очень быстро слово shareware было принято повсеместно, вытеснив ранее использовавшиеся для обозначения данного типа ПО слова freeware и user supported software. В целях популяризации shareware и помощи разработчикам в продвижении своих продуктов в начале 1987 г. в США была создана специальная организация -- Association of Shareware Professionals, которая сегодня насчитывает около тысячи участников. Она занимается изданием бюллетеней, поддержкой форумов, проведением конференций, посвященных проблемам shareware.

За свою долгую историю понятие shareware несколько размылось. С одной стороны, огромное число программных продуктов сегодня распространяются по принципу "try before buy" (попробуй, прежде чем покупать). По сути, такой способ продажи ПО стал в настоящее время доминирующим. С другой стороны, под маркой shareware иногда выпускаются программы, в лицензионном соглашении которых строго запрещается их копирование, что, собственно, прямо противоречит самой идее. Конечно, "настоящие" условно-бесплатные программные продукты, shareware по духу, остаются. Это всегда небольшие и недорогие программы, разрабатываемые в одиночку или очень небольшой группой программистов и распространяемые через Internet. Как правило, они выполняют всего несколько функций, но зачастую делают это не хуже, чем продукты ведущих мировых производителей ПО.


Причины успеха shareware

Поделись программкою своей...
"PC-File 8 для Windows"
Успех нового способа продажи ПО на первый взгляд может показаться необъяснимым -- кто будет платить за то, чем можно пользоваться совершенно бесплатно, причем абсолютно законно?! Как вспоминает Джим Кнопф, когда он рассказал жене о том, каким образом он собирается заработать, она просто назвала его глупым стариком, возомнившим, что кто-то добровольно пришлет деньги за его программу. Да и сам Кнопф ожидал получить в лучшем случае несколько сотен долларов. Почему же у него и многих других авторов условно-бесплатного ПО все вышло по-другому?

Существует несколько объяснений. В то время обычное ПО продавалось по формуле "деньги вперед", а shareware можно было бесплатно взять, проверить, насколько оно устраивает, и только после этого за него заплатить. Причем цена shareware-программы могла быть во много раз ниже, чем у аналогичной коммерческой. Ведь отсутствовали затраты на рекламу, изготовление коробки и печатной документации, транспортные расходы, магазинные и розничные надбавки и т. п. Первое shareware распространялось обычно либо на дисках, выпускаемых различными компьютерными клубами и сообществами, либо через BBS -- оба способа были для разработчиков совершенно бесплатными. Ко всему прочему новый вид ПО притягивал внимание компьютерных журналов, часто ему отводились постоянные рубрики, и многие shareware-программы становились широко известными благодаря публикациям в прессе, что также ничего не стоило авторам этих программ.

Кроме того, не запрещалось копировать shareware и делиться им с друзьями -- напротив, авторы поощряли как можно более широкое распространение своих программ ("share" по-английски означает "делиться"). А коммерческое ПО было отягощено всякими механизмами для борьбы с нелегальным копированием. Многие, наверное, еще помнят, как приходилось возиться с разными hasp-устройствами для параллельных портов, нестандартно отформатированными дискетами, привязками к физическим особенностям компьютера и другим "удобствам", сопровождавшим многие продаваемые программы. Причем те, кто не хотел платить, все равно находили различные возможности этого не делать, а настоящие легальные пользователи вынуждены были отдуваться за всех. Случалось, что с установленным hasp-ключом отказывался печатать принтер, или из-за простой смены винчестера приходилось снова связываться с продавцом ПО и просить новую копию инсталляционной дискеты, потому что со старой переустановить программу было нельзя.

Можно назвать и другие положительные моменты, повлиявшие на успех условно-бесплатного ПО. Так, технической поддержкой shareware занимается практически всегда сам разработчик, который, конечно, лучше всех знает, как устроена его программа, и поэтому может дать точный и исчерпывающий ответ на любой вопрос. Shareware, как правило, чаще обновляется, и его новые версии быстрее доходят до пользователей. Кстати сказывается и то, что практически вся сумма, уплаченная за ПО, достается его разработчику.


"Разно-ware"

Конечно, когда персональные компьютеры стоили несколько тысяч долларов, заплатить, скажем, дополнительно еще пару сотен за набор shareware-программ представлялось не такой уж большой тратой, тем более что все их можно было предварительно испытать. Но жизнь быстро меняется, а в сфере IT -- даже быстрее, чем в других. Компьютеры подешевели, область их применения расширилась, программ для них стало значительно больше, а энтузиазма у пользователей -- меньше. Побудить их заплатить деньги стало труднее, поэтому было придумано множество механизмов, как это лучше сделать.

В классическом стиле поступают создатели nagware -- ПО, которое вполне нормально функционирует, но периодически показывает пользователю назойливые окошки (nag screens), напоминающие о необходимости заплатить автору такую-то сумму денег. Это один из самых распространенных видов shareware, в частности, так себя ведет архиватор WinRar. Чаще всего, чтобы убрать надоедливые окна, необходимо ввести ключевое слово, которое можно получить, только должным образом зарегистрировав программу. Но бывает и так, что nag screens отключаются простым нажатием кнопки типа "Я уже заплатил". Оказывается, такой способ заставить пользователя заплатить является весьма действенным -- многие не хотят идти на явный обман и не нажимают такую кнопку, не выполнив регистрации, и рано или поздно либо платят, либо деинсталлируют программу.

Конечно, для множества пользователей требуется более сильное воздействие, поэтому большая часть shareware распространяется в виде crippleware -- изначально в программе открыты лишь некоторые основные функции, а остальные возможности становятся доступны только после регистрации и ввода правильного серийного номера. По такому принципу, например, распространяется популярный файловый менеджер Far.

Применяется также подход, при котором незарегистрированная программа функционирует лишь в течение некоторого испытательного периода (или, скажем, допускает ограниченное число запусков), по истечении которого она перестает работать и для продолжения требует ввода серийного номера или некоторого ключевого слова. Такое ПО обычно называют trialware.

Характерным способом распространения игровых программ является demoware. Пользователю бесплатно дается сильно усеченная копия игрушки, по которой он все же сможет судить о качестве и привлекательности оригинала. И хотя многие разработчики, применяющие принцип demoware, причисляют свои продукты к shareware, такой подход, конечно, не вписывается в классическую концепцию условно-бесплатного ПО, поскольку демонстрационная версия -- это скорее рекламный материал. Настоящая программа может, скажем, предъявлять другие (намного большие, чем демо) требования к компьютеру, отличаться сценарием и т. п.

В последние годы у nagware появилась еще одна разновидность -- adware. Только здесь роль надоедливых окошек с напоминаниями играют рекламные баннеры. По принципу adware часто продвигаются всякие программы, работающие c Internet. Например, так распространяется броузер Opera. Неприятной особенностью adware является то, что, помимо загрузки лишних килобайт, многие программы ради показа более точно адресованной рекламы нарушают приватность пользователя, тайно собирая информацию о компьютере, где они установлены, и отсылая ее на свой сервер.


Местные перспективы

Так уж сложилось, что в Украине, как, впрочем, и в других странах бывшего СССР, за компьютерные программы, в том числе и за shareware, платить не принято. Конечно, вполне уместная для США просьба прислать чек на $10 куда-нибудь в Калифорнию для нашего пользователя является совершенно невыполнимой. Мало того, что, как правило, у него нет ни валютного счета, ни чековой книжки, ни кредитной карточки, так и $10 по местным меркам -- сумма несколько иного масштаба.

Естественно, это не оправдание нелегального использования ПО, но даже несмотря на антипиратские рейды, проверки, уголовные дела и прочие "беспокойства", массового перехода на лицензионно чистые программные продукты пока не наблюдается. Возможно, в крупных организациях этот процесс все же как-то будет двигаться, но что касается мелких компаний и домашних пользователей, а именно эти сегменты являются пока основными потребителями shareware, то, похоже, здесь в ближайшей перспективе изменения не предвидятся. Однако не стоило бы и заводить весь этот разговор о shareware, если бы к нам это совсем не имело отношения.

Да, приобретать shareware мы зачастую пока не можем, но для того чтобы его разрабатывать и продавать там, где его покупают, в нашей стране сложились почти идеальные условия. Есть потенциальные авторы -- квалифицированные программисты, имеющие компьютеры и желание заработать. Разместить свою программу в Internet и сделать возможным ее продажу в онлайне тоже не очень сложно. И, что немаловажно, есть способы абсолютно легально оформить эту деятельность и платить вполне разумные налоги. Просто не все знают, какие практические шаги необходимо предпринять, чтобы все осуществить, но это уже тема для отдельной статьи.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT