`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Почва для роста

Статья опубликована в №40 (750) от 9 ноября

0 
 

Подпитываемый стабильно высоким спросом на смартфоны глобальный рынок мобильных телефонов претерпевает основательные трансформации. За пределами узкой обоймы лучших отраслевых игроков один за другим оказываются старожилы, сильные позиции которых в недалеком прошлом обсуждению не подлежали.

Смартфонам тесно

Участь Motorola, в прошлом году окончательно уступившей позиции в Топ 5, по итогам III квартала постигла Sony Ericsson. Впервые за шесть лет мониторинга специалистами IDC рынка сотовых терминалов шведско-японское СП, за отчетный период направившее в каналы 10,4 млн устройств, вышло из борьбы за место в когорте крупнейших поставщиков. Не исключено, что под натиском ZTE и других бурно развивающихся азиатских брендов, а также авторитетных в конвергентной нише вендоров во главе с HTC, в обозримой перспективе рокировки будут продолжаться. Новички без промедления обживаются на территории аутсайдеров – лучшая позитивная динамика зафиксирована именно у Apple и RIM.

В то же время взрывной рост интереса к смартфонам способен привести к излишней напряженности в среде производителей. За рассматриваемый период ряд игроков, в том числе Nokia и Sony Ericsson, заявили, что на объем продаж аппаратов негативное воздействие оказал дефицит отдельных компонентов, в частности AMOLED-дисплеев и полупроводников. Причем, принимая во внимание не менее высокий рост интереса к планшетам, в ближайшем будущем обозначенную проблему решить вряд ли удастся. В более выгодном положении находятся Samsung, LG и другие компании, располагающие собственным производством.

Таким образом, основным вдохновителем развития индустрии, по меньшей мере до конца 2014 г., останутся смартфоны. Причем только в 2010 г. отгрузки этих продуктов возрастут на 55% к прошлому году. Что касается промежуточных результатов, то согласно последним сводкам IDC с июля по сентябрь поставки мобильных телефонов достигли 340,5 млн устройств. Учитывая, что годом ранее этот показатель равнялся 297,1 млн, налицо рост на 14,6%. В общей массе отгруженных аппаратов на долю смартфонов пришлось 81,1 млн устройств, что говорит о росте конвергентного сегмента на 89,5% относительно III квартала прошлого года. Исходя из существующей динамики эксперты прогнозируют, что к концу 2010 г. более 20% всех поставленных в каналы мобильных телефонов будут конвергентными.

О возрастающем влиянии смартфонов на мировой мобильный рынок можно судить и по лавинообразному увеличению количества данных, переданных с помощью подобных устройств. По подсчетам аналитиков компании Informa, в настоящее время на долю смартфонов приходится не менее 65% генерируемого во всем мире мобильного трафика, и это при том, что конвергентными аппаратами обладают лишь 13% абонентов сотовой связи. Ожидается, что в течение ближайших пяти лет средний объем трафика, создаваемый одним пользователем (ATPU), возрастет на 700%. По состоянию на начало ноября среднемесячное значение ATPU достигло 85 Мб, а единоличным лидером по объему трафика является Apple iPhone. Вслед за ним идут смартфоны под управлением ОС Android.

Обосновались в плюсе

Бизнес Nokia остается в подвешенном состоянии. По сравнению с кризисным прошлым годом поставки компании возросли лишь на 2%, а со второй четвертью текущего – на 1% сократились. Однако из 110,4 млн отгруженных за квартал устройств к категории смартфонов относилось 26,5 млн, что говорит о позитивной динамике конвергентного направления – на 61% к прошлому году. Тем не менее период с июля по сентябрь, который телеком-гигант завершал под руководством нового CEO Стивена Элопа, принес подразделению Devices & Services операционную прибыль в размере 1,1 мдрд долл., что на 26% превысило результаты аналогичного отрезка времени 2009 г. В течение квартала вендор отправил в свободное плавание долгожданную флагманскую модель смартфона N8. На телефонном направлении в борьбу за покупателя вполне успешно вступили объединившие в себе сенсорный экран и традиционную клавиатуру аппараты X3 и Х5. На волне широкого признания моделей E71 и E72 вендор продолжил жизнь модельной ветки QWERTY-решений, запустив в серию смартфон Е5. Набирает обороты популярности и онлайновый магазин Ovi Store. По подсчетам финнов, в конце квартала с обозначенного ресурса ежедневно фиксировалось более 2,7 млн загрузок.

Очередная вершина покорилась Samsung – корейцам впервые удалось преодолеть рубеж в 70 млн отгруженных аппаратов. Не менее важным достижением можно считать удвоение объема поставок смартфонов относительно предыдущих трех месяцев. На фоне постепенного восстановления покупательной способности произошло это во многом усилиями Android-комбайна Galaxy S i9000, а также построенного на платформе Bada аппарата Wave. Что интересно, квартальные продажи Galaxy S уже достигли 7 млн устройств. Благодаря интересу покупателей к аппаратам с высокой нормой прибыли средняя отпускная цена телефонов Samsung по показателю «квартал к предыдущему кварталу» возросла на весомые 14%, до $122. Операционная прибыль телекоммуникационного подразделения Samsung, которое, помимо телефонов, занимается беспроводным сетевым оборудованием, по итогам третьей четверти достигла 1 млрд долл., тогда как годом ранее ее значение было зафиксировано на уровне 845 млн. Не останавливаясь на достигнутом, до конца 2010 г. Samsung планирует начать продажи Wave 2, а также усилить позиции на развивающихся рынках запуском нескольких смартфонов в нижнем ценовом диапазоне.

А вот дела другого корейского представителя первой пятерки обстоят гораздо хуже. Несмотря на третью позицию, квартальные доходы LG Electronics в телефонном бизнесе сократились на 30% к прошлому году. Среди основных причин – снижение интереса к испытывающей недостаток новых моделей продуктовой линейке компании на зрелых рынках, особенно в приоритетной для вендора Северной Америке. Как результат, в общей сложности поставки LGE в третьей четверти года сократились на 10%. Тем не менее исправить ситуацию уже в самом скором времени способен глобальный старт продаж смартфона Optimus One, в том числе версий Optimus под управлением Android Gingerbread, а также моделей с инсталлированной Windows Phone 7.

Ворвавшись в рейтинг сильнейших, Apple разместилась сразу на четвертой позиции. Продемонстрировав наилучшие темпы прироста поставок среди членов Топ 5 в годовом сопоставлении, вендор почти на 1,7 млн устройств обогнал ближайшего преследователя. Немаловажным слагаемым высокой результативности следует считать начало реализации iPhone 4 в 17 новых странах. Нетрудно заметить, что на показателях компании практически не отразился скандал с неустойчивым приемом сигнала антенной iPhone 4, имевший место на старте продаж.

Сравнительно высокой динамикой роста отчиталась RIM. Очередному обновлению рекорда квартальных поставок вендор обязан развивающимся регионам, особенно Латинской Америке, которые активно отдают предпочтение Curve 8520 и другим моделям начального ценового диапазона. По результатам последнего финансового квартала доход канадцев повысился к прошлому году на 31%, до 4,62 млрд долл., причем 79% обозначенной суммы получено именно благодаря отгрузкам смартфонов, а 17% – от предоставления услуг. За рассматриваемый период пользовательская база BlackBerry возросла на 4,5 млн человек, составив в итоге свыше 50 млн.

В ожидании высокого сезона

Конвергентные разработки были наиболее мощным стимулятором мобильного рынка Северной Америки. В пятерке самых популярных моделей квартала львиную долю занимают смартфоны. Лидером продаж эксперты единодушно назвали Apple iPhone 4. Вторым по-прежнему следует смартфон BlackBerry Curve 8500 от RIM, а замкнул первую тройку телефон-мессенджер LG Cosmos. Оставшиеся позиции Топ 5 разделили смартфоны Motorola Droid X и HTC EVO 4G. Что интересно, наиболее популярной ОС для смартфонов стала Android, установленная на 44% реализованных с июля по сентябрь устройств. В то же время Apple iOS улучшила позиции только на 1%, взяв под контроль 23% рынка. Гораздо хуже дела у RIM OS – по итогам третьей четверти года в активе аппаратов под ее управлением оказалось лишь 22% регионального рынка, тогда как во II квартале на долю RIM приходилось 28% всех реализованных в регионе смартфонов. Ход событий не удалось переломить даже после выхода BlackBerry Torch 9800. Впрочем, этот продукт продавался немногим более половины квартала.

Усилиями iPhone 4 и Android-моделей от Samsung и HTC рост поставок в Западной Европе также был обеспечен смартфонами. Немаловажным элементом поддержки высокого интереса потребителей стало щедрое субсидирование этих устройств операторами связи. Вместе с тем продажи в странах CEMA увеличивались крайне медленно, вследствие чего в общем объеме реализованных аппаратов конвергентным оказался лишь каждый пятый.

Действие мощных конкурентных сил отмечалось в странах APeJ. C одной стороны, бренды локального уровня, такие как Micromax, Nexian и i-Mobile, методично отвоевывали территорию у лидера региона – Nokia – в бюджетном сегменте. С другой, поток недорогих решений на базе Android выталкивает конкурирующие решения из ниши смартфонов. Весомых успехов в конвергентном сегменте APeJ добились Huawei, Lenovo и ZTE. В Японии рост продаж телефонов обеспечивался стараниями местных вендоров Sharp, Panasonic, Fujitsu и NEC.

В экспертной среде склонны полагать, что по итогам 2010 г. объем реализованных мобильных телефонов способен преодолеть рубеж в 1,4 млрд устройств.

Развитие рынка мобильных телефонов в III квартале 2010 г.
Вендор III квартал 2010 г. III квартал 2009 г. Изменение, %
Поставки, млн шт. Доля рынка, % Поставки, млн шт. Доля рынка, %
Nokia 110,4 32,4 108,5 36,5 1,8
Samsung 71,4 21,0 60,2 20,3 18,6
LG Electronics 28,4 8,3 31,6 10,6 -10,1
Apple 14,1 4,1 7,4 2,5 90,5
RIM 12,4 3,6 8,5 2,9 45,9
Другие 103,8 30,5 80,9 27,2 28,3
Всего 340,5 100,0 297,1 100,0 14,6
По данным IDC.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT