`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Денис Довгополый

Почему я не верю в краудфандинг

+35
голосов

Прочитал статью Юрия Аммосова, с которым познакомился в Долине еще в 2005 г. С тех пор виделся с ним в Москве пару раз и иногда читал его заметки. По последней прочитанной хочу высказать свое мнение.

За попытками поднять краудфандинговые проекты слежу давно. С 2007 г. видел несколько десятков таких проектов, как в Европе, так и в США. Более того, мне посчастливилось присутствовать на встрече основателей Kickstarter с группой инвесторов, когда они еще искали модель. Говорил на эту тему с разными инвесторами из Долины и Европы. Так что знаком с темой не понаслышке.

Давайте сразу разделим карудфандинг и краудприпеймент.

Разберемся сначала со вторым. На примере того же Kickstarter, поскольку по сути – это сбор предоплаты. Чаще всего, собранных денег не хватит на запуск серьезного продукта и придется еще получать инвестиции. Любой, кто знаком с экономикой стартапа на ранних стадиях, понимает, что если все R&D перенести на себестоимость опытной партии, то партия получится золотой. Не говоря о том, что опытная партия все равно по себестоимости очень далека от серийного производства. Зачем же нужен Kickstarter? Когда мы приходим к инвестору, он хочет увидеть проверку гипотезы, что продукт востребован на рынке. Высшая степень обязательства (commitment) со стороны потребителя – внесение денег за еще не существующий продукт. И это то, что хочет получить инвестор. Если вы вывели несуществующий продукт на Kickstarter (или любую другую платформу) получили вместо 1000 ожидаемых продаж 5000. Инвесторы будут рады профинансировать продукт, так как один из рисков снят. И это классно.

Обращаем внимание на два момента:

  1. В 95% случаев для сложного продукта (комбинация железяка + сервис) поднятых денег не хватит и надо будет поднимать раунд все равно. Другое дело, что денег надо брать уже меньше, вероятность больше. Но сроки уже будут поджимать, взяты обязательства поставить продукт к определенной дате.
  2. Покупатели и проект не вступают в отношения «инвестор – объект инвестирования». Это предоплата и до поставки товара покупатель находится в положении кредитора. В случае невыполнения обязательств по поставке он может подать в суд на основании защиты прав потребителя и скорее всего выиграет, что закончится банкротством проекта. Такое происходит довольно часто, просто об этом не говорят. Я знаю юристов, которые покупают на Kickstarter на $1000 в месяц, и инициируют суды по банкротству, получая патенты, если есть, промдизайн, торговые марки.

А что с настоящим краудфандингом, когда в проект входит действительно много инвесторов. Да, AL позволяет делать синдикаты. Да и я видел вживую синдикат из 32 инвесторов. Т.е. технически это возможно. Но что мешает это сделать практически. Есть несколько причин. Рассмотрим:

  1. Уровень рисков в отрасли. Он очень высок. Если на рынок пустить непрофессиональных инвесторов, то большинство их ставок будут прогорать. Только некоторые смогут получить приемлемый доход. Это системная проблема. После того, как у любого нормального человека сгорит несколько ставок в тысячу, а то и больше долларов, он разочаруется в таком способе инвестирования. Среднестатистический гражданин не понимает, как это работает. Все хотят вложить в новый Facebook, но понятия не имеют, что за каждой громкой историей стоят сотни, если не тысячи банкротств. Между тем ангелы, как и институциональные инвесторы, понимают куда они вкладывают, поэтому относятся философски к проигрышам.
    Привлечение «хомячков» сразу привлечет профессиональных мошенников (сейчас есть команды, которые ездят по конкурсам и срывают денежные призы, и таких около 30% на всех конкурсах, они не хотят строить бизнес, они хотят за год получить 1 млн долл. из 20 конкурсов и 10 грантов). Вот они и придут на такие площадки и будут снимать сливки. У них все хорошо с презентациями, документами и бизнес-планами. И через год, народ будет шарахаться от таких площадок, как черт от ладана.
  2. Какую ответственность несет площадка перед инвесторами? Какого уровня проекты туда выходят? Выйти на биржу – еще та задача. Как с точки зрения аудита и законодательства, так и с точки зрения роадшоу. А что тут? Если делать серьезный аудит, то кто за него будет платить? Стартап? Нету у него денег. Ну нету. Такой аудит будет стоить от 20 до 50 тыс. долл. Ииии? Вкладчики? Тоже непонятно. Значит, считаем, что никакого аудита, duedil или даже background check делаться не будет, а если будет, то очень условный. Значит, риски инвесторов очень сильно возрастут.
  3. Не секрет, что 90% предпринимателей разгильдяи, которые сосредоточены на бизнесе. Я знаю нескольких предпринимателей, которые поднимали деньги ТОЛЬКО для того, чтобы иметь ответственность перед кем-то. Это дисциплинирует. Когда есть один человек, который тебя раз в месяц спрашивает «как дела» и ты должен ему ответить внятно и конкретно, с пониманием, что он может физически прийти и проверить. И у такого ангела и фонда есть юристы, а главное, у него таких проектов конечное количество. А у платформы оно условно бесконечное (площадка технически не может проверять большое количество стартапов – дорого и неэффективно). И что? ми имеет ситуацию, при которой любой стартап, привлекший деньги от ангела или фонда в среднем становится более ответственным, а любой стартап привлекший деньги на краудорсинговой площадке никому ничего не должен.
  4. Как ни крути, хорошие стартапы легко поднимают деньги у сильных инвесторов. 90% выходов (exit) приходится менее чем на 5% фондов. Это значит, что все сильные проекты разобраны. И, если с рынка уходят 2% самых сильных стартапов (которые хорошо продаются потом), а краудсорсинговым площадкам достанутся стартапы второго и третьего эшелона, разбавленные мошенниками и без ответственности перед инвесторами. То какой же будет процент успешных проектов?

Тот, кто решит эти четыре проблемы – сломает индустрию. Но пока я не вижу никого, кто хоть сколь-нибудь близко подошел к решению.

И да, на данный момент мы видим что в отрасли происходят изменения. За счет того, что R&D в софтовых проектах и затраты на инфраструктуру упали в разы за последние годы. Ранние раунды тоже стали меньше. И сейчас фонды активно вытесняются суперангелами и синдикатами из ниш Seed Round и даже Round Serias A. Но снова акцентирую внимание на то, что ангелы могут трезво оценивать риски и они готовы к потерям.

Почему я не верю в краудфандинг

+35
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

>а краудсорсинговым площадкам достанутся стартапы второго и третьего эшелона

Так kickstarter для этого и создавался

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT