`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений

Статья опубликована в №24 (735) от 6 июля

+33
голоса

Навигационное решение представляет собой сочетание программной части – ГИС, и аппаратной – устройства со встроенным приемником GPS. И если первая в значительной мере является продуктом национального производства, то «железо» импортируется в Украину из других стран. Это значит, что ассортимент доступных моделей и направление их развития примерно соответствуют таковым в глобальном масштабе.

Региональная политика производителей, предпочтения украинских компаний-импортеров и государственное регулирование создают среду, через которую «преломляются» мировые тенденции, изменяются соотношения рыночных долей, сроки поставок и объемы продаж отдельных моделей. Но в целом в нашей стране происходит то же, что и в мире, – достиг поры расцвета сегмент «автомобильных» навигаторов, растет интерес к смартфонам, оборудованным GPS, удерживают свои небольшие ниши портативные «туристические» навигаторы и дискретные GPS-приемники, идут эксперименты с оснащением данной функцией устройств других классов. Давайте присмотримся к этим аппаратным платформам поближе.

Условно автомобильные

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Автомобильные навигаторы стали по-настоящему народными: при диагонали 5" подобные модели стоят порядка $200

Устройствам, появившимся в качестве специализированных для применения в автомобилях, следует отдать должное – именно они сделали навигацию массовой. Кроме простоты и удобства использования, они привлекают доступными ценами: бюджетные модели с 3,5-дюймовыми экранами давно уже стоят менее $100, а популярные устройства среднего класса обходятся в среднем в $200 за штуку – примерно вдвое дешевле самых востребованных смартфонов. При этом если цена коммуникаторов с диcплеем 4–4,3" неимоверно высокая, то здесь такая диагональ присуща 150-долларовым моделям, да и за 5-дюймовый формфактор, в котором «умных телефонов» просто нет, заплатить придется ненамного больше.

Почему мы назвали навигаторы «условно автомобильными»? К этому нас подталкивают сами производители, фактом установки аккумулятора и рекламными лозунгами убеждающие в том, что прибор можно и нужно использовать и вне транспортного средства. Учитывая, что продукты данного класса быстро обросли дополнительными функциями, такими как воспроизведение музыки и видео, просмотр фото, а иногда и чтение текстов, появляется соблазн применять их в роли универсальных медиапланшетов. Впрочем, это чувство быстро исчезает ввиду того, что ассортимент доступных приложений, возможности установки новых и совместимость с форматами данных оказываются намного меньше тех, что хотелось бы.

Из мировых брендов сегмента автонавигаторов в Украине доступны и пользуются популярностью продукты Garmin благодаря усилиям дистрибьюторов этой марки – «Аэроскана» и «Навионики» – по оснащению продуктов локальными ГИС собственной разработки. Сравнительно недавно карты для Garmin стала поставлять и третья компания – CarteBlanche. Что касается возможностей самой платформы, то они достаточно узкие – Garmin использует проприетарную ОС, относится без особого интереса к развитию дополнительных функций и тяготеет к низкопроизводительным вычислительным компонентам. Вся активность в направлении мультимедийных конвергентных разработок передана совместному предприятию Garmin-ASUS.

Самыми распространенными среди автомобильных навигаторов, безусловно, являются системы на базе Windows CE. В большинстве своем они строятся на компонентах, ранее использовавшихся для КПК, а сейчас – для смартфонов. В 2006–2008 гг. этим сегментом активно интересовались мировые бренды, но на сегодняшний день произошел массовый исход их оттуда по причине снижения рентабельности и явно неравной конкуренции с китайскими предприятиями.

Навигационных систем для Windows CE существует великое множество. В дополнение к классической Nav'n'Go iGo и ряду менее известных класс автонавигаторов начали активно осваивать производители ГИС для смартфонов – «Визиком», «Навител», Natec («Автоспутник»). Они предустанавливают свои системы на модели малоизвестных марок, а также выпускают устройства под собственным брендом. Расчет их прост: подобные продукты обеспечивают дополнительный, достаточно стабильный канал сбыта для ПО с коротким «расстоянием» до конечного потребителя и лучше защищенный от пиратства, чем «коробочная», розничная продажа ПО.

Однако время автомобильных навигаторов скоро начнет клониться к закату. Причины – ограниченные возможности для расширения оснащенности и сильная конкуренция со стороны смартфонов. Последние могут предложить постоянное подключение к Интернету и наличие массы дополнительных функций. Правда, в ограниченных количествах появляются и автонавигаторы с модулем сотовой связи, подобные решения весьма выгодны операторам, но будут ли они популярны среди пользователей – вопрос на сегодня открытый.

Windows Mobile, пока фаворит

В период становления навигационных систем для мобильных устройств операционная система от Microsoft имела наиболее сильные рыночные позиции. Этот факт, а также хорошая приспособленность ОС и устройств для использования сложных и ресурсоемких приложений предопределили длительное лидерство КПК и смартфонов на Windows Mobile в роли навигаторов по сравнению с конкурентами на других платформах. Для данной ОС существуют версии практически всех «мобильных» ГИС. Только применимых в Украине их как минимум пять: «Автоспутник» (Natec), «Визиком», Garmin Mobile XT, iGo, «Навител». Кроме того, почти все устройства сегодня изначально комплектуются клиентом Google Maps (хотя и без функции навигации), существует и мобильная версия «Яндекс.Карт». Как видим, выбор очень широк.

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Для Windows Mobile существует самый большой ассортимент навигационного ПО, в продуктах же Garmin-ASUS эта функция проработана наиболее тщательно

Аппаратное оснащение смартфонов благоприятно для работы достаточно сложных навигационных и информационных приложений. В последнее время в подавляющем большинстве продуктов используются процессоры (вернее, системы на чипе) Qualcomm. В бюджетных и устаревших моделях – это микросхемы семейства MSM7200 с частотой 528 МГц и интегрированным GPS-приемником gpsOne (относительно малочувствительным). Но в среднем и высоком классе уже присутствуют системы нового поколения – Qualcomm MSM7227 с частотой от 600 МГц и Qualcomm QSD8250 – до 1 ГГц. В обоих случаях чувствительность и скорость старта GPS-модуля значительно улучшены. Экраны с диагональю от 2,6–2,8" (а в современных моделях – 3,2–4,3") по размерам вполне подходят для навигации в автомобиле.

Среди всех способов распространения ГИС для Windows Mobile основным остается розничная продажа и самостоятельная установка пользователем. Этот канал сильно подвержен влиянию пиратства, что вместе с дорогим ПО (изначально порядка $80–150, сегодня есть много предложений и по 350–500 грн) дает достаточно высокий процент контрафакта. Поэтому разработчики GPS-систем стремятся к контрактным отношениям с производителями устройств для распространения ГИС в предустановленном виде. К примеру, смартфоны HTC в СНГ реализуются с ПО «Навител». В таком варианте есть выгода и для программистов, и для потребителей.

Еще более глубокий уровень интеграции ГИС и Windows-смартфона предлагает компания Garmin-ASUS, не ограничившаяся предустановкой фирменной навигационной программы Mobile XT в Windows Mobile, а серьезно адаптировавашая их друг к другу. Это обеспечило не только самый удобный доступ к функциям навигации, но и ряд возможностей, которых у других ГИС для Windows Mobile просто нет: прокладка маршрута к адресам контактов из адресной книги и местам, упомянутым в событиях календаря, обмен текущими координатами между пользователями и т. п. Наряду с базовой ГИС от CarteBlanche может применяться опциональная от «Аэроскан» с 3D-моделями зданий, включающая самую большую среди навигационных систем базу точек интереса, состоящую из 140 тыс. объектов. Все эти средства в сумме обеспечивают наиболее широкую на сегодня функциональность, связанную с определением местоположения.

Другим магистральным направлением развития навигационных ГИС на смартфонах, является загрузка и использование динамических данных из Интернета, что достаточно легко, учитывая наличие сотовой связи, потенциально способной обеспечить непрерывное подключение устройства к Сети. Пока наиболее активно применяют эту возможность системы, взаимодействующие с сервисами информирования об уличном движении – «Автоспутник», берущий данные из популярной «Яндекс.Пробки», и Navitel, генерирующая такую информацию самостоятельно, по данным пользователей.

Symbian OS, царство OVI Maps

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Только Nokia 2700 Navigation Edition из всех GPS-телефонов может результативно использоваться для навигации в Украине

На развитие навигации в Symbian-устройствах в наибольшей мере повлиял тот факт, что продолжительное время подавляющее большинство смартфонов на этой платформе выпускала Nokia, и она же развивала свою навигационную ГИС OVI Maps. Независимых разработок не было (единственной до сегодня является Garmin Mobile XT, но она распространена мало), а продуктовая и региональная политика Nokia в отношении OVI Maps долго тормозила использование устройств для навигации. Поначалу данная функция являлась платной, а карт Украины не существовало вплоть до начала 2010 г., так что в плане навигации эти смартфоны были здесь практически бесполезны.

С разрешением ключевых проблем OVI Maps в Украине смартфоны Nokia становятся довольно привлекательным средством навигации. Они широко распространены, использование ГИС бесплатно, трафик при правильных настройках генерируется небольшой, а качество поиска объектов и прокладки маршрутов в городских условиях достаточно высоко.

В отношении продуктов других производителей на Symbian OS картина далеко не такая радужная. OVI Maps на них, по понятным причинам, нет, но и предустановленных альтернативных ГИС, пригодных для использования в Украине, тоже. Единственным выходом является покупка достаточно дорогой Garmin Mobile XT. Учитывая, что популярность подобных устройств невысока и новинки почти не появляются, они тихо уйдут со сцены, так и не став навигаторами.

Android и iOS: разные, но похожие

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Навигация от Google для платформы Anroid пока доступна только на рынках США и Западной Европы

Между вышеназванными, самыми современными смартфонными ОС, хоть и сильно различающимися в конкретных решения, есть большое идеологическое сходство – обе они максимально ориентированы на использование облачных сервисов и экосистемных каналов распространения ПО. Это, помимо очевидных преимуществ, имеет и недостатки, в том числе проявляющиеся при работе с ГИС.

Обе платформы изначально приспособлены для работы с Google Maps, причем создатели особо и не планировали применять альтернативные варианты. В этом плане выделяется Android начиная с версии 2.0, для которой Google сделала эксклюзивно доступным сервис Google Navigation – полноценную навигационную ГИС. Однако пока ею могут воспользоваться только жители США и Западной Европы. Для украинцев же крайне желательно другое решение.

Платформы для навигации. Смотр аппаратных решений
Navitel – единственная полноценная навигационная ГИС, доступная пользователям Android в России, Украине и Беларуси

Распространение на Android и iPhone существующих навигационных решений для Украины ограничивается особенностями функционирования системы дистрибьюции ПО. Продукты должны быть одобрены владельцем платформы, а поскольку сервисы Apple официально не работают у нас, а Google допускает только загрузку бесплатных приложений из Android Market, ГИС для нашего рынка имеют очень мало шансов попасть в канал распространения. Для iOS существует адаптированная версия iGo, но в наших краях она не востребована, так как карт Украины там нет. С Android немного проще: версию своей ГИС для данной ОС представила «Навител», ее продукт есть в Android Market в виде бесплатного приложения, которое после установки нужно активировать.

Наиболее радикально решить проблему полноценной навигации на Android в Украине и СНГ собирается опять-таки Garmin-ASUS. Очередным ее продуктом в нашей стране будет Android-смартфон A10 с предустановленной фирменной навигационной системой, ГИС от «Аэроскан» и адаптированным для максимально удобного применения «титульной» функции пользовательским интерфейсом. Другие производители действуют в этом направлении достаточно вяло, так, Sony Ericsson комплектует свою модель XPERIA X10 системой WisePilot, использующей ГИС NAVTEQ с детальными картами Украины, но с англоязычной адресной базой, к тому же работающей по платной подписке.

...и другие

Телефоны со встроенными GPS-приемниками в последнее время продаются в достаточно больших количествах. Однако локализация их для Украины, как правило, не включает в себя укомплектование картами городов нашей страны. Поэтому GPS в них обычно остается бесполезным грузом, реже потребители применяют его для простой ориентации с помощью Java-клиента Google Maps или для снабжения снимаемых фотографий геометками. Вероятно, именно навигация стала фактором, определившим холодное отношение украинцев к «смартфоноподобным» флагманским телефонам от LG и Samsung. Кстати, вопрос о том, как будет реализована навигация на платформе Samsung bada и каким окажется ассортимент ПО с картами Украины для нее, остается открытым.

Единственным телефоном, который реально использовать как навигатор, пока остается Nokia 2700 Navigation Edition, укомплектованный картами OVI Maps и автомобильным держателем. Для других моделей аналогичное ПО отсутствует, и добавить его возможности нет.

По всей видимости, навигационная функция будет важна и для готовящихся к вторжению на украинский рынок планшетов, в оснащение которых GPS-приемник обычно входит. Вероятно, что к списку поддерживаемых платформ разработчикам мобильных ГИС придется добавлять и Windows 7, и Windows Embedded Classic 7. Впрочем, это уже задачи на более отдаленную перспективу.

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Кстати, а эти условно автомобильные навигаторы - они теоритически не могут конкурировать с iPad?

Думаю, что нет.

Меньше диагональ экрана (больше 7" нет, и смысла не имеет), ОС хоть и открытая (WinCE), но установка ПО всерьез не рассматривается ни разработчиками, ни пользователями, процессоры слабые, предустановленных утилит минимум, системы доставки контента нет.

Чисто специализированные устройства.

Единственным телефоном, который реально использовать как навигатор, пока остается Nokia 2700 Navigation Edition, укомплектованный картами OVI Maps и автомобильным держателем. Для других моделей аналогичное ПО отсутствует, и добавить его возможности нет.

Nokia 5230!!!
и софт, и карты, и держатель в комплекте, да и дисплей побольше. Как говорится, "то что доктор прописал".

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT