Влияние медиапланшетов на развитие сегмента ПК уже неоспоримо. Более того, под ударом со стороны нового класса устройств, основательно укореняющегося на обедневшей в результате недавнего кризиса почве, могут оказаться и смартфоны.
Прогнозируемый мировой объем продаж планшетов конечным пользователям в 2010 г. способен превысить 19,5 млн устройств, и это заслуга главным образом iPad. Таков вывод группы экспертов Gartner под руководством Каролины Миланези (Carolina Milanesi). Учитывая относительно высокую среднюю стоимость того же iPad ($650), вход в массовый сегмент мирового рынка, годовой объем которого может составить 30–40 млн штук, планшетам в нынешнем году заказан. Но это, очевидно, состоится не далее как в 2011 г. – уже по его итогам ожидается увеличение поставок не менее чем на 181%, что в натуральном выражении будет соответствовать 55 млн отгруженных в каналы устройств.
В 2010 г. ключевым потребителем планшетов, способным освоить около 61% общего объема производства, станет Северная Америка. При этом по мере выхода на новые рынки сбыта доля данного региона будет снижаться и в 2014 г. уже не превысит 43%.
Говоря о беспроводных интерфейсах, аналитики отмечают, что по итогам текущего года на долю устройств, оснащенных одновременно модулями 3G и Wi-Fi, придется 55% продаж. А уже в 2014 г. их преобладание будет бесспорным – 80%.
Неудивительно, что рост популярности планшетов негативно сказывается на продажах электроники, обладающей близкими потребительскими свойствами, а именно – портативных игровых систем, медиаплееров и электронных книг. Следующими на очереди должны стать нетбуки, однако произойдет это не ранее чем через год, когда средняя отпускная цена планшета опустится ниже $300. В то же время популярность нового класса компьютеров отразится и на продажах смартфонов. Особо уязвимым выглядит высший ценовой сегмент «умных телефонов», наступление на который будет происходить преимущественно силами планшетов с диагональю экрана 7". С другой стороны, в долгосрочной перспективе популярность устройств с такой диагональю вызывает сомнения, и 10-дюймовые решения окажутся гораздо более востребованными.
Помимо пионера рынка Apple, неплохие шансы на высокую лояльность пользователей имеет Samsung. Уже в этом году компания начинает активно распространять Galaxy Tab, причем, в отличие от Apple, делает ставку на телеком-операторов, которые будут предлагать планшет с существенными скидками, в комплекте с пакетами доступа в Сеть. В частности, на американском рынке продукт Samsung будет продвигаться всеми представителями «большой четверки». На территории Великобритании аналогичную политику поведет Vodafone, а в Японии – NTT DoCoMo.
Однако законодателем мод все же останется Apple. Вследствие повышения доступности компонентов iPad эксперты из iSuppli уже пересмотрели ожидаемый объем продаж планшетов Apple в 2010 г. в сторону увеличения – до 13,8 млн устройств. В июле прогноз равнялся 12,9 млн, что объяснялось прежде всего дефицитом некоторых ключевых комплектующих, в частности LCD-экранов, емкостных сенсорных панелей и памяти NAND. Тем не менее ведущим поставщикам удалось оперативно пересмотреть месячные объемы производства ради выполнения выгодных контрактов с Apple. Компания в финансовом отчете за IV фискальный квартал отметила, что отгрузки iPad за трехмесячный период, закончившийся 25 сентября, достигли 4,2 млн штук. Заявлено также о том, что ограничения в обеспечении компонентами могут быть преодолены, и это приведет к повышению объемов производства. В iSuppli ожидают, что до конца года ежемесячно будет выпускаться не менее 2,5 млн iPad. С привлечением Apple новых поставщиков в 2011 г. эксперты повысили прогноз поставок iPad на следующий год с 36,5 млн устройств до 43,7 млн, а ожидания на 2012 г. – с 50,4 млн до 63,3 млн штук.
Что же касается новых игроков рынка, то с ними не все просто. В экспертной среде сходятся во мнении, что крупнейшие производители ПК начнут массовый выпуск планшетов не ранее второй четверти 2011 г. Среди главных причин такого положения дел – не только отсутствие хороших платформ для дистрибьюции контента, но и слабая поддержка со стороны телекоммуникационных операторов. Впрочем, главным фактором задержек с выходом на рынок все же является ожидание релиза ОС Google Android 3.5 (Honeycomb), завершение работ над которым произойдет не ранее I квартала будущего года. По мнению аналитиков Digitimes, крупные игроки рынка смартфонов, а именно Samsung Electronics, Motorola и RIM, более агрессивно настроены на выпуск планшетных ПК для конкуренции с Apple iPad, тогда как производители компьютеров консервативно относятся к новому сегменту. HP сосредоточилась на разработке планшета с Web OS, а другие бренды, вероятно, предпочтут пропустить третий релиз Android (GingerBread) и сразу внедрить Honeycomb. По имеющимся сведениям, ряд крупных сборщиков ноутбуков, среди которых Compal Electronics и Pegatron Technology, уже получили несколько заказов на планшеты от производителей ПК первого эшелона, но поставки по ним в большинстве своем еще не начались. Acer, ASUS и MSI намерены сообщить о выпуске моделей с Android 3.0 на выставке CES в январе 2011 г.
В этом контексте также нельзя сбрасывать со счетов влияние Intel. Невзирая на гегемонию процессоров А4, ведущий чипмейкер, разрабатывая в качестве их конкурента семейство Oak Trail, надеется заполучить столь необходимый входной билет на рынок планшетов. Продукт будет представлять собой «систему на чипе», спроектированную исключительно для применения в этой категории компьютеров, причем она будет потреблять вполовину меньше энергии, чем предыдущие мобильные процессоры Intel, и обеспечивать полноценное воспроизведение видео высокой четкости. Несмотря на то что поставки микропроцессора начнутся только с 2011 г., наверстать отрыв сможет обеспечить мультиплатформенность продукта, ведь Oak Trail рассчитан на работу под управлением Android, Windows 7 и MeeGo.
Мировые поставки планшетов конечным пользователям (прогноз)
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Поставки, тыс. шт. |
19 490 |
54 781 |
103 425 |
154 150 |
208 100 |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365