`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Планшетная


Сегодня я поделюсь некоторыми разрозненными наблюдениями последнего времени, более или менее объединенными одной общей темой, на что недвусмысленно намекает название колонки.

Первое – собственно воцарение планшета. Когда-то я писал о законах ИТ и о том, что каждые десять лет появляются и создают отдельную индустрию новые устройства. Тогда же гадал, что на очереди: смартфоны, мобильное телевидение? С недавних пор, кажется, знаю ответ. Планшет. На пути к нынешнему формфактору мною были перепробованы и по разным причинам отложены в сторону смартфон, электронная книга и нетбук. Ноутбук пока уцелел, используется на работе. Не могу утверждать, что все перечисленные гаджеты стали совсем не нужны – понемногу пользуюсь каждым из них, снижая нагрузку на устройство № 1, но гораздо меньше, чем раньше.

Второе – диагональ экрана планшета. Устройство с 10" мне – в самый раз, семи все-таки маловато, ведь площадь вдвое меньше. Стив Джобс на днях сказал буквально то же самое. В смежном лагере забавляет борьба 4-дюймовых смартфонов с 3-дюймовыми, хотя мне, похоже, уже не нужны ни те ни другие, так как я вернулся к обычному мобильному телефону, маленькому и удобному, с небольшим браузером и примитивной почтой. Не стал, как написал один шутник, «дожидаться от модельеров фасонов брюк с увеличенными карманами».

Третье – дизайн сайтов. Сегодня они совершенно не рассчитаны на работу с планшетом, даже из-за одних только гиперссылок, от которых живого места нет. Куда ни ткнешь пальцем – непрошенно открывается новая страница. С мышью и стилусом таких проблем не было. Вот хорошая тема для конференции по «юзабилити». А ведь планшетная концепция не нова – различные устройства, в том числе и с полностью отстегивающейся клавиатурой, выпускались под управлением Windows XP Tablet Edition. Но почему-то она не прижилась, хотя видел тех, кому она пришлась по душе. Смартфоны, пожалуй, более успешны, многие ими пользуются годами и не собираются менять привязанностей. Поэтому современных разговоров о том, что та или иная компания потерпела решительную неудачу, всерьез не воспринимаю. Давайте чуть подождем.

Наконец – несколько отвлеченное, но не менее важное. Недавно Киев посетил с лекциями о будущем Интернета Джонатан Зиттрейн, профессор из Гарварда. Я не был на них, но загрузил и прочитал его книгу. Красной нитью там проходит мысль о двух сценариях развития Сети – открыто-созидающем (дословно, «генеративном») и закрыто-потребительском. Стив Джобс упоминается как предтеча обоих, но читатель может найти много других персоналий и примеров.

Итак, по Зиттрейну, пример «генеративного» сценария – первый персональный компьютер Apple II и программа VisiCalc. Создатели Apple II узнали о существовании второй только тогда, когда та уже начала продаваться в больших количествах. А всего-то разработчикам предложили открытую платформу, на которой они могли создавать (и продавать!) все что заблагорассудится. Затем эта модель была блестяще развита Microsoft. Не следует путать открытость платформы и продуктов (т. е. кода), на которых она построена.

Однако оказалось, что открытость имеет и обратную сторону. Ее же следствием являются компьютерные вирусы, киберугрозы и много чего еще. Когда это стало ясно, ведущие игроки быстро вспомнили о закрытой модели, которую ранее очень долго (начиная с Холлерита) и весьма успешно применяла, например, корпорация IBM, за что ее и ругали. Грань между закрытостью и открытостью тонка, но хорошо видна. В первом случае легко представить пользователя, «залившего» на свое устройство все, что только вздумалось, а после искренне удивляющегося, почему оно постоянно сбоит или несанкционированно потребляет трафик. Закрытая же модель подразумевает, что для установки на смартфон/планшет очередного приложения необходимо пройти многоступенчатую регистрацию в специальном интернет-магазине. А если такого в вашей стране нет, то можно считать, что это – закрытая модель самой высокой степени очистки (шутка).

Так, внезапно обнаружилось, что бизнес-модель опять важнее технологий. Плохо разрабатывать «дырявое» ПО, но уметь создавать хорошо работающее – тоже недостаточно. Мало продукта, нужно решение. Удобное, доступное и простое в использовании. Покупая в скором будущем планшет для себя, вы будете выбирать не в последнюю очередь именно бизнес-модель. Лично я с недавних пор все больше отказываюсь настраивать программы через реестр или другими хитроумными способами. Пусть это делает кто-то другой. А пока приходится стоять перед закрытыми дверями магазина приложений, вспоминая Высоцкого: «…нет, ребята, все не так, все не так, ребята…»

+66
голосов

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT