`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Пионеры антикризисных мер

Статья опубликована в №44 (661) от 18 ноября

+22
голоса

Рынок потребительской электроники одним из первых ощутил последствия нестабильности мировой экономики. Покупатели были вынуждены отложить до лучших временен приобретение многих товаров, в том числе и сотовых телефонов. Впрочем, вопреки рыночной конъюнктуре некоторым производителям все же удалось добиться весьма высоких результатов.

Спад продаж не преминул отразиться на итоговой картине III квартала. По подсчетам IDC, поставщики отгрузили 299 млн устройств, что на 3,2% превысило прошлогодний результат, однако оказалось на 0,4% меньше, нежели во второй четверти года. Учитывая, что в период с июля по сентябрь вендоры активно наполняют канал продукцией перед новогодними праздниками, результат выглядит довольно посредственным.

Продажи Nokia по-прежнему превышают совокупные поставки трех ее ближайших преследователей, однако налицо и ослабление позиций финского гиганта. Приняв решение не отвечать на навязываемую конкурентами тактику резкого снижения цен, в сентябре компания предупредила инвесторов об уменьшении своих бизнес-показателей. В годовом сравнении ее чистый доход упал на 30% – до 1,74 млрд долл. На традиционно приоритетном для компании европейском рынке ее продажи сократились на 6%, но еще более ощутимое падение сбыта – на 16,7% – отмечено в США, что объясняется выходом компании из бизнеса CDMA-телефонов. С другой стороны, усиливаются позиции в развивающихся регионах, на которые приходится уже 56% суммарных поставок компании. Видимо, в расчете на них Nokia продолжает анонсировать бюджетные устройства. Среди представленных не так давно терминалов стоимость наиболее дешевого – Nokia 1202 – не превышает $33. В дорогом сегменте, также обновленном в преддверии рождественского сезона, ставка делается на смартофны E71 и N95, а также на 5800 XpressMusic.

Периодом достижений стал III квартал для Samsung. Прежде всего, впервые за свою историю этому вендору удалось преодолеть рубеж продаж в 50 млн устройств за квартал. Этому событию способствовали не только пристальное внимание к развивающимся рынкам и массированные маркетинговые кампании, но и агрессивная ценовая политика, ставшая возможной из-за выгодного курса корейского вона к доллару. Ослабление американской валюты позволило безболезненно снизить цены на продукцию для внешних рынков, почти не сказавшись при этом на рентабельности. Во многом благодаря курсовой разнице в зачете Samsung еще одно крупное достижение – победа в североамериканском регионе. По оценкам Strategy Analytics, компания завладела здесь 22,4% рынка телефонов, в то время как под контролем ранее бессменного лидера Motorola оказалось чуть более 21%.

В целом по регионам потребители одинаково хорошо встречали как бюджетные аппараты Samsung C260 и B130, так и популярные многофункциональные устройства во главе с Instinct. На волне успеха вендор заявил об усилении вложений в R&D и маркетинг, что заслуживает особого внимания на фоне тотального сокращения бюджетов на эти цели соперниками по рынку. Уже на подходе смартфон T*Omnia, рассматриваемый многими экспертами как весьма достойный ответ iPhone 3G. Не забыт и бюджетный сегмент, где скоро появятся E5210 и E1110.

Подразделение Motorola Mobile Devices, которое из-за кризиса так и не было выделено в самостоятельную структуру, по-прежнему несет колоссальные убытки. В годовом сравнении продажи телефонов упали на 32%, что позволило компании сохранить лишь 8,5%-ную долю на мировом рынке. А ведь еще два года назад под контролем Moto находилась четверть мирового рынка. Среди основных причин тому – не только отсутствие яркого бестселлера, так и не появившегося со времен RAZR, но и, как уже упоминалось, агрессивное наступление корейских соперников на традиционно главную вотчину Motorola – США.

С недавней сменой руководства мобильного направления компании пристальное внимание уделяется снижению операционных расходов, ведь только за III квартал убытки достигли 840 млн долл. В числе первоочередных мер – сокращение 3000 сотрудников, большая часть из которых работает именно в «телефонном» подразделении. Кроме того, новые акценты будут расставлены в региональной политике: приоритетными для компании останутся Америка и Китай, в то время как активность в EMEA существенно ослабеет.

Снизить себестоимость конечных устройств компания намеревается и за счет сокращения количества поставщиков электронной «начинки». Вендор уже прекратил сотрудничать с Freescale, отдав предпочтение Qualcomm и Texas Instruments. Если первая будет поставлять чипы преимущественно для недорогих 3G-телефонов Motorola, то вторая сфокусируется на высокоуровневых устройствах. Кстати, вся линейка выпускаемых продуктов также будет пересмотрена и сокращена. Недорогие решения отныне будут работать только с проприетарной оболочкой P2K, а высокоуровневые – базироваться на ОС Windows Mobile и Google Android. Продукты на платформе UIQ и вовсе исчезнут из ассортимента Motorola, и, скорее всего, та же участь постигнет Linux-платформу Motomagx, известную по аппаратам MOTOROKR и MOTORAZR2 V8. В данной ситуации отрадно отметить, что компания достойно подготовилась к предрождественскому сезону – продуктовая линейка пополнилась несколькими оригинальными устройствами, в том числе сенсорным Krave ZN4, имиджевыми AURA и Rapture VU30, а также музыкальным MOTOKOKR. Возможно, благодаря им в IV квартале компанию ожидает некоторый подъем.

Промежуточные результаты для Sony Ericsson оказались не так плохи, как предполагалось ранее. Реализовав на 1,3 млн телефонов больше, чем во II квартале, компании удалось вернуться на четвертую позицию рейтинга, проигранную в конце полугодия LG. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. налицо уменьшение продаж в пределах 1%, да и других поводов для оптимизма все еще мало. Так, из-за вынужденных скидок на весь модельный ряд за прошедший квартал средняя стоимость реализованных телефонов Sony Ericsson снизилась на 6% – до $147. Как следствие, валовая прибыль (gross profit) по отношению к объему продаж уменьшилась с 31 до 22%, что в итоге привело к практически нулевой чистой прибыли (net profit).

Продолжая реструктуризацию, SE проводит массовые сокращения сотрудников, в том числе и ответственных за разработку новых моделей. Неутешительно обстоят дела и с бюджетными аппаратами: «проспав» рынок недорогих устройств, компания договорилась об их производстве совместно с французской Sagem, однако они поступят в продажу лишь в конце текущего года. Откровенно затянулся и выпуск в серию смартфона XPeria X1. Представленный еще в начале года и обладавший на тот момент рядом оригинальных особенностей, сегодня продукт столкнется с жесткой конкуренцией с разработками от Apple, Nokia и Samsung и, скорее всего, проиграет им.

LG вновь замыкает Тор 5. Этот производитель увеличил рыночную долю благодаря удачному модельному ряду и уже упомянутому выгодному соотношению курсов корейской и американской валют. Главным «добывающим звеном» квартала для LG стали модели Secret и Viewty, поддержанные новичками Decoy и Dare. Более того, на рынке США сразу два продукта компании – Rumor и enV2 – попали в пятерку бестселлеров, уступив лишь iPhone 3G, Motorola RAZR и BlackBerry Curve. Вместе с тем экономическая нестабильность повлияла на снижение продаж в Европе.

Анализ рынка мобильных телефонов был бы неполным без краткого обзора важнейших событий в одном из самых динамичных его сегментов – смартфонов. По оценкам аналитиков Canalys, за прошедший год продажи таких аппаратов выросли на 28%, а по итогам III квартала было реализовано почти 40 млн устройств. Как и следовало ожидать, Nokia постепенно сдает позиции под натиском Apple, RIM и HTC. За год доля компании упала с 51,4 до 38,9%. С другой стороны, продажи Apple в годовом сравнении выросли на 523%, и заслуга в этом принадлежит iPhone 3G, которых с июля этого года реализовано уже почти 7 млн. А благодаря активному продвижению в новых регионах (аппарат продается уже в 57 странах) компания заняла 2,3% рынка мобильных телефонов в целом.

Не менее активно развивается бизнес RIM, увеличивающей количество устройств для потребительского сегмента. Недавно представленные BlackBerry Bold 9000 и BlackBerry Pearl Flip 8220 скоро включатся в борьбу за пользователей. На очереди и появление довольно серьезного соперника iPhone на рынке устройств с сенсорным экраном – BlackBerry Storm.

Итак, впереди сезон рождественских продаж, с которым, несмотря на резкое снижение покупательной способности, производители связывают большие надежды. Нас ждет целый ряд новинок, в том числе и на многообещающей платформе Android, способных привлечь внимание потенциальных потребителей. А возможности для роста все еще велики: по прогнозам ITU, в конце текущего года численность абонентов сотовой связи превзойдет знаковый рубеж в 4 млрд пользователей. Таким образом, уровень проникновения сотовой связи в мире достигнет лишь 61%. При этом не стоит забывать о тех, кто желает обновить свои терминалы.

Ведущие поставщики сотовых телефонов в III квартале 2008 г.
Позиция Вендор III квартал 2008 г. III квартал 2007 г. Изменение, %
Поставки, шт. Рыночная доля, % Поставки, шт. Рыночная доля, %
1 Nokia 117,8 39,4 111,7 38,6 5,5
2 Samsung 51,8 17,3 42,6 14,7 21,6
3 Motorola 25,7 8,6 25,9 8,9 -0,8
4 Sony Ericsson 25,4 8,5 37,2 12,8 -31,7
5 LG 23 7,7 21,9 7,6 5
  Другие 55,3 18,5 50,3 17,4 9,9
  Всего 299 100,0 289,6 100,0 3,2
По данным IDC
+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT