`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка

Статья опубликована в №40 (657) от 21 октября

+22
голоса

Photokina – это наиболее значительное технико-культурное фотографическое бьеннале, которое проводится в Кельне с 1950 года. В нынешней выставке приняли участие 1523 компании из 49 стран. 66% экспонентов прибыли в Кельн из-за пределов Германии, что на 1% больше, чем в 2006 г. От Беларуси и России было по одному стенду; Украину традиционно не представлял никто. Территориально вся экспозиция была разбита на четыре основных направления: создание (Image Capture), обработка (Image Processing), хранение (Image Storage) и вывод (Image Output) изображений.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка

Еще задолго до открытия фотоярмарки город начинает жить фотографией: организуются десятки фотовыставок, проводится множество мастер-классов и фотографических шоу. В эти дни встретить в Кельне человека с зеркальным аппаратом на шее становится столь же просто, как увидеть на наших улицах людей, разговаривающих по мобильному телефону. Photokina примиряет всех – как адептов аналоговой фотографии, так и приверженцев «цифры». Словно Мекка притягивает Koelnmesse в конце сентября и глубоких стариков с допотопными «лейками» и «роляйфлексами», и совсем желторотых юнцов с модными навороченными камерафонами.

 

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка

Какие метаморфозы сегодня происходят с центральной фотовыставкой? Каковы главные направления развития фотоиндустрии? На эти вопросы мы и постараемся ответить в этой статье. Сразу оговоримся, что не ставим целью рассказать обо всех новинках, представленных на выставке. Свою задачу мы видим в том, чтобы выявить наиболее приоритетные и перспективные векторы приложения усилий основных игроков на рынке и упомянуть ключевые продукты.

«Ба! Знакомые все лица»

Очевидно, напуганные мировым экономическим кризисом, а также началом стагнации фоторынка производители становятся менее расточительны. Еще традиционно соперничают они в размерах и оформлении стендов, еще отдают «бленд-а-медом» приветливые улыбки ключевых менеджеров, но на их лицах уже читается некоторая озабоченность и даже растерянность: все те же партнеры, все те же вопросы, все те же ответы. Пресс-конференции происходят по-деловому строго, без лишней помпы, без былых музыкальных шоу и богатых журналистских застолий, призванных сформировать у проголодавшихся работников пера и затвора лояльное отношение к бренду.

Сама интрига выставки безвозвратно утеряна. Практически все производители заявляют о своих новинках за несколько недель до открытия, очевидно, желая, чтобы их информация имела некий оттенок эксклюзивности, а не была похоронена в братской могиле новостных репортажей. Изображения ключевых анонсируемых продуктов в высоком качестве давно доступны на сайтах вендоров.

Таким образом, практически все обо всем знают, и большинство бизнес-посетителей приезжают на выставку, чтобы нанести визит вежливости своим партнерам да осушить с ними по кружке пива в гостеприимных пабах над мутными водами Рейна.

Тем не менее на короткое время Photokina все так же становится одним из немногих мест на земле, где можно «пощупать» все последние новинки мировой фотоиндустрии. Поэтому по-прежнему здесь бурлит поток рядовых любителей фотографии, охотников за пестрым рекламным спамом и простенькими фирменными сувенирчиками.

Эволюция компактных камер

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Основное внимание на стенде Canon было приковано к зеркалкам: просьюмерской EOS 50D (15 МП CMOS, Live View, HDMI) и полнокадровой EOS 5DMarkII (21 Мп CMOS, Live View, Full HD 1080p)...
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
...но не забыты и компактные камеры: PowerShot SX1 IS отличается 20-кратным трансфокатором, 10-мегапиксельным CMOS-сенсором и возможностью съемки HD-видео 1080р (30 fps)

Массовый рынок цифровых компактных фотокамер (ЦФК) еще сравнительно молод, ему чуть больше 10 лет. Однако в его истории четко прослеживаются три основных этапа, которые условно можно назвать следующим образом: «гонка за мегапикселами», «макияж» и «вычислительная фотография».

Начиная с 2000 г. маховик гонки за мегапикселами вращался с бешеной скоростью, и мы с завидным постоянством – два раза в год – получали новые продукты, отличающиеся от предшественников лишь боóльшим количеством светочувствительных элементов сенсора.

Вполне естественно, что при столь высоких темпах роста размерности матриц и за неимением других серьезных аргументов в пользу новинок огромное внимание стали уделять дизайну и имиджу. Но примерно в 2005 г. гонка мегапикселов замедлилась, сделав рынок заложником своих собственных темпов развития. Чтобы не снижать оборотов, необходимо было продолжать регулярно представлять новинки; а чем еще привлечь пользователей, кроме новой «мегапиксельности» и увеличенной диагонали ЖК-экрана, было непонятно.

В итоге весь этот уже неуправляемый состав, свистя и пыхтя паром подобно мифическому Левиафану, на полном ходу столкнулся с рядом законов физики и маркетинговых стереотипов. Удар был сильный, и хотя летальных исходов зарегистрировано не было, но ушибов, трещин и переломов хватало с лихвой. А главное, наступило отрезвление и появился страх. Страх потерять клиентов и прибыли, страх перед неопределенным будущим и т. д. Многие, слетев с верхних полок, в синяках и ссадинах поспешно покидали состав. Так, свернули свой бизнес в данном сегменте столь крупные игроки, как Agfa, Konica Minolta, Yashica Contax и др. Остальные, набив шишки, побежали к локомотиву и стали гадать, как же его отрихтовать и вновь поставить на рельсы.

«Макияж»

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
После успешного старта революционной EX-F1 (серийная съемка 60 fps) Casio представляет менее скорострельную, но не менее интересную EX-FH20 (9 Мп CMOS, 40 fps, HD-видео 720p)

Создается впечатление, что, взяв в 2005 г. небольшой тайм-аут в гонке за мегапикселами, производители вдруг все разом обнаружили факт существования множества других составляющих цифровых аппаратов, которые можно и нужно совершенствовать, а с ними и массу проблем, уже давно требующих разрешения. Наконец-то они взялись сокращать время подготовки камеры к работе, задержку затвора, а также улучшать прочие скоростные показатели моделей, в том числе серийную съемку, запись кадра на карту памяти, воспроизведение и масштабирование цифровых снимков на ЖК-дисплеях и т. д.

Но для этого требовалось модернизировать сигнальные процессоры. Таким образом, на рынке цифровой техники стали котироваться высококачественные электронные компоненты, а не только отменная оптика и сенсор с большим количеством светоприемных ячеек.

Шансы на выживание у компаний, которые традиционно сильны в разработке электроники, были выше, однако им приходилось тесно взаимодействовать с производителями оптики. Именно это привело к появлению альянсов Sony–Carl Zeiss, Samsung–Pentax, Panasonic–Leica и др. Напомним также, что у Konicа Minoltа, почтенного творца хороших фотокамер, его фотопроизводство купила именно Sony – гигант электроники и изготовитель датчиков изображения. Ведущие игроки фотобизнеса, в свою очередь, сделали основные ставки на зеркальные аппараты, т. е. устройства, обладающие достаточно уникальными функциями – другими словами, они сконцентрировались на тех сегментах, где невозможно добиться успеха только за счет высококлассной электроники.

Тем не менее в классе компактов промышленность вновь переключилась на «косметику», поскольку заниматься качеством изображений было не выгодно – для этого требовались серьезные вложения.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Среди новых фотопринтеров Epson есть предложения для всех сегментов рынка. Например, высокоскоростное фото-МФУ Stylus PX800FW оснащено сканером 4800 dpi, факсом, интерфейсами Ethernet и Wi-Fi, да и просто красиво смотрится

Срок жизни новой модели компактной камеры на рынке по-прежнему составлял около полугода, поэтому, несмотря на разнообразие наименований, большинство недорогих устройств стали OEM-продуктами. Под натиском орды малоизвестных корейско-китайских производителей именитые игроки несли убытки. Крайне невыгодными оказались инвестиции в разработку эксклюзивного дизайна, что привело к доминированию простых и практичных прямоугольных форм камер без особых изысков, отличающихся друг от друга лишь по цвету и внешнему виду декоративных вставок.

В таких условиях производителям ничего не оставалось, как хвататься за любую соломинку. На ура была воспринята рынком технология определения лиц в кадре и согласно традиции тут же доведена до абсурда: 5, 10, 15, 30 лиц одновременно! Выход на арену видео высокой четкости также стал поводом для очередных маркетинговых спекуляций в этом направлении, не говоря уже об ажиотаже, вызванном технологией автоматической съемки при обнаружении улыбки в кадре, а также функцией, позволяющей, наоборот, на мгновение задерживать срабатывание затвора, если в кадре выявлен человек с закрытыми глазами.

Как-то не пошла идея о беспроводной передаче данных: в цифровых компактах особо не прижились ни инфракрасные передатчики, ни Bluetooth или Wi-Fi.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Основное внимание на стенде Fujifilm было приковано к прототипу 3D-камеры Real3D (внизу справа). Но можно также отметить FinePix S2000HD (10 Мп CCD, зум 15x, HD-видео 720p)

Параллельно с расширением диапазона светочувствительности сенсоров камер и совершенствованием систем шумоподавления проявилась и тенденция к оснащению цифровых компактов модулями оптической или механической стабилизации изображений. Безусловно, все это в комплексе позволило рядовому пользователю получать более качественные портреты, а также снимки без штатива в условиях недостаточной освещенности, однако это были лишь костыли и протезы.

В конце концов, ресурсы такого подхода тоже почти исчерпались, а разрешение сенсоров уже достигло отметки 14 Мп. Будет ли оно расти в дальнейшем, и, главное, есть ли в этом смысл? И тут впервые всерьез заговорили о новом качестве изображений, но, что удивительно, с несколько неожиданной стороны.

Вычислительная фотография

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
12-чернильный HP Designjet Z3200 обладает цветовым охватом 95% PANTONE и дает отпечатки с гарантией хранения 200 лет. А встроенный спектрофотометр делает процесс профилирования крайне простым

Естественно, увеличивать размеры матриц пока никто не торопился – это привело бы к полной реконструкции оптики, реорганизации производства и потребовало бы колоссальных затрат. На помощь пришли процессоры обработки изображений, которые все это время совершенствовались даже быстрее, чем сами сенсоры. Их мощность значительно возросла, что позволило достаточно оперативно выполнять вычисления, сходные с проводимыми над изображениями в Adobe Photoshop. Многие разработчики именно в данном подходе видят ту нить Ариадны, которая может спасти сегмент от надвигающегося кризиса.

Итак, сегодня уже можно смело говорить об очередном этапе в развитии цифровых компактов, емко называемом «вычислительной фотографией» (computing photography). Что сулит нам новая эра? Трудно сказать, история рассудит, ясно лишь одно: покой нам только снится. Если ИT-технологии будут продолжать широко интегрироваться в цифровую фотографию, то, помимо определенных и иногда спорных преимуществ в качестве изображения, мы, очевидно, придем к еще боóльшим темпам устаревания изделий, существенному перераспределению сил на рынке и полному замешательству конечного пользователя, для которого выбрать очередную модель станет еще сложнее, чем раньше.

Итак, многие игроки рынка ЦФК сегодня открыто заявляют о необходимости приложить максимум усилий, чтобы изменить мировоззрение рядового покупателя. Он должен отчетливо понять, что улучшать фотографию можно не только традиционным путем, т. е. оснащая фотоаппарат более качественной оптикой и матрицей, но и за счет использования передовых компьютерных технологий.

Естественно, такой подход не возник на пустом месте – первые шаги в этом направлении были сделаны уже давно, вспомните хотя бы встроенную в камеры программную компенсацию эффекта красных глаз, наложение цифровых фильтров, обеспечение простейших возможностей редактирования снимков. В настоящее время встраиваемые в камеры процессоры могут автоматически ретушировать хроматическую аберрацию, устраняя цветную бахрому вдоль высококонтрастных границ объектов; осветлять темные участки изображения (например, технология D-Lighting), избавляться от виньетирования, склеивать панорамы, применять художественные эффекты. В ближайшей перспективе они смогут расширять динамический диапазон изображений, влиять на глубину резко изображаемого пространства, осуществлять макияж лица на портретах и т. д.

На Photokina практически все производители представляли схожие по быстродействию модели компактных камер, в которых все более заметны новые веяния эпохи вычислительной фотографии. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что любая компания, выходящая сегодня на рынок цифровых компактов (чаще всего с OEM-продуктами), начиняет свои изделия всем «фаршем» современных технологий. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно серьезные планы по завоеванию европейского фоторынка продемонстрировала компания General Imaging, подразделение корпорации General Electric. Напомним, что GE является новичком на фоторынке (она стартовала два года назад). На нынешней Photokina она имела довольно большой стенд, на котором среди прочей цифровой фототехники представила три модели новой серии P&S: A1030, E1050 и E1050TW. Все устройства оснащены 10-мегапиксельными матрицами, зум-объективами (соответственно 3x, 5x и 4,5x), а также поддерживают технологии распознавания лиц, стабилизации изображения, внутрикамерной склейки панорам, компенсации красных глаз и др.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Leica удивила всех запуском новой S-системы: всепогодная зеркальная камера S2 оснащена 37,5-мегапиксельным CCD-сенсором размером 30×45 мм, что на 56% больше стандартного 35-миллиметрового формата

Виртуальная фотокарточка

Все быстрее развивается сегмент «виртуальной фотографии». Многие производители за последний год зафиксировали более чем 200%-ный рост продаж цифровых рамок. Их удобства неоспоримы: рамки легко размещаются на рабочем столе или крепятся на стену, с их помощью можно демонстрировать слайд-шоу, фильмы, проигрывать музыку. Качество дисплеев этих устройств постоянно улучшается, увеличивается угол их обзора, помимо поддержки широкого спектра флэш-носителей (включая USB-брелоки), устройства снабжаются беспроводными интерфейсами для загрузки изображений во встроенную память. Концепция их использования на сто процентов соответствует пресловутой доктрине умного дома, различные аспекты которой демонстрировались на Photokina. Так, в скором будущем рамки автоматически позволят извлекать и показывать изображения из централизованного семейного архива.

Интересную новинку представила Kodak – первую в мире беспроводную фоторамку с OLED-дисплеем (16:9, 800×480), обеспечивающую угол обзора 180° и великолепную сочность и резкость изображений. Модель поддерживает Wi-Fi, а также возможность подключения к онлайн-ресурсам для обмена текстовыми данными, фотографиями и видеозаписями через Интернет. Устройство появится в продаже в конце 2008 г. по довольно высокой цене – $999.

Четыре цифровые фоторамки с диагональю от 8" (800×600 пикселов) до 10" (1024×768) продемонстрировала на Photokina компания Samsung. Благодаря наличию порта UbiSync они могут также выполнять функцию второго ЖК-дисплея – для этого достаточно подсоединить фоторамку к настольному компьютеру или ноутбуку посредством USB. Устройства заключены в корпус черного цвета, питаются от литий-ионного аккумулятора, оснащены сенсорным интерфейсом Starlight Touch, кард-ридером, а также портом USB для подключения флэш-накопителей. Модели с индексом V имеют Wi-Fi-модули и могут получать информацию с некоторых сайтов в беспроводных сетях.

К слову, о виртуальности. Одним из самых любопытных стал анонс прототипа камеры Fujifilm Finepix 3D – в ней будет реализована фирменная технология Finepix Real3D. Стереоэффект на снимках достигается благодаря наличию в устройстве двух синхронизированных объективов, каждый из которых осуществляет съемку под своим углом зрения. После обработки полученные снимки сводятся в единое трехмерное изображение, воспроизводимое на специальном жидкокристаллическом 3D-дисплее камеры. Среди прочих особенностей данного аппарата следует отметить съемку панорам, а также одновременную запись фото- и видеоданных.

Для просмотра отснятого материала Fujifilm выпустила специальную цифровую трехмерную фоторамку FinePix Real 3D Photo Frame с диагональю 8,4" и разрешением 920 тыс. пикселов. Кроме трехмерных фотографий, такая рамка сможет показывать и обычные изображения. Более того, стереоснимки можно будет распечатывать на специальном принтере от Fujifilm, который нанесет на выведенную на бумагу картинку специальное покрытие, выполняющее роль линзы. Все эти продукты поступят в продажу в первой половине 2009 г.

Новый класс компактных камер

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Nikon буквально потрясла рынок, первой оснастив свою просьюмерскую 12-мегапиксельную DSLR D90 возможностью записи HD-видео (720p). Правда, есть и ограничения: фокусировка в этом режиме исключительно ручная

Как мы уже упоминали, о революции в качестве изображений, создаваемых с помощью компактных камер, можно будет говорить лишь в том случае, если производители станут увеличивать физические размеры используемых сенсоров. Еще год назад эта задача казалась неразрешимой, поскольку необходимо переделывать буквально все: матрицы, оптику, сигнальные процессоры, а это колоссальные инвестиции. Но лиха беда начало – решение возникло достаточно неожиданно.

В конце августа компании Olympus и Matsushita (Panasonic) предложили рынку совершенно новый стандарт цифровой фототехники – Micro 4/3 (Micro Four Thirds System). Он используется при производстве компактных фотокамер со сменными объективами и позволяет уменьшить массу и размер аппаратов по сравнению с нынешними системами Four Thirds (4/3). В отличие от последних устройства Micro Four Thirds лишены оптического видоискателя и зеркала, но при этом в них применяется все та же матрица стандарта 4/3. Через специальный адаптер новые компактные камеры могут использовать существующие объективы 4/3. Среди других особенностей следует отметить сокращенный наполовину рабочий отрезок объектива, уменьшенный на 6 мм диаметр и увеличенное количество электрических контактов в его оправе – с 9 до 11 штук. Таким образом, выводя на рынок устройства нового класса, этот альянс хотел убить сразу двух зайцев: использовать имеющиеся матрицы и при этом как-то задействовать существующий арсенал объективов. Легко сказать – труднее сделать, ведь взорвать относительное спокойствие на рынке компактов и оперативно и качественно выполнить данную задачу под силу только очень мощному игроку. И Panasonic сходу ринулась в бой с моделью G1.

Итак, мы стали свидетелями рождения нового класса компактных камер, которые по качеству изображений, возможно, превзойдут существующие компакты. На фоне этого громкого анонса родоначальник стандарта 4/3 выглядел достаточно скромно: Olympus продемонстрировала лишь инженерный образец новой камеры стандарта Micro 4/3, которая будет представлена в I квартале будущего года. По дизайну она существенно отличается от G1 и больше напоминает привычную компактную.

Последует ли ответный шаг со стороны Canon и Sony? Многие эксперты на фоторынке склонны считать, что да. Но время покажет. Сегодня ясно одно: лишь подобные необычные устройства смогут выжить на рынке компактных камер, не смешиваясь с безликой толпой унифицированных ОЕМ-продуктов.

Триумф ностальгии, моды и экзотики

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Sigma сохраняет приверженность сенсору FOVEON: 14-мегапиксельные DP2 и SD15 продолжают традиции предыдущих моделей

Все, что модно – это всегда пошло. И только по прошествии многих лет, когда глянец этой пошлости покроется легким слоем вековой пыли, начинаются романтическо-ностальгические «А помнишь...?». «А помнишь нарядные фартуки у школьниц?», «А помнишь длинные прически?», «А помнишь, какие были камеры?». Это наши отцы, деды и прадеды сходили с ума от «Леек» и «Роляйфлексов», сегодня же, с точки зрения нынешнего всеобщего прагматизма, для многих это марки неоправданно дорогих фотоаппаратов.

Тем не менее предприимчивые люди на всем умеют делать деньги. Раз есть ностальгия, а стало быть, потребность в теплых воспоминаниях, почему бы ее не удовлетворить по сходной цене? Вот вам маленькие сувениры, точные копии легенд фототехники прошлого, порадуйте предков или коллекционеров. Кстати, модельки практичные, даже снимают... на цифру, естественно. Но о качестве говорить не будем, это же сувенир, как-никак.

Такими поделками особенно знаменита компания Minox, ее ретро-модели пользуются довольно большой популярностью в мире. На нынешней Photokinа она ввела в эксплуатацию новую тему: желаете быть похожими на Джеймса Бонда? Нет проблем!

Очередная новинка в серии SpyCam имеет габариты 86×29×20 мм и массу 90 г, при этом модель оснащена 3,2-мегапиксельным сенсором. Кроме того, аппарат оборудован ярким оптическим видоискателем, 128 MБ памяти и слотом для карт памяти microSD. На камеру можно установить специальную вспышку с интегрированным 1,5-дюймовым дисплеем для просмотра изображений. В продаже устройство появится уже этой осенью по цене $280.

Кроме того, Minox представила целую серию «шпионских» штучек, в частности камеру, встроенную в пряжку ремня, фоторучку, которая одновременно является микровидеокамерой и высокочувствительным микрофоном, а также солнечные очки, оснащенные видеокамерой и MP3-плеером.

Зеркальные камеры

Легкие «танки»

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Новинка Pentax – бюджетная DSLR Km (K2000) – ничем не выделяется на фоне конкурентов. Легкий корпус, 10 Мп CCD, стабилизация сенсора. Зато недорого

Как известно, несколько лет назад основные бренды сделали ставки на цифровые зеркальные фотокамеры. Этот сегмент очень привлекателен для крупных игроков. Срок жизни на рынке таких изделий, как правило, значительно дольше, чем компактных моделей, другими словами, DSLR-аппараты не так быстро устаревают, здесь не ощущается постоянный прессинг множества noname-компаний. И наконец, они дают возможность зарабатывать на оптике и аксессуарах. Купив даже бюджетную DSLR и постепенно «обрастая» арсеналом объективов и насадок к ней, фотограф все больше привязывается к продуктам данной зеркальной системы.

Помимо объективов, у производителя имеется перспектива зарабатывать на различных дополнениях к своим системам: от фирменных карт памяти и сумок до эффектных фильтров и подводных боксов. Да, сейчас аксессуары обеспечивают лишь небольшой процент прибыли, и на рынке есть немало компаний, занимающихся исключительно этой темой, тем не менее их наличие акцентировалось на многих стендах вендоров на Photokina.

Рынок зеркальных камер также постоянно «лихорадит», но весомых фигур на нем значительно меньше, поэтому все происходит довольно предсказуемо. Компании здесь зачастую используют матрицы собственной разработки или на худой конец производства партнеров по бизнесу, но никак не конкурентов. Olympus внесла было смятение своим «пылетрясом» матрицы и режимом LiveView, но он вскоре появился практически во всех новых моделях конкурентов. Примерно такая же участь ожидала и еще одну инновацию – функцию стабилизации сенсора, разработанную еще когда-то Minolta, теперь она также присутствует во многих аппаратах. С легкой подачи все той же Olympus, возможно скоро найдет всеобщее применение в зеркалках и подвижный ЖК-монитор.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Пока Canon, Nikon и Sony соревнуются в выпуске полнокадровых зеркалок, Olympus делает упор на компактность и легкость своих камер. Ситуацию может изменить выход компактов формата micro 4/3, один прототип уже готов (ниже). Не забыты и традиционные ультразумы: SP-570UZ (зум 20х, CCD-сенсор 10 МП, двойная стабилизация, 15 fps, RAW)
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка

В классе бюджетных устройств наблюдаются бои местного значения. Olympus по-прежнему сражается за рекордную компактность, стремясь доказать в сознании пользователей теорему, что зеркальные камеры стандарта 4/3 являются самыми маленькими в мире. Для этой цели 10-мегапиксельная новинка E-420 в некоторых наборах даже комплектуется плоским объективом с фиксированным фокусным расстоянием – Zuiko Digital 25 мм f/2,8, так называемым «блинчиком».

В категории зеркалок базового уровня также идет позиционная борьба, выражающаяся в обеспечении максимума функций за достаточно небольшую сумму денег. Здесь наблюдается любопытная тенденция: камеры этого уровня обретают свойства, характерные классу компактной любительской техники. Так, режим Live View камеры Canon EOS 50D, идущей на смену популярной EOS 40D, дополнен функцией распознавания лиц, которые становятся приоритетными объектами при выборе параметров экспозиции. Новинка оснащена 15,1-мегапиксельной матрицей, имеет увеличенный до эквивалента ISO 12 800 диапазон светочувствительности, а также 3-дюймовый VGA-дисплей. Сохранилась и высокая скорость съемки (6,3 кадра/с JPEG, 3 – RAW) и емкость буфера (90 полноразмерных кадров JPEG). Заметим также, что корпус 50D выполнен из магниевого сплава.

В 12,3-мегапиксельной Nikon D90, преемнице D80, также реализовано распознавание лиц в кадре и автоматическое определение оптимальной программы экспонирования. От старших моделей линейки были заимствованы механизм очистки матрицы от пыли и оптимизированная система обработки изображений EXPEED. По сравнению с D80 улучшено быстродействие камеры: задержка спуска затвора составляет 65 мс, а скорость серийной съемки возросла до 4,5 кадров/с.

Но главная особенность D90 состоит в том, что это первый зеркальный аппарат, способный вести съемку видеороликов! Максимальная длительность видеофрагмента HD-разрешения – 5 мин, а при разрешении 640×480 пикселов – 20 мин. Само собой разумеется, что при этом можно использовать весь ряд доступных объективов (включая такие экзотические, как «рыбий глаз»), что значительно расширяет творческие возможности. Единственное ограничение – во время видеосъемки доступна только ручная фокусировка. Такое нововведение совсем не долго оставалось единственным на рынке и недавно нашло воплощение в полноформатной (!) камере Canon EOS 5D Mark II. Но об этом чуть позже.

А пока, продолжая разговор о классе базовых аппаратов, заметим, что на Photokina 2008 компания Olympus заявила о том, что ведет разработку новой зеркальной системы E-System. По своей функциональности камера будет занимать среднее положение между моделями E-3 и E-520. На рынке она появится в I квартале 2009 г. О цене и технических характеристиках модели никакой информации пока нет. На выставке компания демонстрировала прототип модели, по своим формам очень напоминающий E-3, однако в отличие от нее снабженный селекторным диском для выбора программ съемки.

Заметим также, что не обошлось в этом году без сюрпризов в классе сменной оптики от сторонних производителей: компания Tamron выпустила первый 15-кратный зум-объектив 18–270 мм f/3,5–6,3 Di II VC.

Тяжелая «артиллерия»

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Среднеформатная Hasselblad H3D II оснащается сенсорами размером 36,7×49 мм с разрешеним до 50 Мп

В классе полноформатных камер в последнее время наблюдается существенный передел рынка. Все производители, кто имеет в своей линейке оптику для полнокадровых камер, стремятся выпустить модель с полноформатным сенсором. Напомним, что в этом классе довольно долго господствовал Canon, но с появлением Nikon D3 его гегемония закончилась. А незадолго до Photokina в этот «элитный клуб» вступила и Sony. Давно обещает представить своим поклонникам полноформатную камеру и компания Pentax, но пока что-то у нее не выходит – возможно, Samsung слегка подсобит в данном вопросе?

Еще один представитель «великой японской пятерки», компания Olympus, проповедуя идеологию стандарта 4/3, гордо стоит в стороне от этих войн. Но как бы в качестве компенсации она снабдила своего флагмана, фотокамеру E-3, практическими всеми функциями профессионального аппарата. Так, разработчики обеспечили E-3 пылевлагозащищенность, ресурс затвора в 150 тыс. срабатываний, управление внешними вспышками с помощью встроенной и систему автофокусировки с 11 крестообразными датчиками.

Надо отдать должное компании Sony: она сделала невозможное, за пару лет превратившись из довольно заурядного производителя компактных цифровых камер в одного из мировых лидеров на фоторынке, имеющего достойные продукты во всех без исключения сегментах. Безусловно, этому успеху послужило приобретение фотоподразделения Konica Minolta, а также тесное сотрудничество с легендарной компанией Carl Zeiss. Настоящим триумфом Sony стало в начале сентября представление полноформатной профессиональной зеркальной камеры α900 с рекордным разрешением в этом классе – 24,6 мегапиксела. Применение сразу двух высокопроизводительных процессоров BIONZ обеспечивает скорость серийной съемки – 5 fps. Аппарат оснащен 3-дюймовым дисплеем высокого разрешения, ярким оптическим видоискателем со 100%-ным покрытием кадра и 9-точечным автофокусом. Впервые в мире полноформатный сенсор оснастили системой стабилизации SteadуShot INSIDE, позволяющей расширить диапазон экспозиции до четырех ступеней. Имеется система очистки сенсора от пыли. Обеспечивается также поддержка объективов, изначально рассчитанных на использование с неполноформатными сенсорами, при этом камера автоматически переходит в режим пониженного разрешения сенсора. Вместе с новой системой были представлены и два объектива для нее Carl Zeiss Vario Sonnar T* 16–35 мм f/2,8 ZA и Sony 70–400 мм f/4–5,6 G.

В преддверии Photokina состоялась долгожданная премьера, о которой мы уже упоминали: Canon представила цифровую зеркальную полнокадровую камеру EOS 5D Mark II, пришедшую на смену модели 5D, верой и правдой служившей фотографам с 2005 г. В связи с этим сегодня многие поспешно расстаются с последней – весь Интернет буквально завален предложениями о продаже 5D, так что начинающий фотограф имеет возможность приобрести эту модель по весьма выгодной цене.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Panasonic Lumix DMC-G1 представляет собой революционную компактную камеру со сменными объективами, о которой давно мечтали энтузиасты. В ней используется тот же 12-мегапиксельный Live MOS сенсор Four Thirds, что и в DSRL, однако здесь нет зеркала (и оптического видоискателя)

Среди основных достоинств камеры следует отметить полнокадровый CMOS-датчик изображения разрешением 21,1 Мп, расширенный диапазон ISO (50–25600), наличие нового процессора обработки изображений DIGIC 4, 15-точечный автофокус с возможностью выбора девяти из них и функцию видеосъемки в режиме Full HD (1920×1080, 30 fps). При видеосъемке длительность ролика ограничена максимально возможным размером файла, создаваемым на карте памяти – 4 ГБ, что соответствует примерно 12 мин видео Full HD. Аппарат оснащен 3-дюймовым экраном с функцией Live View. В режиме серийной съемки модель способна делать 3,9 кадра в секунду сериями до 14 снимков RAW. Заявленный ресурс затвора равен 150 тыс. срабатываний. На европейский рынок новинка должна выйти в конце ноября по цене 2500 евро.

Настоящий фурор в классе профессиональных аппаратов произвела Leica. Она анонсировала выпуск и продемонстрировала прототип новой DSLR-системы S2, по сути, обеспечивающей разрешение среднеформатной камеры, но в компактном корпусе 35-миллиметровой DSLR. Leica смогла упаковать колоссальное количество светочувствительных элементов – 37 млн! – в матрице размером 30×45 мм. Сенсор на 56% больше, чем обычный полнокадровый в камерах 35 мм. S2 использует классическое соотношение кадра 3:2.Помимо этого, в S2 будет реализован целый ряд инноваций, среди которых система двойного затвора (один из них – шторно-щелевой – встроен в корпус камеры, другой – опционально – в объектив с целью обеспечения высокоскоростной синхронизации со вспышками) и модуль обработки изображений Maestro, призванный обеспечить низкое энергопотребление и при этом вдвое большую скорость, чем в среднеформатных цифровых задниках.

Кроме того, S2 оборудована двумя разъемами для карт памяти Compact Flash и SD, 3-дюймовым ЖК-монитором с разрешением 460 тыс. пикселов, а также информационным OLED-дисплеем с широкими углами обзора. В продажу аппарат поступит летом 2009 г. по цене 20 тыс. евро за корпус. Вместе с прототипом камеры компания представила 12 объективов, которые, как и сама модель, защищены от попадания пыли и влаги.

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Выступление Sony на поприще зеркальных камер с полнокадровым сенсором стало неожиданностью для многих, однако модель α900 (24,6 Мп CMOS, стабилизация) – очень убедительное подтверждение серьезных намерений компании

Не обошлось и без «предсказуемых сенсаций» в классе среднеформатных моделей. Летом компания Hasselblad представила цифровую зеркальную камеру H3DII-50 с 50-мегапиксельным сенсором производства Kodak. Впрочем, в полном смысле слова среднеформатными камеры этой компании назвать нельзя, поскольку это подразумевает светочувствительный носитель размером 6×6 см, а изделия Hasselblad базируются на сенсоре 36×48 мм. На Photokina на ее стенде любой желающий мог ощутить всю прелесть работы с этим профессиональным устройством. Камера оснащена 3-дюймовым дисплеем с разрешением 230 тыс. пикселов. По сравнению с предыдущей моделью она обладает улучшенной функциональностью, более эффективной системой охлаждения и новым пользовательским интерфейсом. Масса аппарата составляет 2,3 кг, а диапазон чувствительности сенсора – 50–400 ISO. На 2-гигабайтовую карту памяти CF помещается 30 снимков в полном разрешении (6132×8176). Стоимость Hasselblad H3DII-50 составляет не менее 37 тыс. долл. Кроме того, Hasselblad анонсировала 60-мегапиксельную модель H3DII-60, которая поступит в продажу во II квартале следующего года.

Говоря о крупноформатных профессиональных устройствах, следует выделить также новинки компании Leaf. Она анонсировала аппараты AFi-II 10, 7 и 6, а также соответствующие цифровые задники Aptus-II 10, 7 и 6. Устройства AFi-II 7 и 10 впервые снабжены 3,5-дюймовыми чувствительными к прикосновению ЖК-дисплеями, способными отклоняться от вертикального положения на 90°. Модели AFi-II 10 и Aptus-II 10 используют 56-мегапиксельные сенсоры. В продаже все устройства появятся в I квартале следующего года. Стоимость AFi-II 10 будет составлять 33 тыс. долл.

Новые перспективы в обработке изображений

Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка Photokina 2008 и тенденции развития фоторынка
Camera RAW 5.0 – лишь одно из множества нововведений и усовершенствований Adobe Photoshop CS4

Еще одним мощным анонсом на Photokina было представление графического редактора нового поколения – Adobe Photoshop CS4. Приложение способно задействовать ресурсы видеокарты для выполнения цветокоррекции изображения, масштабирования картинки, вращения снимков и управления трехмерными объектами. Среди новых функций редактора следует отметить «интеллектуальное» варьирование размеров картинки (т. е. возможность изменения общих габаритов изображения с сохранением пропорций важных объектов); усовершенствованную процедуру создания панорам (пользователю станет проще подгонять отдельные фрагменты по яркости и цвету) и возможность слияния разных зон резкости для создания одного снимка при работе с серией кадров. Появился и новый модуль Camera Raw 5.0, позволяющий работать с отдельными областями цифровых негативов, а Windows-версия Photoshop CS4 адаптирована для использования с 64-разрядными ОС.

Коллизии фотофинишинга

С развитием цифровой техники все больше и больше людей отдают предпочтение просмотру своих фотографий на экранах HD-телевизоров. Кроме того, как мы уже говорили, приобретают популярность цифровые рамки с возможностью беспроводного выхода в Интернет. Помимо всего прочего, они привлекают пользователей массой дополнительных функций, таких как будильник, домашняя метеостанция и др. Очевидно, что в подобных условиях актуальность отпечатанных снимков снижается.

По мнению многих экспертов, о каких-то глобальных тенденциях в области домашней печати говорить пока рано, поскольку они еще полностью не сформированы. Ясно одно: если в прошлом пользователи чаще выводили на печать все снимки с пленки, то сегодня они ограничиваются лишь отдельными фотографиями из сессии. Благодаря большому количеству фотокиосков и минилабов в настоящее время сегмент портативных принтеров находится в стадии стагнации. Тем не менее снижение цены в 2008 г. в среднем на 17% по Европе может радикально изменить сложившуюся ситуацию.

Photokina также показала, что следующий этап развития сегмента непрофессиональной печати – переход от вывода отдельных фотографий форматом 10×15 см к предоставлению нового способа организации снимков в цельные фотокниги (заметим, что подобные вещи затруднительно создавать на домашнем принтере). Среди новинок в этом классе следует назвать киоск KIS Photo Me Photobook Pro V2.

Если мельком взглянуть на мировой рынок промышленной фотопечати, то откроется довольно плачевная картина: падают объемы печати, сокращается производство минилабов и бумаги для них, а многим известным компаниям, оказывающим услуги фотофинишинга, грозит опасность исчезновения, если они в ближайшее время не найдут способов увеличения прибыли. Кстати сказать, пик падения спроса на услуги фотопечати в Европе эксперты предсказывают на 2008 г.

Ушла с этого рынка компания Agfa, затем – Konica Minolta, передав сервисную поддержку клиентов Noritsu. Последняя сегодня является, пожалуй, самым крупным игроком в секторе цифровых минилабов. Как и при любых катаклизмах, в воздухе витают идеи спасительного объединения. Так, два гиганта индустрии фотопечати – Noritsu и Fujifilm – уже продвигают в Японии общий сервис. Кстати, участие Noritsu на Photokina проходило под девизом Refocus+, что означает предоставление не отдельного оборудования для печати, а целого ряда комплексных решений по оказанию услуг фотофинишинга. Причем оборудование, которое участвует в этом процессе, далеко не всегда изготовляется непосредственно самой Noritsu.

Тем не менее ряд компаний, выпускающих соответствующее оборудование, констатируют тот факт, что объемы печати цифровых снимков во всем мире пусть медленно, но растут. С целью заинтересовать пользователей разрабатываются совместные программы между производителями принтеров и камер. Пример тому – техническое сотрудничество HP и Nikon. Первое решение в рамках совместного проекта предназначено для создания высококачественных репродукций. Оно объединяет профессиональную камеру Nikon D3, новый принтер HP Designjet Z3200, а также включает в себя специальную версию ПО ErgoSoft StudioPrint, основанную на технологии HP Artist. Она позволяет использовать предварительно определенные настройки, соответствующие конкретным камерам Nikon и различным условиям съемки, автоматически корректируя неравномерность освещения, а также гарантирует правильную цветопередачу на поддерживаемых моделях фотопринтеров HP Designjet.

По заверениям участников, проект успешно развивается и демонстрирует пример творческих подходов к вопросам вывода изображений в условиях стагнации рынка.

Европа в цифрах

В 2007 г. в Европе было продано 45 млн камер. По прогнозам GfK, рост рынка в 2008 г. составит 7%, т. е. объемы достигнут 48 млн шт. Продажи в сегменте компактных камер возрастут на 7%; 27% всего их количества будет реализовано на рынках Восточной Европы, где рост составит 20%.

В первой половине 2008 г. рынок компактных камер в Западной Европе вырос на 4%. Тем не менее в некоторых странах, таких как Бельгия и Испания, наблюдался спад. За тот же период показатель прибыли в Западной Европе упал на 9%, одновременно продажи увеличились на 27%. В Восточной Европе на 35% стали больше объемы сбыта и на 14% – прибыли.

Сегодня бестселлерами являются 8-мегапиксельные камеры. По продажам таких устройств в Западной Европе лидирует Германия благодаря самой агрессивной ценовой политике: средняя стоимость 8-мегапиксельной камеры в ней составляет 162 евро, в то время как в Бельгии – 209 евро.

Во Франции и Великобритании сбыт через Интернет составил 18% общего количества продаж. В Европе на 25% вырос объем реализации карт памяти. Цена за 1 МБ при этом равна примерно 1 евроценту.

Подводя итоги

Если попытаться резюмировать все, о чем мы говорили выше, на более глобальном уровне, то можно сказать, что многофункциональность и мобильность становятся ключевыми направлениями развития современных цифровых фотоаппаратов. Однако чем богаче функции камеры, тем важнее достичь быстроты их настройки и выполнения. Пользователи с трудом воспринимают продукты, которые слишком сложны в обращении. Данный факт обусловливает проявление трех важных тенденций. Первая – это развитие компактных аппаратов, где все параметры съемки устанавливаются автоматически. Вторая – это разработка камер для достаточно узкого круга специалистов с широким спектром ручных настроек. И третья – это постоянное сужение пропасти между первой и второй категориями устройств.

Так, людям, которые фотографируют компактными камерами, зачастую не хватает расширенных настроек, доступных в зеркальных аппаратах. В то же время пользователям профессиональной техники нередко хочется, чтобы камера многое «решала» за них. Разработчики уже давно пытаются создать своеобразный гибрид этих двух видов устройств – функция LiveView была успешно интегрирована в зеркальную камеру, а преимущества сменной оптики в некотором смысле нивелированы функциями встроенных объективов ультразумов.

Онлайн-порталы, такие как YouTube и Flickr, популяризировали размещение видеоклипов в сети. Поэтому все больше и больше пользователей хотели бы, чтобы их фотоаппараты включали в себя функцию видеозаписи. На Photokina 2008 было представлено немало фотокамер с функцией записи HD-видео, в том числе и зеркальных. Очевидно, в этом проявляется один из законов диалектики – борьбы и единства противоположностей: любительский и профессиональный классы фототехники, с одной стороны, отрицают друг друга, а с другой – дополняют, развивают и не могут друг без друга существовать.

Успех фотопродуктов в будущем будет зависеть и от того, как хорошо они смогут взаимодействовать. Чтобы обеспечить камерам возможность передавать изображения всегда, везде и на несколько приемников одновременно, разработчики выпускают новые продукты с поддержкой различных интерфейсов: USB, LAN, Ethernet, HDMI.

Продолжается гонка мегапикселов, хотя все чаще можно услышать мнения о том, что не все пикселы одинаковые и что их количество не коррелирует с качеством снимка. Актуальными становятся споры о «плохих и хороших мегапикселах». В профессиональном сегменте производители представляют матрицы полнокадрового (35 мм) размера с целью улучшения качества снимков благодаря использованию больших и более чувствительных к свету элементов. А такие компании, как Hasselblad, Leaf, Phase One и Sinar, выпускают продукты даже с боóльшими сенсорами разрешением до 60 Мп. Подобные товары далеко не всем по карману, поскольку их цена превышает стоимость автомобилей среднего класса, но это – техническая элита фотографии, которая задает тон в индустрии, равно как «Формула 1» в автомобилестроении.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT