`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Первый звонок

0 
 

1973 год, наблюдаемый из сегодняшней скуки, кажется просто перенасыщенным событиями. Только-только закончилась "локальная" война во Вьетнаме, грозящая перерасти в тотальную войну политических систем, Александр Солженицын опубликовал в Париже "Архипелаг ГУЛАГ", Pink Floyd выпустила альбом "Dark side of the Moon", которому суждено было продержаться... 591 неделю в топ-чартах Billboard, в Нью-Йорке по проекту архитектора Минору Ямасаки были достроены самые высокие здания мира -- башни-близнецы World Trade Center...

Забавно быть частью истории; что лучшего можно сделать в жизни, чем попробовать изменить мир?
Мартин Купер

Были в семьдесят третьем и "взрыв" Уотергейтского скандала, и начало нового страшного витка гонки вооружений (СССР, подписавшаяся с США под договором об угрозе бактериологического оружия, развернула собственную военную микробиологическую программу). На фоне событий такого масштаба, казалось бы, совершенно неважно, что в том же декабре один человек всего лишь позвонил по телефону. Но ("Суета сует, -- сказал Проповедующий, -- суета сует; все суета") прошло 30 лет, и в стране ГУЛАГа выросло не одно поколение, не знающее ни о ГУЛАГе, ни о Солженицыне, ни о Pink Floyd; шедевры инженерии -- роскошные башни WTC -- рухнули, уступив напору фанатичного идиотизма, об Уотергейте, похоже, вспоминают только изучающие юриспруденцию студенты, а уничтоженные запасы бактериологического оружия вдохновляют разве что киносценаристов, специализирующихся в стиле action, на создание очередных "Левиафанов" и прочей бестолковой мути. Зато всего один звонок оказался предвестником глобальной трансформации мира, трансформации, благодаря которой сегодня даже в далеко не богатых странах мобильный телефон стал обычным элементом повседневной жизни, доступным практически всем желающим.

В общем, пора перейти от исторических панорам к вещам конкретным. 3 апреля 1973 г. на углу около отеля "Хилтон", на Манхеттене, выпускник Иллинойсского технологического института Мартин Купер (успевший побывать военным моряком, послужить и на противолодочных кораблях, и на подводных лодках) позвонил по телефону. Справедливости ради следует заметить, что телефонный аппарат был довольно необычен для тех времен -- беспроводной, с габаритами и весом хорошего кирпича, напичканный тридцатью (!) печатными платами с современной электроникой и стоивший, ни много ни мало, -- почти 4 тыс. долл. Последняя цифра очень важна для понимания того, что изменилось с тех времен: в 1973 г. красавец Ford Mustang Mach 1, воплощенная мечта автомобилистов, стоил "всего-навсего"... $3300. Ну и для полноты картины уточним -- чтобы осуществить первый звонок с "телефона-кирпича", понадобилась установка дорогостоящей станции в самом здании "Хилтона". Казалось бы, с новым устройством все понятно -- еще одна технологическая игрушка для нефтяных шейхов...

Первый звонок
Мартин Купер и его детище -- первый сотовый мобильный "телефон-кирпич"

И здесь в истории изобретения произошло то, что определяет успех любой массовой технологии, а именно, совпадение двух важнейших факторов -- Личности и Возможностей. Личности с большой буквы -- Мартина Купера, талантливого конструктора и организатора, Возможностей -- ресурсов громадной и по тем временам корпорации Motorola. В 1974 г. Купер возглавляет будущее стратегическое подразделение Motorola -- Communication Systems Division и последующие 30 лет упорно трудится над решением главной задачи, стоящей перед любым инженером, -- превращением игрушки для шейхов в общедоступный продукт. За эти годы, проведенные в Motorola, Купер создает не просто устройства, а целые технологические ниши, "оторванные" от узкокорпоративных интересов одной компании и ставшие элементами современной информационной индустрии. Пейджинг с расширенными потребительскими услугами (годовой оборот только Motorola в этой области больше 1 млрд. долл.), транкинговая мобильная связь (еще один миллиардный сегмент), сотовая мобильная связь, и наконец, самое важное в крупносерийном производстве -- надежная система обеспечения качественными комплектующими -- вот далеко не полный перечень заслуг Купера. Но вернемся к "телефону-кирпичу" -- на решение такой, кажущейся простой, "задачки" Купер затратил 10 лет, Motorola -- больше ста миллионов долларов (эти подробности, увы, способны охладить пыл любых горячих голов, пытающихся заставить себя и окружающих поверить в возможность беззатратной, мгновенной технологической революции, основанной на каких-то загадочных, уникальных, "не имеющих аналогов", проектах). Именно такое сочетание времени работы Личности и такие затраты ресурсов потребовались для того, чтобы преодолеть расстояние между экспериментальной моделью и первым серийным мобильным телефоном DynaTAC 8000X. Естественно, этот облегченный до 795 г, более чем вдвое меньший по сравнению с экспериментальным образцом аппарат не удалось сразу сделать дешевле прототипа -- компании надо было возвращать вложенные астрономические средства. Однако цена DynaTAC 8000X -- $3995 -- в 1983 г. уже не казалось такой страшной, как в 1973-м, что подтверждается объемами продаж первых "мобильников", исчисляемых десятками тысяч. Ровно через год после выпуска DynaTAC число мобильных пользователей во всем мире составило более 300 тыс., что подтвердило справедливость слов Купера, пусть не содержащих великой мудрости, но объясняющих большие дела: "Люди думали, что я -- сумасшедший, когда я пытался объяснить им, что маленький, помещающийся в кармане беспроводной телефон не только возможен, но его ожидает огромный успех. Они не верили, что за удобство общения без обязательной необходимости найти телефонную будку или таксофон на стене кто-то будет платить деньги".

Сегодня по-американски скромный в повседневной жизни Купер, несмотря на внушительную седину, продолжает с мальчишеской увлеченностью обожать все новомодные мелкие электронные безделушки -- gadgets ("Я покупаю каждую новинку, как только она появляется на рынке"), обоснованно скептически оценивает перспективы ряда направлений в развитии масштабных инфраструктур и сервисов мобильной связи (его жесткая фраза-приговор "3G is dead" в прошлом году обошла страницы всех ведущих телекоммуникационных изданий) и с присущими ему трудолюбием и умением руководить создает новое эволюционное направление развития мобильных коммуникаций. Учитывая заслуженный высочайший авторитет Купера, стоит присмотреться к новой области его деятельности -- возможно, в ближайшем будущем мы прямо или косвенно столкнемся с результатами работы компании ArrayComm. Тем более что речь идет о вещах весьма интересных.

Под руководством Купера ArrayComm занимается фактически тем, что у нас не так давно было модно называть "конверсией". А именно, адаптацией некогда значившихся в перечне первостепенных по важности военных разработок к сугубо мирным применениям. Вероятно, домыслы автора статьи и неинтересны читателю, но в этом случае очевидность совпадения настолько сильна, что перебороть искушение невозможно... Повторюсь: Купер -- бывший военный моряк, инженер-радиоэлектронщик, которому выпало служить на флоте в конце 60-х годов. Именно в это время словари военных технологий пополнились термином ФАР -- фазированная антенная решетка, а сам термин моментально стал сверхмодным. Механически неподвижные антенные системы со сверхбыстрым электронно-управляемым сканированием в первую очередь были необходимы флоту для создания компактных радиолокационных станций, одного из ключевых элементов системы защиты надводного корабля от главного врага -- самолета. Купер не мог не знать о них в своей флотской молодости и, конечно, как отлично подготовленный профессиональный инженер, не мог о них забыть за годы работы в Motorola. Вероятнее всего, все было именно так, а если учесть тот факт, что Купер уже много лет является почетным членом одной из самых уважаемых и компетентных инженерных организаций в мире -- IEEE, без сомнения, можно говорить, что он никогда не отставал от событий в радиоэлектронном мире. Все это означает только одно -- прямо или косвенно, но годы службы в ВМФ для Купера не прошли даром -- ведь сегодня его фирма ArrayComm занимается фактически разработкой именно... ФАР (более точно -- антенн с синтезируемой апертурой), предназначенных для модификации существующих базовых станций мобильной связи. Ее продукция основана на идеях электронного формирования многолучевой диаграммы направленности антенны базовой станции (например, GPS) и адаптивного управления ею таким образом, чтобы энергия передатчика станции оптимально распределялась в направлениях, находящихся в зоне действия абонентов, а не рассеивалась впустую. За счет этих невидимых обычному потребителю тонкостей и технологических сложностей достигается и более эффективное использование полосы пропускания базовой станции, и снижение помех, а следовательно, возрастают показатели качества системы связи в целом, причем без существенного изменения стоимости услуг -- продукция ArrayComm не требует радикальной модификации существующих систем.

Мартин Купер является не только талантливым инженером и организатором, но и способным... техническим писателем. Среди доступных в Сети его работ можно порекомендовать к прочтению краткое введение в принципы сотовой телефонии -- "A Layman's Guide to Cellular", в котором для описания самых важных понятий и ряда проблем сотовой связи Куперу хватило всего... пяти страниц:

www.arraycomm.com/Company/laymansguide.pdf


О современных "методах" работы Купера и его компании мы уже знаем, теперь осталось поговорить о целях, для достижения которых эти методы применяются. "В действительности, это параллельно тому, что было 25 лет назад, -- говорит сегодняшний Купер. -- Моя идея заключалась в том, что требовать от человека подойти к какому-то ящику, подвешенному на стене, и остановиться только для того, чтобы пообщаться с другим человеком, -- противоестественно. Тогда почему мы должны считать, что для возможности принимать и передавать данные подобные требования выглядят естественнее?". Так что целью Купера остается проба изменения жизни -- на этот раз не такая радикальная, но достигаемая собственными силами, без привлечения ресурсов больших корпораций.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT