`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Первые среди равных

Статья опубликована в №38 (704) от 27 октября

+11
голос

Продажи малоразмерных ноутбуков, в обиходе называемых нетбуками, стартовали в нашей стране полтора года назад. За это время портативные компьютеры нового класса нашли свой путь к сердцу покупателя и успели занять достойное место на рынке. Более того, они единственные в нынешнем году демонстрируют рост.

Первые среди равных

Изначально нетбуки разрабатывались как недорогие мобильные системы с производительностью, достаточной для работы с интернет-приложениями и выполнения базовых офисных задач. Предполагалось, что основными их потребителями станут развивающиеся страны (вспомним нашумевшую в свое время концепцию стодолларового ноутбука) и образовательный сектор. Именно поэтому первые модели, выпущенные в октябре 2007 г., оснащались маленькими семи- либо девятидюймовыми экранами и дистрибутивами на базе Linux – главной целью было обеспечить минимальную цену. Однако со стартом продаж спрос по всему миру на них существенно превысил ожидания, что привлекло к этим продуктам внимание не только грандов индустрии, но и компаний, ранее вообще не занимавшихся выпуском подобной техники. Потребители оценили возможности нетбуков, несмотря на то, что с точки зрения удобства поначалу они вызывали немало справедливых нареканий.

На прилавки отечественных магазинов нетбуки по ряду причин стали поступать только в мае 2008 г., хотя первые их тесты, в том числе и в нашем журнале, появились еще в конце 2007 г. Фактор новизны и более чем привлекательные для мобильных ПК с такими массогабаритными характеристиками цены сделали свое дело, и уже осенью их продажи доходили до трети от общих объемов реализации лэптопов. Таким образом, новички стали наиболее динамично растущим классом ноутбуков, которые к тому времени уже успели сравняться с настольными компьютерами в штучном выражении.

После столь впечатляющего старта и в преддверии традиционно самого результативного IV квартала ведущие производители и поставщики завезли в Украину большое количество техники. Затем грянул кризис, и практически по всем товарным группам образовались значительные складские запасы. Начались распродажи, и стоимость полноценных лэптопов стала резко снижаться, сокращая разницу с меньшими собратьями. При этом на подходе уже были более удобные в использовании новые модели нетбуков с диагоналями экрана в десять, одиннадцать и даже двенадцать дюймов, которые, естественно, стоили дороже. В результате одно из главных преимуществ нетбуков постепенно начало сходить на нет. Еще больше ситуация усугубилась с выпуском энергоэффективных процессоров Intel CULV и появлением устройств на их основе, отличающихся сравнительно небольшими массой и ценой при выдающейся по нынешним меркам автономности.

И все же, несмотря на стремительность и в какой-то мере даже драматизм развития событий, нетбуки, к слову, едва не лишившиеся своего названия из-за возникшего было патентного спора между Intel и Psion, смогли отвоевать себе место под солнцем и занять нишу на рынке ноутбуков.

Каково же состояние дел на сегодня? По данным GfK Ukraine, к началу осени на ноутбуки приходилось 58,4% продаж всех персональных компьютеров в нашей стране в количественном выражении и более 67% – в денежном. Сбыт нетбуков за три летних месяца 2009 г. увеличился в годовом сравнении вдвое. (Такое сопоставление представляется наиболее показательным, поскольку, как мы уже отмечали, стартовали их продажи в Украине как раз к началу лета.) Не лишним будет упомянуть, что, по прогнозам эксперта GfK Ukraine Антона Шкляра, в текущей экономической ситуации сбыт мобильных компьютеров в целом в нынешнем году упадет примерно на 43% и составит ориентировочно 500 тыс. устройств.

В штучном выражении на нетбуки сейчас приходится 11,2% отечественного рынка лэптопов. Впрочем, учитывая нынешнюю динамику, есть основания полагать, что они далеко еще не исчерпали возможности роста. Опять же, соотношение продаж разнится от производителя к производителю, и если у Samsung доля малоразмерных ноутбуков, по данным Сергея Корогода, продакт-менеджера «Самсунг Электроникс Украина», составляет около 10%, то у MSI, по словам Алексея Калиновского, менеджера по маркетингу и развитию партнерской сети киевского офиса этой компании, достигает 38%. Большинство же специалистов сходится на близкой к данным аналитиков цифре в 15%. И если ее удвоения в силу объективных причин ожидать не приходится, то до 20% этот показатель, по мнению Николая Бриленко, продакт-менеджера компании ELKO Kiev, по всей вероятности, дойдет.

Что касается диагонали экрана, то по данным вендоров, наиболее востребованными (более 70% продаж) на сегодня являются десятидюймовые модели. Подтверждают это и дистрибьюторы. Так, по словам Виктора Щербяка, главы департамента продаж компании «ASBIS Украина», 11-дюймовые дисплеи не пользуются особым спросом.

Средняя цена реализуемых в нашей стране устройств в долларах снижалась не так стремительно, как у других лэптопов. Если в первом случае, по данным GfK Ukraine, за 8 месяцев в годовом сравнении она уменьшилась примерно на 20% – с $446 до $356, то во втором падение составило 36% (с $976 до $626). В гривне этот показатель для нетбуков, напротив, вырос на 37%.

С точки зрения предустановленной операционной системы безусловный лидер на сегодня Microsoft Windows XP. Очевидно, что вскоре ее заменит только что выпущенная Windows 7, по крайней мере, в новых устройствах. Имеется также еще немало альтернативных вариантов на базе Linux (о них вы сможете прочитать в следующей за этой статье), однако практика показала, что они представляют интерес лишь для небольшого числа энтузиастов.

Интересно, что доля корпоративных продаж нетбуков, по информации GfK Ukraine, за год увеличилась более чем втрое – с 4,9 до 16,7%. Похоже, эти устройства уверенно завоевывают сердца не только домашних, но и бизнес-пользователей. Что, впрочем, и неудивительно, учитывая текущую экономическую ситуацию. Ведь по стоимости они сравнимы разве что с самыми дешевыми настольными ПК при гораздо меньших габаритах и большей мобильности. Если же говорить о розничном канале, то примерно равноценный вклад в дело сбыта нетбуков вносят специализированные компьютерные магазины и супермаркеты бытовой электроники – 37,7 и 41% соответственно. Оставшиеся 4,5% приходятся на долю салонов мобильной связи.

Последние заслуживают отдельного рассмотрения. Поскольку даже в самом названии нетбуков отражено основное назначение этих портативных компьютеров – работа в Сети, довольно логичным видится их продвижение через операторов связи, предоставляющих абонентам беспроводной широкополосный доступ в Интернет. В некоторых европейских странах и в США, где модель субсидированных продаж мобильных терминалов уже апробирована и обкатана, она вполне успешно применяется и по отношению к нетбукам – они предлагаются со значительными скидками в комплекте с контрактным подключением. У нас же, как это нередко бывает, существует своя специфика.

Движущей силой таких продаж должны выступать сами провайдеры, поскольку, с одной стороны, именно от них зависят доступность и качество соответствующих сервисов, с другой – они, по идее, должны быть заинтересованы в дополнительных путях продвижения своих услуг. По имеющейся у нас информации, ведущие производители нетбуков предпринимали совместные акции с теми или иными операторами, но они носили временный характер и в долгосрочное сотрудничество пока не переросли. Отчасти причина в том, что в современных условиях операторы попросту не имеют необходимых ресурсов для кредитования своих клиентов. Кроме того, крупнейшие из них предпочитают продавать внешние USB-модемы, что для них, по всей видимости, выгоднее.

К тому же наличие встроенного 3G-модема существенно удорожает нетбук. По данным Алены Федоровой, регионального продакт-менеджера ASUS, для некоторых моделей эта разница составляла до 30%. Но даже учитывая, что обычно речь идет примерно о 20%, все равно такая прибавка весьма ощутима для недорогих по самой своей идее устройств.

Тем не менее вендоры не утрачивают надежды наладить этот канал сбыта, и в перспективе его доля имеет все шансы увеличиться. Однако прежде должны быть сняты все существующие в нашей стране преграды на пути развития связи третьего поколения. Как только количество пользующихся ею абонентов начнет расти, естественно, пойдут вверх и продажи всех видов клиентских устройств. А уж что это будет – нетбук со встроенным модемом или компьютер с внешним, не суть важно – каждый потребитель сможет выбрать наиболее подходящее с точки зрения удобства и стоимости решение.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на острую конкуренцию, в ближайшей перспективе продажи нетбуков в нашей стране будут увеличиваться, как, впрочем, и во всем мире. Их рыночная доля в следующем году вырастет до 15–20%. Существенного снижения цен ожидать не приходится, но с выпуском новых платформ, о которых достаточно подробно писалось в предыдущем материале, возможности устройств будут расширяться прежде всего в направлении повышения мощности видеоподсистемы и улучшения автономности. Развитие в нашей стране сетей беспроводного широкополосного доступа в Интернет позволит придать дополнительный импульс сегменту нетбуков, но это вопрос скорее среднесрочной перспективы.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT