`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Первые ростки

Статья опубликована в №27-28 (694) от 18 августа

0 
 

Рубеж полугодий запомнился увеличением количества положительных признаков, указывающих на постепенное оздоровление мирового рынка ПК. И хотя проблески улучшения фиксировались преимущественно за пределами региона EMEA, общая тенденция вселяет сдержанный оптимизм.

Переломный квартал

Как и в начальной четверти года, предварительные итоги мировых поставок ПК во II квартале вновь приятно удивили аналитиков. Если верить IDC, то без учета серверов х86 в годовом сравнении глобальный рынок упал лишь на 3,1%, до 66,2 млн поставленных устройств. Следует напомнить, что ранее IDC прогнозировала снижение не менее чем на 6,3%, однако свою роль сыграли недорогие портативные системы, пользовавшиеся стабильным спросом во всех без исключения регионах. В унисон с коллегами из IDC сотрудники Gartner также пересмотрели ранее обнародованные прогнозы в сторону улучшения. По версии аналитиков из Стэмфорда, относительно аналогичного периода прошлого года мировой рынок упал не на 9,8%, как предполагалось еще в июне, а лишь на 5%. С учетом серверов х86 в натуральном выражении это изменение соответствовало 68,1 млн отгруженных в каналы ПК.

Столь оптимистичный результат дал почву для более благоприятных прогнозов на второе полугодие, в течение которого фактор традиционного сезонного всплеска продаж, в том числе и подогреваемый набирающим обороты периодом Back to School, будет сочетаться с массовым запуском новых, доступных по ценовому критерию продуктов, а также долгожданным началом макроэкономического восстановления в ряде ключевых регионов. Кроме того, если в I квартале на неудовлетворительный результат повлияло относительное заполнение складов готовой продукцией, то в период с апреля по июнь многим вендорам удалось частично избавиться от возникшего «затора», тем самым сгладив его влияние на общую картину рынка. Несмотря на кризис, пользователи развитых рынков продолжали наращивать потребление ноутбуков, в том числе высшего ценового диапазона. Отличным стимулятором для этого было непрерывное снижение стоимости портативных машин, нередко достигавшее отметки $600. Активно развивался и сравнительно новый канал сбыта нетбуков через телекоммуникационных операторов, с весомой скидкой продвигавших ультрапортативные решения в комплекте с услугами высокоскоростного мобильного доступа в Интернет.

Выбираясь из провала

Высокая популярность портативного формфактора существенно изменила структуру некоторых региональных рынков. Прежде всего не обошлось без приятных сюрпризов на одном из крупнейших – североамериканском. Так, в США квартальные продажи снизились лишь на 1,4%, а не на 3,1%, как прогнозировалось ранее. Тем не менее положительную динамику продемонстрировал лишь потребительский портативный сегмент – исходя из показателя «квартал к аналогичному кварталу прошлого года» рост сбыта превысил 63%, достигнув 6,3 млн устройств. В то же время корпоративный сегмент упал на 25%, а домашние настольные ПК – на 9%. В итоге на долю портативных систем пришлось почти 59% всех отгруженных устройств. Более того, в домашний сегмент ушло 74,6% всех реализованных в регионе ПК.

Усилиями преимущественно китайских потребителей, сформировавших лавинообразный всплеск спроса на недорогие нетбуки и ультратонкие ноутбуки, регион APeJ отчитался годовым ростом продаж в пределах 8%, что соответствует 19,9 млн устройств. Ожидаемое восстановление сбыта после периода длительного затишья, связанного с празднованием китайского Нового года, позволило всем представителям азиатского Топ 5, включая и аутсайдера последних кварталов Lenovo, показать положительную динамику.

В то же время не все так просто в регионе EMEA, которому в нынешнем году свойственен исключительно отрицательный прирост поставок. По версии IDC, в период с апреля по июнь продажи настольных систем и ноутбуков (без учета серверов х86) снизились по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года на 9,8%, до 21,9 млн устройств. Экономическая стагнация продолжает оказывать негативное влияние на наращивание поставок. Особенно это касается стран Центральной и Восточной Европы (CEE), где сокращение притока инвестиций из-за рубежа, а также режим строгой экономии в бизнес-секторе привели к их падению не менее чем на 40%. В более выгодном положении к промежуточному финишу подошли страны Ближнего Востока и Африки (MEA), которые благодаря бюджетным портативным системам увеличили совокупные квартальные поставки на 3,6%. От более затяжного падения на стыке полугодий рынок EMEA удержала лишь высокая популярность нетбуков в Западной Европе. Во многом за счет потребительского сектора продажи портативных решений в Западной Европе возросли на 32,9%. Впрочем, налицо смещение пользовательских предпочтений в сторону более доступных бюджетных систем, в том числе и приобретаемых через телекоммуникационных операторов.

В поисках позитива

Таким образом, большинство компаний, ориентированных на бизнес-машины, в частности Dell, Lenovo и Fujitsu, вновь понесли ощутимые потери. В то же время ряд специализирующихся на потребительских продуктах вендоров, такие как Acer, Samsung и Apple, значительно улучшили свое положение.

Исключением из упомянутых выше компаний является HP – глобальный лидер сумел оперативно приспособиться к выпуску привлекательных по соотношению цена/функциональность продуктов во всех категориях. Показательным примером в этом контексте представляется сегмент недорогих нетбуков, агрессивная политика продвижения которых позволила отвоевать позиции у более юрких соперников, таких как ASUS и Acer. Сильный розничный канал, в том числе и в секторе потребительских портативных систем, позволил увеличить квартальные поставки вендора на 3,6%, до 13 млн систем, тем самым взяв под контроль 19,8% рынка.

Упорно развивающая потребительское направление Dell все еще удерживает вторую строку рейтинга, однако полоса неудач не прекращается. Вендор оказался единственным представителем первой пятерки, показавшим отрицательный рост поставок – 17,1%. Тем не менее в квартальном сравнении компания смогла незначительно увеличить операционную прибыль, что объясняется относительно высокой маржинальностью продаваемых устройств. Существенное торможение бизнес-показателей по-прежнему происходит ввиду слабой востребованности ПК, нацеленных на корпоративных заказчиков.

Похоже, рокировка Dell и Acer остается делом ближайших месяцев. Благодаря недорогим портативным устройствам за отчетный период тайваньский вендор вновь нарастил поставки на рекордные 23,7%, вплотную приблизившись ко второй позиции в Топ 5. По данным IDC, за квартал в мире было реализовано 36,4 млн ноутбуков, из них 18,5% (6,65 млн) оказались с логотипом Acer. На руку сыграли не только опережение конкурентов в продвижении моделей с процессорами Atom, но и проблемы с реализацией продукции у ближайших соперников Dell и Lenovo, в частности на территории США.

Потерю позиций на традиционно приоритетном рынке США, снижение поставок на котором составило 17%, Lenovo частично компенсировала успехами в Китае и Индии, где продажи увеличились на 15 и 23% соответственно. Как результат, за счет региона APeJ производитель из Поднебесной добился роста совокупных поставок на 3,2%, до 5,7 млн устройств. Тем не менее II квартал принес Lenovo чистые убытки в размере 16 млн долл., в то время как годом ранее было зафиксировано 110 млн долл. чистого дохода. Доля вины в этом лежит на реструктуризации бизнеса – пытаясь уйти от жесткой привязки к корпоративному сегменту, оставшейся еще со времен приобретения подразделения ПК у IBM, компания стремительно перестраивается на удовлетворение нужд Китая и других развивающихся экономик в потребительских устройствах, четко разграничивает имеющиеся продуктовые линейки по ценовому критерию.

Итак, долгожданный «высокий» сезон в нынешнем году пройдет в довольно жестких рамках. Если исходя из объемов поставок глобальный рынок все же способен войти в положительное русло, то преобладание устройств с низкой нормой прибыли в общей массе реализуемых ПК оставит большинство вендоров в режиме строгой экономии. Редким исключением будут компании, не первый год успешно осваивающие премиум-сегмент. К примеру, реализовав за квартал 2,6 млн компьютеров Macintosh, что на 4% больше, нежели годом ранее, Apple укрепилась в статусе единоличного лидера продаж в премиум-классе. По подсчетам аналитиков NPD, ей принадлежит уже более 90% динамично растущего американского рынка ПК, включающего устройства стоимостью более $1000.

Ведущие мировые поставщики ПК во II квартале 2009 г. (за вычетом серверов х86)
Позиция Компания II квартал 2009 г. II квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 13 095 19,8 12 644 18,5 3,6
2 Dell 9108 13,7 10 984 16,1 -17,1
3 Acer 8431 12,7 6815 10,0 23,7
4 Lenovo 5757 8,7 5596 8,2 2,9
5 Toshiba 3494 5,3 3163 4,6 10,5
  Другие 26 407 39,8 29 202 42,7 -9,6
  Всего 66 291 100,0 68 403 100,0 -3,1
По данным IDC.
Ведущие поставщики региона EMEA во II квартале 2009 г. (за вычетом серверов х86)
Позиция Компания II квартал 2009 г. II квартал 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 4200 21,2 4268 19,5 -1,6
2 Acer 4051 20,5 3439 15,7 17,8
3 Dell 2084 10,5 2728 12,4 -23,6
4 Toshiba 1114 5,6 1376 6,3 -19,1
5 Asus 1025 5,2 1315 6,0 -22,1
  Другие 7296 36,9 8788 40,1 -17,0
  Всего 19 770 100,0 21 914 100,0 -9,8
По данным IDC.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT