`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Персональные online-расчеты: Google выходит на охоту

+11
голос

Деньги – кровь экономики, а интернет-экономике нужны интернет-деньги. Привычные в «обычном» мире платежные системы плохо приспособлены для использования в Сети. Инициативу в совершении прямых финансовых сделок, минуя такие традиционные каналы, как банки и эмитенты пластиковых карт, перехватили небольшие компании, в кратчайшие сроки превратившиеся в игроков с мировым именем и миллиардными оборотами.

Мошенничества с пластиковыми картами стали серьезной преградой на пути их повсеместного использования в качестве средства совершения покупок в Интернете. И хотя финансовые учреждения совместно с правительственными органами сделали немало для их безопасного применения в Сети, многие по-прежнему настороженно относятся к передаче номера карты и личных данных третьим лицам. Поэтому копирование офлайновой модели проведения платежей и расчет на ее безусловный успех в Сети ощутимых результатов не приносит.

Пластиковые карты были и остаются предпочтительным средством оплаты товаров и услуг в Интернете, т. е. операций типа customer-to-business (c2b). Но в том случае, когда встречаются два равноправных участника, например при осуществлении сделки на интернет-аукционе, возникает необходимость в новых средствах обеспечения финансовой транзакции типа peer-to-peer (или person-to-person, consumer-to-consumer). Во многом именно по этой причине банки, отличающиеся излишней консервативностью, несмотря на свои возможности уступили пальму первенства в секторе интернет-платежей такого типа небольшим динамичным стартапам.

Царь горы

Владельцем крупнейшей на сегодняшний день платежной системы является PayPal – компания, созданная в конце 1998 г., во времена бума доткомов, когда атмосфера для такого рода проектов была весьма благоприятной. Изначально она имела довольно большие шансы стать коммерчески успешной. Во-первых, для двух ее основателей, включая экс-киевлянина Макса Левчина (Max Levchin), PayPal была уже не первым стартапом (см. мини-интервью во врезке). Во-вторых, ее руководители начали с разработки мощной технологии защиты от мошенничества, выделившей PayPal среди конкурентов. Тем не менее компания достаточно долго существовала на личные сбережения основателей и получила первые деньги от инвесторов только после достижения определенных результатов.

Персональные online-расчеты Google выходит на охоту
Интерфейс PayPal позволяет проводить транзакцию по электронной почте

Развитие PayPal – классическая «американская история»: используя растущий спрос на системы интернет-платежей, компания обеспечила себе стремительный рост и за несколько лет стала лидером в сегменте p2p. На волне успеха 14 февраля 2002 г. PayPal провела эмиссию своих акций (IPO), первоначальная цена ценной бумаги составляла $13, а их общее количество – 5,4 млн. Причем 15 февраля на момент закрытия торгов цена акции выросла до $20,09, таким образом, биржевая стоимость компании за два дня увеличилась с 70 до 108 млн долл. Однако уже в октябре 2002 г. крупнейший в мире интернет-аукцион eBay заявил о приобретении PayPal за 1,5 млрд долл. акциями. Данная сделка была вполне закономерной: к тому моменту более половины транзакций eBay оплачивались через PayPal, несмотря на все старания первого, направленные на развитие аналогичного сервиса Billpoint. Впрочем, PayPal была не менее зависимой от eBay: 60% доходов она получала от транзакций участников аукциона.

Вопреки предположениям ряда экспертов после смены собственника PayPal не превратилась в сугубо карманный сервис eBay, как часто бывает в таких случаях. Платежная система продолжает развиваться и за рамками интернет-аукциона, предлагая услуги тем, кто не имеет к нему отношения. 13 февраля 2006 г. было объявлено, что база компании перевалила за 100 млн учетных записей, а за 2005 г. общий оборот платежей в системе превысил 27 млрд долл., что принесло более 1 млрд долл. дохода. Для сравнения: в конце 1999 г. после первого года работы компании было зарегистрировано 12 тыс. учетных записей, а общий объем платежей составил всего 235 тыс. долл.

Кроме того, в начале 2006 г. появилась информация о том, что PayPal собирается выходить в офлайн, эмитировав собственные пластиковые карты, не связанные напрямую с онлайновым счетом пользователя. Карты уже выпущены в США, на очереди Европа. В конце марта также было объявлено о запуске нового сервиса – PayPal Mobile, позволяющего осуществлять платежи по телефонному звонку или с помощью простых текстовых команд вроде send 5 to name@domain.com.

Существенную поддержку PayPal получает и со стороны своего нынешнего владельца. Например, с 15 января этого года eBay ввела новую политику обеспечения транзакций по сделкам на аукционе, в соответствии с которой PayPal фактически превратилась в единственную систему интернет-платежей, обслуживающую подобные операции.

Такой поворот наносит болезненный удар по относительно небольшим игрокам, к примеру E-Gold. Впрочем, стремительно развиваясь, PayPal вынудила потесниться или уйти с рынка и более крупных соперников. Так, в конце 2004 г. свой сервис Paydirect закрыли Yahoo! и HSBC, а до этого аналогичным образом со своей системой c2it поступил Citibank. Последний более-менее серьезный конкурент PayPal, сервис BidPay, имеющий свыше 4 млн зарегистрированных пользователей, остановил транзакции в конце 2005 г. Правда, CyberSource, купившая в марте 2006 г. активы BidPay за 1,8 млн долл., объявила о намерениях перезапустить сервис летом этого года.

Однако поводов расслабляться у владельцев PayPal пока нет – не столько из-за планирующейся реинкарнации BidPay, сколько из-за амбиций Google. Последняя заявила о своем желании выйти на рынок интернет-платежей в прошлом году. И хотя, говоря об этом проекте, CEO Google Эрик Шмидт специально подчеркивает, что в планы компании не входит конкуренция с PayPal, последняя все же предприняла ряд превентивных мер для укрепления своих позиций. Помимо ввода в действие PayPal Mobile и эмиссии офлайновых платежных карт, в конце 2005 г. компания приобрела за 370 млн долл. платежный шлюз VeriSign. К нему подключены десятки тысяч интернет-магазинов мелких и средних компаний – таким образом PayPal расширила спектр торговых точек, доступных своим клиентам.

Корона лишней не бывает

С момента преобразования Google в публичную акционерную компанию интернет-гигант, с одной стороны, получил доступ к огромным финансовым ресурсам, но с другой – стал заложником своего же успеха: инвесторы ожидают от него сохранения взятого темпа роста. Google пытается оправдывать эти надежды и работает над огромным количеством различных инициатив.

Новости о том, что Google готовит к запуску собственную систему интернет-платежей, стали достоянием общественности около года назад. Несмотря на то что подобные сообщения взбудоражили Сеть, официальной информации было очень мало вплоть до февраля нынешнего года, что породило массу слухов и домыслов.

Персональные online-расчеты Google выходит на охоту
Варианты оплаты покупок на Google Base. С недавних пор ограниченный круг пользователей может рассчитываться за товар с помощью платежной системы Google

Стоит заметить, что даже первые свидетельства намерений Google не стали неожиданностью – занимаясь рекламой в Сети продолжительное время, интернет-гигант создал и успешно эксплуатирует свою систему платежей, которая принимает оплату от рекламодателей по программе AdWords и выплачивает деньги, заработанные владельцами сайтов, по программе AdSense. Существующий для этого механизм расчетов имеет все атрибуты полноценной системы интернет-платежей с тем лишь отличием, что ориентирован на существенно более узкую категорию пользователей, однако принципиальных ограничений для того, чтобы сделать его массовым, нет.

Хотя Google объявила, что ее система интернет-платежей не будет конкурировать с PayPal, у большинства специалистов подобное утверждение вызывает вполне обоснованные сомнения: понятно, что конкуренции в любом случае не избежать. В конце февраля появилась новая информация, исходя из которой можно сделать выводы, что Google планирует конкурировать не с PayPal, точнее – не только с ней. Она метит гораздо выше.

Следует напомнить, что осенью прошло года Google начала тестирование своего нового сервиса – Google Base. Он позволяет аккумулировать разного рода информацию, в том числе коммерческие предложения и рекламные сообщения о продаже чего-либо. В момент его запуска речь шла о том, что новый сервис может составить конкуренцию популярной службе объявлений Craigslist, к которой eBay имеет непосредственное отношение (ей принадлежит 25% акций Craigslist). Google Base еще на стадии бета-тестирования стал чрезвычайно популярным, особенно в части коммерческих объявлений. Пока компания ограничивает сервис сообщениями о продаже товаров-вещей, однако это явно временная мера – стоит ли сомневаться, что в будущем купить и продать с помощью Google Base можно будет практически все?

Плюс ко всему в конце февраля этого года стало известно о том, что в Google Base появился новый способ оплаты – Payments with Google, который доступен для тестирования ограниченному числу пользователей системы. Таким образом, возможность разместить объявление в Google Base и провести полноценную сделку, в которой обеспечение денежной транзакции происходит при помощи системы интернет-платежей от Google, позволяет противопоставить ее новый сервис не столько достаточно специфичному Craigslist, сколько eBay в целом, включая, конечно же, и PayPal.

Этот вывод отчасти подкрепляет и ценовая политика Google: расценки на услуги ее системы интернет-платежей составляют $0,25 плюс 2,5% от суммы сделки. Отметим, что стоимость сервиса PayPal сопоставима: при оплате через аукцион eBay товаров на сумму до $3000 цена транзакции равна $0,30 плюс 2,9% от суммы сделки.

О целях Google красноречиво свидетельствует и заявление, касающееся политики возврата платежей по требованию плательщика (chargeback). Интернет-гигант утверждает, что при разрешении проблем будет поддерживать продавца в случае необоснованных требований возврата со стороны клиентов. Это хорошая новость для торгующих компаний, которые сталкиваются с нечистыми на руку покупателями, поскольку большинство посредников в подобных операциях безоговорочно занимает сторону клиента, даже если их требования по chargeback спорные. Большинство, но не все. PayPal как раз и отличается от остальных тем, что в данных вопросах выступает на защиту продавца.

Конкуренция – двигатель прогресса

Хотя сегмент интернет-платежей покинуло много сильных игроков, это вовсе не означает, что рынок бесперспективен или на нем могут работать лишь одна или две компании. Не следует сбрасывать со счетов традиционные системы, ведь, к примеру, 15% объема платежей физических лиц в США обеспечивает Visa. Общее количество ее пластиковых карт, находящихся в международном обороте, превышает 1,3 млрд, а сумма транзакций по ним за год перевалила за отметку в 3 трлн долл. Более того, по итогам 2005 г. оборот по программам e-Commerce у Visa составил 197,7 млрд долл., что на 42,3 млрд превышает показатель 2004 г.

Столь внушительные цифры дают понять, кто настоящий хозяин рынка, однако оговоримся сразу: прямое сравнение в нашем случае некорректно, ведь Visa обслуживает в основном c2b-транзакции и не может предложить такое удобное средство прямых переводов, как PayPal. Но, с другой стороны, очевидно, что если Visa всерьез займется данным сегментом, то работающим на нем компаниям придется несладко. Не потому ли PayPal и заинтересовалась пластиковыми картами?

Пока же «чистые» системы интернет-платежей остаются гораздо более приспособленными для использования в Сети. К примеру, в качестве основного средства оплаты в Интернете Visa позиционирует карту Visa Internet, выпускаемую совместно с банками-партнерами. Эта дебитная карта зачастую не имеет воплощения в пластике, ее нельзя применять для снятия наличных или совершения покупок в обычных магазинах. Единственное ее предназначение – онлайн-оплата товаров и услуг, причем стоимость транзакций ниже, чем для других карт Visa. Однако несмотря на целевое позиционирование, в части платежной политики Visa Internet ничем не отличается от других пластиковых карт: при попытке заплатить все так же нужно сообщать номер и, если необходимо, вводить CVV2-код. К тому же нередки случаи возникновения проблем с приемом платежей там, где их нет при использовании более универсальных карт. И в данном случае Visa Internet наглядно демонстрирует, что подходы, которые хорошо работают в реальном мире, не всегда пригодны для виртуального.

Другой важный момент – безопасность. По данным исследований все той же Visa International, 85% владельцев пластиковых карт называют риск утраты своих сбережений основной причиной отказа от применения этих платежных средств для расчетов в Интернете. Для того чтобы доверять системе свои деньги, клиенты должны чувствовать себя защищенными, и здесь «родные» системы интернет-платежей кажутся куда более привлекательными, поскольку никакие номера или коды верификации в третьи руки передавать не нужно.

Возвращаясь к PayPal, в этом контексте отметим, что хотя компания отличается серьезной заботой о безопасности, не всегда понятно, чьей именно – пользователей или своей собственной. Как известно, ее услуги доступны далеко не во всех регионах, и попытки зарегистрировать учетную запись пользователем с «чужой» территории жестко пресекаются (отслеживаются происхождение IP-адреса, случаи работы через анонимные прокси-серверы). Кроме того, даже если счета открыты по всем правилам, клиенты периодически жалуются на превентивные блокировки со стороны администрации с целью предотвращения возможного мошенничества.

Исходя из этого предположим, что игроку с более гибкой, чем у PayPal, политикой построения отношений с пользователями, вполне под силу отхватить значительную долю рынка в кратчайшие сроки, если он предложит более лояльный к клиенту, но при этом обладающий не меньшей надежностью, вариант защиты. Судя по текущей ситуации, в ближайшее время таким игроком может стать Google. А уж если принять во внимание тот факт, что программы AdSense и AdWords работают в СНГ без ограничений, то запуск сетевым гигантом платежной системы сделает реальной возможность для наших соотечественников оценить все преимущества международных систем интернет-платежей.

E-mail автора: koldovsky@koldovsky.com

Макс Левчин: «PayPal является прежде всего мощнейшей системой управления рисками»

В чем, с вашей точки зрения, заключается феномен PayPal, о котором так много говорят?

Бизнес PayPal сильно отличается от представлений о нем большинства людей. Если вы зададите вопрос «Что такое PayPal?» любому пользователю системы, то, скорее всего, получите в ответ: «Очень удобный механизм перевода денег». Это правда, но главное в другом. PayPal является прежде всего мощнейшей системой управления рисками, позволяющей определять и предотвращать на ранних стадиях транзакции недобросовестных покупателей и продавцов.

Какие принципы вы положили в основу этой системы при ее разработке?

Персональные online-расчеты Google выходит на охоту

Многие идеи появились еще во времена, когда я занимался компьютерной графикой, системами симуляции и криптографией. В основу защитного механизма PayPal положены весьма сложные принципы поведенческого моделирования, которые автоматически проверяют каждую транзакцию, проходящую через систему (а в день их, к слову, несколько миллионов), и оценивают вероятность того, что она недобросовестная. При этом учитываются данные предыдущих транзакций, сведения о пользователях, а также общая история переводов, которая фиксируется в PayPal. Если транзакция кажется системе мошеннической, последовательно запускается ряд защитных механизмов (от простого к сложному), иногда требуется и вмешательство администратора. Но, пожалуй, самое интересное заключается в том, что система безопасности PayPal автоматически обучается, накапливает «опыт» и поэтому способна предупреждать новые виды мошенничества, которое, как известно, постоянно совершенствуется.

С чем связано то, что ни в период самостоятельного плавания, ни с того момента, как PayPal стала частью интернет-аукциона, платежная система не выходила на рынки СНГ?

Думаю, причина в том, что для адаптации PayPal в этом регионе требуется немало инвестиций, окупаемость которых остается под вопросом. В частности, несколько лет назад в СНГ были слабо распространены кредитные карты – одно из самых популярных средств проведения расчетов. Кроме того, здесь нет межбанковской автоматизированной расчетной системы (ACH, Automatic ClearingHouse), стандартизированной США и другими странами, а это еще один распространенный механизм обеспечения расчетов person-to-person.

Говорят, вы были одним из противников продажи PayPal интернет-аукциону eBay. Так ли это?

Нет, как раз наоборот, но я понимаю, откуда эти слухи. Напомню, что компания долгое время была независимой и вскоре после старта весьма успешно разместила акции на NASDAQ. Причем PayPal была и остается очень прибыльной, и вполне могла бы продолжать независимое существование. Однако слияние с интернет-аукционом позволило ей выйти на совершенно новый уровень развития – чего стоит хотя бы интеграция в инфраструктуру eBay. Последняя не единожды интересовалась покупкой платежной системы – в течение года до момента слияния мы получили несколько подобных предложений. И до определенной поры я действительно был одним из тех, кто выступал против этого – на мой взгляд, время было неподходящее. Но, подчеркну, финальные условия сделки одобрили все менеджеры PayPal, в том числе и я.

Предлагало ли вам руководство eBay должность после поглощения PayPal?

Да, несколько предложений я получил, но дело в том, что я привык развивать собственные проекты, и руководящая позиция даже в такой крупной компании ограничивала бы сферу моих интересов. Поэтому я решил выйти из этого бизнеса.

Расскажите, пожалуйста, о тех проектах, которые вы развивали до PayPal.

Их было три, и каждый немного лучше предыдущего. Собственно, первый (SponsorNet), как это ни прискорбно, стал провальным, поглотив все мои финансы. Второй (NetMomentum) работал нормально, но непорядочным оказался мой бизнес-партнер. Третья компания (NetMeridian) занималась разработкой программного обеспечения и в итоге была продана Microsoft, правда покупка обошлась ей, на мой взгляд, не очень дорого (смеется). PayPal, понятно, куда прибыльнее, и я надеюсь, что Slide, новый проект, будет еще лучше в этом плане.

Готовите ли вы к продаже проекты Slide и Yelp или они останутся независимыми?

Мой опыт подсказывает, что задача любого стартапа – достичь высоких результатов, сохраняя свою независимость, и Slide, отнимающий все мое время как CEO компании, и Yelp, который я помог основать и на первых порах финансировал, в этом плане не исключение. А думать о продаже компании всегда лучше уже после того, как кто-то сделал предложение, но никак не перед этим.

А к теме электронных платежей возвращаться не планируете?

Пока мне хватает работы. Нужно развивать Slide: у него большие перспективы. Тема электронных платежей очень интересна, но есть еще много сфер, где я хотел бы себя реализовать. Возможно, после Slide я попробую свои силы в нанотехнологиях или в компьютерных играх – почему бы и нет?

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT