`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Павел Крысанов, Nokia: «Мы стремимся создавать комплексные мобильные решения»

Статья опубликована в №1-2 (713) от 26 января

0 
 

Прошедший год не только выдался нелегким для производителей мобильных телефонов, но и дал ряд предпосылок для трансформации этого рынка. Лидер сегмента, компания Nokia, также вполне очевидно пребывает в поиске новых решений и путей дальнейшего развития. В этих условиях ее видение будущего, и, в частности, перспектив работы на непростом украинском рынке, вызывает особый интерес. Какие продукты появятся в 2010 г. на мировой арене и в нашей стране? Когда мы получим полноценный набор мобильных сервисов от Nokia? Насколько мешает работе компании «серый» рынок? Будут ли переконфигурированы каналы дистрибуции? С этими и другими вопросами мы обратились к Павлу Крысанову, генеральному директору представительства Nokia в Украине.

Павел Крысанов, Nokia «Мы стремимся создавать комплексные мобильные решения»

Чем мне запомнился год, который я проработал в Украине? Я возглавил украинский офис Nokia сразу после активной фазы экономического кризиса, которая, как мы помним, пришлась на конец 2008 г. Все негативные явления на рынке мобильных телефонов достигли пика именно в момент моего приезда. Достаточно много времени ушло на стабилизацию ситуации и перевод ее в русло нормальной повседневной работы. Где-то к началу лета мы с данной задачей справились. Пожалуй, этот период и был для меня наиболее насыщен впечатлениями. В итоге к концу лета мы завоевали очень хорошие позиции на рынке, удалось даже увеличить долю по сравнению с 2008 г., а по итогам 2009 г. – перевыполнить годовые планы.

Какие продукты Nokia стали в Украине наиболее успешными за этот период?

Самый покупаемый наш телефон в 2009 г. – Nokia 5130 XpressMusic. Его продажи намного больше, чем мы ожидали. Фактически он сравнялся по популярности с традиционно хитовыми бюджетными моделями из серий 1100 и 1200, хоть и стоит существенно дороже, и это невзирая на кризис. Очень тепло восприняты публикой модели Nokia 6303 classic и 6700 classic. На мой взгляд, это чрезвычайно успешная замена старого хита Nokia 6300 – при переходе от него к 6303 мы не потеряли в объемах, а Nokia 6700 classic, стоимость которой еще выше, благодаря своему дизайну продается почти на том же уровне.

А какие результаты показывают смартфоны с сенсорными экранами?

Настоящим бестселлером стал Nokia 5800 XpressMusic. Сейчас этот телефон не новый на рынке, тем не менее он все еще продается очень хорошо. Примечательно, что если сравнивать его с более дешевыми моделями с сенсорным экраном, то он популярнее. Остальные же продукты мы завезли только в августе-сентябре. Самый свежий из них – Nokia 5230, и пока еще сложно судить, как примет его покупатель. Что касается Nokia 5530 XpressMusic, то этот аппарат заметно дороже предложений конкурентов, поэтому он пользуется меньшим спросом. Из последних же новинок я возлагаю надежды на Nokia N97 mini.

Расскажите о продуктовой политике Nokia на 2010 год. Какие товарные группы будут приоритетными?

Акцент будет в первую очередь на комплексные решения. Что касается телефонов, то основные усилия мы сконцентрируем в ценовом сегменте чуть выше среднего. Мы по-прежнему производим полный спектр устройств, по-прежнему хотим работать со всеми потребителями – и с самой скромной платежеспособностью, и весьма обеспеченными, так что новинки ожидаются во всех сегментах. Особое внимание будет уделяться смартфонам. Вышла новая платформа, на которой мы строим наши самые современные устройства – это Maemo OS, основанная на Linux. Первый аппарат на ней, Nokia N900, появился в Европе и России еще перед Новым годом. В Украине мы начнем его реализацию в I квартале. Мы не ждем от этой модели значительных продаж – она нацелена на самую передовую, по определению немногочисленную часть публики. Это фактически мобильный компьютер, в устройстве появится немало новых функциональных возможностей.

Что же касается акцентов в продвижении, то их несколько, и они будут распределены между ключевыми продуктами в разных ценовых диапазонах – от нижне-среднего до самого верха. Еще раз отмечу, что важная роль будет отведена сервисам, а также аппаратным продуктам, наиболее полно их использующим. Сейчас это смартфоны на платформе S60.

Как вы оцениваете работу ваших торговых партнеров в Украине? Какой будет партнерская политика Nokia в будущем, планируются ли в ней изменения?

Павел Крысанов, Nokia «Мы стремимся создавать комплексные мобильные решения»
В 2010 г. наиболее важная роль отводится сервисам, а также аппаратным продуктам, наиболее полно их использующим

Компании, с которыми мы работаем после кризиса, составляют очень крепкое ядро в системе дистрибуции. Я затрудняюсь сказать, будут ли какие-то существенные изменения в их составе. Перемены обычно происходят для достижения каких-то тактических целей, а те задачи, которые мы перед собой ставим, решаем с текущими партнерами. Главная наша цель по части дистрибуции – сократить дистанцию между нами и розницей. Торговая точка – то место, где встречаются производитель и покупатель, и от того, какое у них друг от друга останется впечатление, зависит финансовый результат. Это и объясняет наше внимание к рознице. С самыми важными и крупными продавцами мы работаем в режиме прямых поставок.

А есть ли среди них интернет-магазины?

Пока нет. Я думаю, руководитель любой крупной интернет-площадки подтвердит, что объемы проходящих через нее товаров пока не настолько велики, чтобы ему было выгодно работать с вендором напрямую. Да, интернет-магазины уже достаточно давно продают значительную долю продукции в категории мобильных телефонов и смартфонов, поэтому я не исключаю, что крупнейшие онлайновые торговцы в какой-то момент перейдут к работе с Nokia напрямую. Это будет зависеть от степени развития рынка.

Каково ваше отношение к внедрению системы регистрации IMEI-кодов и отключения «серых» телефонов?

Я воспринимаю эту инициативу с большим энтузиазмом. Считаю, что она весьма полезна, в первую очередь для государства: понятно, что система регистрации, если заработает так, как планировалось, даст возможность существенно пополнить казну, что особенно важно сейчас для Украины. Одновременно эта инициатива защищает интересы вендоров, которые предпочитают работать исключительно в рамках закона. К таким вендорам относится и Nokia.

Отмечу, что подобная система действует в Турции уже несколько лет, и весьма успешно.

А какова сейчас общая картина «серого» рынка и насколько сказывается его существование на вашем бизнесе?

Мне кажется, сегодня объем «серого» рынка в Украине не очень велик. Кризис повлиял отрицательно и на него тоже, поскольку «в тени» оборачивалось значительное количество дорогих устройств. Сейчас спрос на топовые модели существенно снизился, так что давление со стороны параллельного импорта, по нашим ощущениям, уменьшилось.

Как и прежде, основным источником контрафактной продукции является рынок ОАЭ, здесь ничего не поменялось еще с 2002–2003 гг. В то же время поток из России заметно ослабел. Из этой страны телефоны нелегально продаются преимущественно в приграничных областях, в больших объемах возить оттуда аппараты Nokia невыгодно. Возможно, с вступлением в действие соглашения о таможенном союзе что-то изменится, поскольку на сегодня в России НДС на 2% ниже, чем в Украине, зато при импорте из России действует 5%-ная таможенная пошлина. В этой стране очень жесткий таможенный контроль, пошлины уплачиваются в полном объеме, в результате чего получается цена, абсолютно не выгодная для перепродажи в Украине.

В отношении нашей продукции основной движущей силой «серого» рынка является стоимость, а не доступность новинок. Ключевые модели, ожидаемые на рынке, поступают в Украину обычно практически одновременно с Россией и Европой.

Как будет действовать Nokia на рынке аксессуаров?

Аксессуары – это тоже элемент стратегии, их мы также рассматриваем как часть комплексного решения. Если вы хотите продавать музыкальные телефоны, то наверняка позаботитесь и о том, чтобы у пользователя была возможность получить музыку, и о качественных наушниках для ее прослушивания. Поэтому внимание к аксессуарам мы начали усиливать со второй половины 2009 г. и в дальнейшем ослаблять его не будем ни в коей мере. Рынок этот важный и даже более сложный по сравнению с рынком устройств. Так, процент подделок и «серого» импорта здесь намного выше, возможно, даже больше половины.

Что касается нашей активности по товарным группам, то помимо обслуживающих аксессуаров, аккумуляторных батарей и зарядных устройств основным предметом интереса являются Bluetooth-гарнитуры. В последнее время они активно используются и водителями, и «пешеходами», потому что это удобно, свободные руки нужны не только для того, чтобы водить.

Какую долю занимает Nokia на рынке аксессуаров для мобильных телефонов?

Ввиду значительного объема «серого» рынка численными показателями в сегменте аксессуаров оперировать трудно. Я предполагаю, что доля Nokia на рынка аксессуаров примерно соответствует таковой на рынке телефонов. Это аргументировано тем, что пользователи терминалов Nokia в большинстве своем предпочитают и аксессуары той же марки. Но точно оценить этот рынок очень сложно.

Будет ли Nokia осваивать новые для себя рынки или товарные группы в 2010 г.?

Павел Крысанов, Nokia «Мы стремимся создавать комплексные мобильные решения»

Выпустив Nokia Booklet 3G, мы фактически вышли на рынок ноутбуков. В этом году продукт появится в Украине, я думаю, это произойдет даже в первом полугодии. Пока продажи идут только в Европе, через операторские каналы, а на свободных рынках, в частности в России, его еще нет. Устройство не дешевое, и это побуждает многих высказывать сомнения в его успехе, однако у него есть свои преимущества, например дизайн, 12-часовая автономность, и я уверен, что он своих покупателей найдет. Думаю, будут и новые продукты в этом классе – пока не могу сказать, какие и когда, но, несомненно, мы начали активность на этом рынке не для того, чтобы тут же ее свернуть.

Восстановится ли активность Nokia в сегменте «люкс»? Когда будет преодолен застой, который там наметился?

В развитии люксовых решений Nokia есть определенный разрыв – это факт. Ассортимент пока представлен несколькими модификациями Nokia 8800, с ними же мы останемся и в 2010 г. В дополнение к этим продуктам у нас появляется Nokia 6700 classic Gold Edition – версия популярной сегодня модели, но с покрытием из 18-каратного золота. Ранее подобный аппарат не был бы «имиджевым» в полной мере, поскольку доступность кредита размывала его эксклюзивность, заставляла обеспеченную публику дистанцироваться от таких решений. Но в этом отношении кризис сыграл нам на руку – кредит сейчас получить непросто.

Модель 6700 classic Gold Edition – первый представитель линейки устройств с золотым покрытием, которую мы развернем в этом году. В I квартале ему составит компанию такая же версия Nokia N97 mini.

Кстати, люксовый сегмент в наибольшей степени страдает от проблемы «серого» рынка. Объемы продукции семейства 8800, продаваемые нами сегодня официально, заметно меньше, чем реальное количество покупок. Причины очевидны: высокая стоимость позволяет неофициальному импортеру зарабатывать буквально на единичных продажах.

Вы считаете, что люди по-прежнему готовы тратить деньги на телефоны, по сути, промежуточные между массовой и эксклюзивной категорией?

Спрос, несомненно, есть, и он стабильный – нет даже сезонных колебаний. Понятно, что объем продаж не такой, как был до кризиса, по причине отсутствия кредитования, но в итоге круг лиц, которые эти телефоны покупают, сейчас ограничен только теми, кто действительно может их себе позволить. Последние события на рынке телефонов с сенсорными экранами показали, что люди в принципе готовы тратить деньги. Но они должны видеть отдачу от своих трат, которые таким образом стали существенно прагматичнее. Если покупатель видит выгодное предложение, он готов расстаться с деньгами, но привлекательность такого предложения должна быть четко видна, причем с точки зрения не только цены, но и дополнительных преимуществ.

В каких направлениях сейчас развиваются сервисы Nokia? Что будет наиболее актуальным в 2010 г.?

Для начала напомню, что все сервисы, предоставляемые Nokia сегодня, объединены под брендом Ovi. Чтобы ознакомиться с ними, достаточно зайти на сайт ovi.com. Что касается акцентов в развитии, то до сих пор наибольшее внимание уделялось сервису Nokia Messaging, который предлагает пользователю электронную почту с функцией push e-mail. К ней добавится поддержка мгновенных сообщений (instant messaging) – эта функция уже доступна для отдельных наших моделей. В эту же систему будет интегрирован наш собственный чат-сервис Ovi Chat, а также поддержка Google Talk, MSN и аналогичного сервиса от Yahoo!. ICQ в их число пока не входит, но мы готовы интегрировать и его, равно как и любой другой популярный сервис, операторы которого изъявят желание сотрудничать.

Также к учетной записи Ovi Mail можно подключать другие почтовые ящики, с которых сервер Ovi будет забирать почту и доставлять ее на смартфон в режиме push e-mail. Уже сейчас в систему введены настройки для известных российских и мировых почтовых сервисов – Gmail, Yahoo! Mail, Rambler, Mail.Ru. Если у человека есть почтовый ящик на одном из этих серверов, ему достаточно ввести свой адрес и пароль, все остальное будет настроено автоматически.

Павел Крысанов, Nokia «Мы стремимся создавать комплексные мобильные решения»
Важнейшее направление в развитии сервисов – навигация, которая постепенно трансформируется в службу social location

Еще одно важнейшее направление в развитии сервисов – навигация, которая постепенно должна трансформироваться в службу social location. С ее помощью пользователь, помимо просмотра карты и навигации, получит возможность транслировать информацию о своем местонахождении друзьям. Сам по себе этот сервис уже достаточно давно известен как Nokia Friends View. Теперь мы интегрируем его вместе с рядом других в единый комплекс Карт Ovi (Ovi Maps), ориентированный на social location. В результате, двигаясь по городу, пользователь может открыть карту и видеть на ней текущее местоположение своих друзей, тут же с ними связываться, передавать свои координаты, назначать встречи, уточнять названия ближайших ресторанов вместе с их контактной информацией, что позволит оперативно забронировать столик.

А как обстоят дела с локализацией навигационного сервиса для Украины?

В настоящее время Карты Ovi обеспечивают детализированное покрытие 40 городов Украины с возможностью адресного поиска и базой данных более чем по 30 000 объектам (places of interest). Все информация представлена на украинском языке. Что касается обновления и расширения карт, то эта процедура у нас проходит ежеквартально. Запуск в Украине произошел в декабре, а значит, весной должно появиться первое обновление, в результате которого детализированное покрытие расширится. Я не берусь обещать сотню новых городов, но порядка 20 населенных пунктов должно прибавиться, увеличится также количество деталей в нанесенной на сегодняшний момент дорожной сети. В дальнейшем детализированное покрытие будет расширяться планомерно, начиная с более крупных или имеющих большее туристическое значение городов. Ежеквартальный график обновлений наверняка будет выдерживаться четко. Так сейчас происходит с картой России, европейская часть которой уже хорошо проработана.

Какие планы относительно развития музыкальных сервисов Nokia?

Сервис Музыка Ovi (Ovi Music) для нас очень важен, равно как и предложение Nokia Comes With Music («Вместе с музыкой»), которое заключается в том, что устройство продается в комплекте с лицензией на бесплатную загрузку музыки в течение года и с возможностью вечно хранить ее в аппарате или на компьютере. Эту инициативу многие критикуют за то, что она увеличивает розничную цену телефона, но я считаю, что совершенно безосновательно. Возможность безлимитной загрузки музыки оправдывает эту разницу. Что касается Украины, то в нынешнем году мы прорабатывали планы запуска наших музыкальных сервисов здесь.

Могут ли украинские пользователи приобретать приложения для смартфонов Nokia онлайн?

Предназначенный для этой цели сервис Магазин Ovi (Ovi Store) на территории Украины работает в режиме бесплатных и платных приложений, выбор которых сейчас очень большой. В последнем случае сервис позволяет оплачивать полную версию продукта с помощью кредитных карт. Принимаются и карты от украинских эмитентов – я сам платил, так что могу уверенно подтвердить надежность этой схемы. Но мы прорабатываем и другие – с использованием терминалов или оплаты в розничной торговой точке. В Магазине Ovi активно обновляется список приложений. Интерфейс сервиса всегда адаптирован для вашей модели телефона, также вам будут автоматически предлагаться только программы, которые на вашем аппарате должны корректно устанавливаться и работать.

Будет ли Ovi дополняться принципиально новыми сервисами в 2010 г.?

Вероятнее всего, нет. В Ovi и сейчас весьма широкий выбор сервисов, и нам есть над чем работать в плане их дальнейшего совершенствования. В текущем году мы займемся в первую очередь этим.

Подводя итоги, как бы вы определили стратегию деятельности Nokia в Украине?

Стратегии на локальных рынках укладываются в рамки общей стратегии компании и меняются вместе с ней. В 2009 г. Nokia много внимания уделила продвижению не только своих телефонов, но и сервисов, которые им сопутствуют. В этом и выражаются основные новшества по сравнению с предыдущими периодами. Мы много сил вкладываем в Ovi – портал, открывающий двери ко всем сервисам. Ключевое положение нашей стратегии заключается в том, что мы хотим продавать комплексные решения для пользователей. Сегодня Nokia предлагает не просто устройства с кнопочками, которые звонят, а нечто гораздо большее. Думаю, в 2010 г. украинцы смогут наглядно в этом убедиться.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT