`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Памятка Заказчика Web-решения

0 
 

Вступление

Зачем платить больше?
Из рекламы стирального порошка

Понятно, что при объективно сопоставимом качестве, количестве и функциональности два разных продукта должны иметь сопоставимую стоимость. С этим утверждением ввиду его очевидности никто и не спорит. Пресловутые "грабли", на которые постоянно наступают потребители, прячутся именно за словами "объективно сопоставимом". Но может ли рядовой потребитель "объективно сопоставить" аналогичные товары или услуги от разных производителей? Если речь идет о продуктах высоких технологий, то далеко не всегда.

Чтобы разобраться в широчайшем спектре предлагаемых (за очень разные деньги) изделий, нужен профессиональный консультант. Только он в состоянии отделить более важные для данного Заказчика параметры от менее важных и сделать оптимальный выбор.

Поэтому вопрос, вынесенный в эпиграф, следовало бы перефразировать: "За что платить больше?". Ведь вполне может оказаться, что приобретение самого дешевого продукта обернется в итоге непредвиденными расходами и надолго испорченным настроением.


Уже не вступление

Вернемся к нашей теме и рассмотрим особенности процесса выбора Исполнителя на отечественном рынке контрактных Web-разработок.

Роль Заказчика тут отводится представителю руководящего звена компании, которая испытывает потребность использовать Internet для развития своего бизнеса. Заказчик, как правило, не разбирается (да и не должен разбираться) в Web-технологиях, поэтому привлекает "независимого эксперта", в качестве которого обычно выступает системный администратор компании. Если этот человек действительно профессионал, то фирме очень повезло. К сожалению, такое случается не часто...

На роль Исполнителя претендуют крупные, средние и мелкие компании, а также частные лица. Потенциальных Исполнителей не просто много -- их очень много! В этом быстро убеждается каждый начинающий Заказчик, когда набирает в строке Web-поисковика слова "веб-дизайн" или "разработка сайтов". Разброс цен достигает иногда 100 раз! При этом все заверяют в своем "бескомпромиссном профессионализме" и "выдающемся креативном потенциале".

В общем, "кризис выбора" у Заказчика наступает быстро. Дальше все зависит от житейской мудрости конкретного должностного лица. На рынке замечено три их основных вида:

"Крутой". Требует всего "самого лучшего и от самого известного производителя". Его выбор прост -- самый известный на рынке Web-разработчик. При посещении офиса Исполнителя основное внимание обращает на количество дипломов на стене и численность персонала. Торгуется больше для проформы.

"Камикадзе". После тщательного анализа самых дешевых из представленных предложений останавливается на небритом студенте, творящем свою "нетленку" в общаге по $3 за страницу. Клюет на рассуждения о неоправданно раздутых ценах на сайты. Такого легко "добить" демонстрацией стандартной возможности MS Word сохранения файлов в формате HTML. Торгуется до последнего вздоха.

"Здравомыслящий". Его справедливо настораживает огромная разница в ценах, поэтому он интуитивно выбирает средние по стоимости предложения и старается разобраться -- кто и за что берет деньги?


Начинать следует сначала

Итак, вашей фирме необходим Web-сайт. С чего начать, чтобы не попасть впросак?

Как ни странно, начинать следует не с составления длинного списка Web-студий и плана встреч с их представителями, а с определения своих целей. Четко уяснив, для чего вашей компании нужен сайт, изложите это на бумаге.

Следующее -- выясните бюджет проекта, т. е. ту сумму, которую фирма готова выложить за обзаведение сайтом. Эту информацию потенциальному Исполнителю знать необязательно.

Затем наступает очередь определения необходимой функциональности. Тут полезно засесть за компьютер и сделать краткий обзор сайтов аналогичной направленности, выделив наиболее отвечающие вашим требованиям. Перечислите на бумаге тот набор разделов и функций, который вы хотели бы увидеть на своем сайте. При этом важно следовать принципу разумной достаточности, так как пара "наворотов", увиденных где-нибудь на сайтах Nike или Coсa-Cola, могут вылиться в годовой рекламный бюджет вашей фирмы. Однако и комплексовать незачем, если у вас есть собственные идеи, аналогов которых вы не встретили у коллег, тем лучше -- пишите.

Итак, первые три шага позади, а вы еще не обратились ни в одну фирму! Ничего страшного, можете начинать сейчас.

Каждый из выбранных вами соискателей должен иметь возможность уяснить объем предстоящих работ, с тем чтобы определить стоимость своих услуг. Вот тут-то и пригодится тот документ, который был приготовлен заранее. Смело именуйте его гордым именем "Постановка задачи" и отправляйте всем желающим по электронной почте.

После получения от соискателей нескольких конкретных предложений наступает следующий этап -- правильного выбора!


Основы правильного выбора

Здесь, помимо общих моментов, важно учесть специфические, характерные только для конкретной предметной области. Итак, при предварительном выборе фирмы приветствуется, если:

1. Web-дизайн (а не программирование!) является приоритетным видом деятельности.

2. Активное присутствие на рынке Web-разработок составляет не менее года.

3. Большинство работ из портфолио вам нравится.

4. В портфолио есть работы, аналогичные вашему заказу.

5. Имеется официальный юридический статус и реальный адрес офиса.

6. Получены положительные отзывы от прежних клиентов фирмы.

Комментировать вышеперечисленные пункты, думаю, нет необходимости -- они говорят сами за себя. Собрать эти сведения совсем не трудно, для этого достаточно посетить Web-сайт фирмы.

Допустим, после предварительного отбора у вас осталось несколько кандидатов, которые удовлетворяют вышеуказанным критериям. Кого теперь выбрать среди лидеров? Это непросто, но все же возможно. Действовать предлагаю от обратного, т. е. вычеркивая тех, которые:

  • Не задав ни единого уточняющего вопроса, выдали вам стоимость работ. Как правило, если Исполнитель не пытается вникнуть в специфику вашего бизнеса, это свидетельствует о низком уровне профессионализма, а цифра просто взята "с потолка" и в процессе выполнения работ может значительно вырасти. Верно и обратное утверждение: чем больше вам зададут дельных вопросов, тем полнее Исполнитель сможет учесть все факторы, и к обозначенной им стоимости заказа следует относиться с бoльшим доверием.
  • В ответ на вашу "Постановку задачи" ограничиваются звонком или коротким письмом с указанием стоимости работ (либо представленные ими материалы носят сугубо рекламный характер). "Правильная" компания пришлет вам "Коммерческое предложение", в котором будет примерно описан "фронт работ", а также указаны сроки и смета реализации проекта, комплект поставки и гарантийные обязательства. По объему и глубине проработки такого документа вы можете судить о серьезности фирмы. Даже его внешний вид говорит часто о многом. Например, если "дизайн-студия" прислала вам неряшливый текст с грамматическими ошибками, то и будущий сайт, сами понимаете, может быть выполнен в том же духе.
  • Не собираются прилагать к хозяйственному договору техническое задание (ТЗ), а на вопрос о нем выдерживают задумчивую паузу и предлагают "обсудить все на словах" (работа, мол, понятная и привычная). Не верьте им! Без технического задания Исполнитель не будет знать, что и как он должен сделать, а Заказчик не будет знать, что он получит в итоге. Проекты без ТЗ иногда тянутся годами и, как правило, заканчиваются взаимной нелюбовью сторон. Добротное ТЗ должно оговаривать каждый нюанс проекта, только таким образом можно обезопасить себя от ситуации, когда вместо оплаченного "Мерседеса" вам попытаются вручить "Таврию".
Примерно таким вот образом вы и найдете своего Исполнителя (с большой буквы и без кавычек).

Кстати, не следует придавать большого значения дополнительным услугам по раскрутке сайта, которые преподносятся некоторыми фирмами в виде "Большого Бесплатного Бонуса". Тут важно разобраться, что конкретно стоит за этими словами. В большинстве случаев оказывается, что речь идет о 10 тыс. баннеро-показов на случайных и "очень неглавных" страницах неких ресурсов. Естественно, ни о какой целевой аудитории речь обычно не идет, а стоимость такой "рекламной кампании" составляет порядка 50--100 у. е., что не может иметь решающего значения при построении серьезной Web-системы.


Сколько, сколько?!

На практичном Западе во главе угла при принятии решения о приобретении продукта длительного пользования всегда находится такой параметр, как совокупная стоимость владения (TCO -- Total Cost of Ownership). Начальная же стоимость приобретения является только одним из ряда элементов этого обобщающего параметра. И часто не самым существенным. Корпоративная Web-система -- безусловно, предмет длительного пользования, поэтому необходимо учитывать не только расходы на ее приобретение, а и менее очевидные (но не менее значимые) факторы.

Это и затраты на эксплуатацию, которые включают: оплату хостинга, трафика и доменного имени; обучение и трудозатраты персонала компании на выполнение дополнительных обязанностей по администрированию системы (или наем для выполнения этих функций отдельного работника).

И затраты на преодоление разного рода аварийных ситуаций, которые могут возникнуть. Например, нормальное функционирование Web-системы может быть нарушено после смены версии ПО или банального сбоя электропитания.

И наконец, затраты на развитие системы в будущем. Как бы тщательно вы ни продумали каждую мелочь при создании сайта, все равно наступит момент, когда требования бизнеса приведут к необходимости его масштабирования или наращивания функциональности.

На фоне упомянутых факторов актуальным является выбор такого Исполнителя Web-проекта, который при приемлемой цене обеспечит корректную реализацию критичных параметров качества и функциональности.

Чем же обосновывают относительно высокую стоимость своих услуг известные Web-разработчики?

Высокопрофессиональным дизайном и usability. Значение их трудно переоценить. Эта та часть "айсберга" Web-системы, которая видна всему миру и активно участвует в формировании имиджа компании. Известно, что в условиях насыщения рынка однотипными товарами потребитель строит свой выбор на основе внешнего восприятия. Кроме того, профессионально исполненный интерфейс дольше не стареет, что в последующем экономит деньги компании на редизайне.

Технологическим превосходством. Web-систему можно реализовать с помощью разных технологий, в выборе которых также проявляется степень профессионализма. Если разделить Исполнителей по этому критерию, то на одном полюсе окажутся кустари, применяющие сплошь и рядом нестандартные решения и запутанные алгоритмы, не документирующие свою работу и не комментирующие исходный код. На другом -- "профи", которые используют самые новые и совершенные (но вместе с тем стандартные) технологии, современные среды разработки и системы оптимизации производственных процессов. Только во втором случае может гарантироваться адекватность отображения страниц сайта во всех популярных броузерах, получение четкой информации о ходе выполнения проекта, а также сдача проекта день в день.

Высоким качеством. Есть существенная разница и в подходах к реализации схожих задач разными разработчиками. Рассмотрим обычное поле ввода текста в HTML-форме. Большинство ограничится обеспечением отправки введенной туда информации на сервер, и все. Серьезный же исполнитель снабдит это поле всеми возможными проверками на полноту и корректность заполнения, да еще продублирует их: на стороне клиента (чтобы сэкономить его время); на стороне сервера (чтобы повысить достоверность и безопасность обрабатываемой информации). Качественный продукт хорош не только снаружи, но и изнутри!

Доступностью и уровнем сервиса. На этапе разработки жизненный цикл Web-системы только начинается, и в дальнейшем вам обязательно понадобится помощь разработчика в виде гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также доработок и модернизации системы. Команды-однодневки часто собираются лишь для выполнения одного или нескольких проектов, после чего распадаются, оставляя Заказчика наедине со своими проблемами. Качественное гарантийное обслуживание можно получить только от стабильной компании. Серьезный поставщик не оставит вас в беде и после окончания гарантийного срока, причем вам удастся даже сэкономить на стоимости услуг, так как программистам всегда проще работать со своим кодом, чем разбираться в чужом. Крупные компании, кроме того, обычно поддерживают "полигон", на котором работают копии всех разрабатываемых и поддерживаемых проектов. Это позволяет тестировать все изменения сначала на полигоне и только после окончательной "шлифовки" переносить их на рабочий сервер.


Договор подписан. Что дальше?

Бывает ли так, что обратившись в заслуживающую доверия фирму, Заказчик, тем не менее, остается недоволен результатом? Вынужден признать -- бывает! И, к сожалению, часто виноват в этом и сам Заказчик. Возьму на себя смелость заявить -- если подготовительная работа выполнена в полном объеме и качественно, то после подписания договора и технического задания лишь три вещи могут стать причиной неудовлетворительного и/или несвоевременного выполнения Исполнителем договорных обязательств.

Во-первых, стремление руководить работой дизайнера.

Оптимальный результат достигается, когда задача дизайнеру ставится на уровне маркетинговых целей. Заказчик должен донести до дизайнера не то, какого цвета сделать фон страницы, а то, какие мысли и ассоциации могут возникнуть у посетителя сайта при ее просмотре. Если у фирмы есть уже разработанные и используемые элементы корпоративного стиля, они также должны быть переданы дизайнеру. К сожалению, часто Заказчик не внемлет разумным доводам людей, которые много лет овладевали своей специальностью и являются признанными профессионалами в данной области. Любому руководителю необходимо понимать -- сайт делается не для него, он делается для посетителей. Профессионализм дизайнера как раз и нужен для того, чтобы сайт нравился большинству представителей целевой аудитории, а не только его владельцу. Если же вы сомневаетесь в качестве полученных результатов, не полагайтесь только на свое мнение -- воспользуйтесь услугами компетентного эксперта.

Во-вторых, халатное отношение к подготовке контента.

Тщательно следя за соблюдением сроков реализации Исполнителем отдельных этапов проекта, Заказчик часто забывает о том, что информационное наполнение сайта должен подготовить он сам. Из-за этого готовые сайты иногда простаивают месяцами, а честно выполнивший свою работу Исполнитель не может "закрыть" договор и получить заработанное.

В-третьих, рост запросов к функциональности, не подкрепляемый ростом расходов на оплату их реализации.

В процессе разработки многие Заказчики начинают генерировать идеи о расширении функциональности сайта. Процесс, в общем-то, нормальный. Однако нужно учитывать, что ТЗ давно написано, согласовано и утверждено, а стоимость договора предусматривает реализацию только того, что описано в ТЗ. Поэтому не вполне этично и законно выпрашивать (тем более требовать!) получения дополнительных услуг за те же деньги. Нормальный Исполнитель никогда не станет портить отношения с Заказчиком из-за какой-нибудь мелочи, но если речь пойдет о серьезных трудозатратах, он будет вынужден отказать. Правило "время=деньги" для него работает так же, как и для вас. Придется либо оплатить дополнительные работы, либо отказаться от них.

Вот и подошла к концу "Памятка...". Надеюсь, кого-то она убережет от печального опыта. Удачи!
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT