`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Память. Время. Деньги

0 
 

После серии обвалов цен на память в 2001 г. аналитики начинают говорить о некотором "выравнивании" рынка. Тем не менее специфика бизнеса по продаже памяти, напоминающего торговлю акциями на фондовых биржах, и особенности этого "скоропортящегося" товара никогда не позволяют дистрибьюторам ослабить контроль за ситуацией. Любое ее изменение на мировом рынке тут же отзывается в Украине, что приводит порой к существенным убыткам поставщика. Поэтому для них неприемлемы такие инструменты традиционного дистрибьюторского бизнеса, как склад или товарный кредит.
Общая ситуация

Недавно компания Gartner Group распространила отчет, посвященный ситуации на мировом рынке памяти. Согласно последним аналитическим данным рост продаж памяти в текущем году может составить 27 млрд. долл., при этом объем сбыта только DDR-модулей должен увеличиться на 21,1 млрд. долл.

В отличие от других сегментов здесь принято выделять первичный рынок, в рамках которого формируются цены на память (на чипы и готовые модули), к нему относится Азиатско-Тихоокеанский регион, и вторичный, включающий регионы, где осуществляется сбыт больших объемов, -- США, Западная Европа, Азия. Сегодня существует несколько крупных производителей чипов и модулей памяти, действительно влияющих на ценообразование. Среди наиболее активных называют Samsung, Hynix, Micron, Infineon, доли которых на рынке микросхем распределены следующим образом: по 20% приходится на первые три компании и 10% на Infineon, другие производители заполняют оставшиеся 30% рынка. Очевидно, что из-за небольшого количества крупных игроков изменение цен у одного из них тут же вызывает ответную реакцию остальных.

Считается, что в вопросе формирования стоимости нельзя привязаться к какой-нибудь конкретной точке: для операторов существует только цена, на которой вчера закончились продажи. Далее учитываются внешние факторы. Какими они могут быть?

В соответствии с исследованиями мировых аналитических агентств принято выделять пять: соотношение спроса и предложения, мировой спрос на ПК, сезонные колебания цен, переход фабрик на новый технологический процесс, а также природный фактор. Дополнительную сумятицу в положение дел на рынке вносит и до сих пор не решенный вопрос о слиянии Micron и Hynix, последним этапом которого стало заявление исполнительного директора компании Micron Technology Стива Эплтона (Steve Appleton) о возможности слияния с Hynix (подробнее об этом читайте в статье Александра Москалюка). Причем практически все аналитики утверждают, что в случае совершения сделки резкого повышения цен на чипы памяти не избежать.

Еще одним фактором, который необходимо принимать во внимание именно на нашем рынке, является наличие, наряду с оригинальной brandname-продукцией, некачественных модулей, произведенных тайваньскими или российскими компаниями. И если тайваньская память в последнее время стала попадать на отечественный рынок намного реже, то российские модули присутствуют в довольно большом количестве (как правило, продаются в розницу в столице или расходятся по регионам).

Судя по отчету Gartner, наиболее логичным с позиции производителей было бы преждевременное повышение цен, т. е. открытие бизнес-сезона еще в августе, что повысит спрос: покупатели удостоверятся, что это сигнал к увеличению закупок, и производители, в свою очередь, также смогут получить большую прибыль. Однако в последних числах августа контрактные цены еще не были известны, что не позволяет прогнозировать ситуацию до конца года.


Структура местного рынка

В преддверии очередного бизнес-сезона вопрос "Ожидать ли потрясений на рынке памяти?" беспокоит, пожалуй, большинство отечественных IT-компаний. Прошедший год, в том числе и осень 2001 г., для продавцов модулей памяти нельзя назвать очень удачным. Посмотрим, какова же структура локального рынка памяти на текущий момент.

Память. Время. Деньги По типу памяти. Как отмечает Сергей Бублик, генеральный директор Serol Distribution, сегодня доминирующее положение по-прежнему занимают модули типа SDRAM. На них приходится около 70% всей реализованной продукции и 25% -- на DDR. Доля продаж RIMM-модулей остается стабильной и составляет порядка 5%. Как долго сохранится подобное соотношение, говорить сложно. Например, по мнению Виктора Неведрова, менеджера компании CHI AG по продажам модулей памяти и компонентов, к концу текущего года ситуация может существенно измениться в пользу DDR, и уже в четвертом квартале доля памяти этого типа, вероятно, составит 70% на европейском рынке в целом. Действительно, и с точки зрения большинства других экспертов, спрос на модули DDR, безусловно, будет расти, хотя в Украине, возможно, и не так радикально. По словам Геннадия Тихоненко, начальника отдела дистрибьюции K-Trade, в первую очередь это связано со снижением цен, а также ростом популярности платформы Pentium 4. Кстати, сама Intel недавно объявила об очередном снижении цен на свои процессоры, грядущем в сентябре, что косвенно может повлиять на увеличение спроса на DDR.

Память. Время. Деньги По объему. Усредненная статистика продавцов свидетельствует о том, что в сегменте SDRAM-модулей около 65% приходится на компоненты 128 MB, 32% -- 256 MB, 3% -- 512 MB. Что касается DDR, то распределение приблизительно следующее: 27% -- 128 MB, 65% -- 256 MB и 8% -- 512 MB. Интересно отметить, что в целом рост спроса на DDR-модули объемом 512 MB в несколько раз выше, чем на аналогичной емкости SDRAM.

При этом, по информации менеджера по закупкам памяти ASBIS Enterprises Николая Пархоменко, соотношение между 128 MB и 256 MB модулями за последние полгода (с 4-го квартала прошлого года) практически не изменилось. Фактически это означает, что роста ресурсоемкости приложений для ПК не произошло, и 128 MB ОЗУ по-прежнему остаются разумным минимумом для офисных и бюджетных (т. е. массовых) ПК. По оценкам ASBIS, к концу 2002 г. память 128 и 256 MB будет продаваться в равных количествах. Объемы реализации 256-мегабайтовых модулей станут преобладающими, пожалуй, только в следующем году.

Память. Время. Деньги По качеству исполнения. С этой точки зрения модули памяти можно разделить на пять основных групп: Original, Major, Non-Major, Remarked, Downgrade. По оценкам Serol, на первые две категории приходится сегодня около 25--30% поставляемых в Украину модулей, а на Remarked и Downgrade -- порядка 1--2%. Эта картина существенно отличается от той, которую можно было наблюдать пару лет назад, когда суммарная доля последних составляла почти 25%. Как правило, худшая по качеству исполнения память, в первую очередь, сбывается в розницу, а для сборки ПК компании все же стараются использовать более качественные модули.

Прогнозировать развитие ситуации в текущем бизнес-сезоне пока никто из поставщиков не берется. Как считает Сергей Бублик, говорить о стабилизации рынка рано, поскольку достаточно много факторов влияют на формирование цены. Если рассматривать прошлый год, то, по мнению Николая Пархоменко, не стоит забывать о прошлогоднем ценовом обвале, пришедшемся на конец ноября. При сегодняшнем уровне ($17 за SDRAM 128 MB) подобное падение цен может привести к краху ряда производителей и крупных поставщиков. Тем не менее в случае отсутствия форс-мажорных обстоятельств общая тенденция к стабилизации все же будет наблюдаться. Не исключено, что очередной бизнес-сезон начнется с небольшого и обычного для этого периода скачка цен. Кроме уже наметившихся тенденций, также возможны массовый переход на DDR 266 в нише офисного ПК и активизация продажи памяти DDR 333 и DDR 400, вероятно, это произойдет уже в начале следующего года. Как отмечают операторы, за летний период ситуация осложнилась тем, что сегодня на рынке наблюдается дефицит чипов DDR, отчасти вызванный переходом заводов основных производителей на выпуск 256 MB чипов (вместо 128 MB).

Остается добавить, что спрос и предложение модулей памяти в Украине относительно сбалансированы, причем во многом благодаря особенностям работы на этом рынке.


Специфика бизнеса

Пожалуй, ни один из IT-сегментов не отличается такой динамичностью, как рынок модулей памяти. Колебания цен здесь могут происходить по нескольку раз в день. Фактически никто из продавцов не может себя застраховать от потерь, вызванных резкими скачками стоимости модулей.

Всем знаком режим работы зарубежных фондовых бирж. Во многом он характерен и для рынка памяти: здесь существуют те же брокеры и маклеры, а скорость совершения сделок на порядок выше, чем в других отраслях IT-индустрии. По мнению Виктора Неведрова, нельзя не учитывать и влияние на торговцев психологического и временного факторов, в результате чего увеличиваются бизнес-риски: здесь можно быстро заработать, но можно также быстро и потерять. Например, в период с ноября 2001 г. по март 2002 г. цена на чип памяти колебалась в диапазоне от $0,9 до $5, при том что себестоимость его изготовления находится в пределах $1,7--2,0.

Как утверждают поставщики, работать на таком сверхдинамичном и нестабильном рынке можно, только максимально сократив время между оплатой продукции и ее реализацией. С учетом сроков поставки и объемов закупок для украинского рынка характерен недельный цикл: оформление заказа -- в конце текущей недели, поставка -- в начале следующей, продажа -- в середине. Абсолютно невыгодно держать собственный склад. Все внимание поставщика сосредоточено на постоянном отслеживании изменения цен, с тем чтобы не пропустить наиболее удачный момент для покупки очередной партии товара.

Как утверждает Геннадий Тихоненко, для контроля за ситуацией поставщики должны вести ежедневный мониторинг цен по каждому из поставщиков из различных регионов. Сложность заключается еще и в том, что торги, как правило, начинаются по времени существенно раньше, чем в Киеве (в азиатских странах), а заканчиваются намного позже (в США). Иногда достаточно показательной является цена на чипы на DRAMeXchange.COM, хотя эта информация не всегда может быть применима для анализа ситуации на отдельно взятом рынке.

Наиболее важный фактор успеха фирмы-поставщика -- опыт работы, который позволяет делать правильные прогнозы. Сегодня выйти на этот рынок может далеко не каждая компания, и появление нового крупного дистрибьютора памяти в Украине скорее всего маловероятно.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT