`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Отчего же, отчего же ломаются наши ноутбуки?

Статья опубликована в №34 (744) от 28 сентября

0 
 

Вообще-то ноутбук – это вполне надежный компьютер. За счет унификации компонентов, автоматизации производства, умеренной миниатюризации и прочих факторов он отказоустойчивее многих других нынешних вычислительных устройств. Но техники, которая не ломается, к сожалению, не бывает.

Отчего же, отчего же ломаются наши ноутбуки?

Как и во многих других случаях, ноутбуки могут испытывать технические проблемы по двум основным причинам – вследствие конструктивных недостатков и заводского брака, а также в результате влияния окружающей среды или действий владельца. Последние факторы – именно в таком порядке, так как целенаправленно «сломать» любой компьютер «с клавиатуры», т. е. выполняя штатные операции ввода/вывода, практически невозможно, особенно неподготовленному пользователю. В подавляющем большинстве случаев все заканчивается нарушением работоспособности операционной системы, которая легко восстанавливаемой из дистрибутива или «аварийного» диска, которыми сейчас обычно комплектуются ноутбуки с ОЕМ-версиями ОС. Другое дело – неаккуратное обращение с устройством в целом, что влечет за собой механические поломки, попадание жидкости и предметов внутрь корпуса, а также ускоренный износ.

Законы механики

Вероятность возникновения проблем в работе нового ноутбука в среднем составляет 3%. Разумеется, из данного правила бывают исключения, встречаются «несчастливые» модели устройств и марки, но в целом процент заводского брака именно таков. Если взглянуть на диаграмму распределения поломок по узлам, то в большинстве пунктов можно увидеть цифру того же порядка – это значит, что заводской брак с равной вероятностью может случится в любом компоненте компьютера. Выпадает из общей картины только материнская плата. Последняя представляет собой сложнейшее изделие, вероятность выхода из строя которого обусловлена количеством компонентов, содержащихся в нем. К тому же конструкция материнской платы изначально не предполагает ее компонентного ремонта, а только замену целиком. На семь бед – заводской брак текстолитовой пластины и соединений, некачественную пайку, вздутие конденсаторов, выход из строя микросхем от контроллера питания до системного контроллера и все остальные – у инженеров сервисных центров ответ обычно один: поменять материнскую плату. Это самый быстрый и самый простой для пользователя (хоть и не самый дешевый в случае негарантийного ремонта) выход. Неисправная плата потом отправляется на компонентный ремонт и имеет все шансы «вернуться в строй», но это уже совсем другая история.

Достаточно высокий процент отказов имеют жесткие диски, которые также обычно «умирают» не вследствие конкретного воздействия, а «сами по себе», т. е. либо по причине заводских недостатков, либо от накопленного влияния условий работы на прецизионную микромеханику. Сервисные центры еще не располагают статистикой надежности SSD-накопителей, но можно утверждать, что вероятность их отказа находится на типичном для электронных компонентов уровне в 3–4%. Так что выбор конфигурации с SSD, по всей видимости, может означать снижение возможности поломки основного хранилища данных в 4 и более раза. К сожалению, пока это не самый дешевый и рациональный прием.

Что пользователь способен сотворить с ноутбуком

Основная причина выхода ноутбука из строя, как мы уже говорили, – это эксплуатационные воздействия. Примерно с равной вероятностью они распределяются по четырем основным группам.

Перегрев считается наиболее распространенной жалобой, с которой владельцы ноутбуков обращаются в сервис. Часто встречаются также случаи, когда он сопровождается зависанием ПК. Опять-таки, обычно причиной данной неполадки является засорение каналов вентиляции пылью, шерстью домашних животных, другими частицами. Поэтому первое, что обычно делают при указанных симптомах, – разбирают систему охлаждения и чистят ее мини-пылесосом и щеточками. Если причина иная, то в 65% устранение проблемы перегрева связано с заменой материнской платы – она либо страдает от одномоментного повышения температуры, либо сама является его причиной (из-за сбоев в управлении системой охлаждения). Отметим, что неисправность непосредственно охладителей встречается только в 5% случаев перегрева ноутбуков.

Анализ механических повреждений ноутбуков подтверждает распространенное мнение о том, что наиболее хрупкой деталью портативного ПК является дисплей – его замена требуется в половине случаев. В массовых моделях защита матрицы от ударов обычно недостаточна, так что использование специальных сумок с демпфирующими прокладками настоятельно рекомендуется. Разумеется, страдает и корпус, причем интересно, что у нетбуков – гораздо реже. Это связано как с тем, что из-за меньшей массы сила удара при падении нетбука намного ниже, так и с лучшими прочностными характеристиками деталей небольшого размера.

«Затопление» – весьма опасная ситуация для ноутбука, оно грозит прежде всего, выходом из строя электрических компонентов из-за коротких замыканий. Обычно пользователи проливают на клавиатуру напитки или же допускают проникновение внутрь воды (попадание под дождь, падение в ванну и т. д.). Так как вероятность первого варианта значительно выше, производители нередко оборудуют свои продукты дренажной системой, позволяющей быстро слить жидкость через отверстия в днище и избежать ее соприкосновения с материнской платой. Тем не менее эта мера не спасает от самой распространенной проблемы – вещества, остающиеся после высыхания напитков, забивают механизмы клавиш и выводят из строя клавиатуру. Так что в любом случае следует придерживаться основного «правила спасения утопающих ноутбуков»: быстро выключить, дать стечь жидкости и, не включая, везти в сервис-центр.

Наконец, четвертая из типичных причин визитов в сервис-центр – неполадки в системе питания. Зарядные устройства перегорают от перепадов входного напряжения, перегреваются и подвергаются разрушающим воздействиям зубов домашних животных. Батареи практически в обязательном порядке теряют емкость из-за старения, имеют относительно высокий процент заводского брака, получают повреждения при разных нештатных ситуациях. К счастью, те и другие обычно могут быть куплены и заменены самим пользователем, так что проблемы, требующие вмешательства специалистов, здесь довольно редки.

Программные неполадки

При возникновении проблем с ПО в ноутбуке пользователь находится в более выгодном положении, чем в аналогичной ситуации с телефоном или камерой. Самое распространенное из радикальных воздействий на программную часть компьютера – переустановку операционной системы – он, по расчетам производителей, способен выполнить самостоятельно. Восстановительные диски, поставляемые вместе с ПК, предлагают оболочку, интерфейс которой достаточно прост даже для тех, кто никогда до этого не проделывал данную операцию. Впрочем, такая автоматизация имеет и оборотную сторону – система зачастую инсталлируется «грубо», без сохранения настроек и программ.

Обновление ОС, установка и удаление ПО и даже модернизация драйверов – все это процедуры, которые пользователь, по замыслу производителя, должен выполнять самостоятельно. Но есть нюансы. Очень часто применять аварийные средства ему мешают неуверенность и страх в нештатной ситуации. Нередко программные проблемы типа «компьютер не включается» или «Windows не грузится» принимаются за аппаратные. В конце концов увеличивается прослойка пользователей, не имеющих подготовки в области ИТ, которые вообще не берутся обслуживать свой компьютер самостоятельно и обращаются в службу поддержки или сервисный центр при любой неполадке. Подобное явление нужно воспринимать положительно: во-первых, это свидетельствует о выходе рынка ноутбуков на очередной уровень зрелости, во-вторых, именно такие потребители составляют клиентскую основу для бизнеса техобслуживания.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT