`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному

0 
 

В качестве примеров, подтверждающих возможность создания успешного бизнеса на базе shareware-продуктов, предлагаем познакомиться всего лишь с несколькими проектами. Среди них есть и такие, которые ориентированы на распространение ПО, полезного практически любому пользователю ПК, и программы, предназначенные разработчикам, и специализированные утилиты. Некоторые из них прошли путь от хобби до настоящих коммерческих (и даже коробочных) продуктов, другие -- изначально создавались для продажи.
RitLabs
www.ritlabs.com

От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному
История компании, основанной Сергеем Демченко и Вячеславом Филимоновым, начинается в 1991 г. Тогда основным видом ее деятельности были научные исследования, подготовка квалифицированных программистов и специалистов-электронщиков.

В начале 90-х RitLabs занялась разработкой различного сервисного ПО. Интересно, что в компании не сразу пришли к идее создания The Bat! и продаже ее как условно-бесплатной программы. Перед ее появлением было реализовано еще несколько софтверных проектов (например, DOS Navigator -- популярный менеджер файлов). Кроме того, до выпуска первой версии The Bat! у сотрудников RitLabs уже был некоторый опыт продаж своих программ как условно-бесплатных (приобретенный, в частности, благодаря тому же DOS Navigator).

Следует отметить, что изначально работа над почтовым клиентом, впоследствии переросшем в The Bat!, выполнялась по заказу "Аэрофлота", которому требовалась программа для корпоративного обмена корреспонденцией. Сам заказ остался невостребованным, но руководство RitLabs решило не прекращать работы над проектом, а создать на его основе собственную почтовую программу.

Популярность The Bat! приобрел в 1998 г. С тех пор, как отмечают в RitLabs, продажи ПО постоянно растут. Одним из этапов развития всего проекта можно назвать недавно появившуюся Secure Bat -- специальную версию программы, поддерживающую дополнительные функции безопасности, включая аппаратную аутентификацию пользователей.

По данным RitLabs, регионами-лидерами по сбыту The Bat! сегодня являются Германия, Голландия и Россия. В Украине, по оценкам разработчиков, около 25% пользователей, работающих с электронной почтой, используют The Bat!


RarLab
www.rarlab.com

От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному
Программа WinRAR знакома почти каждому пользователю ПК. Первые версии этого продукта были бесплатными, так как сначала ее автор Евгений Рошал не ставил перед собой цель создать коммерческий продукт. Основной задачей было написать эффективный архиватор, пригодный для практического использования. Тем не менее количество пользователей WinRAR быстро росло, соответственно увеличивалось и время, требуемое на поддержку и разработку. Вскоре встал вопрос: или брать за программу деньги, чтобы иметь возможность заниматься RAR полный рабочий день, или искать другую работу. По этой причине версия 1.40 стала предлагаться как shareware.

Первое время вся документация RAR была на русском языке, и распространялась она с помощью сети FIDO практически только в СНГ. Серьезным шагом вперед стал перевод в версии 1.50 документации на английский, после чего архиватор начал проникать и на зарубежный рынок. В дальнейшем популярность и продажи росли после выхода версий 2.0, 2.5, 2.6, 3.0. Следует отметить, что улучшение самой программы до сих пор остается приоритетным для автора, поскольку, по его мнению, является основным и наиболее эффективным методом маркетинга.

Что касается стоимости, то тут в первую очередь учитываются цены конкурентов, и уже затем -- сложность программ, общая ситуация в shareware-сегменте. По мере продвижения на рынок распределение продаж по странам становится все более равномерным. Первые месяцы большая часть продаж приходилась на СНГ, потом -- на Восточную Европу, потом -- на Западную. Сейчас страны последнего региона все еще лидируют, но за счет продаж в Азии и Северной Америке их удельный вес уже не столь велик, как раньше.


ReGet Software
www.regetsoft.com

От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному
Проект ReGet, пожалуй, -- один из наиболее показательных примеров в секторе shareware, когда увлечение одного человека превратилось в небольшой, но динамично развивающийся бизнес.

Первая версия ReGet появилась в конце 1996 г. Ее автору Владимиру Романову по роду деятельности постоянно приходилось загружать файлы достаточно больших объемов из Сети. Однако Internet-каналы в то время не позволяли делать это качественно. Как только в Microsoft Internet Information Server появилась возможность возобновления загрузки после обрыва связи, была написана простенькая консольная утилита, поддерживающая эту функцию. После добавления графического интерфейса программу поместили в файловые архивы и распространялась она как freeware. Фактически это было первое подобное ПО, что позволило ему быстро завоевать популярность у пользователей. Однако на тот момент коммерческое распространение программы не планировалось.

Идея о продаже ReGet как shareware-продукта пришла Станиславу Гришину (сейчас занимающему должность CEO в ReGet Software), который тогда работал региональным торговым представителем в московском отделении Microsoft. Была зарегистрирована компания ReGet Software. В 2000 г. решили начать продажи ReGet в России, и к лету 2001 г. по количеству реализованных лицензий она обогнала некоторые европейские страны. Следует отметить, что для пользователей из СНГ ReGet предлагается по специальной цене.

Что касается прибыльности, то, как утверждают в ReGet Software, бывают периоды успешные и не очень, но в целом проект, безусловно, окупается. Стоимость одной копии программы устанавливается в соответствии с текущим уровнем рыночных цен для соответствующего класса ПО (менеджеров загрузки).

Сегодня по продажам ReGet лидирует Япония, затем идут США и страны Западной Европы. Россия входит в тройку "чемпионов", но рассматривать ее вместе с другими нецелесообразно в силу разной цены продукта.


Chikrii SoftLab
www.chikrii.com

От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному
Word2TeX создавалась для собственного использования, а идея платного распространения возникла позже. Как отмечает разработчик программы Кирилл Чикрий, для начала потребовалось провести полный реверс-инжиниринг форматов формул Microsoft Equation Editor & Design Science MathType. После выхода первой версии, которая, кстати, была бесплатной, автору предложили место в компании Design Science. И хотя предложение было отклонено, именно это и стало причиной начала продаж Word2TeX. Среди всех возможных схем выбрали механизм shareware как один из наименее затратных.

Первый год существования проекта был посвящен исключительно общению с пользователями программы. Затем возникла необходимость наладить дистрибьюторские отношения, поскольку во многих странах бюджетным организациям не разрешается покупать что-либо у иностранной компании. Успешнее всего продажи пошли в Азии, Японии и на Тайване. Затем SIAM (Society of Industrial and Applied Mathematics) объявило на своем сайте о том, что статьи и другие публикации, направляемые им в формате Microsoft Word, должны составляться таким образом, чтобы они успешно обрабатывались программой Word2TeX. Этот факт существенно повысил популярность проекта. Интересно, что позднее последовал выпуск японской версии Word2TeX, причем не в shareware-варианте, а в виде коробочного продукта. В ближайших планах Chikrii SoftLab -- перевод всех версий на коммерческую реализацию. Очередным этапом развития проекта стало появление обратного конвертера -- TeX2Word.

Цена программы определяется интуитивно. Как утверждает автор, вопрос об окупаемости проекта просто не поднимался, поскольку от начала разработки до первых продаж прошло всего пару месяцев, а инвестировалось только время. Что касается структуры сбыта, то примерно 65% приходится на университеты и другие учебные заведения, 15% -- на бюджетные организации типа NASA, остальное -- коммерческие фирмы. При этом наиболее активно продажи идут в США (40,1%), Японии (44,9%) и Германии (4,3%).


Проекты Сергея Коржа

www.korzh.com


От условно-бесплатного к безусловно-прибыльному
По мнению Сергея Коржа, существующие сегодня shareware-проекты довольно часто начинались с небольшой утилиты, которую разработчик создавал в свободное время для решения собственных задач. Тем не менее нередки случаи, когда ПО изначально задумывается для продажи.

Так, продукты Сергея Коржа разрабатывались и развивались по второму сценарию. Как отмечает автор, проблема, с которой пришлось столкнуться в первую очередь, была в том, что небольшие программы у нас в стране реализовать практически невозможно. Толчком же к началу платного распространения ПО послужили компании-регистраторы, предоставляющие возможность продажи shareware-продуктов за определенные комиссионные.

Проект находится в постоянном развитии: полученные деньги вкладываются в дальнейшие разработки. Сначала это была покупка новой техники, домена, программного обеспечения, оплата услуг хостинга. Как довольно значительную "веху" в развитии проекта можно выделить тот момент, когда время на техническую поддержку пользователей стало превышать время, затрачиваемое на собственно разработку программ.

Стоимость ПО определяется с учетом ситуации на рынке. Если создается продукт с меньшим количеством функций, чем у конкурентов, то и стоимость должна быть ниже. Если же, наоборот, он хоть в чем-то уникален, то цена устанавливается исходя из собственных соображений. Правда, если программа предназначена для домашних пользователей, то вряд ли можно будет продать ее больше чем за $100. Другая ситуация, когда проект ориентирован на корпоративных клиентов и программа служит инструментом в каком-либо бизнесе, в таком случае и цена иногда бывает достаточно высокой ($100--500 и больше) и определяется в первую очередь аналогичными предложениями конкурентов.

Основные покупатели программных продуктов Сергея Коржа -- разработчики из стран Европы, США и Канады. Вообще, география продаж продуктов довольно обширна. Как правило, это узкоспециализированные компоненты и утилиты, ориентированные на программистов, что, вероятно, также может влиять на структуру продаж. Многое зависит от категории и направленности ПО. Например, один из основных модулей -- Localizer (инструмент локализации приложений для разработчиков на Delphi, C++ Builder) -- покупают в основном пользователи из Европы и при этом мало из США.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT