`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Ориентирование на рыночной местности

Статья опубликована в №21 (638) от 3 июня

0 
 

По состоянию на конец первого полугодия ситуация в сегменте устройств для спутниковой навигации остается достаточно противоречивой. Широкая популяризация навигаторов и дальнейшая адаптация сервисов на основе GPS происходят на фоне отдельных кризисных проявлений в станах ведущих поставщиков аппаратного обеспечения.

Неожиданно высокие объемы реализации GPS-приемников, зафиксированные в финальной четверти прошлого года, оказали влияние на дальнейшее развитие отрасли. Интерес к потребительской навигации наконец-то перешел в фазу массового освоения технологии, однако свойственный первым месяцам года спад продаж заметно отразился на показателях поставщиков. Ситуацию усугубили макроэкономическая дестабилизация на ключевых рынках сбыта – в Северной Америке и Западной Европе, а также связанное с этим падение цен на ряд популярных моделей специализированных портативных навигаторов (PND). Как следствие, в финансовой отчетности подавляющего числа отраслевых игроков, среди которых оказались как поставщики конечной продукции – TomTom и Garmin, так и крупнейший производитель чипов – компания SiRF, зафиксированы ощутимые потери.

Ориентирование на рыночной местности

Впрочем, рынок все еще далек от насыщения, что указывает на временный характер подобных явлений. И хотя сегодня основной прирост продаж происходит главным образом за счет потребителей, купивших PND впервые, все менее редкими становятся случаи перехода пользователей со стажем на более мощные в функциональном плане модели. Катализатором этого процесса является внедрение в устройства новых поколений эксклюзивных сервисов, таких как, например, HD Traffic от TomTom, помогающий оперативно отслеживать ситуацию на дорогах. С другой стороны, возвращаясь к покупателям, ранее не имевшим GPS-приемников, следует отметить, что они чаще всего выбирают модели с базовыми возможностями и, как следствие, имеющими низкую норму прибыли.

Помимо традиционных сезонных факторов, на рыночную ситуацию все большее влияние оказывает постепенное изменение потребительских предпочтений. Несмотря на то что под контролем PND все еще находится почти 90% рынка, отмечается стремительный рост интереса к устройствам альтернативных формфакторов. Уже сегодня их диапазон достаточно широк – от GPS-приемников, встроенных в бортовые системы автомобилей, до навигаторов в портативных игровых консолях и интернет-компаньонах (MID). Расширяется и спектр технологий, привлекающих потребителя. Среди последних – поиск информации в привязке к местонахождению, данные о заторах на дорогах в реальном времени и опции text-to-speech.

Впрочем, наибольшая угроза классическим навигаторам исходит от оснащенных функциями GPS телефонов. По оценкам специалистов Berg Insight, уже к 2012 г. будет продано не менее 560 млн таких терминалов, в то время как доля PND сократится. По итогам нынешнего года может быть реализовано 221 млн «GPS-телефонов».

Старожилы не сдаются

Около 80% рынка PND в настоящее время контролируется всего четырьмя компаниями – TomTom, Garmin, MiTAC и Magellan. Причем первые две обеспечивают более 60% поставок.

Чистый доход TomTom в I квартале снизился по сравнению с прошлым годом на 11% и составил 264 млн евро. В натуральном выражении эта цифра соответствует почти 2 млн навигаторов. Принимая во внимание тот факт, что в период с октября по декабрь 2007 г. в каналы было отгружено свыше 4,2 млн устройств, показатель первой четверти 2008 г. откровенно слабый. Всего за квартал средняя отпускная стоимость моделей компании упала на 17%, до 117 евро, что во многом объясняется необходимостью сокращения складских запасов в преддверии намеченного на конец II квартала запуска новой продуктовой линейки.

Ориентирование на рыночной местности

Несмотря на провальное начало года, TomTom все же надеется наверстать упущенное. Увеличения роста бизнес-показателей она намерена достичь с помощью запущенных в серию новых моделей GO, а также сервисов HD Traffic и IQ Routes. Кроме того, пытаясь расширить присутствие на рынке, TomTom анонсировала ряд недорогих моделей, наделенных опциями, характерными для устройств премиум-класса. Один из ярких тому примеров – навигатор XL 330, который при стоимости $299 предлагает многие из функций «старшего брата» – GO 930. По итогам года компания планирует реализовать 15 млн устройств, тем самым увеличив объем выручки до 2 млрд евро. Правда, стоит напомнить, что еще в январе ее прогнозы относительно годовых доходов были почти на 200 млн евро больше.

Вместе с тем компания решительно опровергает слухи о разработке и выпуске под собственным брендом «GPS-телефона». Похоже, основным источником ее доходов в этом направлении в ближайшем будущем останется исключительно продажа лицензий на карты принадлежащей ей TeleAtlas. В свете того, что Navteq находится под неусыпным контролем Nokia, вполне весомые отчисления за пользование ПО TeleAtlas могут поступать от Samsung, Sony Ericsson и других крупных производителей мобильных терминалов.

Во многом благодаря такому факту, как отчетность в долларах, а также диверсифицированной продуктовой линейке, в частности устойчивому росту продаж устройств класса hi-end для авиации и судоходства, совокупный доход Garmin за I квартал увеличился до 664 млн долл., что в годовом сравнении свидетельствует о его росте на 35%. Однако при сопоставлении этой цифры с финансовыми показателями производителя в IV квартале, как и в случае с TomTom, налицо явный спад, ведь общая выручка за последние три месяца 2007 г. достигла рекордных 1,2 млрд долл.

Ожидается, что на протяжении нынешнего года средняя стоимость аппаратов Garmin упадет не менее чем на 25%. По состоянию на конец I квартала ASP уже достигла $208, тогда как годом ранее превышала $310.

Главной опорой американской компании в ближайшие месяцы станут одновременно несколько продуктовых семейств, каждое из которых обладает своими ключевыми характеристиками. Так, если аппараты серии nüvi 800 будут включать функции распознавания речи и работать с MSN Direct, то nüvi 900 получат поддержку цифрового телевидения. Кроме того, приверженцев фитнеса ожидает компактный навигатор Forerunner 405 в формфакторе наручных часов. Не менее результативным шагом может стать поддержка устройствами Garmin технологии MapQuest от AOL.

Нельзя забывать о весьма своевременных попытках компании переключиться на более доходный сегмент конвергентных решений. Сегодня полным ходом идет разработка «GPS-телефона» с сенсорным экраном, известного как nüvifone.

Новички наступают

Пока что весьма сложно предположить, как рынок отреагирует на появление абсолютно нового игрока универсальных телефонов Garmin, зато успех производителей сотовых терминалов в авангарде с Nokia сомнений не вызывает. Если в нынешних аппаратах финского гиганта GPS-чипы встречаются достаточно редко, то, по заверению компании, уже в 2010–2012 гг. ими будет оснащено более половины его устройств. Не менее важным моментом, стимулирующим навигационные технологии Nokia, стал недавний выход обновленного картографического приложения Nokia Maps 2.0.

Остальные представители первой пятерки крупнейших телефонных вендоров также не задерживаются с презентацией аппаратов, поддерживающих спутниковое ориентирование. Подобные модели уже анонсировала RIM, а также азиатские ODM-поставщики – HTC, Quanta и Inventec. По неофициальным данным полноценный навигационный модуль появится и в новой версии iPhone. Если ожидания приверженцев Apple все же оправдаются, то этому продукту под силу захватить значительную долю сегмента потребительских GPS-устройств, серьезно потеснив традиционных игроков.

Отнюдь не лишним будет вспомнить являющиеся в некотором роде альтернативой GPS-сервисы от Google и Microsoft, благодаря которым можно получать данные о дорожном трафике, рассчитывать кратчайший маршрут и т. д. Параллельно развиваются услуги на базе определения текущего местоположения с помощью мобильного телефона. По подсчетам экспертов Research and Markets, среднегодовой прирост пользовательской базы таких сервисов на протяжении ближайших пяти лет составит 104%. Способствует этому и лавинообразный рост спроса на LBS-услуги. Один из последних ярких тому примеров – технология Whrrl www.whrrl.com) от молодого стартапа Pelago.

Все перечисленные факторы являются фундаментом для благоприятных аналитических прогнозов, указывающих на довольно безоблачное будущее рынка спутниковой навигации. Эксперты ABI Research ожидают, что менее чем через пять лет выручка от продаж PND превысит 62 млрд долл. в год. Сегменту GPS-телефонов предсказывают более динамичное развитие – если в 2008 г. совокупные доходы вендоров приблизятся к 50 млрд долл., то уже в 2012 г. эта цифра удвоится.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT