`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Oracle снаружи и изнутри

0 
 

18--19 марта в Москве прошел очередной Oracle AppsForum, девиз которого -- "Российский бизнес: подготовка к росту" -- определял лейтмотив мероприятия и его практическую направленность.
Подчеркнуто практической была и программа двух дней форума. Официальная часть с тремя пленарными выступлениями региональных руководителей Oracle заняла всего полтора часа, после чего несколько сотен участников разошлись по отраслевым и тематическим секциям, проходившим параллельно в четырех залах.

Из этого многообразия мы постарались выбрать для более подробного освещения самые, на наш взгляд, интересные и актуальные для украинских компаний темы. Но обо всем по порядку.


Всем сестрам по серьгам

Oracle снаружи и изнутри
Франсис Велдеман, вице-президент Oracle по продаже E-Business Suite в регионе EMEA: "Аутсорсинг и е-консалтинг позволяют клиентам снизить стоимость проекта внедрения"
Прежде всего необходимо отметить довольно необычный для подобных мероприятий доклад Сергея Литовченко, исполнительного директора Ассоциации менеджеров, сделанный на заседании круглого стола на тему "Управление ростом". Опираясь на данные, полученные при опросе 450 руководителей ведущих компаний России, он отметил, что сегодня можно выделить следующие 5 групп отраслей, имеющие очень разные задачи, которые стоят перед директорами этих компаний.

1. Машиностроение, лесная, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Несмотря на такую, казалось бы, разношерстность, их объединяет стремление к экспансии, т. е. увеличению своей доли рынка. Причина такого поведения в том, что они испытывают усиление конкуренции со стороны внутренних производителей, и это учитывая, что рынок освободился от части импорта. Интересно, что бизнес в этих отраслях идет тем успешнее, чем больше его масштабы.

2. Телекоммуникации, финансовый сектор и услуги. Очень разные бизнесы, объединяемые тем, что у них всех сходная дистрибутивная структура -- большие сети, разбросанные по огромным территориям. Основная головная боль руководителей в этих отраслях -- повышение качества обслуживания клиентов. В последнее время среди них резко усилилась конкуренция, поскольку появляются новые, все более эффективные, розничные сети и становится очевидной прямая зависимость результативности бизнеса от степени удовлетворенности клиентов.

3. Энергетика и строительство. Характеризуются тем, что старые фонды постепенно выходят из строя. Капиталоемкость этих отраслей высока, и при этом они, как правило, испытывают недостаточность собственного финансирования. Основная цель компаний -- долгосрочные стратегические инвестиции.

4. ТЭК, химическая промышленность и металлургия. Внутренний спрос ограничен, ощущается избыток госрегулирования. В этих отраслях отмечается жесткая борьба на международных рынках. В настоящее время их больше всего интересуют контроль затрат и их сокращение с целью повышения финансовой эффективности своей деятельности.

5. Торговля и транспорт. Конкуренция и здесь все увеличивается, вызывая изменение маркетинговых концепций. Если раньше компании продавали товар, то теперь продают стиль жизни. Их главная цель -- привлечение и удержание квалифицированных специалистов, что повышает общее качество персонала.

Еще одно исследование было проведено для изучения современных факторов роста компаний. Оказалось, что если ранее высшие руководители использовали для оценки развития своего бизнеса прежде всего такие прямые показатели, как рост прибыли, капитализация и объем продаж, то теперь все чаще индикативным показателем становится доля рынка. Это говорит о том, что бизнес стран СНГ и прежде всего России переходит от "дойки" финансовых потоков (очень распространенного приема в 90-е гг.) к стадии активной рыночной экспансии.

Фактически доля рынка теперь становится тесно связанной с качественными аспектами управления -- капитальными инвестициями, использованием новых технологий в сфере производства, ростом числа потребителей и клиентов.

Ценность этих исследований заключается в том, что в них впервые аргументированно показано, как для различных отраслей в соответствии с приоритетными бизнес-процессами должны различаться их стратегии, и становится понятно, каким должны быть состав и настройки модулей их информационных систем. Как следствие, до тех пор, пока реальные бизнес-задачи компанией не осознаны, бессмысленно переходить на частные вопросы выбора определенных информационных систем и их функционала.


Разработчики и консультанты

Oracle снаружи и изнутри
Сергей Литовченко: "Инвестиции в IT оправданы только в том случае, если они приводят к реальному росту производительности бизнеса"
Говоря о методах и средствах управления проектами, представители многих внедренческих компаний отмечали, что стандартная методология Oracle реально нужна и полезна в том случае, если выполняется достаточно большой проект, в ходе которого внедряются 4--6 модулей и несколько сотен рабочих мест. С другой стороны, она достаточно громоздка и не имеет рекомендаций по ее масштабированию, степени и полноте использования.

Интересна практика применения специализированного ПО для управления проектами. По словам одного из представителей Oracle, чем сложнее проект, тем более простые средства управления им должны быть задействованы. В настоящее время для этого выбран известный пакет MS Visio. Были приведены случаи, когда уже через полгода руководства проектом менеджеры переходили со специализированного ПО на Visio. Возможно, это связано с тем, что здесь нет горячки с перераспределением работ и ресурсов, характерной, например, для крупных строительных проектов. Внедрение ERP-системы является, скорее, процессом изменения мышления людей, а он вряд ли может управляться специальным ПО (по крайней мере, пока).

Серьезные разногласия вызвал также вопрос о том, использовать ли Scope, т. е. предварительное обследование компании для определения состава и объемов предполагаемых работ. В том или ином виде оно проводится всегда, проблема заключается в следующем: выполнять ли его независимо от основного проекта внедрения за отдельную плату. Многие предприятия, не имеющие четкой позиции по поводу полезности ERP-системы для их бизнеса, были бы заинтересованы в таком подходе.

В какой-то степени эту позицию разделяют и некоторые консультанты--партнеры Oracle, которые также хотят иметь "точку принятия решения" -- продолжать ли далее работу с данной компанией.

Резко противоположного мнения придерживается Oracle: заказчик должен купить лицензию на Oracle E-Business Suite заранее, до начала проекта, чтобы в соответствии с международной практикой работать далее только с лицензионным ПО. Просто консалтинг, без лицензии, получить нельзя.


Заказчики

Уже общепризнано, что именно заказчик является главным исполнителем проекта. Сегодня консультанты требуют, чтобы часть персонала заказчика (а это -- лучшие люди предприятия) 100% времени работала на проекте вплоть до перехода на промышленную эксплуатацию системы.

Еще одно любопытное наблюдение консультантов: даже к третьему году эксплуатации системы более половины функциональности любого модуля Oracle E-Business Suite практически не используется в повседневной работе компании.

Практика показала также, что обучение представителей компаний на стандартных курсах Oracle зачастую неэффективно. Они рассчитаны на конечного пользователя, и если туда направляется начальник отдела или менеджер, занимающий более высокий пост, он совершенно не понимает, зачем ему нужно изучать правила ввода информации в систему. Курсов же, которые дают представление о том, что руководитель получит от использования системы на своем функциональном уровне, сегодня в СНГ нет.

Наконец, еще один существенный момент -- поддержка и апгрейд системы. Был описан случай, когда при внедрении насчитывалось около 700 проблем с работоспособностью системы, которые устранялись в течение 15 месяцев. Кроме этого, любая крупная ERP-система настолько сложна, что во время эксплуатации в ней периодически возникают некоторые ранее не проявлявшиеся проблемы. Уровня пользователей для того, чтобы разобраться, что произошло, зачастую недостаточно, а примерно 20% всех случаев требуют более тщательного исследования.

Апгрейд системы -- технический вопрос, но он касается всех. Как заметил один из выступающих, современная система класса ERP -- едва ли не предел творческих способностей человечества в смысле построения сложных систем. При апгрейде этот предел превышается, и, как правило, при смене версии неизбежны перебои в ведении бизнеса. Поэтому, если нет острой необходимости, апгрейд слишком часто проводить не рекомендуется, а компания должна предусмотреть наличие специальной выделенной тестовой системы, на которой будет отрабатываться процедура обновления.


Заключение

Вот такой предметный подход был во многом характерен для состоявшегося форума. Его полезность очевидна. В СНГ (прежде всего -- в России) уже накоплена "критическая масса" внедрений -- более двух десятков Oracle E-Business Suite (ранее -- Oracle Apps) в различных конфигурациях активно используются в режиме промышленной эксплуатации. Многие специалисты досконально знают систему "изнутри", а численность обученных конечных пользователей, по самым скромным подсчетам, перевалила за тысячный рубеж.

Значит, для тех, кто однажды выбрал продукты Oracle, споры по поводу того, какая система лучше, закончились и более не имеют смысла.

Эти же соображения, в общем, касаются и любых других КИС, однако не так уж много аналогов из Tier I можно противопоставить Oracle E-Business Suite. На продуктах Oracle работают 40 тыс. человек в 140 странах мира. В той или иной степени их используют 90% компаний из списка Fortune 500. В СНГ Oracle сегодня имеет достаточно прочные позиции в сегменте крупных и средних предприятий со сложной организационной структурой.

Прошедший же Oracle AppsForum 2003 прежде всего показал готовность российских компаний бороться за лидерство в своих отраслевых сегментах и понимание ими того, что использование ERP-системы является в современных условиях неотъемлемой частью победной бизнес-стратегии.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT