`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Opera: «Время, когда за ПО брали деньги, проходит»

Статья опубликована в №47 (664) от 9 декабря

+26
голосов

Мы всегда стремимся пообщаться с известными в ИТ личностями, тем более если они представляют компании, чем-то выделяющиеся из общего ряда. Норвежская Opera, пожалуй, лучше многих других подходит под это определение – о непростой ситуации на рынке браузеров и его истории знают все. Впрочем, то же самое можно сказать и о CTO (Chief Technology Officer) компании, Хаконе Виум Ли (Håkon Wium Lie), который в определенном смысле стоял у истоков нынешнего Веба. Поэтому беседа с ним обещала быть интересной, и начали мы ее с традиционного вопроса о трудовой биографии.

Opera «Время, когда за ПО брали деньги, проходит»

Серьезно работать с веб-технологиями я стал в CERN, куда фактически ради этого и перешел в 1992 г. Ранее были MIT, а затем Telenor. В те годы Интернет для многих был еще в диковинку, и первые демонстрации HTML произвели на меня глубокое впечатление. Я поразился, насколько просто HTML позволял подготовить документ и сделать его доступным с любого компьютера из любой точки мира. Так и созрело мое решение.

В CERN я начал заниматься разработкой различных программных спецификаций и в 1994 г. предложил идею CSS, а после продолжил свою деятельность уже в W3C под руководством Тима Бернерса-Ли, поскольку требовалось вывести Интернет на новый уровень развития.

Примерно в то же время мои норвежские коллеги, недовольные возможностями существующих браузеров, задумались над собственной программой, и в результате родилась компания Opera. Скажу честно, тогда я крайне скептически отнесся к этой идее, приоритет американцев в вопросах создания ПО казался незыблемым. Теперь же я счастлив, что Opera появилась именно в Норвегии.

После выпуска браузеров от Netscape и Microsoft между ними буквально началась война. При этом в каждом из них было множество неполадок, поскольку никто не уделял должного внимания стандартам. А выход в 1998 г. браузера Opera, поддерживающего CSS, меня просто поразил. Стало понятно, как можно добиться успеха на данном рынке, и что это по плечу даже небольшой норвежской компании. Тогда я принял решение перейти в Opera и работаю здесь уже 10 лет.

Являетесь ли вы единственным автором CSS или за этой разработкой стоит группа людей?

Автор – не совсем корректное слово в данном случае. Собственно таблицы стилей тогда уже были известны, но я предложил название CSS и в 1994 г. подготовил черновой вариант спецификации, выбранный как наилучший среди всех аналогичных предложений. Конечно, в дальнейшем я не занимался всеми нюансами в этой области, ведь чтобы создать новый стандарт, необходим консенсус у целого сообщества. Только в моей группе над CSS трудились 10–15 человек. Таким образом, я действительно стоял у истоков этой важной технологии, но все же на единоличные лавры автора не претендую.

А что означает название вашей нынешней компании?

Слово Opera известно во всем мире. Интересно, что оно означает не только музыкальный жанр, но и переводится с итальянского как «дело», «работа», «труд». А возможно, такое название проект получил потому, что один из его основателей увлекался оперой. Кроме того, музыка относится к сфере мультимедиа, а ведь именно для работы с мультимедийным контентом в Сети и предназначен наш браузер.

Вы проработали в Opera свыше десяти лет. Какие свои проекты считаете наиболее успешными и значимыми?

Opera «Время, когда за ПО брали деньги, проходит»

Мы гордимся, что сумели вывести свой браузер на уровень, которого не могут достичь многие другие. Разработками для ПК компания стала заниматься в 1995 г., а в 1999 г., когда я в нее пришел, персональный компьютер уже не был единственным устройством с возможностью доступа в Интернет. Поэтому было принято решение развивать Opera как приложение для мобильных телефонов и игровых консолей. Размеры Internet Explorer и Netscape не позволяли устанавливать их на мобильные устройства, и мы стремились, чтобы наш браузер занимал как можно меньше места, а функционировал значительно быстрее.

В то время как в других компаниях в разработке браузеров были задействованы сотни программистов, в нашем отделе их было только пять. Но в результате мы создали браузер, требующий минимальных вычислительных ресурсов и идеально подходящий для самых разных типов устройств. Более того, портировать Opera на любую новую платформу также не составит труда.

Отдельно я бы остановился на Opera Mini, который дает возможность быть на связи в любой точке мира. С его помощью мы продемонстрировали: чтобы пользоваться Интернетом, вовсе не обязательно иметь самые мощные процессоры.

Причем принципиальная позиция компании состоит в том, чтобы ее продукты всегда поддерживали большинство стандартов. Сеть должна основываться на официальных стандартах, будущее Интернет – за открытыми технологиями, и здесь не должно быть никаких монополий.

 

Создается впечатление, что сегодня приоритетными для вашей компании являются сегменты игровых консолей и мобильных устройств. Браузеры для настольных ПК действительно отошли на второй план?

Я не могу с этим согласиться, поскольку мы активно работаем во всех трех направлениях. Мы поддерживаем и мобильные устройства, и игровые консоли, такие как Nintendo Wii, и настольные ПК. Дело в том, что все наши браузеры в значительной степени применяют один и тот же базовый код, поэтому нам несложно работать сразу в нескольких направлениях. Кроме того, у нашего продукта для ПК по разным оценкам почти 30 млн пользователей (в том числе и в Украине) и компания очень заинтересована в этой аудитории – на самом деле большую часть дохода дает именно она.

И за счет чего?

Наш браузер обеспечивает интерфейс к известным поисковым сервисам, и мы получаем за их использование определенные отчисления. При инсталляционной базе, измеряемой миллионами, это приносит вполне приличные деньги.

Но ваше ПО для мобильных устройств все еще остается коммерческим?

В мобильном сегменте мы применяем иную бизнес-модель, хотя, по сути, все наши продукты можно считать коммерческими. Здесь основные средства приносят поставщики мобильных телефонов и операторы сотовой связи – они платят за лицензирование Opera в своих устройствах. По такой же схеме мы сотрудничаем с продавцами игровых консолей.

Кроме того, сегодня нередко все еще требуется адаптация браузера к новой платформе или конкретному устройству, так что мы выполняем и эту работу. Таким образом, у нас есть три источника доходов: лицензионные отчисления, реклама и платежи в области инженерных решений.

А какова доля рынка Opera в различных сегментах?

Opera «Время, когда за ПО брали деньги, проходит»

Вы знаете, существуют разные оценки, но все они вряд ли дают точную картину. Конечно, в десктопном сегменте доля Opera невелика, но на то есть свои причины. Зато мы вне конкуренции, когда речь идет о телефонах. За последний год количество пользователей Opera Mini увеличилось на 300%, и теперь каждый месяц примерно 21 млн человек применяют его. При этом мы заметили, что данный браузер очень популярен в регионах, где ПК востребованы мало. Например, в таких странах, как Бангладеш, Индонезия и Малайзия мобильный телефон является весьма распространенным средством доступа в Интернет. Развивающиеся рынки вообще играют огромную роль в нашем бизнесе.

Это ваш первый визит в Украину? Какие цели вы ставите перед собой?

Да, это мой первый визит. Мы с удовлетворением отмечаем, что Opera все чаще используется в России, Украине и Польше. Растущий интерес к нашему браузеру в этих странах мы связываем со все еще низкими скоростями подключения к Сети и с ограничениями на объем трафика. Кроме того, все больше людей приобретают телефоны с возможностью выхода в Интернет, и Украина находится в первой пятерке стран по количеству пользователей Opera Mini. Любопытно, что самыми популярными сайтами при этом являются vkontakte.ru и другие социальные сети.

У вас есть партнеры в Украине?

Пока нет, равно как и регионального офиса. Но я полагаю, что вскоре что-то появится. Мы видим у вашей страны огромный потенциал и пытаемся популяризировать здесь свои продукцию и услуги. Зато в нашей компании есть разработчики из Украины.

Вы наверняка знаете, что рынок ПО в Украине не слишком развит. Не пугает ли вас, скажем, высокий уровень пиратства?

Для нас это не проблема, поскольку мы больше не взимаем плату за свое ПО. Раньше стоимость браузера Opera составляла $39, но сегодня я думаю, что время, когда за ПО брали деньги, уже позади. Конечно, такие компании, как Microsoft и Adobe, не смогут сразу отказаться от своей бизнес-модели, но мне все же кажется, что у нее нет будущего. Как я уже говорил, мы зарабатываем на поставщиках онлайновых сервисов и производителях мобильных устройств. Последние охотно платят за наше ПО, понимая, что могут сэкономить на аппаратном обеспечении, ведь наш браузер использует гораздо меньше ресурсов.

CEO вашей компании недавно расценил выход Chrome как позитивное событие. Неужели вы не видите в Google конкурента?

С одной стороны, Google, безусловно, наш конкурент, но с другой – мы сотрудничаем с этой компанией как в настольном, так и в мобильном сегментах. Мы понимаем, что многие со временем обязательно перейдут на Chrome, в том числе и отдельные пользователи Opera. Тем не менее в целом мы действительно считаем появление Chrome позитивным событием. Благодаря новому браузеру Интернет станет более развитым, поскольку Google также занимается разработкой различных дополнительных сервисов и технологий (в частности, я бы отметил Google Gears), которые сделают браузеры еще популярнее.

Кто же является вашим главным соперником сегодня?

Трудно сказать. Пожалуй, у нас нет таких конкурентов, чей продукт можно было бы противопоставить Opera, ведь этот браузер работает на устройствах всех типов. В этом заключается наша уникальность. Похожей тактики пытается придерживаться Microsoft, но Internet Explorer все же существенно отличается от нашего продукта. Можно было бы сравнить Opera с Safari, поскольку браузер Apple работает и на iPhone, но он привязан к аппаратному обеспечению Apple. У Google есть Chrome для настольных ПК и платформы Android, но нет для Nintendo Wii. Таким образом, в разных сегментах рынка мы конкурируем с разными компаниями.

Если же ограничиться настольными ПК, то здесь нашим основным конкурентом, безусловно, остается Internet Explorer. Он по-прежнему автоматически устанавливается на большинстве компьютеров, и мы считаем такое положение дел несправедливым и стараемся доказать это в соответствующих европейских инстанциях.

И ситуация для Windows Mobile аналогична?

Opera «Время, когда за ПО брали деньги, проходит»

Не вполне, ведь хотя Internet Explorer стандартно присутствует в Windows Mobile, в мобильном сегменте Microsoft не является монополистом. В различных регионах ситуация может отличаться, но в целом здесь лидирует Symbian, да и у Apple весьма прочные позиции. Вероятно, именно поэтому наша доля в мобильном сегменте намного больше, чем в настольном. И потому нам нравится честная конкуренция, когда возможно соперничать на технологическом уровне.

Opera была первой компанией, которая ввела в браузере вкладки, управление жестами и многие другие функции. Однако сегодня они есть и в конкурирующих продуктах. И даже Microsoft уже решила поддерживать веб-стандарты. Не кажется ли вам, что, по крайней мере, настольному сегменту грозит стагнация?

Мы рады, что Internet Explorer наконец-то проходит тест Acid2, это очень важно. Microsoft решилась на такой шаг по требованию пользователей. В то же время, по словам Стива Балмера, Microsoft собирается по-прежнему патентовать и применять собственные наработки.

Действительно, многие из наших наиболее удачных идей сегодня уже реализованы в других браузерах. Но в функциональном плане мы все равно лидируем и продолжаем двигаться вперед. Сейчас в разработке находятся несколько технологий, которые, как мне кажется, являются очень важными и сыграют роль в формировании будущего Интернета.

Одна из них (ею занимаюсь непосредственно я) – веб-шрифты. Сегодня браузер может использовать только те шрифты, которые локально установлены на ПК. Но в Opera мы хотим это изменить и позволить подгружать их из Интернета. Данная идея может быть реализована посредством CSS – за счет указания специального URL вместо конкретного имени шрифта. В результате будет очень легко менять дизайн веб-страниц, что, мне кажется, придется по душе веб-дизайнерам.

Одобрена ли эта возможность W3C?

В определенном смысле да, поскольку в спецификации CSS разрешено указывать URL вместо названия шрифта. Но мы продолжаем сотрудничать по этому вопросу с командами Safari и Mozilla, и, надеюсь, через 12 месяцев все браузеры станут поддерживать данную функцию. Правда, все еще имеются разногласия с Microsoft по использованию шрифтов TrueType, но мы постараемся решить и эту проблему.

Кстати, мы продвигаем еще одну похожую идею. Сегодня загрузка и просмотр видео в Интернете уже не является чем-то диковинным, а сервисы вроде YouTube множатся день ото дня. И это не случайно, поскольку без их помощи размещать ролики в Сети достаточно сложно, необходимо использовать Flash или другие закрытые форматы. Мы же выступаем за открытые форматы и вообще хотим максимально упростить процедуру загрузки видео в Интернет за счет введения нового HTML-тега, аналогичного имеющемуся для обычного изображения.

Из более практических функций я бы упомянул Speed Dial – способ быстрого вызова сайтов, посещаемых вами чаще всего. Довольно простая идея, но по-настоящему ее потенциал раскрывается, если вы пользуетесь Opera на различных устройствах. Тогда можно синхронизировать все подобные настройки, ссылки и пр. и существенно облегчить себе жизнь, ведь, скажем, вводить URL на мобильном телефоне не так уж удобно.

А каковы вообще ваши ближайшие планы?

Компания активно работает над тем, чтобы в скором времени представить браузер нового поколения – Opera 10. Надеюсь, что альфа-версия выйдет до Рождества и станет своего рода праздничным подарком для наших пользователей. К сожалению, я пока не имею права разглашать информацию обо всех запланированных там нововведениях.

Кроме того, мы расширяем диапазон устройств, на которых может функционировать Opera. Одним из нынешних приоритетов является OLPC, предназначенный специально для школьников. Надо понимать, что это – совершенно особенная категория пользователей, и мы постараемся, чтобы наш браузер стал действительно важным и полезным инструментом в сфере образования.

Мы также продолжаем развивать нашу технологию «виджетов». Как известно, это небольшие приложения, выполняющиеся внутри браузера и реализованные стандартными веб-средствами: HTML, CSS, JavaScript, DOM. За счет этого они автоматически являются кросс-платформенными. Мне эта концепция кажется очень важной, поскольку значение браузера постоянно возрастает, я бы даже сказал, что он предоставляет «окно» в электронный мир будущего. Наша ближайшая задача – обеспечить функционирование виджетов на мобильных устройствах и телефонах.

Ну и напоследок хотелось бы узнать ваше отношение к Open Source. Вы не собираетесь открыть код Opera?

Прежде всего, мы всячески приветствуем и поддерживаем платформы с открытыми кодами (лично я предпочитаю Linux). Однако свои коды мы пока открывать не планируем. Мы серьезно рассматривали такую возможность, но так и не нашли подходящую бизнес-модель. Как я уже упоминал, часть дохода мы получаем от сотрудничества с производителями мобильных телефонов, для которых нужна та или иная адаптация наших браузеров. Открыв код, мы лишились бы этого источника, что было бы совершенно неоправданным. Тем не менее это не мешает нам открывать коды отдельных компонентов. В качестве примера можно привести JavaScript-отладчик Opera Dragonfly (который сам, кстати, реализован на JavaScript). И, конечно же, за Open Source я вижу большие перспективы.

+26
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Цікаво, коли пройде час, коли платють за робробку ПЗ?

Видимо когда модель SaaS наберет полный оборот :)

Я мав на увазі "припинять оплачувати працю програмістів-розробників програмнго забезпечення". Невже таке можливо?..

Zav тупой. Зряплата программистов, копейки в структуре проекта. Речь идет не об отмене зряплаты, а о том, что буржуи зажрались и платить вторую стоимость компа за глючный софт, который устареет через полгода-год, ХАМСТВО! В Opere - это поняли, особенно когда бесплатный IE завалил всех конкурентов.

Гиги, я подивлюся, як ви неплатитимете за те саме програмне забезпечення, але вже в складі "онлайновых сервисов и мобильных устройств"©, зважаючи що їхні виробники"охотно платят за наше ПО, понимая, что могут сэкономить на аппаратном обеспечении, ведь наш браузер использует гораздо меньше ресурсов"©.
p.s. Зміна назви систему прозподілу грошових коштів не змінює її суті, нажаль. Я так зрозумів, що Opera знайшла себе на ринку "аутсорсингу"?

а вы все еще мечтаете об "от каждого по способностям, каждому по потребностям"? ;)

Аж ніяк! Просто так написано в заголовку статті, гиги.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT